В соответствии со статьей 68 Конституции Российской Федерации, ст. 5 Конституции Республики Тыва и на основании Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 г. N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации", Закона Республики Тыва от 31 декабря 2003 г. N 462 BX-I "О языках в Республике Тыва" в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей", с целью укрепления межнациональных отношений, реализации государственной языковой политики и усиления государственной поддержки национальных языков как этнокультурного нематериального достояния народов Республики Тыва:
1. Создать Государственный совет по языковой политике при Главе Республики Тыва.
2. Утвердить прилагаемые:
Положение о Государственном совете по языковой политике при Главе Республики Тыва;
состав Государственного совета по языковой политике при Главе Республики Тыва.
3. Внести в Перечень совещательных и консультативных органов при Главе Республики Тыва, утвержденный Указом Главы Республики Тыва от 2 ноября 2016 года N 194, следующие изменения:
1) в пункте 12 слова "О совете" заменить словом "Совет";
2) в пункте 13 слова "О совете" заменить словом "Совет";
3) дополнить пунктом 15 следующего содержания:
"15. Государственный совет по языковой политике при Главе Республики Тыва".
4. Разместить настоящий Указ на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и официальном сайте Республики Тыва в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет".
5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Глава Республики Тыва |
В. Ховалыг |
г. Кызыл |
|
Утверждено
Указом Главы Республики Тыва
от 18 сентября 2023 года N 298
Положение
о Государственном совете по языковой политике при Главе Республики Тыва
1. Общие положения
1.1. Государственный совет по языковой политике при Главе Республики Тыва (далее - Государственный совет) является постоянно действующим совещательно-консультативным органом и осуществляет свою деятельность на общественных началах и безвозмездной основе.
1.2. Государственный совет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Конституцией Республики Тыва, законами Республики Тыва, правовыми актами Главы Республики Тыва и Правительства Республики Тыва, а также настоящим Положением.
1.3. Решения Государственного совета носят рекомендательный характер.
1.4. Члены Государственного совета не вправе использовать свой статус в интересах политических партий, коммерческих и некоммерческих организаций, а также в личных интересах.
2. Цели и задачи Государственного совета
2.1. Основной целью деятельности Государственного совета является обеспечение взаимодействия Государственного совета с органами государственной власти республики, органами местного самоуправления муниципальных образований республики, общественными советами, общественными объединениями, экспертными сообществами, физическими и юридическими лицами и иными институтами гражданского общества на основе принципов открытости, публичности, защиты прав граждан при реализации полномочий в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны языков в Республике Тыва, а также для осуществления общественного контроля за реализацией государственной языковой политики в Республике Тыва.
2.2. Основными задачами Государственного совета являются:
2.2.1. осуществление мониторинга правоприменительной практики в области реализации государственной языковой политики в Республике Тыва;
2.2.2. содействие в определении основных направлений государственной языковой политики Республики Тыва, в реализации государственной поддержки национальных языков как этнокультурного нематериального достояния народов Республики Тыва;
2.2.3. подготовка рекомендаций и предложений для принятия Главой Республики Тыва, иными исполнительными органами государственной власти Республики Тыва решений в области государственной языковой политики в Республике Тыва;
2.2.4. подготовка предложений по совершенствованию федерального законодательства, законодательства Республики Тыва, организации деятельности в реализации государственной языковой политики;
2.2.5. рассмотрение проектов государственных и иных форм поддержки функционирования государственных языков Республики Тыва;
2.2.6. организация обмена мнениями между учеными, экспертами, специалистами, представителями органов государственной власти и органов местного самоуправления республики, представителями общественных организаций и объединений по вопросам реализации государственной языковой политики в Республике Тыва.
3. Компетенция Государственного совета
3.1. Для реализации возложенных целей и задач Государственный совет вправе осуществлять следующие полномочия:
3.1.1. запрашивать у органов государственной власти республики, органов местного самоуправления, организаций и учреждений, институтов гражданского общества материалы и документы, необходимые для деятельности Государственного совета;
3.1.2. приглашать на свои заседания представителей органов государственной власти республики, органов местного самоуправления, представителей институтов гражданского общества и иных лиц, участие которых необходимо при обсуждении вопросов, вынесенных на заседание Государственного совета;
3.1.3. привлекать для осуществления своих полномочий специалистов и экспертов, обладающих знаниями и навыками в области государственной языковой политики;
3.1.4. направлять своих представителей для участия в совещаниях, конференциях и семинарах, проводимых органами государственной власти республики, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества по вопросам, относящимся к полномочиям Государственного совета;
3.1.5. проводить общественное обсуждение с использованием различных форм публичных консультаций вопросов в области государственной языковой политики, в том числе проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Республики Тыва, концепций, программ, направленных на реализацию государственной языковой политики;
3.1.6. рассматривать значимые предложения по реализации государственной языковой политики в Республике Тыва граждан, органов государственной власти республики, органов местного самоуправления муниципальных образований республики, научных и образовательных учреждений, организаций и их советов, общественных объединений, экспертных сообществ и иных институтов гражданского общества с целью подготовки предложений по их реализации Главе Республики Тыва;
3.1.7. рассматривать вопросы развития, государственной охраны и защиты функционирования государственных языков Республики Тыва, языковых отношений в обществе и государстве как скрепы межнационального согласия и взаимодействия многонационального народа Республики Тыва;
3.1.8. разрабатывать по поручению Главы Республики Тыва предложения по решению конкретных научных и практических вопросов функционирования и развития государственных языков Республики Тыва путём проведения публичных слушаний и обсуждений;
3.1.9. определять основные направления по организации социологических исследований в области языковых отношений на основе соответствующих предложений экспертов и научных учреждений и организаций и вносить Главе Республики Тыва для определения приоритетных задач;
3.1.10. вносить предложения по сохранению письменных памятников истории и культуры народов Республики Тыва, их расшифровке, изучению, оцифровке и пропаганде, по созданию современных форм их хранения и использования;
3.1.11. рассматривать предложения и подготавливать рекомендации по вопросам развития государственных языков Республики Тыва;
3.1.12. выступать в качестве инициатора, организатора мероприятий по вопросам реализации государственной языковой политики, разработки концепции;
3.1.13. подготавливать по результатам проведения заседаний, а также осуществления общественного контроля за исполнением государственной языковой политики в Республике Тыва, итоговый документ и направлять его на рассмотрение Главы Республики Тыва как гаранту прав народа на сохранение и развитие государственных языков Республики Тыва;
3.1.14. вносить Главе Республики Тыва предложения по совершенствованию деятельности в области реализации государственной языковой политики в Республике Тыва;
3.1.15. взаимодействовать со средствами массовой информации по освещению вопросов в области реализации государственной языковой политики в Республике Тыва;
3.1.16. создавать экспертные группы и комиссии, привлекать сторонних специалистов для подготовки заключений, рекомендаций, докладов по направлениям деятельности Государственного совета;
3.1.17. осуществлять иные полномочия в соответствии с задачами Государственного совета.
3.2. Государственный совет не вправе рассматривать вопросы, связанные с государственной, служебной и иной тайной, охраняемой законом, вопросы, связанные с использованием персональных данных.
4. Состав Государственного совета
4.1. Состав Государственного совета утверждается Указом Главы Республики Тыва.
4.2. В состав Совета входят:
- председатель Государственного совета;
- 2 заместителя председателя Государственного совета;
- ответственный секретарь Государственного совета;
- члены Государственного совета.
4.3. Состав Государственного совета - не более 30 человек, включая председателя, заместителей и ответственного секретаря.
4.4. В состав Государственного совета могут войти депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва, представители государственной власти Республики Тыва и органов местного самоуправления, а также эксперты, представители заинтересованных общественных организаций и иные компетентные лица в сфере деятельности Государственного совета и при этом учитываются их профессиональные качества, в том числе соответствующее образование, опыт работы в данной сфере (отрасли), необходимые для обсуждения задач и вопросов, поставленных перед Государственным советом.
5. Порядок деятельности Государственного совета
5.1. Основной формой деятельности Государственного совета являются заседания.
5.2. Председатель Государственного совета:
определяет дату и время проведения заседания Государственного совета, проводит заседания Государственного совета;
утверждает повестку заседания Государственного совета по представлению ответственного секретаря Государственного совета;
распределяет обязанности между членами Государственного совета, координирует деятельность членов Государственного совета;
вносит на рассмотрение план работы Государственного совета;
подписывает протоколы и иные документы, подготовленные Государственным советом.
5.3. В отсутствие председателя Государственного совета его функции выполняют заместители председателя Государственного совета по поручению председателя.
5.4. Ответственный секретарь Государственного совета:
не позднее чем за пять рабочих дней до заседания информирует членов Совета о времени, месте и повестке заседания Государственного совета;
ведет организационную работу, обеспечивает подготовку информационно-аналитических материалов к заседанию по вопросам, включенным в повестку заседания Государственного совета;
ведет протоколы заседаний Государственного совета и хранит их.
5.5. Члены Государственного совета имеют право:
инициировать проведение внепланового заседания Государственного совета, выступать с докладами на заседаниях Государственного совета;
вносить свои предложения по формированию повестки заседания не позднее двух дней до дня заседания Государственного совета;
знакомиться с документами и материалами по вопросам, вынесенным на обсуждение Государственного совета, на стадии их подготовки, вносить в них свои предложения;
в случае несогласия с принятым решением подготовить особое мнение по рассматриваемому вопросу в письменной форме, которое приобщается к протоколу заседания, о чем в протоколе заседания делается пометка.
5.6. Государственный совет осуществляет свою деятельность в соответствии с планом работы Государственного совета на год, утвержденным председателем Государственного совета. В плане работы Государственного совета указываются сроки проведения заседаний, мероприятий, их содержание, организации и лица, ответственные за разработку и представление материалов к заседаниям (исполнение мероприятий), а также иная необходимая информация.
5.7. План работы Государственного совета формируется ответственным секретарем Государственного совета. Порядок рассмотрения вопросов на заседании Государственного совета определяется председателем Государственного совета и формируется в виде повестки заседания Государственного совета ответственным секретарем Государственного совета.
5.8. Члены Государственного совета обязаны принимать участие в заседаниях лично, не передавая свои полномочия другим лицам.
5.9. При пропуске членом Государственного совета трех заседаний Совета подряд по решению Государственного совета производится его исключение из состава Государственного совета.
5.10. Включение новых членов в состав Государственного совета осуществляется в соответствии с четвертым разделом настоящего Положения.
5.11. Заседания Государственного совета проводятся не реже одного раза в полгода и считаются правомочными, если на них присутствует более половины его членов.
5.12. В случае необходимости по решению председателя Государственного совета проводится внеочередное заседание Государственного совета.
5.13. По согласованию с председателем Государственного совета или по его решению в случае необходимости может быть проведено заочное заседание Государственного совета, решения на котором принимаются путем опроса его членов ответственным секретарем Государственного совета.
5.14. По согласованию с председателем Государственного совета или по его решению в случае необходимости заседание может быть проведено в режиме вкс.
5.15. За десять дней до начала заседания Государственного совета ответственные за рассмотрение вопроса из состава членов Государственного совета представляют ответственному секретарю Государственного совета информационные материалы, которые доводятся до сведения председателя Государственного совета.
5.16. Не позднее чем за пять рабочих дней до очередного заседания Государственного совета ответственный секретарь Государственного совета направляет всем членам Государственного совета рабочие материалы по вопросам повестки дня и проект повестки дня.
5.17. Председатель Государственного совета вправе вносить на обсуждение Государственного совета дополнительные вопросы. Вопросы, внесенные председателем Государственного совета, рассматриваются Государственным советом в первоочередном порядке.
5.18. Вопросы, дополнительно внесенные членами Государственного совета, могут включаться в повестку дня текущего заседания Государственного совета или переноситься на следующее заседание по решению председателя Государственного совета.
5.19. Решения Государственного совета принимаются открытым голосованием простым большинством голосов членов Государственного совета, присутствующих на заседании. Каждый член Совета обладает правом одного голоса. В случае равенства голосов решающим является голос председателя Государственного совета.
5.20. В случае проведения заочного голосования ответственный секретарь Государственного совета обеспечивает направление всем членам Государственного совета необходимых материалов и сбор их мнений по результатам рассмотрения материалов.
5.21. Член Государственного совета обязан предоставить свою позицию по результатам рассмотренных материалов в срок, установленный председателем Государственного совета, который не должен составлять менее пяти рабочих дней с момента направления материалов члену Государственного совета.
5.22. Обмен информацией и материалами в случае проведения заочного голосования осуществляется способами, обеспечивающими оперативное получение информации (электронная почта, направление по факсу, представление курьером и т.п.).
5.23. В соответствии с решением Государственного совета к его работе могут привлекаться любые эксперты (не являющиеся его членами) из числа специалистов по профилю рассматриваемой Государственным советом проблемы.
5.24. Присутствие на заседании Государственного совета иных лиц, кроме членов Государственного совета допускается с разрешения или по приглашению председателя Государственного совета.
5.25. Решения Государственного совета носят рекомендательный характер, оформляются протоколом, который подписывают председатель и ответственный секретарь Государственного совета.
5.26. Государственный совет ежегодно готовит доклад под руководством заместителей председателя Государственного совета об итогах своей деятельности не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным.
Информация о деятельности Государственного совета и принятых решениях размещается на электронной странице Главы Республики Тыва, размещенной на Официальном портале Правительства Республики Тыва.
5.27. Организационно-техническое сопровождение деятельности Государственного совета осуществляет Администрация Главы Республики Тыва и Аппарат Правительства Республики Тыва.
Утвержден
Указом Главы Республики Тыва
от 18 сентября 2023 года N 298
Состав
Государственного совета по языковой политике при Главе Республики Тыва
Ховалыг В.Т. |
- |
Глава Республики Тыва, председатель; |
Сарыглар О.Д. |
- |
заместитель Председателя Правительства Республики Тыва, заместитель председателя; |
Чюдюк А. А. |
- |
и.о. заместителя Председателя Правительства Республики Тыва, заместитель председателя; |
Ондар Ч.Г. |
- |
научный сотрудник сектора языкознания ГБНИиОУ "Тувинский институт гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований при Правительстве Республики Тыва", кандидат филологических наук, ответственный секретарь; |
Бавуу-Сюрюн М.В. |
- |
главный научный сотрудник лаборатории тувинской филологии ГБНУ МО РТ "Институт развития национальной школы", доктор филологических наук; |
Бичелдей К. А. |
- |
директор ГБУ "Национальный музей имени Алдан-Маадыр Республики Тыва", доктор филологических наук, академик РАЕН и РАСН; |
Гелек Нацык-Доржу |
- |
Камбы-лама Республики Тыва (по согласованию); |
Даваа К.Т. |
- |
Председатель Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва; |
Даржа У. А. |
- |
доцент кафедры русского языка и литературы ФГБОУ ВО "Тувинский государственный университет", кандидат филологических наук; |
Демкина С.А. |
- |
председатель Ассоциации общин коренного малочисленного народа Сибири тувинцев-тоджинцев "Тос-чадыр" (Берестяной чум) (по согласованию); |
Китайкина Е. А. |
- |
директор МБОУ СОШ N 11 г. Кызыла, заместитель председателя РУМО учителей филологического направления (по согласованию); |
Кошкендей И.М. |
- |
директор ГБУ "Центр развития тувинской традиционной культуры и ремесел", Народный хоомейжи Республики Тыва; |
Куулар Е.М. |
- |
директор ГБНУ МО РТ "Институт развития национальной школы", кандидат филологических наук; |
Март-оол В.Д. |
- |
директор ГБНИиОУ "Тувинский институт гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований при Правительстве Республики Тыва", кандидат исторических наук; |
Монгуш А.К. |
- |
депутат Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва, председатель Комитета по образованию, культуре, молодежной политике и спорту Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва (по согласованию); |
Никитин Д.О. |
- |
председатель Ассоциации коренного малочисленного народа Сибири тувинцев-тоджинцев в Республике Тыва "Тос Бору" (по согласованию); |
Ондур С.М. |
- |
председатель РОО "Союз писателей Республики Тыва" (по согласованию); |
Ооржак Б.Ч. |
- |
главный научный сотрудник, заведующая сектором языкознания ГБНИиОУ "Тувинский институт гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований при Правительстве Республики Тыва", доктор филологических наук; |
Ооржак М.Н. |
- |
председатель Ассоциации учителей тувинского языка и литературы Республики Тыва (по согласованию); |
Сат Н.В. |
- |
директор ГАУ РТ "Издательский дом "Тывамедиагрупп"; |
Сат Н.Ф. |
- |
председатель РО "Ассоциации учителей русского языка и литературы Республики Тыва" (по согласованию); |
Хабаров В.А. |
- |
директор Агентства по делам национальностей Республики Тыва; |
Хардикова Е.В. Чигжит В.С. |
- |
министр образования Республики Тыва; министр культуры Республики Тыва; |
Шалык Н.К. |
- |
директор ГБУ "Национального музыкально-драматического театра Республики Тыва им. В. Кок-оола"; |
Шляхтина Т.Г. |
- |
директор ГАУ "Центр русской культуры" Республики Тыва. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
При Главе региона создан Государственный совет по языковой политике для взаимодействия с органами госвласти и местного самоуправления муниципальных образований, общественными советами и объединениями, экспертными сообществами, физическими и юридическими лицами при реализации полномочий в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны языков в регионе.
Госсовет рассматривает проекты государственных и иных форм поддержки функционирования государственных языков региона.
Совет осуществляет свою деятельность на общественных началах и безвозмездной основе. Решения Государственного совета носят рекомендательный характер.
Госсовет включен в Перечень совещательных и консультативных органов при Главе Республики.
Указ вступает в силу со дня его подписания.
Указ Главы Республики Тыва от 18 сентября 2023 г. N 298 "Об утверждении Положения о Государственном совете по языковой политике при Главе Республики Тыва и его состава и внесении изменений в перечень совещательных и консультативных органов при Главе Республики Тыва"
Вступает в силу с 18 сентября 2023 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 21 сентября 2023 г. N 1700202309210003
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Указ Главы Республики Тыва от 30 сентября 2024 г. N 233
Изменения вступают в силу с 2 октября 2024 г.