Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к приказу Министерства
промышленности, торговли и
предпринимательства Курской области
от 30.12.2022 N 225
Положение
об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс) в министерстве промышленности, торговли и предпринимательства Курской области
1. Общие положения
Настоящее Положение разработано во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21.12.2017 N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" и определяет порядок внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (далее - антимонопольный комплаенс) в Министерстве промышленности, торговли и предпринимательства Курской области (далее - Министерство).
1.1. Термины и понятия, используемые в настоящем Положении, применяются в значениях, определенных антимонопольным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о защите конкуренции.
1.2. Целями антимонопольного комплаенса являются:
- обеспечение соответствия деятельности Министерства требованиям антимонопольного законодательства;
- профилактика и сокращение количества нарушений требований антимонопольного законодательства в деятельности Министерства;
- повышение уровня правовой культуры в Министерстве.
1.3. Задачи антимонопольного комплаенса:
- выявление рисков нарушений антимонопольного законодательства;
- управление рисками нарушений антимонопольного законодательства;
- контроль соответствия деятельности Министерства требованиям антимонопольного законодательства;
- оценка эффективности организации в Министерстве антимонопольного комплаенса.
1.4. Принципы антимонопольного комплаенса:
- законность;
- регулярность оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;
- информационная открытость действующего в Министерстве антимонопольного комплаенса;
- непрерывность анализа и функционирования антимонопольного комплаенса;
- совершенствование антимонопольного комплаенса.
2. Уполномоченный (уполномоченное должностное лицо) в Министерстве промышленности, торговли и предпринимательства Курской области
2.1. Основными функциональными обязанностями уполномоченного являются:
- разработка, согласование и внедрение правовых актов Министерства, обеспечивающих развитие и функционирование антимонопольного комплаенса в Министерстве;
- координация и методологическое обеспечение мероприятий антимонопольного комплаенса в Министерстве;
- контроль за функционированием антимонопольного комплаенса в Министерстве;
- выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства в деятельности Министерства;
- инициирование мероприятий по минимизации рисков нарушения антимонопольного законодательства в Министерстве;
- информирование должностных лиц Министерства, в зоне ответственности которых имеются соответствующие антимонопольные риски, и руководителя о выявленных рисках;
- организация взаимодействия между подразделениями Министерства по вопросам реализации антимонопольного комплаенса;
- взаимодействие с территориальным антимонопольным органом по вопросам организации и функционирования антимонопольного комплаенса в Министерстве.
3. Функции должностных лиц и структурных подразделений, ответственных за функционирование антимонопольного комплаенса в Министерстве промышленности, торговли и предпринимательства Курской области
3.1. В целях обеспечения соответствия деятельности Министерства требованиям антимонопольного законодательства осуществляется выявление и оценка рисков нарушения антимонопольного законодательства.
3.2. В целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства должностными лицами и структурными подразделениями, ответственными за функционирование антимонопольного комплаенса в Министерстве, на регулярной основе проводятся следующие мероприятия:
3.2.1. Анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел).
3.2.2. Анализ проектов нормативных правовых актов Курской области, разработанных Министерством, и действующих нормативных правовых актов Курской области, относящихся к сфере деятельности Министерства и реализация которых связана с соблюдением требований антимонопольного законодательства (далее соответственно - проекты актов Министерства, действующие акты Министерства), на предмет соответствия их антимонопольному законодательству.
3.2.3. Мониторинг и анализ практики применения антимонопольного законодательства.
3.2.4. Разработка и поддержание в актуальном состоянии методики выявления внутренних и внешних рисков нарушения антимонопольного законодательства в рамках реализации в Министерстве антимонопольного комплаенса.
3.2.5. Проведение систематической оценки эффективности разработанных и реализуемых мер контроля.
3.2.6. Проведение постоянного мониторинга для выявления в Министерстве остаточных рисков нарушения антимонопольного законодательства.
3.3. Анализ выявленных в Министерстве нарушений антимонопольного законодательства за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел) проводится не реже одного раза в год. При проведении данного анализа Министерством реализуются следующие мероприятия:
3.3.1. Осуществляется сбор сведений, в том числе в подразделениях Министерства, о наличии выявленных контрольными органами нарушений антимонопольного законодательства.
3.3.2. Составляется перечень выявленных нарушений антимонопольного законодательства.
Перечень нарушений антимонопольного законодательства должен содержать сведения о выявленных за последние 3 года нарушениях законодательства, отдельно по каждому нарушению, и информацию о нарушении (с указанием нарушенной нормы законодательства, краткого изложения сути нарушения, последствий нарушения антимонопольного законодательства и результата рассмотрения нарушения антимонопольным органом), позицию антимонопольного органа, сведения о мерах по устранению нарушения, а также сведения о мерах, направленных Министерством на недопущение повторения нарушения. Перечень нарушений антимонопольного законодательства должен содержать классификацию по сферам деятельности Министерства.
3.4. Анализ действующих актов Министерства на предмет соответствия их антимонопольному законодательству проводится не реже одного раза в год. При проведении данного анализа реализуются следующие мероприятия:
3.4.1. Разрабатывается исчерпывающий перечень действующих актов Министерства (далее - Перечень действующих актов) с указанием источника их публикации.
3.4.2. Перечень действующих актов размещается на официальном сайте Министерства в сети "Интернет" в свободном доступе.
3.4.3. На антимонопольному законодательству действующих актов Министерства.
3.4.4. Перечень действующих актов направляется на рассмотрение представителям бизнес-объединений и (или) иным общественным организациям (объединениям).
3.4.5. Осуществляется сбор и анализ представленных замечаний и предложений.
3.4.6. Проводится совещание представителей Министерства с участием бизнес-объединений (иных общественных организаций (объединений) по обсуждению представленных предложений и замечаний к Перечню действующих актов.
3.4.7. По итогам проведения указанного совещания составляется протокол совещания, а также таблица о необходимости внесения изменений (признании утратившими силу) в действующие акты Министерства с обоснованием целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений (признания утратившими силу).
3.5. При проведении анализа проектов актов Министерства на предмет соответствия их антимонопольному законодательству Министерством реализуются следующие мероприятия:
3.5.1. Проекты актов Министерства вместе с пояснительными записками размещаются на официальном сайте Министерства в сети "Интернет" в свободном доступе.
3.5.2. Осуществляется сбор и анализ поступивших предложений и замечаний.
3.5.3. По итогам рассмотрения полученных предложений и замечаний по проекту акта Министерства подготавливается справка о выявлении (отсутствии) в проекте акта Министерства положений, противоречащих антимонопольному законодательству.
3.6. При проведении мониторинга и анализа практики применения антимонопольного законодательства уполномоченным должностным лицом реализуются следующие мероприятия:
3.6.1. На постоянной основе осуществляется сбор сведений, в том числе в подразделениях Министерства, о правоприменительной практике в Министерстве.
3.6.2. По итогам сбора указанной информации подготавливается аналитическая справка об изменениях и основных аспектах правоприменительной практики, а также о проблемах правоприменения.
3.6.3. Один раз в полугодие проводятся рабочие совещания представителей Министерства с приглашением представителей антимонопольного органа по обсуждению результатов правоприменительной практики и по вопросам проблем правоприменения.
3.6.4. По итогам проведения указанного совещания составляется протокол, а также подготавливаются предложения по решению проблем правоприменения.
3.7. При выявлении отдельных рисков Министерства проводится их оценка в соответствии с таблицей 1:
Таблица 1
Уровень риска |
Описание риска |
Низкий |
Отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности Министерства по развитию конкуренции, вероятность выдачи предупреждений, возбуждения дел о нарушении антимонопольного законодательства, наложения штрафов отсутствуют |
Незначительный |
Возможность выдачи предупреждения |
Существенный |
Возможность выдачи предупреждения и возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства |
Высокий |
Возможность выдачи предупреждения и (или) возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства и (или) привлечение к административной ответственности (штраф, дисквалификация) |
3.8. По результатам проведения оценки рисков, выявленных по результатам проведенных мероприятий антимонопольного комплаенса, уполномоченным должностным лицом совместно с должностными лицами структурных подразделений, ответственных за функционирование антимонопольного комплаенса Министерства, составляются карты рисков по форме согласно приложению N 1 к настоящему Положению.
3.9. В карты рисков включаются:
- выявленные риски (их описание), структурированные по уровню и направлениям деятельности;
- описание причин возникновения рисков;
- описание условий возникновения рисков;
- мероприятия по минимизации и устранению рисков;
- наличие (отсутствие) остаточных рисков;
- вероятность повторного возникновения рисков.
3.10. Карты рисков составляются не реже одного раза в год, утверждаются руководителем Министерства или уполномоченным должностным лицом и размещаются на официальном сайте Министерства в сети "Интернет".
3.11. Информация о проведенных мероприятиях по выявлению и оценке рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в Доклад об антимонопольном комплаенсе.
4. Проведение мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства
4.1. В целях снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным должностным лицом совместно с должностными лицами структурных подразделений, ответственных за функционирование антимонопольного комплаенса, на основе карты рисков нарушения антимонопольного законодательства разрабатывается план мероприятий ("дорожная карта") по форме согласно приложению N 2 к настоящему Положению.
4.2. План мероприятий ("дорожная карта") по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства разрабатывается ежегодно.
4.3. План мероприятий ("дорожная карта") по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства утверждается руководителем Министерства или уполномоченным должностным лицом и размещается на официальном сайте Министерства в сети "Интернет".
4.4. Уполномоченное должностное лицо совместно с должностными лицами структурных подразделений, ответственных за функционирование антимонопольного комплаенса, на постоянной основе осуществляют мониторинг исполнения планов мероприятий ("дорожных карт") по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
4.5. Информация об утверждении и исполнении планов мероприятий ("дорожных карт") по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в Доклад об антимонопольном комплаенсе.
5. Организация обучения государственных гражданских служащих и работников Министерства промышленности, торговли и предпринимательства Курской области требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса
5.1. Министерство организует систематическое обучение своих государственных гражданских служащих и работников требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса в следующих формах:
- вводный (первичный) инструктаж;
- целевой (внеплановый) инструктаж;
- повышение квалификации;
- плановая аттестация.
5.2. Вводный (первичный) инструктаж и ознакомление с основами антимонопольного законодательства и настоящим Положением проводятся при поступлении (приеме) государственных гражданских служащих (работников) Министерства на государственную службу (работу), в том числе при переводе служащего (работника) на другую должность, если она предполагает другие должностные обязанности.
5.3. Целевой (внеплановый) инструктаж проводится при изменении антимонопольного законодательства, настоящего Положения и при выявлении антимонопольным органом или уполномоченным подразделением признаков нарушения (установления факта) антимонопольного законодательства в деятельности Министерства.
5.4. Организация повышения квалификации государственных гражданских служащих (работников) в части изучения требований антимонопольного законодательства осуществляется в соответствии с законодательством.
5.5. Организация проведения аттестации государственных гражданских служащих (работников), в том числе по вопросам антимонопольного комплаенса, осуществляется в соответствии с законодательством.
5.6. Информация о проведении ознакомления государственных гражданских служащих (работников) с антимонопольным комплаенсом, а также о проведении обучающих мероприятий включается в Доклад об антимонопольном комплаенсе.
6. Оценка эффективности антимонопольного комплаенса
6.1. В целях оценки организации и функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса приказом Министерства утверждаются ключевые показатели эффективности реализации мероприятий антимонопольного комплаенса, как отдельно для уполномоченного должностного лица, так и для Министерства в целом.
6.2. Ключевые показатели для структурных подразделений, ответственных за функционирование антимонопольного комплаенса Министерства, устанавливаются в целях оценки эффективности мероприятий, осуществляемых уполномоченным должностным лицом.
6.3. Ключевыми показателями для Министерства в целом устанавливаются в целях снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства в результате деятельности Министерства по результатам выявления и оценки рисков, с учетом уровней рисков, приведенных в таблице 1 раздела 3 настоящего Положения.
6.4. Уполномоченное должностное лицо ежегодно проводит оценку достижения ключевых показателей эффективности реализации мероприятии антимонопольного комплаенса.
6.5. Уполномоченное должностное лицо при необходимости ежегодно проводит актуализацию ключевых показателей эффективности реализации мероприятий антимонопольного комплаенса.
6.6. Информация о достижении ключевых показателей эффективности реализации мероприятий антимонопольного комплаенса включается в Доклад об антимонопольном комплаенсе.
7. Доклад об антимонопольном комплаенсе
7.1. Доклад об антимонопольном комплаенсе должен содержать:
- информацию о проведении выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;
- информацию об утверждении и исполнении планов мероприятий ("дорожных карт") по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства;
- информацию о проведении ознакомления государственных гражданских служащих (работников) с антимонопольным комплаенсом, а также о проведении обучающих мероприятий;
- информацию о достижении ключевых показателей эффективности реализации мероприятий антимонопольного комплаенса.
7.2. Доклад об антимонопольном комплаенсе Министерства не реже 1 раза в год направляется уполномоченным подразделением в адрес уполномоченного органа Курской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.