г. Краснодар |
|
03 декабря 2019 г. |
Дело N А32-8116/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 3 декабря 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 3 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мацко Ю.В., судей Гиданкиной А.В. и Калашниковой М.Г., при участии в судебном заседании от государственного бюджетного учреждения здравоохранения Краснодарского края "Краевая клиническая больница N 2" - Козловой Р.А. (доверенность от 25.09.2019), в отсутствие Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, индивидуального предпринимателя Насырова Илдара Джамильевича, АО "Единая электронная торговая площадка", надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично посредством размещения информации о движении дела на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в открытом доступе, рассмотрев кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Краснодарского края "Краевая клиническая больница N 2" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20 мая 2019 года (судья Гонзус И.П.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда 21 августа 2019 года (судьи Ильина М.В., Соловьева М.В., Филимонова С.С.) по делу N А32-8116/2019, установил следующее.
ГБУЗ Краснодарского края "Краевая клиническая больница N 2" (далее -учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 21.11.2018 N ЭА-1978/20188.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: АО "Единая электронная торговая площадка" и индивидуальный предприниматель Насыров И.Д. (далее - предприниматель).
Решением от 20 мая 2019 года, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 21 августа 2019 года, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить судебные акты, принять новый судебный акт. По мнению заявителя, работы по проведению очистки и антибактерицидной обработки вентиляционных систем проводятся не в рамках оказания медицинской помощи и не требуют наличия у участников закупки лицензии на медицинскую деятельность в области "Дезинфектология".
В отзывах на кассационную жалобу антимонопольный орган и предприниматель просят жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель учреждения поддержал доводы жалобы.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов на жалобу, выслушав пояснения представителя учреждения, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела и судами установлено, учреждение проводило электронный аукцион "Работы по проведению очистки и антибактерицидной обработки вентиляционных систем" (извещение N 0318300126718000767).
В антимонопольный орган поступила жалоба предпринимателя на действия учреждения при проведении данного электронного аукциона, из которой следует, что аукционная документация составлена с нарушениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе); заказчик неправомерно не установил требование о наличии у участника закупки лицензии на осуществление медицинской деятельности (дезинфектологии), действия заказчика противоречат позиции, изложенной в определении Верховного суда Российской Федерации от 15.01.2018 N 309-КГ17-12073.
Решением антимонопольного органа от 21.11.2018 по делу N ЭА-1978/20188 жалоба предпринимателя признана обоснованной, заказчик - нарушившим пункта 1 части 1 статьи 31, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе; выдано предписание об устранении выявленных нарушений.
Полагая, что указанное решение вынесено незаконно и необоснованно, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, учреждение обратилось в суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований учреждения, суды правомерно руководствовались следующим.
В части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) закреплено право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что такое решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность (одновременное наличие) двух условий: несоответствие оспариваемых решения, действий (бездействия) закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) заявителя (часть 4 статьи 200, часть 2 статьи 201 Кодекса).
Порядок лицензирования медицинской деятельности установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" (далее - положением о лицензировании медицинской деятельности).
Пунктом 3 положения о лицензировании медицинской деятельности предусмотрено, что медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
В перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, включены также работы (услуги) по дезинфектологии.
Требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности установлены в Санитарно-эпидемиологических правилах СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.06.2013 N 131 (далее - СП 3.5.1378-03).
Согласно пункту 3.1 СП 3.5.1378-03 дезинфекционная деятельность включает хранение, транспортировку, фасовку, упаковку, приготовление рабочих растворов, приманок и других форм применения, импрегнацию одежды, камерное обеззараживание вещей, санитарную обработку людей, обработку объектов (помещений, транспорта, оборудования), открытых территорий в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также дезинфекцию и стерилизацию изделий медицинского назначения и другие мероприятия.
При этом дезинфекция определена как работы по обеззараживанию помещений, транспорта, оборудования, мебели, посуды, белья, игрушек, изделий медицинского назначения, предметов ухода за больными, пищевых продуктов, остатков пищи, выделений, технологического оборудования по переработке сырья и продуктов, санитарно-технического оборудования, посуды из-под выделений, одежды, обуви, книг, постельных принадлежностей, питьевых и сточных вод, открытых территорий (пункт 3.6.1 СП 3.5.1378-03).
Дезинсекция предусматривает истребительные мероприятия и защиту от нападения синантропных членистоногих (тараканов, постельных клопов, блох, муравьев, мух, комаров, гамазовых клещей и других), имеющих эпидемиологическое, санитарно-гигиеническое и беспокоящее значение, в населенных пунктах (здания и прилегающая территория) и в открытой природе (пункт 3.8.1 СП 3.5.1378-03).
Дератизация осуществляется с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, создания благоприятных условий жизнедеятельности человека путем устранения и (или) уменьшения вредного воздействия грызунов на человека (п. 3.9.1 СП 3.5.1378-03).
Приказом Минздравсоцразвития России от 08.10.2015 N 707н к специалистам, осуществляющим деятельность по специальности "Дезинфектология" установлены квалификационные требования.
В приказе Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н установлены требования к квалификации "Инструкторов дезинфекторов" и "Медицинских дезинфекторов": данные работники осуществляют деятельность под руководством врача-дезинфектолога. На должность "Инструктора дезинфектора" назначается работник, имеющий среднее профессиональное (медицинское) образование по специальности "Медико-профилактическое дело" и сертификат специалиста "Дезинфекционное дело" без предъявления требований к стажу работы; на должность "Медицинский дезинфектор" назначается работник, имеющий среднее профессиональное образование по профилю выполняемой работы без предъявления требований к стажу работы или среднее (полное) общее образование и дополнительную подготовку по направлению профессиональной деятельности не менее 3 месяцев без предъявления требований к стажу работы.
Для осуществления дезинфекционной деятельности юридические лица независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, должны иметь лицензию на медицинскую деятельность по "дезинфектологии" и иметь в своем штате специалистов с необходимым медицинским образованием.
Суды указали, что выполнение работ (оказание услуг) по дезинфектологии (мероприятия по дезинфекции, дезинсекции и дератизации) должны рассматриваться как деятельность в области охраны здоровья граждан и медицинская деятельность в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан), а так же как санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в значении, данном в Федеральном законе от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", и в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", является лицензируемым видом деятельности.
Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.
Ссылки учреждения судебную практику ошибочны, поскольку фактические обстоятельства рассматриваемого дела иные.
У суда кассационной инстанции отсутствуют основания для иной оценки установленных судами обстоятельств и имеющихся в деле доказательств.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм права и направлены на переоценку доказательств, исследованных судами. Согласно статье 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в суде первой и (или) апелляционной инстанций.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20 мая 2019 года и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда 21 августа 2019 года по делу N А32-8116/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Мацко |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В приказе Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н установлены требования к квалификации "Инструкторов дезинфекторов" и "Медицинских дезинфекторов": данные работники осуществляют деятельность под руководством врача-дезинфектолога. На должность "Инструктора дезинфектора" назначается работник, имеющий среднее профессиональное (медицинское) образование по специальности "Медико-профилактическое дело" и сертификат специалиста "Дезинфекционное дело" без предъявления требований к стажу работы; на должность "Медицинский дезинфектор" назначается работник, имеющий среднее профессиональное образование по профилю выполняемой работы без предъявления требований к стажу работы или среднее (полное) общее образование и дополнительную подготовку по направлению профессиональной деятельности не менее 3 месяцев без предъявления требований к стажу работы.
...
Суды указали, что выполнение работ (оказание услуг) по дезинфектологии (мероприятия по дезинфекции, дезинсекции и дератизации) должны рассматриваться как деятельность в области охраны здоровья граждан и медицинская деятельность в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан), а так же как санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в значении, данном в Федеральном законе от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", и в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", является лицензируемым видом деятельности."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 декабря 2019 г. N Ф08-10875/19 по делу N А32-8116/2019
Хронология рассмотрения дела:
03.12.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10875/19
30.10.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10875/19
21.08.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11723/19
20.05.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-8116/19