Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства природных
ресурсов Курской области
от 01.02.2023 N 01-08/44
Положение
об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Министерстве природных ресурсов Курской области
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21.12.2017 N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции", Распоряжения Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 N 2258-р "О методических рекомендациях по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства" и определяет порядок внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (далее - антимонопольный комплаенс) в Министерстве природных ресурсов Курской области (далее - Министерство).
1.2. Термины и понятия, используемые в настоящем Положении, применяются в значениях, определенных антимонопольным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о защите конкуренции.
1.3. Целями антимонопольного комплаенса являются:
обеспечение соответствия деятельности Министерства требованиям антимонопольного законодательства;
профилактика и сокращение количества нарушений требований антимонопольного законодательства в деятельности Министерства;
повышение уровня правовой культуры в Министерстве.
1.4. Задачи антимонопольного комплаенса:
выявление рисков нарушений антимонопольного законодательства;
управление рисками нарушений антимонопольного законодательства;
контроль соответствия деятельности Министерства требованиям антимонопольного законодательства;
оценка эффективности организации в Министерстве антимонопольного комплаенса.
1.5. Принципы антимонопольного комплаенса:
законность;
регулярность оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;
информационная открытость действующего в Министерстве антимонопольного комплаенса;
непрерывность анализа и функционирования антимонопольного комплаенса;
совершенствование антимонопольного комплаенса.
2. Организация антимонопольного комплаенса
2.1. Общий контроль организации антимонопольного комплаенса и обеспечения его функционирования осуществляется заместителем Председателя Правительства Курской области - министром природных ресурсов Курской области (далее - министр), который:
а) вводит в действие акт об антимонопольном комплаенсе, вносит в него изменения, а также принимает внутренние документы, регламентирующие реализацию антимонопольного комплаенса;
б) применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение гражданскими служащими Министерства правил антимонопольного комплаенса;
в) рассматривает материалы, отчеты и результаты периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса и принимает меры, направленные на устранение выявленных недостатков;
г) осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков антимонопольного комплаенса;
д) утверждает карту комплаенс-рисков Министерства;
е) утверждает ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса;
ж) утверждает план мероприятий ("дорожную карту") по снижению комплаенс-рисков Министерства;
з) подписывает доклад Министерства об антимонопольном комплаенсе.
3. Об уполномоченных лицах Министерства, осуществляющих организацию и функционирование антимонопольного комплаенса
3.1. Функции уполномоченного подразделения, связанные с организацией и функционированием антимонопольного комплаенса, распределяются между структурными подразделениями Министерства: отделом юридического сопровождения и информационного обеспечения, отделом кадров и делопроизводства, отделом финансового обеспечения и контроля, отделом экономики, бюджетного планирования и администрирования платежей.
3.2. К компетенции отдела юридического сопровождения и информационного обеспечения относятся следующие функции уполномоченного подразделения:
разработка, согласование и внедрение правовых актов Министерства, обеспечивающих развитие и функционирование антимонопольного комплаенса в Министерстве;
координация и методологическое обеспечение мероприятий антимонопольного комплаенса в Министерстве;
контроль за функционированием антимонопольного комплаенса в Министерстве;
выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства в деятельности Министерства;
инициирование мероприятий по минимизации рисков нарушения антимонопольного законодательства в Министерстве;
организация взаимодействия между структурными подразделениями Министерства по вопросам реализации антимонопольного комплаенса;
взаимодействие с территориальным антимонопольным органом по вопросам организации и функционирования антимонопольного комплаенса;
участвует во внутренних расследованиях (проверках), связанных с функционированием антимонопольного комплаенса, совместно с другими уполномоченными подразделениями;
подготовка доклада об антимонопольном комплаенсе.
3.3. К компетенции отдела кадров и делопроизводства относятся следующие функции уполномоченного подразделения:
выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства в деятельности Министерства;
информирование должностных лиц Министерства, в зоне ответственности которых имеются соответствующие антимонопольные риски, и министра о выявленных рисках;
выявление конфликта интересов в деятельности служащих и структурных подразделений Министерства, разработка предложений по их исключению;
ознакомление гражданина Российской Федерации с настоящим Положением при поступлении на государственную гражданскую службу в Министерство;
организует внутренние расследования (проверки), связанные с функционированием антимонопольного комплаенса, участвует в них совместно с другими уполномоченными подразделениями;
готовит проект доклада об антимонопольном комплаенсе, в части касающейся.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3.3. К компетенции отдела финансового обеспечения и контроля относятся следующие функции уполномоченного подразделения:
взаимодействие с территориальным антимонопольным органом по вопросам организации и функционировании антимонопольного комплаенса;
координация взаимодействия со структурными подразделениями Министерства, а также функции по обеспечению работы Министерства;
информирование руководителя Министерства о внутренних финансовых документах, нормативных правовых актах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства, противоречить антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу;
выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства, учет обстоятельств, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства, определение вероятности возникновения рисков нарушения антимонопольного законодательства;
участвует во внутренних расследованиях (проверках), связанных с функционированием антимонопольного комплаенса, совместно с другими уполномоченными подразделениями;
готовит проект доклада об антимонопольном комплаенсе, в части касающейся.
3.4. К компетенции отдела экономики, бюджетного планирования и администрирования платежей относятся следующие функции уполномоченного подразделения:
выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства, учет обстоятельств, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства, определение вероятности возникновения рисков нарушения антимонопольного законодательства;
осуществляет взаимодействие с территориальным антимонопольным органом по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства, а также организацией и функционированием антимонопольного комплаенса, в том числе путем проведения рабочих совещаний;
участвует во внутренних расследованиях (проверках), связанных с функционированием антимонопольного комплаенса, совместно с другими уполномоченными подразделениями;
готовит проект доклада об антимонопольном комплаенсе, в части касающейся.
4. Выявление и оценка рисков
4.1. В целях обеспечения соответствия деятельности Министерства требованиям антимонопольного законодательства осуществляется выявление и оценка рисков нарушения антимонопольного законодательства.
В целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным лицом совместно со структурными подразделениями Министерства на регулярной основе проводятся следующие мероприятия:
Анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел).
Анализ проектов и действующих нормативных правовых актов Курской области, разработанных Министерством, реализация которых связана с соблюдением требований антимонопольного законодательства (далее соответственно - проекты актов Министерства, действующие акты Министерства) на предмет соответствия их антимонопольному законодательству.
Мониторинг и анализ практики применения антимонопольного законодательства.
Разработка и поддержание в актуальном состоянии методики выявления внутренних и внешних рисков нарушения антимонопольного законодательства в рамках реализации в Министерстве антимонопольного комплаенса.
4.2. Проведение систематической оценки эффективности разработанных и реализуемых мер контроля.
Анализ выявленных в Министерстве нарушений антимонопольного законодательства за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел) проводится не реже одного раза в год. При проведении данного анализа Министерстве реализуются следующие мероприятия:
осуществляется сбор сведений, в том числе в структурных подразделениях Министерства, о наличии выявленных контрольными органами нарушений антимонопольного законодательства;
составляется перечень выявленных нарушений антимонопольного законодательства.
Перечень нарушений антимонопольного законодательства должен содержать сведения о выявленных за последние 3 года нарушениях законодательства, отдельно по каждому нарушению, и информацию о нарушении (с указанием нарушенной нормы законодательства, краткого изложения сути нарушения, последствий нарушения антимонопольного законодательства и результата рассмотрения нарушения антимонопольным органом), позицию антимонопольного органа, сведения о мерах по устранению нарушения, а также сведения о мерах, направленных Министерством на недопущение повторения нарушения. Перечень нарушений антимонопольного законодательства должен содержать классификацию по сферам деятельности Министерства.
4.3. Анализ действующих актов Министерства на предмет соответствия антимонопольному законодательству проводится не реже одного раза в год. При проведении данного анализа реализуются следующие мероприятия:
Разрабатывается исчерпывающий перечень действующих актов Министерства (далее - Перечень действующих актов) с указанием источника их публикации.
Перечень действующих актов размещается на официальном сайте Министерства в сети "Интернет" в свободном доступе.
На антимонопольному законодательству действующих актов Министерства.
В случае поступления предложений и замечаний к Перечню действующих актов готовится мотивированное заключение об их учете (в том числе частичном) или отклонении.
Результаты общественного обсуждения (включая перечень предложений и замечаний, результаты их рассмотрения) оформляются в виде протокола, содержащего таблицу о необходимости внесения изменений (признании утратившими силу) в действующие акты Министерства с обоснованием целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений (признания утратившими силу).
4.4. Реализация Министерством функции по размещению нормативных правовых актов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в рамках осуществления антимонопольного комплаенса обеспечивается посредством их размещения на Правилами раскрытия органами исполнительной власти Курской области информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, утвержденных постановлением Администрации Курской области от 05.08.2013 N 493-па.
4.5. При проведении анализа проектов актов Министерства на предмет соответствия их антимонопольному законодательству Министерством реализуются следующие мероприятия:
Осуществляется сбор и анализ поступивших предложений и замечаний.
По итогам рассмотрения полученных предложений и замечаний по проекту акта Министерства подготавливается справка о выявлении (отсутствии) в проекте акта положений, противоречащих антимонопольному законодательству.
4.6. При проведении мониторинга и анализа практики применения антимонопольного законодательства уполномоченным лицом реализуются следующие мероприятия:
Осуществляется сбор сведений, в том числе в структурных подразделениях Министерства, о правоприменительной практике в Министерстве.
По итогам сбора указанной информации подготавливается аналитическая справка об изменениях и основных аспектах правоприменительной практики, а также о проблемах правоприменения.
4.7. При выявлении отдельных рисков Министерством проводится их оценка в соответствии с таблицей 1:
Таблица 1
Уровень риска |
Описание риска |
Низкий |
Отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности Министерства по развитию конкуренции, вероятность выдачи предупреждений, возбуждения дел о нарушении антимонопольного законодательства, наложения штрафов отсутствуют |
Незначительный |
Возможность выдачи предупреждения |
Существенный |
Возможность выдачи предупреждения и возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства |
Высокий |
Возможность выдачи предупреждения и (или) возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства и (или) привлечение к административной ответственности (штраф, дисквалификация) |
4.8. По результатам проведения оценки рисков, выявленных по результатам проведенных мероприятий антимонопольного комплаенса, уполномоченным лицом совместно со структурными подразделениями Министерства составляются карты рисков по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению.
4.9. В карты рисков включаются:
выявленные риски (их описание), структурированные по уровню и направлениям деятельности;
описание причин возникновения рисков;
описание условий возникновения рисков;
мероприятия по минимизации и устранению рисков;
наличие (отсутствие) остаточных рисков;
вероятность повторного возникновения рисков.
Карты рисков составляются не реже одного раза в год, утверждаются министром или уполномоченным им лицом и размещаются на официальном сайте Министерства в сети "Интернет".
Информация о проведенных мероприятиях по выявлению и оценке рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в Доклад об антимонопольном комплаенсе.
5. Проведение мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства
5.1. В целях снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным лицом на основе карты рисков антимонопольного законодательства разрабатывается план мероприятий ("дорожная карта") по форме согласно приложению 2 к настоящему Положению.
5.2. План мероприятий ("дорожная карта") по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства разрабатывается ежегодно.
5.3. План мероприятий ("дорожная карта") по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства утверждается министром или уполномоченным им лицом и размещается на официальном сайте Министерства в сети "Интернет".
5.4. Уполномоченное лицо на постоянной основе осуществляет мониторинг исполнения планов мероприятий ("дорожной карты") по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
5.5. Информация об утверждении и исполнении планов мероприятий ("дорожной карты") по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства направляется в уполномоченный орган и включается в Доклад об антимонопольном комплаенсе.
6. Организация обучения государственных гражданских служащих (работников) Министерства требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса
6.1. Министерство организует систематическое обучение своих гражданских служащих требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса в следующих формах:
вводный (первичный) инструктаж;
целевой (внеплановый) инструктаж;
повышение квалификации;
плановая аттестация.
6.2. Вводный (первичный) инструктаж и ознакомление с основами антимонопольного законодательства и настоящим Положением проводятся при поступлении (приеме) гражданских служащих Министерства на государственную гражданскую службу, в том числе при переводе служащего на другую должность, если она предполагает другие должностные обязанности.
6.3. Целевой (внеплановый) инструктаж проводится при изменении антимонопольного законодательства, настоящего Положения и при выявлении антимонопольным органом или уполномоченным лицом признаков нарушения (установления факта) антимонопольного законодательства в деятельности Министерства.
6.4. Организация повышения квалификации гражданских служащих в части изучения требований антимонопольного законодательства осуществляется в соответствии с законодательством.
6.5. Организация проведения аттестации гражданских служащих, в том числе по вопросам антимонопольного комплаенса, осуществляется в соответствии с законодательством.
6.6. Информация о проведении ознакомления гражданских служащих с антимонопольным комплаенсом, а также о проведении обучающих мероприятий отражается в Докладе об антимонопольном комплаенсе.
7. Оценка эффективности антимонопольного комплаенса
7.1. В целях оценки организации и функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса приказом Министерства утверждаются ключевые показатели эффективности реализации мероприятий антимонопольного комплаенса как отдельно уполномоченного лица, так и для органа исполнительной власти Курской области в целом.
7.2. Ключевые показатели для уполномоченного лица устанавливаются в целях оценки эффективности мероприятий, осуществляемых уполномоченным лицом.
7.3. Ключевыми показателями для Министерства в целом устанавливаются в целях снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства в результате деятельности Министерства по результатам выявления и оценки рисков, с учетом уровней рисков, приведенных в таблице 1 раздела 4 настоящего Положения.
7.4. Уполномоченное лицо ежегодно проводит оценку достижения ключевых показателей эффективности реализации мероприятий антимонопольного комплаенса.
7.5. Уполномоченное лицо при необходимости ежегодно проводит актуализацию ключевых показателей эффективности реализации мероприятий антимонопольного комплаенса.
7.6. Информация о достижении ключевых показателей эффективности реализации мероприятий антимонопольного комплаенса включается в Доклад об антимонопольном комплаенсе.
8. Доклад об антимонопольном комплаенсе
8.1. Доклад об антимонопольном комплаенсе должен содержать:
информацию о проведении выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;
информацию об утверждении и исполнении планов мероприятий ("дорожных карт") по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства;
информацию о проведении ознакомления гражданских служащих с антимонопольным комплаенсом, а также о проведении обучающих мероприятий;
информацию о достижении ключевых показателей эффективности реализации мероприятий антимонопольного комплаенса.
8.2. Доклад об антимонопольном комплаенсе до 1 апреля года, следующего за отчетным, размещается на официальном сайте Губернатора и Правительства Курской области в информационно-коммуникационной сети "Интернет".
9. Ответственность
9.1. Гражданские служащие Министерства несут дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за неисполнение внутренних документов Министерства, регламентирующих процедуры и мероприятия антимонопольного комплаенса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.