Решение Приморского краевого суда от 3 августа 2023 г. по делу N 3а-116/2023
Приморский краевой суд, в составе
председательствующего судьи Внуковой О.Н.,
при секретаре Джафаровой В.Э.,
с участием представителя прокуратуры Приморского края Романовой О.Н.,
представителей административного ответчика Думы Пограничного муниципального округа - Себелевой Г.В.,
заинтересованного лица - Администрации Пограничного муниципального округа Ташлыковой Т.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Приморского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Думе Пограничного муниципального округа Приморского края, заинтересованное лицо: Администрация Пограничного муниципального округа Приморского края, о признании приложения к муниципальному правовому акту Думы Пограничного муниципального округа Приморского края от 10.08.2020 N 24-МПА "Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Пограничного муниципального и предоставляемые без проведения торгов", недействующим со дня его принятия
установил:
решением Думы Пограничного муниципального округа от 30.07.2020 N 57 принят муниципальный правовой акт от 10.08.2020 N 24-МПА "Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Пограничного муниципального округа и предоставляемые без проведения торгов", утверждено Приложение "Ставки арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Пограничного муниципального округа", которым установлены ставки арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Пограничного муниципального округа.
Указанный муниципальный акт размещен и опубликован на официальном сайте Администрации и Думы Пограничного муниципального округа Приморского края 13 августа 2020 года.
Заместитель прокурора Приморского края, с учетом уточненных административных исковых требований, обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, о признании вышеуказанного приложения к муниципальному правовому акту недействующим со дня его издания, указав, что принятый нормативный правовой акт не соответствует требованиям федерального законодательства, и противоречит действующему земельному законодательству, имеющим большую юридическую силу, нарушает права, свободы и законные интересы граждан. Оценка регулирующего воздействия проекта указанного нормативного правового акта Думой Пограничного муниципального округа не проведена. Финансово-экономическое обоснование приложения к правовому муниципальному акту Думы Пограничного муниципального округа, отсутствует.
Прокурором Пограничного муниципального района Приморского края 22 февраля 2023 года был принесен протест с требованием о приведении в соответствие с требованиями действующего законодательства муниципального правового акта Пограничного муниципального округа от 10.08.2020 N 24-МПА, который, по результатам рассмотрения Думой Пограничного муниципального округа 30 марта 2023 года, удовлетворен в части приведения в соответствие с требованиями действующего законодательства видов разрешенного использования земельных участков, а в части финансово-экономического обоснования размеров арендной платы оставлен без удовлетворения.
До настоящего времени необходимые изменения в муниципальный нормативный правовой акт не внесены. Оценка регулирующего воздействия указанного нормативного правового акта не проведена, какие-либо расчеты в целях экономического обоснования введения коэффициентов функционального использования земельных участков не представлено.
В судебном заседании прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражных процессах, поддержал заявленные уточненные требования в полном объеме по основаниям и доводам, указанным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика - Думы Пограничного муниципального округа, в судебном заседании пояснила, что муниципальный правовой акт Думы Пограничного муниципального округа принят представительным органом муниципального образования в пределах предоставленной компетенции, в установленном порядке, данный нормативный правовой акт был опубликован на официальной сайте Администрации и Думы Пограничного муниципального округа. При принятии муниципального правового акта были применены ставки арендной платы, установленные муниципальным правовым актом Пограничного муниципального района N 172 от 28.04.2017 г., депутатами Пограничного муниципального района были изучены отчеты по годовой арендной ставке Пограничного муниципального района, сёл Нестеровка, Жариково, Богуславка, Барабаш-Левада, Сергеевка, Украинка, ст. Пржевальская. С учетом, того, что данный нормативный правовой акт применялся и на его основании были реализованы права граждан и организаций, в случае удовлетворения заявленных требований, просили суд признать его недействующим со дня вступления в законную силу решения суда ( отзыв прилагается).
Представитель администрации Пограничного муниципального округа в судебном заседании привела доводы аналогичные доводам представителя административного ответчика - Думы Пограничного муниципального округа.
Выслушав объяснения лиц участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
В силу частей 1, 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли является платным. Формами платы за пользование землей являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ, а также в силу действовавших до 1 марта 2015 года положений пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса РФ и пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается, в частности, органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В силу пункта 5 части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования относится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Дума Пограничного муниципального округа Приморского края является представительным органом муниципального образования, уполномоченным в сфере земельных отношений.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что у представительного органа местного самоуправления имелись полномочия на принятие нормативного правового акта.
Судом установлено, что муниципальным правовым актом Думы Пограничного муниципального округа от 10.08.2020 N 24-МПА установлен Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Пограничного муниципального округа и предоставляемые без проведения торгов. Указанный муниципальный акт размещен и опубликован 13.08.2020 на официальном сайте Администрации и Думы Пограничного муниципального округа.
Таким образом, указанный нормативный правовой акт принят уполномоченным представительным органом муниципального образования, в установленной форме, с соблюдением процедуры принятия, официально опубликован.
Вместе с тем Приложение к муниципальному правовому акту Думы Пограничного муниципального округа от 10.08.2020 N 24-МПА "Ставки арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Пограничного муниципального округа", не в полной мере соответствуют нормам федерального законодательства.
Так, Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Арендная плата, в соответствии с вышеуказанным постановлением Правительства РФ, определяется исходя, в том числе из принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в определениях от 11 мая 2004 года N 209-О, от 28 февраля 2017 года N 424-О, при отсутствии единых правил, орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть, основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории.
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документов, непосредственно подтверждающих проведение расчета величины базовой ставки.
Таким образом, коэффициент функционального использования, являясь одним из показателей расчета годовой арендной платы, подразумевает необходимость экономического обоснования его размера и, соответственно, должен отвечать принципу экономической обоснованности.
В свою очередь, соблюдение принципа экономической обоснованности при установлении коэффициентов должно быть доказано путем представления соответствующих документов.
Из материалов дела следует, что финансово-экономические обоснование Приложения к муниципальному правовому акту Думы Пограничного муниципального округа, и доказательств того, что Думой Пограничного муниципального округа производились какие-либо расчеты в целях экономического обоснования введения коэффициентов функционального использования земельных участков, не представлены.
Указание Думы Пограничного муниципального округа Приморского края в письме от 03.04.2023 N 01-11/38 о том, что при принятии ставок учтена кадастровая стоимость и ряд других показателей, а также изучение отчетов по годовой арендной ставке Пограничного муниципального района, сёл Нестеровка, Жариково, Богуславка, Барабаш-Левада, Сергеевка, Украинка, ст. Пржевальская, не может свидетельствовать о соблюдении принципа экономической обоснованности, экспертное заключение о проведении антикоррупционной экспертизы проекта решения, коррупционных факторов и коррупциогенных норм отсутствует.
Таким образом, отсутствие необходимого экономического обоснования расчета коэффициентов функционального использования земельных участков, указанных в Приложении к муниципальному правовому акту противоречит требованиям действующего земельного законодательства.
Прокурором Пограничного муниципального района Приморского края 22 февраля 2023 года был принесен протест о приведении в соответствие с требованиями действующего законодательства муниципального правового акта Пограничного муниципального округа от 10.08.2020 N 24-МПА, однако по результатам рассмотрения Думой Пограничного муниципального округа 30 марта 2023 года в названной выше части оставлен без удовлетворения.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Из разъяснений, изложенных в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", следует, что суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Вопрос о признании нормативного правового акта не действующим с того или иного времени решается судом в зависимости от обстоятельств дела.
Устанавливая дату, с которой оспариваемое в указанной части решение Думы Пограничного муниципального округа от 10 августа 2020 года N 24-МПА должно быть признано недействующим, суд полагает, что оно подлежит признанию не действующим со дня его принятия, поскольку определение иной даты, связанной со вступлением настоящего решения в законную силу с учётом того обстоятельства, что оспариваемый акт утратил свою силу на момент рассмотрения дела, однако формально действует, применяется в связи с отменой муниципального правового акта Пограничного муниципального округа от 31.03.2023 N 178-МПА "О внесении изменений в муниципальный правовой акт Пограничного муниципального округа от 10.08.2020 N 24-МПА, не будет отвечать задаче административного судопроизводства - защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов субъектов в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Руководствуясь статьями 178, 180, 215 - 217 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление заместителя прокурора Приморского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - удовлетворить.
Признать недействующим со дня его принятия Приложение к муниципальному правовому акту Думы Пограничного муниципального округа от 10 августа 2020 года N 24-МПА "Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Пограничного муниципального округа и предоставляемые без проведения торгов".
Сообщение о данном решении суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в официальном печатном издании Пограничного муниципального округа Приморского края.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
О.Н. Внукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 3 августа 2023 г. по делу N 3а-116/2023
Опубликование:
-