Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
Кизильского муниципального района
от 29 июня 2023 г. N 690
Порядок
проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов администрации Кизильского муниципального района
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (вместе с "Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", "Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"), Решением Собрания депутатов Кизильского муниципального района от 30.05.2023 N 168 "Об утверждении Положения "О порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления Кизильского муниципального района".
2. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов администрации Кизильского муниципального района (далее - Порядок) устанавливает порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов администрации Кизильского муниципального района в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
3. Антикоррупционная экспертиза проводится в отношении всех действующих нормативных правовых актов администрации, а также проектов нормативных правовых актов в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".
4. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов администрации не проводится в отношении отмененных или утративших силу нормативных правовых актов.
5. В отношении нормативных правовых актов администрации, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, независимая антикоррупционная экспертиза не проводится.
6. Основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов администрации (проектов нормативных правовых актов) являются:
1) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов администрации;
2) оценка нормативных правовых актов во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами администрации;
3) обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов администрации (проектов нормативных правовых актов);
4) сотрудничество с органами прокуратуры, иными государственными органами и организациями, органами государственной власти Челябинской области, органами местного самоуправления Кизильского муниципального района, а также их должностными лицами, гражданами при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов администрации (проектов нормативных правовых актов).
II. Коррупциогенные факторы и порядок их выявления
7. Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
Коррупциогенными нормами признаются положения нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов, содержащие коррупциогенные факторы.
8. Коррупциогенными факторами являются:
1) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий администрации (должностных лиц);
2) определение компетенции по формуле "вправе" - диапозитивное установление возможности совершения администрацией Кизильского муниципального района (должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
3) выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению администрации (должностных лиц);
4) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или организации, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
5) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции администрации (должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
6) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательного делегирования соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
7) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения администрацией Кизильского муниципального района (должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
8) отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага);
9) нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов администрации (должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
9. Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:
1) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
2) злоупотребление правом заявителя администрации Кизильского муниципального района или организациями (должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;
3) юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
III. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов
10. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов администрации (далее - проектов нормативных правовых актов) проводится специалистами, уполномоченными на ее проведение распоряжением главы Кизильского муниципального района.
11. В случае если проект нормативного правового акта не отвечает признакам нормативности, антикоррупционная экспертиза не проводится, заключение не составляется.
12. По результатам антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта готовится заключение антикоррупционной экспертизы, оформляемое по форме, согласно приложениям NN 1, 2 к настоящему Порядку.
13. В ходе проведения антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта специалисты вправе запрашивать необходимые материалы и информацию у органов государственной власти и органов местного самоуправления, организаций, граждан, привлекать независимых экспертов, специалистов отраслевых (функциональных) органов, не являющихся разработчиками нормативного правового акта администрации, находящегося на экспертизе.
14. В заключении антикоррупционной экспертизы указываются:
1) дата заключения;
2) наименование проекта нормативного правового акта;
3) выявленные коррупциогенные факторы с указанием соответствующих пунктов, подпунктов проекта нормативного правового акта, в которых эти факторы выявлены;
4) рекомендации по устранению коррупциогенных факторов путем устранения или коррекции содержащих их норм проекта нормативного правового акта;
5) предложения о дополнении проекта нормативного правового акта превентивными антикоррупционными нормами.
15. Проект нормативного правового акта, в тексте которого выявлены коррупциогенные факторы, с заключением возвращается разработчику проекта нормативного правового акта. Предоставление для дальнейшего согласования проектов нормативных правовых актов администрации с заключением о наличии в его тексте коррупциогенных факторов не допускается.
16. После доработки проект нормативного правового акта представляется специалисту, уполномоченному на проведение экспертизы.
17. В случае несогласия разработчика проекта нормативного правового акта с заключением в течение пяти рабочих дней со дня получения разработчиком заключения проводится обсуждение с заинтересованными сторонами с целью выработки взаимоприемлемого решения.
18. Независимая антикоррупционная экспертиза проводится юридическими лицами и физическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации в качестве экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96.
19. Для проведения независимой антикоррупционной экспертизы уполномоченное соответствующим органом местного самоуправления лицо размещает в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет (далее - сеть Интернет) проект нормативного правового акта, с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам антикоррупционной экспертизы. Датой начала приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта является дата его размещения в сети "Интернет".
Проекты нормативных правовых актов размещаются на сайте в сети "Интернет" не менее чем на 7 дней.
При этом повторное размещение проектов нормативных правовых актов на сайте в сети "Интернет" в порядке, установленном абзацами первым и вторым настоящего пункта, требуется только в случае изменения их редакции по итогам консультаций или обсуждения.
20. В случае, если в течение рабочего дня, соответствующего дню направления проекта нормативного правового акта для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз уполномоченным лицом, он не размещен в соответствии с пунктом 19 настоящего Порядка на сайте в сети "Интернет" либо в служебной записке к проекту нормативного правового акта отсутствует указание на его размещение на сайте в сети "Интернет", такой проект нормативного правового акта возвращается разработчику без рассмотрения.
21. Результаты независимой антикоррупционной экспертизы отражаются в заключении, составленном по форме, утверждаемой Министерством юстиции Российской Федерации, и размещаются на сайте Кизильского муниципального района.
22. Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения.
По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.
IV. Антикоррупционная экспертиза действующего нормативного правового акта
23. Антикоррупционная экспертиза действующих нормативных правовых актов администрации (далее - действующих нормативных правовых актов) проводится по поручению Главы Кизильского муниципального района, либо иного должностного лица администрации.
24. По результатам антикоррупционной экспертизы действующего нормативного правового акта составляется заключение антикоррупционной экспертизы.
25. Заключение антикоррупционной экспертизы действующего нормативного правового акта должно соответствовать требованиям, установленным пунктом 14 настоящего Порядка.
26. Независимая антикоррупционная экспертиза действующего нормативного правового акта проводится в порядке, установленном действующим законодательством. Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы действующих нормативных правовых актов размещается на сайте Кизильского муниципального района.
Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы, не соответствующее требованиям, либо проведенное лицами, не уполномоченными, не аккредитованными в установленном законом порядке, не рассматривается.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.