г. Краснодар |
|
12 ноября 2019 г. |
Дело N А32-45033/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 ноября 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Воловик Л.Н. и Драбо Т.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - публичного акционерного общества "ТНС энерго Кубань" (ИНН 2308119595, ОГРН 1062309019794), - Щеглова Н.С. (доверенность от 14.12.2018), Перкова А.А. (доверенность от 14.12.2018), от заинтересованного лица - территориального отдела государственного надзора по Краснодарскому краю Южного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ИНН 6163071295, ОГРН 1046163010244) - Олизаренко Т.Н. (доверенность от 21.12.2018), в отсутствие в судебном заседании третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Энерготрейд" (ИНН 2311175670, ОГРН 1142311009576), направившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, извещенного о месте и времени судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу публичного акционерного общества "ТНС энерго Кубань" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.05.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2019 по делу N А32-45033/2018, установил следующее.
ПАО "ТНС энерго Кубань" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к территориальному отделу государственного надзора по Краснодарскому краю Южного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - отдел) о признании недействительным и отмене предписания от 31.07.2018 N 65.
Определением суда от 25.01.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Энерготрейд".
Решением суда от 14.05.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 07.08.2019, в удовлетворении заявления отказано.
Судебные акты мотивированы наличием оснований выдачи предписания и его исполнимостью из-за поставки обществом (гарантирующим поставщиком) несертифицированной электроэнергии.
В кассационной жалобе общество просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требования.
Заявитель кассационной жалобы ссылается на формальность предписания, его неисполнимость, предъявляемые к гарантирующему поставщику требования по его исполнению не учитывают специфику взаимодействия с сетевыми организациями, в связи с чем его реальное исполнение зависит от поведения третьих лиц (ПАО "Кубаньэнерго" и ООО "Энерготрейд").
В отзыве на кассационную жалобу отдел просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что по обращению группы граждан на основании приказа от 06.07.2019 N 01-30/807, решения прокуратуры Краснодарского края от 09.07.2019, представления о необходимости проведения проверки от 06.07.2019 N 10, отдел провел внеплановую выездную проверку с целью государственного контроля и надзора за соблюдением обществом требований технических регламентов (обязательных требований государственных стандартов) в сфере технического регулирования в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ), по результатам которой составил акт проверки от 31.07.2018 N 7-06/34-807. В акте зафиксировано, что электрическая энергия при ее поставке (продаже) в электрических сетях систем электроснабжения общего назначения переменного тока частотой 50 Гц (опора N 4/2а, пос. Белозерный, СНТ "Лотос", ул. Рябиновая, район дома N 657 от КТП-М6-981п (ООО "Энерготрейд") ПС "Марьянская" 35/10 кВ (ПАО "Кубаньэнерго"); опора N 4/19, пос. Белозерный, СНТ "Лотос", ул. Центральная, район дома с ул. Крайней, 482 от КТП-М6-981п (ООО "Энерготрейд") ПС "Марьянская" 35/10 кВ (ПАО "Кубаньэнерго") не соответствует обязательным требованиям пункта 4.2.2 ГОСТа 32144-2013 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения", введенного в действие приказом Росстандарта от 22.07.2013 N 400-ст (далее - ГОСТ 32144-2013) по медленным изменениям напряжения, определенным пунктом 1 статьи 46 Закона N 184-ФЗ (защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей); электрическая энергия, в отношении которой предусмотрено обязательное подтверждение соответствия, не сертифицирована на соответствие обязательным требованиям ГОСТа 32144-2013, чем нарушаются обязательные требования к продукции, включенной в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" (далее - Постановление N 982).
По результатам выявленных нарушений обществу выдано предписание от 31.07.2018 N 65 об устранении нарушений требований ГОСТа 32144-2013 постановления N 982 до 01.07.2019, принятии возможных и предусмотренных законом и договором мер по улучшению качества электрической энергии при исполнении услуг по передаче, в том числе в рамках взаимодействия с иными субъектами электроэнергетики в условиях заключенных гражданско-правовых договоров, с соблюдением требований действующего законодательства в сфере электроэнергетики.
Общество обжаловало предписание в арбитражный суд.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного обществом требования. При этом судебные инстанции правильно применили пункт 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), статью 3, части 1 и 2 статьи 37, часть 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), пункт 7 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Постановление N 442), статьи 4 и 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", раздел 0110 постановления N 982, Правила проведения сертификации электрооборудования, утвержденные постановление Госстандарта Российской Федерации от 16.07.1999 N 36 (далее - Правила N 36).
Суд правильно указал, что общество как энергосбытовая организация со статусом гарантирующего поставщика на территории Краснодарского края и Республики Адыгеи несет ответственность перед потребителями электрической энергии за качество электрической энергии в соответствии с техническими регламентами и иными отдельными требованиями.
Субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставку электрической энергии потребителям электрической энергии (в том числе гарантирующие поставщики в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями (часть 1 статьи 38 Закона N 35-ФЗ).
Качество подаваемой электрической энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами, иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения (пункт 1 статьи 542 Гражданского кодекса).
Нормативным документом, устанавливающим обязательные требования к показателям качества и безопасности электрической энергии, и на предмет соответствия которым проводится обязательная сертификация указанной продукции, является ГОСТ 32144-2013, в пунктах 4.2.1 и 4.2.2 которого приведены значения показателя качества электроэнергии.
Как установил суд, общество является энергосбытовой организацией со статусом гарантирующего поставщика на территории Краснодарского края и Республики Адыгеи, который отвечает перед другими участниками розничного рынка электрической энергии (в том числе перед потребителями) за соблюдение соответствия показателей качества электрической энергии обязательным требованиям технических регламентов (ГОСТов) и иным обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Требования к продукции, установленные государственными стандартами, подлежат обязательному исполнению всеми субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения (статья 6 Закона N 184-ФЗ). Несоблюдение установленных законодательством о техническом регулировании обязательных требований создает угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
С учетом изложенного удостоверение соответствия продукции техническим регламентам и документам по стандартизации (ГОСТам) проводится именно с целью защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей, тем более при прохождении процедуры подтверждения соответствия продукции обязательным требованиям безопасности и качества.
Общество как гарантирующий поставщик в силу части 2 статьи 28 Закона N 184-ФЗ обязано: обеспечивать соответствие продукции (электрической энергии) требованиям технических регламентов; предъявлять в органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, а также заинтересованным лицам документы, свидетельствующие о подтверждении соответствия продукции требованиям технических регламентов (декларацию о соответствии, сертификат соответствия или их копии) либо регистрационный номер сертификата соответствия или декларации о соответствии; приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если действие сертификата соответствия или декларации о соответствии приостановлено либо прекращено; приостанавливать производство продукции, которая прошла подтверждение соответствия и не соответствует требованиям технических регламентов, на основании решений органов государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов; приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если срок действия сертификата соответствия или декларации о соответствии истек.
Правилами установлен порядок получения сертификатов соответствия для энергоснабжающих и сетевых организаций, поскольку они владеют на праве собственности или ином законном основании соответствующими распределительными сетями (устройствами) и энергоустановками.
Из пунктов 8.1, 8.2 и 8.3 Правил следует, что сертификации подлежит электрическая энергия, поставляемая потребителям из распределительных электрических сетей (центров питания). Получение сертификата не ставится в зависимость от принадлежности электрических сетей. В пункте 8.5 Правил сертификации предусмотрены формы оформления заявок организаций, которым не принадлежат центры питания распределительных электрических сетей, заявляемых на сертификацию электрической энергии.
Вывод суда о том, что общество как энергосбытовая организация, обладающая статусом гарантирующего поставщика, является надлежащим субъектом указанного в предписании нарушения, основан на правильном применении перечисленных норм права, поскольку оно обязано организовать доставку электрической энергии, соответствующей ГОСТу 32144-2013.
Общество не представило доказательства, подтверждающие возможность реализации (поставки, продажи) не соответствующей обязательным требованиям электрической энергии.
Суд сделал обоснованный вывод о законности оспариваемого предписания, содержащего требование о принятии всех возможных и предусмотренных законом и договором мер по улучшению качества электрической энергии при исполнении услуг по передаче, в том числе в рамках взаимодействия с иными субъектами электроэнергетики в условиях заключенных гражданско-правовых договоров с соблюдением требований действующего законодательства в сфере электроэнергетики.
Суд обоснованно счел предписание соответствующим предъявляемым требованиям. В нем содержатся сведения о выявленном нарушении, нарушенные нормы права. Формулировка предписания оставляет за обществом право выбора способа исполнения предписания. Субъект, которому выдано предписание, самостоятельно избирает приемлемый для него механизм исполнения предписания, в случае возникновения затруднения - обращается с заявлением об его разъяснении.
Суд счел достаточным указанный в предписании срок для его исполнения.
С учетом изложенного судебные инстанции правомерно отказали обществу в признании недействительным предписания.
Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Фактически доводы жалобы сводятся к переоценке исследованных и оцененных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.05.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2019 по делу N А32-45033/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.