Постановление Правительства РФ от 14 сентября 2023 г. N 1502
"О внесении изменений в Положение о федеральном государственном пожарном надзоре"
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Положение о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. N 290 "О федеральном государственном пожарном надзоре" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 17, ст. 1964; 2021, N 27, ст. 5403; N 50, ст. 8557; 2022, N 40, ст. 6832).
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня официального опубликования, за исключением пункта 8 изменений, утвержденных настоящим постановлением, который вступает в силу с 1 января 2025 г.
Председатель Правительства |
М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 14 сентября 2023 г. N 1502
Изменения,
которые вносятся в Положение о федеральном государственном пожарном надзоре
1. В подпунктах "к" и "л" пункта 10 слова "городов (районов)" заменить словами "городов (округов, районов)".
2. В абзаце первом пункта 12 слова "городов (районов)" заменить словами "городов (округов, районов)".
3. В абзаце первом пункта 13 слова "городов (районов)" заменить словами "городов (округов, районов)".
4. В абзаце четвертом пункта 29 слова "ежегодно, к 15 августа," исключить.
5. Пункт 36 1 дополнить предложением следующего содержания: "При этом контрольное (надзорное) мероприятие либо профилактическое мероприятие не проводится, а начатое контрольное (надзорное) мероприятие подлежит прекращению с составлением акта о невозможности его проведения.".
6. В абзаце четвертом пункта 42 слова "контролируемых лиц" заменить словами "объектов надзора".
7. В абзаце втором пункта 59 цифру "3" заменить цифрами "1,5".
Пункт 8 вступает в силу с 1 января 2025 г.
8. В приложении к указанному Положению:
а) пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. При отнесении поднадзорных зданий, сооружений и помещений, а также наружных установок (далее - объекты защиты) к определенной категории риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в результате пожаров используются сведения из автоматизированной аналитической системы поддержки и управления контрольно-надзорными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также сведения статистической отчетности Федеральной службы государственной статистики.
Критерии отнесения объектов защиты к определенной категории риска основываются на определении величин причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в результате пожаров с использованием оценок социальных и материальных негативных последствий пожаров.";
б) в пункте 2:
абзац первый изложить в следующей редакции:
"2. На основании сведений, содержащихся в автоматизированной аналитической системе поддержки и управления контрольно-надзорными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, и сведений статистической отчетности Федеральной службы государственной статистики в отношении объектов защиты определяются:";
в подпункте "а" после слов "далее - допустимый риск" дополнить словом "социальных";
в подпункте "б" после слов "далее - ожидаемый риск" дополнить словом "социальных";
дополнить подпунктами "в" и "г" следующего содержания:
"в) допустимый риск причинения материального ущерба от пожара на объекте защиты (далее - допустимый риск материальных негативных последствий пожара);
г) ожидаемый риск причинения материального ущерба от пожара на объекте защиты (далее - ожидаемый риск материальных негативных последствий пожара).";
в) дополнить пунктом 2 1 следующего содержания:
"2 1. Расчеты допустимого и ожидаемого рисков материальных негативных последствий пожаров осуществляются при выполнении одного из следующих условий:
а) объект защиты находится в государственной или муниципальной собственности;
б) на объекте защиты осуществляют экономическую деятельность более одного контролируемого лица.";
г) в абзаце первом пункта 3 после слов "Допустимый риск" дополнить словом "социальных";
д) дополнить пунктом 3 1 следующего содержания:
"3 1. Допустимый риск материальных негативных последствий пожара рассчитывается на основании сведений о средней стоимости основных фондов организаций, содержащихся в формах статистической отчетности Федеральной службы государственной статистики.
Величина допустимого риска материальных негативных последствий пожара (Q M(доп)n) для каждого условия, указанного в пункте 2 1 настоящего документа, определяется по формуле:
Q М(доп)n=e -mU М(недоп)n,
где:
n - индекс условия определения материальных негативных последствий пожаров. Принимается в зависимости от выбранного условия, указанного в пункте 2 1 настоящего документа;
е - основание натурального логарифма, принимается равным 2,72;
m - количество категорий риска, принимается равным 6.
Величина недопустимого материального ущерба от пожара (U M(недоп)n) составляет 20 процентов средней стоимости основных фондов в расчете на один объект защиты и определяется по формуле:
U М(недоп)n=0,2G ос.ф.n,
где:
G ос.ф.n - стоимость основных фондов в расчете на один объект защиты для каждого условия, указанного в пункте 2 1 настоящего документа.";
е) в пункте 4:
после слов "Ожидаемый риск" дополнить словом "социальных";
слова "в течение года" исключить;
абзац второй изложить в следующей редакции:
"Q C=P CU C,";
в абзаце четвертом слова " Р - вероятность возникновения пожаров" заменить словами " Р C - вероятность возникновения пожаров с социальными последствиями";
ж) дополнить пунктом 4 1 следующего содержания:
"4 1. Величина ожидаемого риска материальных негативных последствий пожара на объектах защиты (Q M.n) определяется по формуле:
Q М.n=P М.nU М.n,
где:
P M.n - вероятность возникновения пожаров с материальными последствиями на объектах защиты для каждого условия, указанного в пункте 2 1 настоящего документа, в период проведения ежегодного мониторинга;
U M.n - материальный ущерб на объектах защиты для каждого условия, указанного в пункте 2 1 настоящего документа, в период проведения ежегодного мониторинга.";
з) пункт 5 изложить в следующей редакции:
"5. Вероятность возникновения пожаров с социальными последствиями в период проведения ежегодного мониторинга по группе объектов защиты, однородных по видам экономической деятельности и классам функциональной пожарной опасности (Р C), определяется по формуле:
,
где:
М ПС - количество пожаров с социальными последствиями, происшедших на объектах защиты в соответствующей группе в период проведения ежегодного мониторинга;
Т - период проведения ежегодного мониторинга, равный одному году;
М ОБ.С. - количество объектов защиты в соответствующей группе в период проведения ежегодного мониторинга.";
и) дополнить пунктом 5 1 следующего содержания:
"5 1. Вероятность возникновения пожаров с материальными последствиями (Р М.n) в период проведения ежегодного мониторинга на объектах защиты для каждого условия, указанного в пункте 2 1 настоящего документа, рассчитывается по формуле:
,
где:
М П.М.n - количество пожаров с материальными последствиями на объектах защиты для каждого условия, указанного в пункте 2 1 настоящего документа, в период проведения ежегодного мониторинга;
М ОБ.М.n - количество объектов защиты для каждого условия, указанного в пункте 2 1 настоящего документа, в период проведения ежегодного мониторинга, единиц.";
к) в пункте 6:
абзац второй изложить в следующей редакции:
",";
в абзацах четвертом и пятом слова "экономической деятельностью" заменить словами "экономической деятельности";
л) дополнить пунктом 6 1 следующего содержания:
"6 1. Материальный ущерб (U M.n) на объектах защиты для каждого условия, указанного в пункте 2 1 настоящего документа, в период проведения ежегодного мониторинга определяется по формуле:
,
где:
М У.n - расчетный материальный ущерб от пожаров на объектах защиты для каждого условия, указанного в пункте 2 1 настоящего документа, в период проведения ежегодного мониторинга.
Расчетный материальный ущерб от пожаров на объектах защиты определяется на основе методик, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, посредством автоматизированной аналитической системы поддержки и управления контрольно-надзорными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.";
м) в пункте 7:
в абзаце первом после слов "ожидаемого риска" дополнить словами "социальных и материальных", после слов "допустимого риска" дополнить словами "социальных и материальных";
в абзаце втором после слов "ожидаемого риска" дополнить словами "социальных и материальных", после слов "допустимого риска" дополнить словами "социальных и материальных", после слов "показатель тяжести потенциальных" дополнить словами "социальных и материальных";
в абзаце третьем после слов "Показатель тяжести потенциальных" дополнить словом "социальных";
в абзаце шестом после слов "ожидаемый риск" дополнить словом "социальных";
в абзаце седьмом после слов "допустимый риск" дополнить словом "социальных";
дополнить абзацами следующего содержания:
"Показатель тяжести потенциальных материальных негативных последствий пожаров (К М.n) определяется по формуле:
.";
н) дополнить пунктом 7 1 следующего содержания:
"7 1. Интегральный показатель тяжести потенциальных негативных последствий пожаров (К Г.Т.М.n) определяется по формуле:
.
Расчет интегрального показателя тяжести потенциальных негативных последствий пожаров (К Г.Т.М.n) осуществляется с учетом показателя тяжести потенциальных материальных негативных последствий пожаров (К М.n) в соответствии с условиями, указанными в пункте 2 1 настоящего документа. В случае если объект защиты не удовлетворяет условиям, указанным в пункте 2 1 настоящего документа, при определении значения интегрального показателя тяжести потенциальных негативных последствий пожаров (К Г.Т.М.n) значение показателя тяжести потенциальных материальных негативных последствий пожаров (К М.n) принимается равным нулю.";
о) в пункте 8:
в абзаце первом после слов "В зависимости от значения" дополнить словом "интегрального";
в абзацах втором - седьмом слова "К Г.Т. " заменить словами "К Г.Т.М.n";
п) пункт 9 изложить в следующей редакции:
"9. В целях осуществления планирования контрольных (надзорных) мероприятий федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, проводятся ежегодные расчеты показателей тяжести потенциальных социальных и материальных негативных последствий пожаров. На основе указанных расчетов за 5-летний период определяются среднепятилетние значения показателей тяжести потенциальных социальных и материальных негативных последствий пожаров, которые используются для планирования контрольных (надзорных) мероприятий в течение 5 лет начиная с 1 января 2025 г. По истечении указанного периода производится актуальный расчет среднепятилетних значений показателей тяжести потенциальных социальных и материальных негативных последствий пожаров.
Среднепятилетние значения показателей тяжести потенциальных социальных и материальных негативных последствий пожаров публикуются на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".";
р) пункт 16 изложить в следующей редакции:
"16. Интегральный показатель тяжести потенциальных негативных последствий пожаров (К Г.Т.М.инд) определяется по формуле:
К Г.Т.М.инд=К Г.Т.М.n+U инд,
где:
К Г.Т.М.инд - интегральный показатель тяжести потенциальных негативных последствий пожаров;
U инд - индекс индивидуализации подконтрольного лица.".
9. В приложении N 3, предусмотренном приложением к указанному Положению:
а) позицию 4 в графе "Критерии добросовестности" изложить в следующей редакции:
"4. Наличие в отношении объекта заключения о независимой оценке пожарного риска (аудита пожарной безопасности) с выводом о выполнении требований пожарной безопасности и соблюдении противопожарного режима";
б) позицию 11 в графе "Критерии добросовестности" дополнить словами ", стандарта организации";
в) дополнить позициями 16 и 17 следующего содержания:
"
16. Предоставление контролируемым лицом договора страхования рисков причинения вреда (ущерба), объектом которого являются имущественные интересы контролируемого лица, связанные с его обязанностью возместить вред (ущерб) охраняемым законом ценностям, причиненный вследствие нарушения контролируемым лицом требований пожарной безопасности |
да |
-10 |
-10 |
-10 |
-10 |
-10 |
-10 |
-10 |
-10 |
-10 |
-10 |
-10 |
-10 |
нет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
17. Предоставление в добровольном порядке декларации пожарной безопасности (статья 64 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности") в отношении объекта (наружной установки), для которого законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности не предусмотрено проведение экспертизы проектной документации |
да |
-10 |
-10 |
-10 |
-10 |
-10 |
-10 |
-10 |
-10 |
-10 |
-10 |
-10 |
-10 |
нет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
".
10. В приложении N 4, предусмотренном приложением к указанному Положению:
а) позицию 4 в графе "Критерии добросовестности" изложить в следующей редакции:
"4. Наличие в отношении объекта (наружной установки) заключения о независимой оценке пожарного риска (аудита пожарной безопасности) с выводом о выполнении требований пожарной безопасности и соблюдении противопожарного режима";
б) позицию 11 в графе "Критерии добросовестности" дополнить словами ", стандарта организации";
в) дополнить позициями 16 и 17 следующего содержания:
"
16. Предоставление контролируемым лицом договора страхования рисков причинения вреда (ущерба), объектом которого являются имущественные интересы контролируемого лица, связанные с его обязанностью возместить вред (ущерб) охраняемым законом ценностям, причиненный вследствие нарушения контролируемым лицом требований пожарной безопасности |
да |
-10 |
-10 |
-10 |
-10 |
нет |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
17. Предоставление в добровольном порядке декларации пожарной безопасности (статья 64 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности") в отношении объекта (наружной установки), для которого законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности не предусмотрено проведение экспертизы проектной документации |
да |
-10 |
-10 |
-10 |
-10 |
нет |
0 |
0 |
0 |
0 |
".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правительство РФ скорректировало порядок осуществления федерального госпожнадзора. Так, контрольное мероприятие не проводится или подлежит прекращению с составлением акта о невозможности его проведения при установлении факта эксплуатации зданий, помещений, сооружений, строительство которых не завершено, а также эксплуатации жилых помещений не в соответствии с определенным классом функциональной пожарной опасности и (или) проектной документацией.
Урегулированы вопросы расчета допустимого и ожидаемого рисков материальных негативных последствий пожаров. Уточнены критерии добросовестности и их значения для объектов общественного и жилого назначения, транспортной инфраструктуры, а также для производственных объектов и наружных установок.
Постановление вступает в силу со дня официального опубликования, за исключением отдельных положений, которые будут действовать с 1 января 2025 г.
Постановление Правительства РФ от 14 сентября 2023 г. N 1502 "О внесении изменений в Положение о федеральном государственном пожарном надзоре"
Вступает в силу с 22 сентября 2023 г., за исключением пункта 8 изменений, утвержденных настоящим постановлением, который вступает в силу с 1 января 2025 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) 22 сентября 2023 г. N 0001202309220044
Собрание законодательства Российской Федерации, 25 сентября 2023 г. N 39 ст. 7021
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2024 г. N 485
Изменения вступают в силу с 27 апреля 2024 г.