г. Краснодар |
|
17 января 2024 г. |
Дело N А32-36312/2023 |
Судья Арбитражного суда Северо-Кавказского округа Гиданкина А.В., рассмотрев по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 данного Кодекса, кассационную жалобу административной комиссии при администрации Западного внутригородского округа города Краснодара на принятые в порядке упрощенного производства решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.09.2023 (резолютивная часть от 11.09.2023) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2023 по делу N А32-36312/2023, установил следующее.
ООО "Шеринговые технологии" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к административной комиссии при администрации Западного внутригородского округа города Краснодара (далее - административная комиссия) о признании незаконным и отмене постановления от 21.06.2023 N 23 о привлечении к административной ответственности по статье 3.15 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях" (далее - Закон N 608-КЗ) в виде штрафа в размере 30 тыс. рублей.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Кодекса.
Решением суда от 22.09.2023 (резолютивная часть от 11.09.2023), оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.10.2023, оспариваемое постановление административной комиссии признано незаконным и отменено. Суды установили, что общество не было надлежащим образом уведомлено о составлении протокола по делу об административном правонарушении, пришли к выводу о наличии в действиях административного органа нарушений положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В кассационной жалобе административная комиссия просила принятые судебные акты отменить, заявление - оставить без удовлетворения. Податель жалобы полагает, что суды нарушили нормы материального и процессуального права, процедура привлечения общества к административной ответственности соблюдена, выводы судов о ненадлежащем извещении общества ошибочны.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Согласно части 2 статьи 288.2 Кодекса кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Согласно части 3 статьи 288.2 Кодекса основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства вступивших в законную силу решений арбитражного суда первой инстанции и постановлений арбитражного суда апелляционной инстанции, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалуемые судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 03.05.2023 в 15 часов 25 минут административной комиссией установлено, что общество допустило нарушение порядка и условий размещения пунктов проката самокатов, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, находящихся в муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута на территории Краснодарского края по адресу: г. Краснодар, ул. Красная, д. 43.
В связи с выявленными нарушениями уполномоченным должностным лицом административной комиссии в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 29.05.2023 N 021605 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 3.15 Закона N 608-КЗ.
Постановлением от 21.06.2023 N 23 общество привлечено к административной ответственности по статье 3.15 Закона N 608-КЗ с назначением административного штрафа в размере 30 тыс. рублей.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявление общества, суды руководствовались статьями 71, 210 Кодекса, статьей 3.15 Закона N 608-КЗ, статьями 1.6, 25.1, 28.2 КоАП РФ, разъяснениями пунктов 10 и 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", пункта 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Суды указали, что нарушение порядка составления протокола следует рассматривать как нарушение порядка привлечения к административной ответственности.
Суды установили, что согласно выписке из ЕГРЮЛ юридическим адресом общества на момент уведомления являлся адрес: 121205, Россия, г Москва, вн.тер.г. Муниципальный округ Можайский, тер инновационного центра Сколково, Большой б-р, д. 42, стр. 1, этаж 1, помещ./раб.место 372/05.
Административная комиссия ссылалась на то, что общество уведомлено о дате составления протокола письмом от 19.05.2023 N 2683/42, которое направлено на указанный адрес общества (т. 1, л. д. 76 - 78).
Суды установили, что указанное письмо РПО 35000080621412 направлено комиссией 19.05.2023 в 12 часов (т. 1, л. д. 75). Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 35000080621412 на момент составления протокола 29.05.2023 у административного органа отсутствовали сведения о вручении уведомления о времени и месте составления протокола, поскольку в отчете указано на прибытие корреспонденции 22.05.2023, а также внесена следующая запись о возврате отправления 22.06.2023. Кроме того, у административного органа отсутствовали сведения об уведомлении общества почтой о поступлении корреспонденции.
Таким образом, в рассматриваемом случае цель направления уведомления не достигнута, административная комиссия не предприняла достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, в связи с чем у общества отсутствовала возможность реализовать свое право на участие в производстве по делу об административном правонарушении.
Поскольку общество не было надлежащим образом уведомлено о составлении протокола по делу об административном правонарушении, суды пришли к выводу о наличии в действиях административного органа нарушений положений статьи 28.2 КоАП РФ.
Несоблюдение порядка извещения органами, уполномоченными привлекать к административной ответственности, нарушает право привлекаемого лица на защиту.
Протокол об административном правонарушении, оформленный с нарушением требований статьи 28.2 КоАП РФ, в силу статьи 64 Кодекса, статьи 26.2 КоАП РФ, не может быть признан надлежащим доказательством по делу.
При названных обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленные обществом требования, признав незаконным и отменив оспариваемое постановления административной комиссии.
Доводы кассационной жалобы не опровергают правильности выводов судов, не подтверждаются материалами дела, основаны на ином понимании заявителем норм права. Оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов, указанных в части 3 статьи 288.2 Кодекса, не имеется, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.09.2023 (резолютивная часть от 11.09.2023) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2023 по делу N А32-36312/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.01.2024.
Судья |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя заявление общества, суды руководствовались статьями 71, 210 Кодекса, статьей 3.15 Закона N 608-КЗ, статьями 1.6, 25.1, 28.2 КоАП РФ, разъяснениями пунктов 10 и 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", пункта 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
...
Поскольку общество не было надлежащим образом уведомлено о составлении протокола по делу об административном правонарушении, суды пришли к выводу о наличии в действиях административного органа нарушений положений статьи 28.2 КоАП РФ.
...
Протокол об административном правонарушении, оформленный с нарушением требований статьи 28.2 КоАП РФ, в силу статьи 64 Кодекса, статьи 26.2 КоАП РФ, не может быть признан надлежащим доказательством по делу.
...
Доводы кассационной жалобы не опровергают правильности выводов судов, не подтверждаются материалами дела, основаны на ином понимании заявителем норм права. Оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов, указанных в части 3 статьи 288.2 Кодекса, не имеется, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 января 2024 г. N Ф08-13274/23 по делу N А32-36312/2023