г. Краснодар |
|
22 октября 2019 г. |
Дело N А53-9736/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 октября 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Ташу А.Х., судей Кухаря В.Ф. и Чесняк Н.В., при участии в судебном заседании от истца - федерального казенного учреждения "Северо-Кавказское окружное управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации" (ИНН 6163030588, ОГРН 1026103173910) - Азаровой О.В. (доверенность от 14.08.2019), от ответчика - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Шабашовой И.С. (доверенность от 16.01.2018), в отсутствие третьего лица - федерального казенного учреждения "Главный центр специальных перевозок Министерства внутренних дел Российской Федерации", извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Северо-Кавказское окружное управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.05.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2019 по делу N А53-9736/2018, установил следующее.
ФКУ "Северо-Кавказское окружное управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд с иском об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора с ОАО "Российские железные дороги" (далее - железная дорога) от 29.12.2017 N 79/1 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования (далее - договор N 79/1; уточненные требования).
Решением от 01.08.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 09.10.2018, подпункт "г" пункта 15 договора 79/1
изложен в следующей редакции: "Плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", в соответствии со статьей 58 Устава железнодорожного транспорта РФ. Плата определяется по соглашению сторон как произведение среднесетевой ставки (руб/км в сутки), утвержденной Правлением
ОАО "РЖД", на развернутую длину пути (км), принадлежащего перевозчику,
и начисляется за сутки, в которые была осуществлена подача и уборка вагонов. На дату заключения настоящего договора плата за использование железнодорожного пути необщего пользования составляет 0,679 3230 = 2193,17 (две тысячи сто девяносто
три) рубля 17 копеек в сутки. В случае утверждения ОАО "РЖД" новой ставки платы
за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим
ОАО "РЖД", с даты утверждения ОАО "РЖД" новых размеров ставок владелец уплачивает перевозчику плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, с учетом новых размеров ставки. При этом оформление нового соглашения и/или дополнительного соглашения к договору
не требуется". Судебные акты мотивированы тем, что действия ответчика, являющегося монополистом и профессиональным участником рынка услуг железнодорожного транспорта, по включению в договор N 79/1 условия о ежесуточной плате за пользование железнодорожным путем и взиманию указанной платы с истца при отсутствии соответствующей нормы права, противоречат существу законодательного регулирования обязательств. Таким образом, условия спорного пункта договора N 79/1 изложены
в редакции учреждения.
Постановлением суда кассационной инстанции от 11.02.2019 решение от 01.08.2018 и постановление суда апелляционной инстанции от 09.10.2018 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФКУ "Главный центр специальных перевозок Министерства внутренних дел Российской Федерации".
При новом рассмотрении решением от 13.05.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 03.07.2019, подпункт "г" пункта 15 договора N 79/1 изложен в следующей редакции: "Плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", в соответствии со статьей 58 Устава железнодорожного транспорта РФ. Плата начисляется ежесуточно и определяется по соглашению сторон как произведение среднесетевой ставки (руб/км в сутки), утвержденной Правлением ОАО "РЖД", на развернутую длину пути (км), принадлежащего перевозчику. На дату заключения договора плата за использование железнодорожного пути необщего пользования составляет 3343,0 руб/км в сутки. В случае утверждения ОАО "РЖД" новой ставки платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД", с даты утверждения ОАО "РЖД" новых размеров ставок владелец уплачивает перевозчику плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, с учетом новых размеров ставки. При этом оформление нового соглашения и/или дополнительного соглашения к договору не требуется".
В кассационной жалобе учреждение просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новое решение об удовлетворении требований истца. По мнению заявителя, требование ответчика, являющегося монополистом и профессиональным участником рынка услуг железнодорожного транспорта, по включению в договор N 79/1 условия о ежесуточной плате за пользование принадлежащим ему железнодорожным путем и взиманию указанной платы с истца независимо от факта подачи и уборки вагонов при отсутствии соответствующей нормы права, противоречит существу законодательного регулирования. Взимание платы за пользование принадлежащим перевозчику железнодорожным путем необщего пользования ежесуточно в отсутствие его фактического пользования контрагентом перевозчика не предусмотрено действующим законодательством. Заявитель также указывает, что суды не дали надлежащей оценки представленному отчету по погрузке (выгрузке) вагонов и фактической оплате железной дороге, из которого видно, что баланс интересов сторон при оплате за путь, исходя из времени фактического пользования, нарушен.
В отзыве железная дорога просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель ответчика возражал против ее удовлетворения, представитель третьего лица не явился, заявил ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, учреждение осуществляет эксплуатацию принадлежащего железной дороге железнодорожного пути необщего пользования при станции Ростов - Товарный СКЖД.
Учреждение обратилось к железной дороге с заявлением о заключении договора N 79/1 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования Северо-Кавказской базы хранения ресурсов федерального казенного учреждения "Северо-Кавказское окружное управление материально-технического снабжения МВД РФ" при станции Ростов - Товарный СКЖД.
В проекте своего договора учреждение предложило подпункт "г" пункта 15 изложить в следующей редакции: "Плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", в соответствии со статьей 58 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации. Плата определяется
по соглашению сторон как произведение среднесетевой ставки (руб/км в сутки), утвержденной Правлением ОАО "РЖД", на развернутую длину пути (км), принадлежащего перевозчику, и начисляется за сутки, в которые была осуществлена подача и уборка вагонов. На дату заключения договора плата за использование железнодорожного пути необщего пользования составляет 0,679 3230 = 2193,17
(две тысячи сто девяносто три) рубля 17 копеек в сутки. В случае утверждения
ОАО "РЖД" новой ставки платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД", с даты утверждения ОАО "РЖД" новых размеров ставок владелец уплачивает перевозчику плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, с учетом новых размеров ставки. При этом оформление нового соглашения и/или дополнительного соглашения к договору не требуется".
Дорога направила учреждению свой проект договора, в котором излагает подпункт "г" пункта 15 договора N 79/1 в редакции, согласно которой плата за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего дороге, начисляется ежесуточно.
Учреждение подготовило протокол разногласий к редакции договора железной дороги; железная дорога - протокол согласования разногласий. Стороны провели производственное совещание по урегулированию спорных вопросов, однако к единому мнению не пришли.
Поскольку стороны не урегулировали названные разногласия, учреждение обратилось в арбитражный суд с иском.
Согласно статье 446 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 данного Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В силу статьи 422 Кодекса договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Отношения сторон, возникшие при заключении спорного договора, регулируются Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав) и Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 N 26.
В соответствии с пунктом 2.12 указанных Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования при недостижении согласия по условиям договора споры рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"" заключение названных договоров обязательно как для перевозчика, так и для владельца железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправителя (грузополучателя).
На основании части 3 статьи 58 Устава перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев других железнодорожных путей необщего пользования сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику.
Размеры указанных сбора и платы устанавливаются соглашением сторон, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (часть 6 статьи 58 Устава).
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 13 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017, в силу третьего абзаца статьи 58 Устава условие договора о подаче и уборке вагонов о внесении платы за пользование принадлежащим перевозчику путем необщего пользования не противоречит действующему законодательству.
Обращаясь с иском в суд, истец полагал, что начисление ежесуточной платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, противоречит части 3 статьи 58 Устава; плата должна взиматься за фактическое использование железнодорожного пути.
Как следует из части 3 статьи 60 Устава, отношения между контрагентом и перевозчиком при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивами, принадлежащими перевозчику, регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов. Указанные договоры могут быть заключены только при согласии владельца железнодорожного пути необщего пользования.
При этом с 01.04.2015 в связи с принятием Федерального закона от 31.12.2014 N 503 "О внесении изменений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и статью 2 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"" вступили в законную силу изменения, согласно которым взимание платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, является обязательным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах необщего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В силу положений пункта 2 названной нормы тарифы, сборы и плата на железнодорожном транспорте, не регулируемые в соответствии с пунктом 1 указанной статьи, устанавливаются на договорной основе и контролируются государством в соответствии с законодательством о конкуренции и об ограничении монополистической деятельности на товарных рынках.
Учитывая, что железная дорога в круглосуточном режиме осуществляет предоставление грузополучателям, грузоотправителям железнодорожные пути в состоянии надлежащего качества, а также осуществляет работы, связанные с поддержанием пути, сбор за предоставление железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих ответчику, начисляется ежесуточно независимо от выхода локомотива.
Суды установили, что Северо-Кавказская база хранения ресурсов учреждения является единственным пользователем ходового пути, принадлежащего железной дороге (протяженностью 687,34 метров) и входящего в развернутую длину пути необщего пользования, примыкающего к станции Ростов - Товарный СКЖД.
Расчет ежесуточной платы по Единому перечню услуг за 2018 год составлял 0,68734 3230 = 2220 рублей 11 копеек (руб/сутки).
На 2018 год среднесетевая ставка платы за предоставление железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих ответчику, в размере 3230 руб/км в сутки утверждена протоколом заседания правления железной дороги от 29.12.2017 N 69.
На 2019 год - 3343 руб/км в сутки - протоколом заседания правления железной дороги от 05.12.2018 N 62.
Единая среднесетевая ставка платы за предоставление железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих ответчику, рассчитана на основании Методических рекомендаций по определению договорных тарифов на работы и услуги, выполняемые железными дорогами по просьбам грузоотправителей, грузополучателей, цены на которые не указаны в тарифном руководстве (формула 3.4), утвержденных МПС России от 21.12.2001 N И-1947у, с учетом методологических принципов построения ставок Тарифного руководства N 3; данных о расходах по текущему содержанию пути и постоянных устройств, одиночной смене материалов верхнего строения пути, пополнению и замене балласта, работам по снего-, водо-, пескоборьбе, в части, соответствующей доле протяженности путей необщего пользования в общей протяженности путей железной дороги, расходах на капитальные виды ремонта и амортизации путей необщего пользования за 2010 год в соответствии с Порядком ведения раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов по видам деятельности, тарифным составляющим и укрупненным видам работ ОАО "Российские железные дороги"", утвержденным приказом Минтранса России от 31.12.2010 N 311 (представлены Департаментом экономики); с учетом индексации ставки, а также рентабельности грузовых перевозок в соответствии с прогнозными показателями, заложенными в финансовом плане железной дороги на 2012 год, в размере 4,3%.
При этом отсутствие прямого нормативного тарифного регулирования не исключает компенсацию расходов перевозчика на содержание инфраструктурной составляющей.
На основании изложенного суды правомерно приняли подпункт "г" пункта 15 договора N 79/1 в редакции ответчика.
Доказательств того, что утвержденная судами редакция спорного пункта договора нарушает баланс интересов сторон, материалы дела не содержат (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Выводы судов заявителем не опровергнуты, а доводы кассационной жалобы направлены на переоценку представленных в материалы дела доказательств, которая выходит за рамки компетенции суда округа.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.05.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2019 по делу N А53-9736/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Х. Ташу |
Судьи |
В.Ф. Кухарь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Единая среднесетевая ставка платы за предоставление железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих ответчику, рассчитана на основании Методических рекомендаций по определению договорных тарифов на работы и услуги, выполняемые железными дорогами по просьбам грузоотправителей, грузополучателей, цены на которые не указаны в тарифном руководстве (формула 3.4), утвержденных МПС России от 21.12.2001 N И-1947у, с учетом методологических принципов построения ставок Тарифного руководства N 3; данных о расходах по текущему содержанию пути и постоянных устройств, одиночной смене материалов верхнего строения пути, пополнению и замене балласта, работам по снего-, водо-, пескоборьбе, в части, соответствующей доле протяженности путей необщего пользования в общей протяженности путей железной дороги, расходах на капитальные виды ремонта и амортизации путей необщего пользования за 2010 год в соответствии с Порядком ведения раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов по видам деятельности, тарифным составляющим и укрупненным видам работ ОАО "Российские железные дороги"", утвержденным приказом Минтранса России от 31.12.2010 N 311 (представлены Департаментом экономики); с учетом индексации ставки, а также рентабельности грузовых перевозок в соответствии с прогнозными показателями, заложенными в финансовом плане железной дороги на 2012 год, в размере 4,3%."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 октября 2019 г. N Ф08-9807/19 по делу N А53-9736/2018
Хронология рассмотрения дела:
22.10.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9807/19
03.07.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-8707/19
13.05.2019 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-9736/18
11.02.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-12339/18
09.10.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-15369/18
01.08.2018 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-9736/18