г. Краснодар |
|
30 октября 2019 г. |
Дело N А63-26436/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 октября 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Артамкиной Е.В., судей Афониной Е.И. и Фефеловой И.И., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Аграрное строительство и технологии" (ОГРН 1122651007126) - Югиной В.В. (доверенность от 09.01.2019), в отсутствие заинтересованного лица - управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (ОГРН 1042600339737), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аграрное строительство и технологии" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 29.04.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2019 по делу N А63-26436/2018, установил следующее.
ООО "Аграрное строительство и технологии" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - управление) о признании незаконным отказа в государственной регистрации от 02.10.2018 N 26-0-1-133/3012/2018-1551 26/133/013/2018-1885 в отношении объекта недвижимости: скважина N 1, расположенного по адресу: Ставропольский край, Благодарненский район, п. Ставропольский; обязании управления осуществить государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости: скважину N 1, расположенного по адресу: Ставропольский край, Благодарненский район, п. Ставропольский.
Решением от 29.04.2019, оставленным без изменения постановлением от 05.08.2019, в удовлетворении заявления отказано. Судебные акты мотивированы тем, что на регистрацию не представлена техническая документация скважины; отсутствуют документы, подтверждающие объем добычи воды менее 100 куб. метров в сутки; на момент устройства скважины отсутствовал договор аренды земельного участка.
В кассационной жалобе общество просит судебные акты отменить и удовлетворить заявленные требования. По мнению заявителя, суды не учли, что разрешение на строительство скважины не требуется, на регистрацию представлены все необходимые документы. Правовые основания для отказа в постановке на учет объекта недвижимого имущества и регистрации права отсутствовали.
Отзыв на жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель общества настаивал на доводах жалобы.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба подлежит не удовлетворению по следующим основаниям.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что 16.06.2018 общество обратилось в управление с заявлениями о постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности на объект - скважина N 1 глубиной 85 м, расположенной на земельном участке 26:13:140304:15 по адресу: Ставропольский край, Благодарненский район, поселок Ставропольский.
Сообщением от 02.10.2018 N 26-0-1- 133/3012/2018-1551 26-133/013/2018-1885 управление уведомило общество об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на заявленный объект недвижимого имущества, в связи с тем, что общество не представило документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Полагая, что отказ управления незаконный, общество обратилось в суд с данными требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Законом порядке.
В соответствии с частью 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
При разрешении спора суды учли, что разрешение на строительство скважины не требуется, на регистрацию общество представило технический план сооружения, составленный кадастровым инженером Лень Д.В., технический паспорт скважины с указанием технических характеристик объекта, декларация об объекте недвижимости, учетная карточка буровой скважины N 1837, составленная Федеральным агентством по недропользованию Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, паспорт буровой скважины N 1/БН, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края от 12.11.2015 N 367, дело лицензии недропользователя - общества N 00220 ВЭ, договор аренды земельного участка от 03.05.2017 N 13.
Согласно договору от 03.05.2017 земельный участок предоставлен обществу в аренду, право на строительство объектов недвижимого имущества договором не предусмотрено. Иной документ, подтверждающий согласие собственника земельного участка на возведение объекта недвижимого имущества, на регистрацию не предоставлялся. Договор аренды заключен сроком по 28.10.2041. Пунктом 6.3 договора предусмотрено, что при прекращении договора общество обязано возвратить земельный участок администрации в надлежащем состоянии. При заключении договора аренды собственник должен вполне определенно выразить свою волю на предоставление земельного участка в аренду для возведения строений конкретного типа.
Принимая во внимание изложенное, суды обоснованно указали на то, что отказ не нарушает права и законные интересы заявителя. Общество не лишено права пользоваться скважиной для осуществления хозяйственной деятельности.
Кроме того, суд кассационной инстанции отмечает, что общество не утратило право на повторное обращение за постановкой на учет и регистрации права собственности на скважину при условии предоставления в управление в установленном законом порядке полученного согласия собственника земельного участка на строительство объекта недвижимого имущества.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено. Основания для отмены судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 29.04.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2019 по делу N А63-26436/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Артамкина |
Судьи |
Е.И. Афонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Законом порядке.
В соответствии с частью 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 октября 2019 г. N Ф08-9329/19 по делу N А63-26436/2018