г. Краснодар |
|
04 декабря 2019 г. |
Дело N А63-3962/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Андреевой Е.В., судей Герасименко А.Н. и Илюшникова С.М., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю - Лыкова И.Г. (доверенность от 23.09.2019), от третьего лица - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ставропольского края "Городская клиническая больница N 2" - Зайцевой Н.С. (доверенность от 10.01.2019), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Фарм-Сиб" (ИНН 5008039369, ОГРН 1055009339725), извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фарм-Сиб" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.07.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2019 по делу N А63-3962/2019, установил следующее.
ООО "Фарм-Сиб" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее - управление) с заявлением о признании незаконным решения от 15.01.2019 по делу N РНП-26-729 о включения сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков, об обязании управления исключить сведения об обществе из реестра недобросовестных поставщиков.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГБУЗ Ставропольского края "Городская клиническая больница N 2" (далее - больница).
Решением суда от 18.07.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 02.10.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. По мнению заявителя жалобы, суды неправильно применили нормы материального права, что выразилось в неверном толковании положений части 7 статьи 97 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). Основания для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта и основания для включения сведений о поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков не являются тождественными. Общество оспаривало не односторонний отказ заказчика от исполнения контракта, а включение его в реестр недобросовестных поставщиков.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить судебные акты без изменения, указывая на их законность и обоснованность.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы отзыва, представитель третьего лица просил в удовлетворении жалобы отказать.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, по результатам аукциона в электронной форме N 0321300003918000018 "Поставка лекарственных препаратов для обеспечения нужд Ставропольского края", победителем которого признано общество, оно (исполнитель, поставщик) и больница (заказчик) заключили контракт от 30.03.2018 018-ЭА/ЕП (далее - контракт). Предметом контракта является оказание исполнителем услуг по поставке лекарственных средств для медицинского применения (код ОКПД2 21.20.10.225, 21.20.10.214, 21.20.10.114, 21.20.10.221, 21.20.10.142, 21.20.10.140) в соответствии со спецификацией. Номенклатура товара и его количество определяются спецификацией (приложение N 1), технические показатели - Техническими характеристиками (приложение N 2 к контракту). Поставщик осуществляет доставку товара с момента заключения контракта по 02.12.2018 отдельными партиями один раз в месяц в течение 2-х рабочих дней со дня получения письменной заявки от заказчика. Поставка товара осуществляется поставщиком в рабочие дни (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница) с 8-30 до 15-00. При подаче экстренной заявки поставка товара осуществляется поставщиком в течение 4-х часов с момента получения заявки (без учета рабочих дней заказчика и времени приема товара). Заявка подается посредством факсимильной связи и электронной почтой с последующей отправкой оригинала почтовым отправлением.
В рамках исполнения контракта больница 15.10.2018 по электронной почте направила обществу заявку от 09.10.2018 N 2621 на поставку товара - кетопрофен 50 мг/мл 2 мл N 10,300 упаковок. Ввиду отсутствия поставки лекарственных средств 19.10.2018 больница повторно обратилась с заявкой от 15.10.2018 N 2704. В связи с отсутствием поставки товара, заказчик на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок размещен односторонний отказ от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком условий контракта. Поскольку 19.10.2018 общество по товарной накладной от 16.10.2018 N Рн-Д-14971 осуществило поставку лекарственного препарата по повторной заявке от 15.10.2018 N 2621, учреждение 23.10.2018 отменило не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В заявке от 29.10.2018 N 2857, направленной обществу 29.10.2018, больница просила поставить следующий товар: кетопрофен 50 мг/мл, 2 мл N 10 - 300 упаковок, дротаверин 20 мг/мл, 2 мл N 10 - 700 упаковок, бифидумбактерин форте 5 доз N 30 - 200 упаковок, адреналина гидрохлорид-Виал 1 мг/мл, 1 мл N 5 - 100 упаковок.
31 октября 2018 года больница по товарным накладным от 29.10.2018 N Рн-Д-15735 и N Рн-Д-15736 получила товар: кетопрофен 50 мг/мл, 2 мл N 10 - 300 упаковок, дротаверин 20 мг/мл, 2 мл N10 - 700 упаковок, бифидумбактерин форте 5 доз N 30 - 200 упаковок. Ссылаясь на отсутствие на складе у единственного на территории Российской Федерации дистрибьютора ООО "ВИАЛ" препарата - адреналина гидрохорид-ВИАЛ, производимого в Китае, общество в письме от 29.10.2018 N 7529 предложило учреждению произвести замену указанного препарата на препарат, который, по мнению поставщика, имеет улучшенные технические и функциональные характеристики (потребительские свойства), а именно: Адреналин (МНН: Эпинефрин) раствор для инъекций 1 мг/мл, 1 мл N 5, Россия, - 100 упаковок производства ФГУП Московский эндокринный завод-Россия, ЛС-001849, на сумму 4 788 рублей. Предложенный товар российского производства по товарной накладной от 29.10.2018 N Рн-Д-15749 поставлен обществом 31.10.2018 на склад больницы.
В письме от 02.11.2018 N 2906 больница указала, что поставщик обязан поставлять лекарственные средства в соответствии с контрактом и заявкой, не изменяя медикамент на аналогичный, но другого производителя соответственно с заменой РУ. В связи этим больница отказала в согласовании замены предусмотренного контрактом товара на препарат с улучшенными техническими и функциональными (потребительскими свойствами) и просила осуществить вывоз лекарственного препарата, поставленного по товарной накладной от 29.10.2018 N Рн-Д-15749.
6 ноября 2018 года больница повторно направила заявку N 2925 на поставку препарата - адреналина гидрохлорид-Виал 1 мг/мл, 1 мл N 5 - 100 упаковок. Письмом от 06.11.2018 N 7688 общество уведомило больницу о том, что данный препарат находится в дефектуре на фармацевтическом рынке, а именно отсутствует на складе готовой продукции до конца 2018 года (письмо ООО "Виал" от 22.10.2018 N 52). В связи с этим общество предложило больнице рассмотреть возможность расторжения контракта по позиции Адреналина гидрохлорид-Виал (МНН: Эпинефрин) раствор для инъекций 1 мг/мл, 1 мл, N5, Китай, ООО "Виал", ЛСР-000780 в количестве 100 упаковок на сумму 4 788 рублей.
Больница 16.11.2018 приняла решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неоднократными нарушениями сроков поставки лекарственных препаратов, сославшись на неоднократные нарушения сроков поставки лекарственных средств по заявкам от 03.04.2018 N 1022, от 04.05.2018 N 1260, от 31.05.2018 N 1448, от 01.06.2018 N 1468, от 26.06.2018 N 1648, от 19.09.2018 N 2456, от 15.10.2018 N 2621, частичной поставкой препаратов по заявке от 29.10.2018 N 2857. Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 16.11.2018 размещено 24.11.2018 в Единой информационной системе и направлено поставщику по адресу электронной почты, указанной в контракте, а также по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 35504729012093 решение получено обществом 27.11.2018.
19 ноября 2018 года больница направила управлению информацию о поставщике, признанном уклонившимся от заключения контракта. Управление приняло решение от 15.01.2019 N РНП-26-729 о включении сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта сроком на 2 года, которые размещены в реестре недобросовестных поставщиков в Единой информационной системе в сфере закупок.
Общество, не согласившись с решением управления, обратилось в арбитражный суд. Отказывая в удовлетворении заявления, суды обоснованно исходили из следующего.
Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок часть 1 статьи Закона N 44-ФЗ.
В реестр включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов (часть 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ). В силу части 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 названной статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 данной статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Правила N 1062) ведение реестра, в том числе включение (исключение) в реестр информации о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях), осуществляется Федеральной антимонопольной службой.
Включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств.
Из пункта 11 Правил N 1062 следует, что в реестр недобросовестных поставщиков включаются только проверенные сведения. Необходимым условием является наличие в представленных материалах фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).
Частью 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. Согласно части 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Суды установили, что в пункте 12.4 контракта предусмотрено право сторон принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданского кодекса Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в порядке и в сроки, определенные статьей 95 Закона N 44-ФЗ. Решение больницы об одностороннем отказе от исполнения контракта от 16.11.2018 размещено 24.12.2018 на официальном сайте, а также направлено обществу заказным письмом с уведомлением.
Суды установили, что согласно пункту 3.1.1 контракта поставщик обязан поставить товар, соответствующий требованиям законодательствам Российской Федерации, в соответствии с условиями контракта, в полном объеме, надлежащего качества, в установленные сроки. Пунктом 3.4.6 контракта предусмотрено право заказчика отказаться от приемки товара, не соответствующего условиям контракт, и потребовать безвозмездного устранения недостатков. В силу пункта 8.1 контракта качество товара должно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, Технических характеристик (приложение N 2 к контракту).
Суды установили, что технические характеристики (наименование страны происхождения) поставляемого товара - адреналина гидрохлорид - Виал не соответствовали значениям, заявленным в Технических характеристиках по результатам конкурсного отбора. В примечании к пункту 8.2 Технических характеристик установлено, что при заключении и исполнении контракта не допускается замена лекарственного препарата конкретного производителя или страны его происхождения, указанных в заявке, содержащей предложение о поставке лекарственного препарата. Также в пункте 15.1 документации об аукционе в электронной форме N 160-ЭА указано, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон, в том числе в отношении качества поставляемого товара (пункт 15.1.9). Однако при установлении данной возможности этот случай должен быть закреплен в контракте.
Суды установили, что в разделе 12 контракта не содержится условия о возможности изменения условий контракта относительно качества товара.
Суды также установили, что из заявок, товарных накладных, служебных записок и претензий больницы видно, что при исполнении контракта поставщиком допускались неоднократные нарушения сроков поставки лекарственных препаратов. Указанные нарушения не оспорены обществом.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что материалы дела свидетельствуют о недобросовестности поведения общества при исполнении условий контракта, неоднократном нарушении сроков поставки товаров по контракту, о поставке товаров, не соответствующих требованиям Технического задания, что недопустимо с учетом специфики деятельности больницы - оказание экстренной медицинской помощи населению. Кроме того, действия общества, выразившиеся в не исполнении условий контракта, привели к нарушению права заказчика относительно условий контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При указанных обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявления общества. Доводы кассационной жалобы не основаны на нормах права, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286 и 287 Кодекса подлежат отклонению. Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Кодекса), не установлены. При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.07.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2019 по делу N А63-3962/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Андреева |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. Согласно части 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Суды установили, что в пункте 12.4 контракта предусмотрено право сторон принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданского кодекса Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в порядке и в сроки, определенные статьей 95 Закона N 44-ФЗ. Решение больницы об одностороннем отказе от исполнения контракта от 16.11.2018 размещено 24.12.2018 на официальном сайте, а также направлено обществу заказным письмом с уведомлением."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 4 декабря 2019 г. N Ф08-10806/19 по делу N А63-3962/2019
Хронология рассмотрения дела:
04.12.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10806/19
31.10.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10806/19
02.10.2019 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3721/19
18.07.2019 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-3962/19