г. Краснодар |
|
05 декабря 2019 г. |
Дело N А15-6437/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Воловик Л.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - дошкольной образовательной автономной некоммерческой организации "Полёт" (ИНН 0571008420, ОГРН 1160571060913) - Юнусова М.Г. (доверенность от 24.12.2018), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - Министерства образования и науки Республики Дагестан (ИНН 0562043933, ОГРН 1020502629840), извещенного о месте и времени судебного разбирательства (уведомление N 20755 3, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу дошкольной образовательной автономной некоммерческой организации "Полёт" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 29.05.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2019 по делу N А15-6437/2018, установил следующее.
ДО АНО "Полёт" (далее - организация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Министерству образования и науки Республики Дагестан (далее - министерство) о признании недействительным решения от 27.11.2018 N 06-12557/02-08/18 об отказе в заключении договора на предоставление субсидий на реализацию основных образовательных программ в 2018 году; обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов и заключить договор на представление субсидий на реализацию основных образовательных программ в 2018 году.
Решением суда от 29.05.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 02.09.2019, в удовлетворении требований отказано.
Судебные акты мотивированы отсутствием у министерства правовых оснований для удовлетворения заявления организации о предоставлении субсидий на реализацию основных общеобразовательных программ и заключении договора в 2018 году.
В кассационной жалобе и дополнении к ней организация просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель кассационной жалобы ссылается на оформление ответа министерства 27.11.2018, тогда как оно еще 25.05.2018 представило Министерству финансов Республики Дагестан заявки и правоустанавливающие документы образовательных организаций, получивших лицензию с конца 2017 года (после утверждения бюджета Республики Дагестан на 2018 год). Министерство не имело замечаний по заявке организации. Письмом от 25.10.2018 министерство представило Министерству финансов Республики Дагестан список дополнительных учреждений, включая организацию. Организация не ознакомлена с рядом представленных министерством в материалы дела документов. Аналогичная заявка организации за 2019 год удовлетворена. Суд дал неполную оценку имеющимся в материалах дела доказательствам.
В отзыве на кассационную жалобу министерство просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель организации поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя организации, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что организация 22.01.2018 получила лицензию N 9117 на оказание образовательных услуг по реализации образовательных программ по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования, указанным в приложении.
Организация обратилась в министерство с заявкой на предоставление субсидий на реализацию основных общеобразовательных программ, в которой просила предоставить субсидию в 2018 году.
Письмом от 27.11.2018 N 06-12557/02-08/18 министерство сообщило, что бюджет Республики Дагестан на 2018 год сформирован в конце 2017 года, субсидии для организации, получившей лицензию 22.01.2018, Министерством финансов Республики Дагестан не предусмотрены. Перечень частных образовательных организаций, получивших лицензию с января 2018 года, министерством представлен в Министерство финансов Республики Дагестан для принятия решения о предоставлении дополнительных средств.
Организация обжаловала отказ министерства в арбитражный суд.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) субсидией являются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Исходя из взаимосвязанных положений статей 69 и 78 Кодекса субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг являются безвозмездными и безвозвратными бюджетными ассигнованиями, имеющими целевой характер - возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение (возмещение) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг хозяйствующими субъектами.
На основании частей 2, 3 статьи 78 Кодекса субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законами (решениями) о бюджете и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, в которых определяются цели предоставления субсидий и критерии отбора лиц, имеющих право на получение субсидий.
По смыслу приведенных положений законодательства использование юридической конструкции субсидий позволяет государству оказывать финансовую поддержку хозяйствующим субъектам в виде предоставления денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в тех случаях, когда это необходимо для решения публично значимых задач.
Субсидии юридическим лицам предоставляются из местного бюджета в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
Природа стимулирующих субсидий как финансовой поддержки, предоставляемой в силу усмотрения публичной власти, а не ее обязанностей, означает, что участники хозяйственного оборота по общему правилу не вправе требовать от публично-правового образования (его уполномоченных органов) принятия решения о предоставлении субсидии, равно как не вправе требовать выплаты стимулирующих субсидий при фактическом отсутствии в бюджете денежных средств на эти бюджетные ассигнования, либо при исчерпании выделенных средств.
В то же время заключение публично-правовым образованием (в лице уполномоченного органа) соглашения с хозяйствующим субъектом, содержащего обязанность по предоставлению субсидии при выполнении определенных условий лицом, претендующим на получение финансовой поддержки, и принятие уполномоченным органом ненормативного правового акта о предоставлении субсидии в конкретном размере этому лицу порождает у хозяйствующего субъекта право на получение денежных средств - имущественное право, которое подлежит судебной защите.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся в том числе финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 13.06.2012 N 203 утвержден Порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан частным образовательным организациям на реализацию основных общеобразовательных программ (далее - Порядок, действовал в спорный период), пунктом 2 которого предусмотрено, что субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе частным образовательным организациям, зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность в качестве юридических лиц на территории Республики Дагестан, имеющим лицензию на право ведения образовательной деятельности и свидетельство о государственной аккредитации на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
Субсидии предоставляются на оплату расходов, связанных с выплатой заработной платы и начислений на нее, компенсационных выплат на приобретение книгоиздательской продукции педагогическим работникам, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, игры, игрушки, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов) (пункт 3 Порядка).
Объем субсидии устанавливается согласно методике расчета нормативов расходов для определения общего размера субвенций на реализацию основных общеобразовательных программ, определенной Законом Республики Дагестан "О методике распределения субвенций из республиканского бюджета Республики Дагестан, предоставляемых местным бюджетам на обеспечение прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального, общего, основного общего, среднего общего образования, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях" (пункт 4 Порядка).
Субсидии предоставляются министерством в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Законом Республики Дагестан о республиканском бюджете Республики Дагестан на соответствующий год и плановый период на указанные цели. В случае если затраты, предъявленные к возмещению, превышают лимиты бюджетных обязательств на соответствующий период, предоставление субсидий получателям осуществляется в пределах сумм лимитов бюджетных обязательств на соответствующий период пропорционально сумме подтвержденных расходов (пункт 5 Порядка).
Суд установил, что лимит бюджетных обязательств на 2018 год определен министерством в конце 2017 года. Выделенные министерству субсидии освоены им в полном объеме, что подтверждается приказом министерства от 11.01.2018 N 59-02/18 "Об утверждении размеров субсидий частным образовательным организациям, зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность в качестве юридических лиц на территории Республики Дагестан, имеющим лицензию на право ведения образовательной деятельности и свидетельство о государственной аккредитации, на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования", в приложении к которому указаны наименования частных образовательных организаций и суммы выделенных субсидий, ведомостью перечисленных субсидий (л. д. 37 - 40, 102, 103 т. 1).
С учетом целевого характера предоставления бюджетных средств и невозможности принятия министерством на себя обязательств сверх установленных бюджетом, суд сделал вывод о том, что на момент обращения организации с заявлением средства бюджета по указанному направлению исчерпаны, а отсутствие (нехватка) бюджетного финансирования при установленных по делу обстоятельствах могут повлечь отказ в предоставлении субсидий.
Согласно части 1 статьи 1, статьям 6, 69 Кодекса предоставление субсидии юридическим лицам из бюджета относится к бюджетным правоотношениям и является бюджетными ассигнованиями, под которыми понимается предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств, то есть расходных обязательств, подлежащих исполнению в соответствующем финансовом году.
Операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря (части 1 и 3 статьи 242 Кодекса).
В обжалуемом письме министерства от 27.11.2018 N 06-12557/02-08/18 также указано, что перечень частных образовательных организаций, получивших лицензию с января 2018 года, министерством представлен в Министерство финансов Республики Дагестан для принятия решения о предоставлении дополнительных средств.
Из письма от 25.05.2018 следует, что министерство направило Министерству финансов Республики Дагестан запрашиваемые правоустанавливающие документы частных образовательных организаций, получивших лицензию на право ведения образовательной деятельности с конца 2017 года по настоящее время, не учтенных при формировании республиканского бюджета Республики Дагестан на 2018 год (л. д. 109, 110 т. 1).
В письме от 25.10.2018 министерства в Министерство финансов Республики Дагестан отмечено, что в предварительный расчет расходов республиканского бюджета министерства на 2019 год средства на субсидирование дополнительного контингента частных образовательных организаций не включены. Министерство просило удовлетворить заявку на 2019 год, представило список организаций, не учтенных при формировании республиканского бюджета на 2018 год, в который включена и организация (л. д. 98, 99 т. 1).
В материалы дела представлен договор от 13.02.2019 N 27-02/2019 о предоставлении организации субсидий на реализацию основных образовательных программ на 2019 год (л. д. 106 -108 т. 1).
В связи с этим суд посчитал отсутствующими основания для удовлетворения министерством заявки организации на предоставление субсидий на реализацию основных общеобразовательных программ о заключении публичного договора в 2018 году.
Судебная практика исходит из того, что по смыслу приведенных положений законодательства использование юридической конструкции субсидий позволяет государству оказывать финансовую поддержку хозяйствующим субъектам в виде предоставления денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в тех случаях, когда это необходимо для решения публично значимых задач. При этом природа стимулирующих субсидий как финансовой поддержки, предоставляемой в силу усмотрения публичной власти, а не ее обязанностей, означает, что участники хозяйственного оборота по общему правилу не вправе требовать от публично-правового образования (его уполномоченных органов) принятия решения о предоставлении субсидии, равно как не вправе требовать выплаты стимулирующих субсидий при фактическом отсутствии в бюджете денежных средств на эти бюджетные ассигнования, либо при исчерпании выделенных средств (определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 06.12.2018 N 305-ЭС18-13693, от 31.01.2019 N 305-ЭС18-17266).
Суд также учел непредставление организацией доказательств направления на соответствующую дату в министерство заявки с перечнем документов, указанных в пункте 6 Порядка и необходимых для оформления получения субсидий.
Более того, заявка организации не содержала перечень документов, определенных пунктом 6 Порядка (организация не составила сопроводительное письмо с приложением и указанием в нем представляемых документов; в заявке отсутствует дата его составления и передачи ее в министерство, а также не заполнен ряд строк; параметры приложенных к заявке документов в приложении не указаны), что подтвердил представитель министерства в судебном заседании суда первой инстанции.
Отмечая непредставление участвующими в деле лицами доказательств, на основании которых суд мог определить даты представления заявки с приложением документов в министерство и получения им этих документов, суд сослался на отсутствие возможности проверки и оценки соблюдения организацией порядка подачи заявки с приложением всех необходимых документов, а министерством - пункта 8 Порядка (сроков рассмотрения заявки и уведомления о результатах его рассмотрения).
Суд также установил, что организация в нарушение пункта 7 Порядка представила недостоверные сведения о количестве воспитателей и воспитанников, отсутствует также информация о категории воспитателей. Приказ о зачислении детей подписан лицом, не являющимся на тот момент директором организации.
Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 29.05.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2019 по делу N А15-6437/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судебная практика исходит из того, что по смыслу приведенных положений законодательства использование юридической конструкции субсидий позволяет государству оказывать финансовую поддержку хозяйствующим субъектам в виде предоставления денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в тех случаях, когда это необходимо для решения публично значимых задач. При этом природа стимулирующих субсидий как финансовой поддержки, предоставляемой в силу усмотрения публичной власти, а не ее обязанностей, означает, что участники хозяйственного оборота по общему правилу не вправе требовать от публично-правового образования (его уполномоченных органов) принятия решения о предоставлении субсидии, равно как не вправе требовать выплаты стимулирующих субсидий при фактическом отсутствии в бюджете денежных средств на эти бюджетные ассигнования, либо при исчерпании выделенных средств (определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 06.12.2018 N 305-ЭС18-13693, от 31.01.2019 N 305-ЭС18-17266)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 декабря 2019 г. N Ф08-11115/19 по делу N А15-6437/2018
Хронология рассмотрения дела:
05.12.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11115/19
08.11.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11115/19
02.09.2019 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2941/19
29.05.2019 Решение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-6437/18