Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Администрации
Павлоградского муниципального
района Омской области
от 21.09.2023 N 130-р
Порядок
мониторинга состояния системы теплоснабжения городского и сельских поселений Павлоградского муниципального района
1. Настоящий порядок определяет взаимодействие органов местного самоуправления и теплоснабжающих организаций при создании и функционировании системы мониторинга теплоснабжения.
Система мониторинга состояния системы теплоснабжения - это комплексная система наблюдений, оценки и прогноза состояния тепловых сетей, источников тепла и потребителей тепла (далее - система мониторинга).
Целями создания и функционирования системы мониторинга теплоснабжения являются повышение надежности и безопасности систем теплоснабжения, снижение затрат на проведение аварийно-восстановительных работ посредством реализации мероприятий по предупреждению, предотвращению, выявлению и ликвидации аварийных ситуаций.
Порядок определяет взаимодействие органов местного самоуправления, теплоснабжающих организаций и потребителей тепловой энергии при создании и функционировании системы мониторинга системы теплоснабжения. Настоящий порядок обязателен для выполнения исполнителями и потребителями жилищно-коммунальных услуг.
Мониторинг - процесс, обеспечивающий постоянное оперативное получение достоверной информации о функционировании объектов теплоснабжения. Мониторинг должен обеспечивать оценку эффективности производства, транспортировки и потребления тепловой энергии на уровне физических и экономических показателей. Услуга по теплоснабжению (отопление) должна оказывается на должном уровне качества и установлена взаимная ответственность за соблюдение договорных обязательств между всеми участниками теплоснабжения. Мониторинг является совершенно необходимой обратной связью, без которой эффективное управление и совершенствование теплоснабжения невозможно.
В настоящем Порядке используются следующие основные понятия:
- "мониторинг состояния системы теплоснабжения" - это комплексная система наблюдений, оценки и прогноза состояния тепловых сетей и объектов теплоснабжения (далее - мониторинг);
- "потребитель" - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
- "управляющая организация" - юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом;
- "коммунальные услуги" - деятельность исполнителя по оказанию услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях;
- "ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов;
- "коммунальные ресурсы" - горячая вода, холодная вода, тепловая энергия, электрическая энергия, используемые для предоставления коммунальных услуг;
- "система теплоснабжения" - совокупность объединенных общим производственным процессом источников тепла и (или) тепловых сетей города (района), населенного пункта эксплуатируемых теплоснабжающей организацией жилищно-коммунального хозяйства, получившей соответствующие специальные разрешения (лицензии) в установленном порядке;
- "тепловая сеть" - совокупность устройств, предназначенных для передачи и распределения тепловой энергии потребителям;
- "тепловой пункт" - совокупность устройств, предназначенных для присоединения к тепловым сетям систем отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, горячего водоснабжения и технологических теплоиспользующих установок промышленных и сельскохозяйственных предприятий, жилых и общественных зданий (индивидуальные - для присоединения систем теплопотребления одного здания или его части; центральные - то же, двух зданий или более);
- "техническое обслуживание" - комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности изделия (установки) при использовании его (ее) по назначению, хранении или транспортировке;
- "текущий ремонт" - ремонт, выполняемый для поддержания технических и экономических характеристик объекта в заданных пределах с заменой и (или) восстановлением отдельных быстроизнашивающихся составных частей и деталей;
- "капитальный ремонт" - ремонт, выполняемый для восстановления технических и экономических характеристик объекта до значений, близких к проектным, с заменой или восстановлением любых составных частей;
- "технологические нарушения" - нарушения в работе системы теплоснабжения и работе эксплуатирующих организаций в зависимости от характера и тяжести последствий (воздействие на персонал; отклонение параметров энергоносителя; экологическое воздействие; объем повреждения оборудования; другие факторы снижения надежности) подразделяются на инцидент и аварию;
- "инцидент" - отказ или повреждение оборудования и (или) сетей, отклонение от установленных режимов, нарушение федеральных законов, нормативно-правовых актов и технических документов, устанавливающих правила ведения работ на производственном объекте, включая:
- технологический отказ - вынужденное отключение или ограничение работоспособности оборудования, приведшее к нарушению процесса производства и (или) передачи тепловой энергии потребителям, если они не содержат признаков аварии;
- функциональный отказ - неисправности оборудования (в том числе резервного и вспомогательного), не повлиявшее на технологический процесс производства и (или) передачи тепловой энергии, а также неправильное действие защит и автоматики, ошибочные действия персонала, если они не привели к ограничению потребителей и снижению качества отпускаемой энергии.
- "авария на объектах теплоснабжения" - отказ элементов систем, сетей и источников теплоснабжения, повлекший к прекращению подачи тепловой энергии потребителям и абонентам на отопление не более 12 часов и горячее водоснабжение на период более 36 часов;
- "неисправность" - другие нарушения в работе системы теплоснабжения, при которых не выполняется хотя бы одно из требований, определенных технологическим процессом.
2. Основными задачами системы мониторинга являются:
- сбор, обработка и анализ данных о состоянии объектов теплоснабжения, статистических данных об аварийности на системах теплоснабжения и проводимых на них ремонтных работ;
- оптимизация процесса составления планов проведения ремонтных работ на котельных и теплосетях;
- эффективное планирование выделения финансовых средств на содержание и проведения ремонтных работ на котельных и теплосетях.
При внедрении мониторинга важен правильный анализ реальных целевых функций участников теплоснабжения.
Таблица 1
Участники теплоснабжения |
Цели |
Пути достижения целей |
|
Функциональные |
Финансовые |
||
Администрация муниципального района |
Обеспечение комфортных условий для проживания при минимуме жалоб |
Минимизация платежей из бюджета |
Административные экономические методы, тарифная политика |
Энергоснабжающие предприятия |
Стабильная и безаварийная работа электро и теплогенерирующих установок |
Получение прибыли от реализации электрической и тепловой энергии |
"Гибкая" тарифная политика |
Теплоснабжающие и теплосетевые предприятия |
Стабильная и безаварийная работа теплогенерирующих установок |
Своевременное получение заработной платы |
Поддержание стабильного режима в пределах лимитов |
Жилищно-эксплуатационные предприятия |
Минимизация аварийных ситуаций и жалоб на качество теплоснабжения |
Своевременное получение заработной платы |
Регулировка систем отопления по критерию минимума жалоб |
Потребители тепловой энергии |
Температура согласно требованиям санитарных норм |
Минимизация платежей |
Жалобы, неплатежи |
Жители и объекты социальной сферы являются важнейшими и главными участниками процесса мониторинга. Оценка ситуации жителями в домах и на объектах социальной сферы.
3. Функционирование системы мониторинга осуществляется на объектовом и территориальном (поселенческом) уровнях.
На объектовом уровне организационно-методическое руководство и координацию деятельности системы мониторинга осуществляют организации эксплуатирующие объекты теплоснабжения и теплосети.
На территориальном уровне организационно-методическое руководство и координация деятельности системы мониторинга осуществляется специалистами Администрации муниципального района, уполномоченными распоряжением Главы муниципального района.
4. Система мониторинга включает в себя:
- сбор данных;
- хранения, обработку и представление данных в ЕДДС Администрации Павлоградского муниципального района Омской области;
- анализ и выдачу информации для принятия решения.
4.1. Сбор данных.
Система сбора данных мониторинга за состоянием котельных и тепловых сетей объединяет в себе все существующие методы наблюдения за котельными и тепловыми сетями на территории городского поселения.
В систему сбора данных вносятся данные по проведенным ремонтам и сведения, накапливаемые эксплуатационным персоналом.
Собирается следующая информация:
- паспортная база данных технологического оборудования котельных и прокладок тепловых сетей;
- данные о потребителях тепловой энергии;
- данные об инцидентах, отказах и авариях на объектах коммунальной инфраструктуры.
Сбор данных организуется на бумажных носителях (журналах) и передается для ввода в базу данных (БД) единой диспетчерской службы (ЕДДС) Павлоградского муниципального района Омской области.
Анализ данных для управления производится специалистами Комитета капитального строительства и жилищно-коммунального комплекса, а также экономического Комитета Администрации Павлоградского муниципального района Омской области. На основе анализа базы данных принимается соответствующее решение.
4.2. Хранение, обработка и представления данных:
Единая база данных хранится и обрабатывается в электронном виде из ЕДДС Администрации Павлоградского муниципального района Омской области.
4.3. Анализ и выдача информации для принятия решения:
Системы анализа и выдачи информации о котельных и тепловых сетях направлена на решение задачи оптимизации планов ремонта на основе выбора имеющих повреждений, отказов, инцидентов на объектах теплоснабжения.
Основным источником информации для статистической обработки данных являются результаты отопительного периода и весенней опрессовки в ремонтный период, которая применяется как основной метод диагностики и планирования ремонтов.
Данные мониторинга накладываются на актуальные паспортные характеристики объекта в целях выявления истинного состояние объекта, исключения ложной информации и принятия оптимального управленческого решения.
5. Мониторинг следует рассматривать как первоочередную, малозатратную и эффективную технологию, внедрение которой позволит оптимизировать выработку и потребление тепловой энергии в теплоснабжении и упорядочить систему платежей.
6. Мониторинг базируется на независимой оценке параметров эффективности теплоснабжения, на основе укрупненных базовых показателей - индикаторов:
- уровень топливной составляющей в тарифе;
- совокупный удельный расход ресурсов (топливо, электроэнергия, вода, химреагенты) на единицу тепловой энергии отпущенной в сеть;
- реальные потери энергии и воды на единицу длины тепловой сети (Вт/м, л/м) для заданного диапазона плотности тепловой нагрузки (МВт/км).
- удельное потребление энергии на отопление, приведенное к отапливаемому объему и площади для выборки групп идентичных зданий.
7. Основными принципами мониторинга являются:
- законность получения информации о техническом состоянии тепловых сетей и объектов теплоснабжения;
- непрерывность наблюдения за техническим состоянием тепловых сетей и объектов теплоснабжения;
- открытость доступа к результатам мониторинга;
- достоверность сведений, полученных в результате мониторинга.
8. Сроки проведения Мониторинга:
Комиссии, созданные для обеспечения согласованности действий Администрации Павлоградского муниципального района Омской области и организаций, учреждений жилищно-коммунальной и социальной сферы (далее - организации), осуществляют контроль за ходом подготовки жилищно-коммунального комплекса, объектов социальной сферы и объектов энергообеспечения к работе в осенне-зимний период и оценку готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций и потребителей тепловой энергии поселений, деятельность в отопительный период с сентября по май и в период подготовки к отопительному периоду с мая по сентябрь.
9. Для снижения стоимости, повышения оперативности и достоверности мониторинга в качестве исходных данных следует использовать минимальный набор доступных, трудно фальсифицируемых данных:
- объемы потребления ресурсов на источнике;
- отапливаемые объемы и площади.
- среднесуточные температуры в течение отопительного периода;
- число проживающих жителей;
- количество объектов социальной сферы.
10. Сотрудники диспетчерских служб и руководители предприятий жилищно-коммунального хозяйства, аварийно-ремонтные бригады оперативно получают информацию о состоянии и работе объектов и инженерных коммуникаций в целях минимизации потребления энергоресурсов и реагирования на внештатные ситуации:
- сбор данных о котельных и непосредственно о тепловых магистралях;
- передача данных различными способами в зависимости от степени удаленности объектов (с использованием мобильной связи, Lotus-Notes, факсимильная связь, внутренняя связь муниципального района)
- обработка данных в ЕДЦС Администрации Павлоградского муниципального района Омской области с целью предоставления результатов мониторинга по запросу и при возникновении внештатных ситуаций.
11. Описание объектов мониторинга в тепловой сети:
В системе теплоснабжения три основных подсистемы, которые требуют постоянного контроля:
- подсистема подогрева теплоносителя (котельные);
- подсистема тепловых магистралей;
подсистема учета потребления тепла (квартирные и домовые счетчики, счетчики на объектах социальной сферы).
12. Обработку данных на муниципальном уровне выполняет ЕДЦС Администрации Павлоградского муниципального района Омской области, принятие решений осуществляет Глава Павлоградского муниципального района Омской области.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Администрации Павлоградского муниципального района Омской области от 21 сентября 2023 г. N 130-р "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.