г. Краснодар |
|
27 ноября 2019 г. |
Дело N А63-15486/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 ноября 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Артамкиной Е.В., судей Аваряскина В.В. и Коржинек Е.Л., при участии в судебном заседании от истца - акционерного общества "Ессентукская сетевая компания" (ИНН 2626042240, ОГРН 1102650001596) - Свистулы В.В. (доверенность от 09.01.2019), в отсутствие ответчика - администрации городского округа города-курорта Ессентуки (ИНН 2626008426, ОГРН 1022601227516), третьих лиц: муниципального бюджетного учреждения "Безопасный город Ессентуки", публичного акционерного общества "Ставропольэнергосбыт", извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу муниципального бюджетного учреждения "Безопасный город Ессентуки" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.05.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2019 по делу N А63-15486/2018, установил следующее.
АО "Ессентукская сетевая компания" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к администрации городского округа города-курорта Ессентуки (далее - администрация) о признании права собственности на следующие сооружения производственного назначения:
- участок воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ, протяженностью 0,87 км, расположенный по адресу г. Ессентуки, ул. Ново-Пятигорская, количество опор - 27, поименованный в пункте 79 постановления администрации города Ессентуки от 22.01.2013 N 82 как воздушная линия уличного освещения по ул. Ново-Пятигорская, количество опор - 27, длина линии - 0,87 км;
- участок воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ, протяженностью 1,58 км, расположенный по адресу г.Ессентуки, ул. Карла Маркса, количество опор - 27, поименованный в пункте 81 постановления администрации города Ессентуки от 22.01.2013 N 82 как воздушная линия уличного освещения по ул. Карла Маркса, количество опор - 27, длина линии - 1,58 км;
- участок воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ, протяженностью 0,43 км, расположенный по адресу г. Ессентуки, ул. Манежная, количество опор - 14, поименованный в пункте 83 постановления администрации города Ессентуки от 22.01.2013 N 82 как воздушная линия уличного освещения по ул. Манежная, количество опор - 14, длина линии - 0,43 км;
- участок воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ, протяженностью 0,38 км, расположенный по адресу г. Ессентуки, ул. Родниковская, количество опор - 15, поименованный в пункте 45 постановления администрации города Ессентуки от 22.01.2013 N 82 как воздушная линия уличного освещения по ул. Родниковская, количество опор - 15, длина линии - 0,38 км;
- участок воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ, протяженностью 1,6 км, расположенный по адресу г. Ессентуки, ул. Луначарского, количество опор - 55, поименованный в пункте 158 постановления администрации города Ессентуки от 22.01.2013 N 82 как воздушная линия уличного освещения по ул. Луначарского, количество опор - 55, длина линии - 1,6 км;
- участок воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ, протяженностью 0,625 км, расположенный по адресу г. Ессентуки, ул. Лазарева, количество опор - 21, поименованный в пункте 160 постановления администрации города Ессентуки от 22.01.2013 N 82 как воздушная линия уличного освещения по ул. Лазарева, количество опор - 21, длина линии - 0,625 км;
- участок воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ, протяженностью 0,82 км, расположенный по адресу г. Ессентуки, ул. Лесная, количество опор - 20, поименованный в пункте 162 постановления администрации города Ессентуки от 22.01.2013 N 82 как воздушная линия уличного освещения по ул. Лесная, количество опор - 20, длина линии - 0,82 км;
- участок воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ, протяженностью 2,3 км, расположенный по адресу г. Ессентуки, ул. Лермонтова, количество опор - 85, поименованный в пункте 157 постановления администрации города Ессентуки от 22.01.2013 N 82 как воздушная линия уличного освещения по ул. Лермонтова, количество опор - 85, длина линии - 2,3 км (далее - спорное имущество).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены МБУ "Безопасный город Ессентуки" (далее - учреждение), ПАО "Ставропольэнергосбыт".
Решением от 21.05.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 20.08.2019, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить обжалуемые судебные акты. Податель жалобы указывает, что оборудование, предназначенные для уличного освещения, не вошло в перечень имущества, приватизированного АООТ "Ессентукские городские электрические сети", поэтому регистрация права муниципальной собственности на воздушные линии уличного освещения и передача их в оперативное управление учреждению произведена в соответствии с действующим законодательством.
В отзыве на жалобу общество сослалось на несостоятельность ее доводов.
В судебном заседании представитель общества просил оставить судебные акты без изменения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и судами установлено, что 15.01.1982 Ессентукские городские электрические сети Краевого эксплуатационного энергетического управления "Ставрополькоммунэнерго" на основании приказа от 15.01.1982 N 6а краевого производственного объединения "Ставропольэлектроэнерго" переименованы в Ессентукское предприятие городских электрических сетей Краевого производственного объединения "Ставропольэлектроэнерго".
В соответствии с приказом от 12.06.1987 N 283 краевого производственного объединения "Ставрополькрайэлектро" предприятие 15.06.1987 переименовано в Ессентукское межрайонное предприятие электрических сетей производственного объединения.
Согласно приказу от 12.08.1988 N 39-п Управления коммунального хозяйства г. Ставрополя предприятие переименовано в Ессентукское предприятие городских электрических сетей Многоотраслевого производственного объединения коммунального хозяйства (сокращенно "Горэлектросети").
Спорные объекты недвижимого имущества - воздушные линии электропередач - согласно инвентаризационным описям представляют собой ВЛ 0,4 кВ по ул. Ново-Пятигорская, инвентарный номер 07739, количество опор - 27, длина линии - 0,87 км, по ул. Карла Маркса, инвентарные номера 0966, 0941, 0928, 07807, 07733, количество опор - 27, длина линии - 1,58 км, по ул. Манежная, инвентарный номер 07540, ул. Родниковская, инвентарный номер 0980, количество опор - 14, длина линии - 0,43 км, по ул. Луначарского, инвентарный номер 1023, 0762, количество опор - 55, длина линии - 1,6 км, по ул. Лазарева, инвентарные номера 1061, 0993, 07543, количество опор - 21, длина линии - 0,625 км, по ул. Лесная, инвентарный номер 1062, количество опор - 20, длина линии - 0,82 км, по ул. Лермонтова, инвентарный номер 0972, количество опор - 85, длина линии - 2,3 км и находятся в составе основных средств Ессентукского предприятия городских электрических сетей.
На основании решения малого Совета Ставропольского краевого Совета народных депутатов от 24.12.1992 N 110 предприятие "Горэлектросети" включено в муниципальную собственность г. Ессентуки.
28 июня 1994 года в соответствии с постановлением главы г. Ессентуки от 17.06.1994 N 486 и распоряжением председателя комитета по управлению имуществом города администрации города Ессентуки от 22.06.1994 N 175 создано акционерное общество открытого типа "Ессентукские городские электрические сети" путем преобразования предприятия "Горэлектросети".
На основании постановления главы администрации г. Ессентуки от 28.06.1994 N 521 акционерное общество открытого типа "Ессентукские городские электрические сети" является правопреемником предприятия "Горэлектросети" по всем имущественным правам и обязательствам в результате произведенной приватизации.
Согласно постановлению главы администрации города Ессентуки от 14.05.1996 N 389 общество переименовано в ОАО "Ессентукские городские электрические сети", зарегистрирован устав в новой редакции.
В 2010 году ОАО "Ессентукские городские электрические сети" реорганизовано путем выделения из него ОАО "Ессентукская сетевая компания".
2 августа 2010 года в связи с реорганизацией ОАО "Ессентукские городские электрические сети" передало в собственность ОАО "Ессентукская сетевая компания" (в настоящее время - АО "Ессентукская сетевая компания"), согласно актам приема-передачи имущества энергосетевой комплекс, обеспечивающий энергоснабжение города Ессентуки, включающий в себя воздушные и кабельные линии электропередачи, трансформаторные и распределительные пункты и подстанции, оборудование, предназначенное для обслуживания энергосетей и управления ими, иное имущество.
Согласно приложению N 1 к акту передачи документов ОАО "Ессентукские городские электрические сети" (ОАО "Горэлектросеть") передало в собственность ОАО "Ессентукская сетевая компания" ряд объектов основных средств предприятия, среди которых указаны спорные линии электропередачи.
Во исполнение постановления главы администрации от 30.03.2011 N 447 создана рабочая группа по инвентаризации и включению оборудования уличного освещения в казну муниципального образования г. Ессентуки.
Полагая, что опоры, являющиеся частью объекта воздушных линий электропередач, приватизированные и использующиеся обществом для поставки электроэнергии потребителям, не входят в состав объекта уличного освещения, а принадлежат обществу, последний обратился с иском в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации признание права собственности является одним из способов защиты нарушенных гражданских прав.
Согласно статье 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные данным Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
В силу пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица.
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22) разъяснено, что граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (статья 218 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
В соответствии с абзацем 5 пункта 11 постановления N 10/22 акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
Таким образом, при рассмотрении спора о признании права собственности на недвижимое имущество, приобретенное правопредшественником истца в порядке приватизации, суду, в частности, следует установить тождество недвижимого имущества, включенного в план приватизации (поименованного в акте оценки стоимости зданий и сооружений), и недвижимого имущества, на которое истец просит признать право собственности.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных указанным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом порядке.
В пункте 58 постановления N 10/22 разъяснено, что лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
Пунктом 59 постановления N 10/22 установлено, что если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, иск о признании права собственности может быть удовлетворен в том случае, когда право на недвижимое имущество возникло до вступления в силу Закона N 122-ФЗ и не было зарегистрировано (ранее возникшее право; определение Верховного Суда Российской Федерации от 23.05.2016 по делу N 304-ЭС15-18474).
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, доводы и возражения участвующих в деле лиц, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований общества.
Суды установили, что спорное имущество создано в 1950 и 1953 годах, право собственности АООТ "Ессентукские городские электрические сети" (правопредшественник общества) на энергосетевое имущество, в составе которого находится спорное имущество, возникло в 1994 году, т. е. до вступления в силу Закона N 122-ФЗ. В составе энергосетевого комплекса, переданного обществу, находится спорное имущество - воздушные линии электропередачи.
Согласно акту совместного обследования от 29.04.2019 следует, что спорное имущество является линиями электропередачи и состоит из опор, несущих конструкций, кронштейнов, стоек, проводов, подвесов, кабелей, технологически образующих единое целое, соединенных между собой, а также с центром питания (трансформаторной подстанцией) физическими цепями (проводами, кабелями). Спорное имущество представляет собой составные части линейного объекта с центром питания в 8 трансформаторных подстанциях. Опоры линий электропередачи закреплены в котлованы с засыпкой грунтово-щебеночной смесью и последующим бетонированием.
Как указали судебные инстанции, из плана приватизации не следует, что опоры линий электропередачи, являющиеся обязательными частями энергосетевого комплекса как единого объекта недвижимого имущества, были исключены из перечня подлежащего приватизации имущества, в связи с чем, при приватизации спорного имущества право собственности у правопредшественника общества возникло на все составные части приватизированного имущества - опоры и линии электропередачи, представляющие единый и неделимый функциональный комплекс, основным целевым назначением которого с момента его создания является передача электроэнергии потребителям (в муниципальной собственности осталось движимое имущество - оборудование уличного освещения).
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что регистрация права муниципальной собственности на спорное имущество, в частности опоры, нарушает право общества на использование по целевому назначению принадлежащих ему на праве собственности линейных объектов электросетевого хозяйства. При этом удовлетворение иска в данном конкретном случае направлено на установление эффективного баланса в регулировании отношений сторон и соответствует правовым принципам справедливости, процессуальной экономии и правовой определенности.
Признание права, как вещно-правовой способ защиты, является требованием об установлении факта принадлежности спорного имущества истцу на праве собственности.
Поскольку решение суда по настоящему делу подтверждает ранее возникшее, уже существующее право собственности общества на спорное недвижимое имущество, в том числе опоры воздушных линий электропередачи, в составе приватизированного энергосетевого имущественного комплекса, то право муниципальной собственности на движимое имущество - объекты уличного освещения - провода и осветительные приборы наружного освещения (лампы, светильники, прожекторы), иные элементы уличного освещения, таким признанием права собственности не затрагивается и не ущемляется.
Доводы жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку были проверены и учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, не влияют на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов и не опровергают выводы судов.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.05.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2019 по делу N А63-15486/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Артамкина |
Судьи |
В.В. Аваряскин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 59 постановления N 10/22 установлено, что если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, иск о признании права собственности может быть удовлетворен в том случае, когда право на недвижимое имущество возникло до вступления в силу Закона N 122-ФЗ и не было зарегистрировано (ранее возникшее право; определение Верховного Суда Российской Федерации от 23.05.2016 по делу N 304-ЭС15-18474).
...
Суды установили, что спорное имущество создано в 1950 и 1953 годах, право собственности АООТ "Ессентукские городские электрические сети" (правопредшественник общества) на энергосетевое имущество, в составе которого находится спорное имущество, возникло в 1994 году, т. е. до вступления в силу Закона N 122-ФЗ. В составе энергосетевого комплекса, переданного обществу, находится спорное имущество - воздушные линии электропередачи."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 ноября 2019 г. N Ф08-10631/19 по делу N А63-15486/2018
Хронология рассмотрения дела:
27.11.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10631/19
24.10.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10631/19
20.08.2019 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2841/19
21.05.2019 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-15486/18