Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 5
к приказу Министерства
экономики Омской области
от 25 сентября 2023 г. N 50
Методические рекомендации
по разработке и реализации региональных проектов, реализуемых вне национальных проектов, ведомственных проектов
1. Настоящие Методические рекомендации по разработке и реализации региональных проектов, реализуемых вне национальных проектов, ведомственных проектов (далее соответственно - Методические рекомендации, иные региональные проекты, ведомственные проекты, при совместном упоминании - проекты) разработаны в соответствии с постановлением Правительства Омской области 21 декабря 2016 года N 380-п "О проектной деятельности в органах исполнительной власти Омской области" (далее - постановление N 380-п).
2. Понятия и определения, используемые в настоящих Методических рекомендациях, соответствуют понятиям и определениям, утвержденным постановлением N 380-п.
3. Методические рекомендации содержат рекомендации по разработке и реализации новых проектов (в том числе по заполнению форм плановых и отчетных документов, утвержденных настоящим Приказом), управлению проектами, проведению мониторинга их реализации и могут быть использованы руководителями органов исполнительной власти Омской области в целях выстраивания системы управления проектной деятельностью и синхронизации с процессами разработки и реализации проектов, реализуемых в рамках национальных проектов, а также государственных программ Омской области.
4. Перечень проектов, финансируемых за счет средств регионального бюджета и реализуемых в текущем либо планируемых к реализации в очередном финансовом году и плановом периоде, устанавливается соответствующими государственными программами Омской области.
Для планирования нового проекта первичным является решение о его реализации, закрепленное структурой соответствующей государственной программы (при отсутствии бюджетного финансирования, планируемого в рамках соответствующего проекта - решением Губернатора Омской области, первого заместителя или заместителя Председателя Правительства Омской области (для иных региональных проектов), решением руководителя органа исполнительной власти Омской области (для ведомственных проектов)).
5. Планирование проекта осуществляется путем разработки и утверждения его паспорта по форме, представленной в приложении N 1 к настоящему Приказу.
Паспорт проекта предусматривает следующую структуру:
1) общие положения.
В рамках раздела заполняется:
- краткое наименование проекта (при наличии). Рекомендуется указывать наименование емко и содержательно, в объеме не более 3 слов;
- срок реализации проекта. В целях синхронизации с бюджетным процессом срок реализации проекта рекомендуется привязывать к срокам финансового планирования и подготовки соответствующей отчетности. Дата окончания проекта не должна быть ранее даты подтверждения итогов его реализации (завершения реализации всех мероприятий (результатов), достижения показателей и получения соответствующей отчетности об их достижении, в том числе публикации статистических данных);
- команда управления проектом. Рекомендуется указывать ФИО и должность только одного куратора, руководителя, администратора проекта, независимо от сферы реализации проекта и факта его межведомственности. Руководителя проекта рекомендуется определять исходя из решения куратора проекта (заместителя Председателя Правительства, курирующего отраслевую сферу реализации проекта), либо исходя из принципа того, кто обладает достаточным уровнем полномочий для управления проектом либо в случае межведомственности - является владельцем (пользователем, эксплуатантом) результатов реализации проекта;
- наименование государственных программ (комплексных программ) Российской Федерации и государственных программ Омской области, в рамках которых осуществляется финансовое обеспечение реализации проекта;
2) показатели проекта.
В рамках раздела заполняется структура проекта по задачам и планируемым показателям их реализации, в том числе:
- наименование задачи. Перечень задач в паспорте проекта должен соответствовать информации, представленной в рамках государственной программы Омской области, структурным элементом которой он является. При отсутствии бюджетного финансирования задачи проекта определяются паспортом проекта из принципа планирования не менее одной задачи на проект;
- наименование показателей. Перечень показателей также определяется паспортом соответствующей государственной программы Омской области. При отсутствии бюджетного финансирования перечень показателей проекта определяется паспортом проекта из принципа планирования не менее одного показателя на каждую задачу проекта. Показатели должны в полном объеме количественно выражать решение каждой задачи;
- уровень показателя. Рекомендуется определять исходя из принадлежности показателя к государственной программе (комплексной программе) Российской Федерации, государственной программе Омской области, либо соответствующего проекта (при отсутствии декомпозированных в проект показателей соответствующих государственных программ);
- значения показателей. В качестве базового значения показателя рекомендуется использовать последнее расчетное значение на момент подготовки соответствующего проекта с динамикой по годам в соответствии со сроком реализации проекта, представленным в разделе 1 паспорта. Базовое значение показателя проекта должно быть рассчитано по методике, используемой для расчёта плановых и фактических значений соответствующего показателя (указывается в разделе 6 "Дополнительная информация");
3) мероприятия (результаты) проекта.
В разделе приводится перечень мероприятий (результатов) проекта, структурированных по задачам проекта, наименования которых соответствуют разделу 2 паспорта проекта, в том числе:
- наименование мероприятия (результата) проекта, направленного на достижение соответствующей задачи проекта. Наименования мероприятий (результатов) проекта должны соответствовать наименованиям, указанных в структуре государственной программы Омской области, структурным элементом которой является проект. При отсутствии бюджетного финансирования и не включении в структуру государственной программы Омской области соответствующего проекта, перечень мероприятий (результатов) проекта определяется из принципа достаточности для решения задач, в рамках которых они планируются;
- наименование государственной программы и ее структурного элемента. Указывается связь с государственной программой, структурным элементом которой является проект либо часть проекта - результат (мероприятие) или результаты (мероприятия);
- базовое и плановые значения по годам реализации проекта. Указывается количественная характеристика мероприятия (результата) в измеримых значениях;
- характеристика мероприятия (результата). Рекомендуется указывать дополнительные параметры реализации мероприятия (результата), раскрывающие его суть и механизм реализации, в том числе дополнительные количественные характеристики, не дублирующие его плановые значения, в том числе мощность создаваемых объектов, количество участников мероприятий, охват пользователей информационных систем и другие параметры, которые позволяют однозначно определять факт достижения мероприятия (результата). Для мероприятий (результатов), предусматривающих строительство объектов капитальных вложений, указывается адрес и мощность соответствующего объекта;
- тип мероприятия (результата). Указывается вариант из перечня типов результатов:
строительство (реконструкция, техническое перевооружение, приобретение) объекта недвижимого имущества;
оказание услуг (выполнение работ);
создание (реорганизация) организации (структурного подразделения);
проведение образовательных мероприятий;
принятие нормативного правового (правового) акта, утверждение документа;
проведение массовых мероприятий;
создание (развитие) информационно-телекоммуникационного сервиса (информационной системы);
благоустройство территории, ремонт объектов недвижимого имущества;
проведение информационно-коммуникационной кампании;
проведение научно-исследовательских (опытно-конструкторских) работ, реализация проекта внедрения новой информационной технологии;
приобретение товаров, работ, услуг;
обеспечение привлечения квалифицированных кадров;
- декомпозиция на муниципальные образования Омской области. Указывается факт участия в достижении мероприятий (результатов) муниципалитетами в формате "да"/"нет" с последующим доведением до муниципальных образований Омской области плановых значений;
- связь с показателями проекта. Указывается наименование показателя проекта из раздела 2, на достижение которого оказывает влияние реализация мероприятия (результата);
4) план достижения показателей проекта в соответствующем году реализации проекта.
В настоящем разделе приводятся плановые значения показателей, указанных в разделе 2 паспорта проекта, нарастающим итогом на последнее число каждого месяца включительно и на конец текущего года реализации проекта. Не допускается расхождение наименования, планового значения показателя проекта на конец текущего года реализации проекта, предусмотренного настоящим разделом, и наименования, планового значения соответствующего показателя в разделе 2 паспорта проекта, а также для показателей уровня "ГП РФ" и "ГП" - наименования, определенного в паспорте государственной программы Российской Федерации и Омской области (соответственно);
5) план исполнения бюджета Омской области в части бюджетных ассигнований, предусмотренных на финансовое обеспечение реализации проекта.
В разделе указывается информация о помесячном распределении плановых объемов финансирования проекта за счет средств бюджета Омской области в разрезе мероприятий (результатов), предусмотренных государственными программами Омской области на реализацию проекта;
6) дополнительная информация.
В разделе указывается информация о методиках расчета показателей, представленных в разделе 2 паспорта проекта, а также иные дополнительные данные о реализации проекта, пояснения и комментарии в виде ссылок и сносок к отдельным положениям паспорта проекта, приводимые в целях их уточнения;
7) приложение 1 к паспорту проекта. План реализации проекта.
В приложении представляется перечень мероприятий (результатов) и контрольных точек проекта, отражающих реализацию таких мероприятий (результатов) в виде иерархической структуры работ.
Для мероприятий (результатов) проекта указывается дата начала и окончания реализации, для контрольных точек проекта - только даты окончания (непосредственного наступления события).
Формулировать наименование контрольных точек рекомендуется в форме свершившегося факта наступления какого-либо события или действия, используя в формулировке совершенные формы глаголов (проведено, обеспечено, подготовлено, проведено и т.д.).
В рамках мероприятия (результата) рекомендуется в каждом плановом году предусматривать не менее 4 контрольных точек, равномерно распределенных по году (не менее одной контрольной точки в квартале).
В графе "Вид и наименование подтверждающего документа" рекомендуется указывать (в виде названия такого документа) только те документы, которые непосредственно могут подтвердить факт наступления контрольной точки или достижения результата (мероприятия) в соответствии с установленными сроками либо досрочно. Среди таких документов могут быть правовые акты, отчеты, счета, акты принятых работ, акты о вводе объектов в эксплуатацию и другие;
8) приложение 2 к паспорту проекта. Показатели проекта в разрезе муниципальных образований Омской области.
В приложении представляется перечень значений показателей проекта по годам в разрезе муниципальных образований региона;
9) приложение 3 к паспорту проекта. Мероприятия (результаты) проекта по муниципальным образованиям Омской области.
В приложении представляется перечень мероприятий (результатов) проекта, достижение значений которых запланировано осуществлять на территории муниципальный образований Омской области. Необходимо указать базовое значение мероприятия (результата), а также период реализации.
6. Реализация проекта осуществляется путем исполнения его мероприятий (результатов), контрольных точек и достижения показателей в соответствии со сроками и значениями, предусмотренными паспортом проекта.
7. Мониторинг реализации проекта осуществляется руководителем проекта, Проектным офисом Омской области на основании данных о выполнении параметров соответствующего проекта, предусмотренных паспортом.
Периодичность и формы мониторинга реализации проекта определяются руководителем проекта в течение 3 рабочих дней со дня утверждения его паспорта, исходя из общего срока реализации соответствующего проекта и плановых сроков наступления контрольных точек.
8. Контроль реализации проекта осуществляется куратором проекта на основании отчетов о ходе реализации проекта. Отчет о ходе реализации проекта готовится администратором проекта на ежеквартальной основе по форме согласно приложению N 2 к настоящему Приказу.
Для каждого параметра проекта (показатель, мероприятие (результат), контрольная точка) в отчете указывается один из трех статусов - отсутствие отклонений, наличие отклонений, наличие критических отклонений с применением соответствующей цветовой индикации:
- зеленый индикатор - отсутствие отклонений, проблемы и риски отсутствуют, дополнительные решения не требуются;
- желтый индикатор - наличие некритических отклонений, выявлены проблемы и риски, решение которых находится в зоне полномочий руководителя проекта;
- красный индикатор - наличие критических отклонений, выявлены проблемы и риски, решение которых находится вне зоны полномочий руководителя проекта, сведения не представлены.
При наличии критических отклонений, проблем и рисков требуется рассмотрение соответствующего вопроса на заседании Проектного комитета Омской области (для иных региональных проектов) или ведомственного проектного офиса (для ведомственных проектов) с целью выработки проекта решения по снижению риска реализации проекта.
В случае если параметр проекта достигнут позже плановой даты, при этом фактическое значение больше или равно плановому значению и достигнутый параметр соответствует заявленной характеристике, для соответствующего параметра указывается зеленый индикатор.
В случае если исполнение параметра проекта носит прогнозный характер, для такого параметра указывается соответствующий цветовой индикатор в заштрихованном виде. Если значение параметра проекта на отчетный период меньше, чем плановое, то тип исполнения является прогнозным.
Отчет о ходе реализации проекта предусматривает следующую структуру:
1) сведения о достижении показателей проекта.
В разделе приводится информация о достижении плановых значений показателей в отчетном периоде. При отсутствии в отчетном периоде плановых значений показателей (к примеру, если в соответствии с методикой расчета все показателей имеют годовую периодичность мониторинга), данный раздел отчета не заполняется.
Для показателей, имеющих плановые значения в отчетном периоде, графы "Показатели проекта", "Уровень показателя", "Единица измерения (по ОКЕИ)", "Базовое значение", "Плановое значение на конец отчетного периода" отчета заполняется в соответствии с паспортом проекта.
Графы "Фактическое значение на конец отчетного периода", "Прогнозное значение на конец отчетного года", "Комментарий" заполняются в соответствии с отчетной информацией о достижении показателя.
При этом в графе "Комментарий" указывается информация о достижении соответствующего параметра проекта ("достигнуто", "не достигнуто", "в работе, риски недостижения отсутствуют", "в работе, существует риск недостижения"), а также дополнительно в обязательном порядке приводится:
- при достижении - краткое описание (качественные и количественные характеристики);
- при наличии отклонения - краткое описание текущего состояния, причин отклонений, оценка влияния отклонений на иные параметры проекта, предпринимаемые действия по устранению имеющихся отклонений, планируемый срок достижения (исполнения) параметра проекта;
- при выявлении рисков недостижения параметра проекта - описание риска, планируемые меры реагирования, срок их выполнения и ответственный за принятие мер реагирования;
- при отсутствии рисков недостижения параметра проекта - краткое описание текущего состояния и предпринимаемых действий;
2) сведения об исполнении помесячного плана достижения показателей проекта.
В разделе приводится информация о фактически достигнутых и прогнозных значениях показателей, для которых паспортом проекта определен помесячный план их достижения;
3) сведения о достижении мероприятий (результатов), контрольных точек и мероприятий проекта.
В разделе заполняется информация о выполнении мероприятий (результатов) и контрольных точек проекта в соответствии с плановыми сроками и значениями, определенными паспортом проекта.
Графа "Комментарий" заполняется в соответствии с рекомендациями, определенными абзацами пятым - девятым подпункта 1 настоящего пункта Методических рекомендаций.
В графе "Подтверждающий документ" указываются реквизиты опубликованных правовых актов либо иных документов. В случае если подтверждающий документ не подлежит официальному опубликованию, к отчету должна быть приложена копия соответствующего документа, подписанного (утвержденного) в установленном порядке;
4) сведения об исполнении финансового обеспечения реализации проекта.
В разделе приводится информация об исполнении бюджета проекта в разрезе его мероприятий (результатов) и источников финансирования в соответствии с утвержденными в паспорте объемами финансового обеспечения, установленными соответствующими объемами финансирования в сводных бюджетных росписях главных распорядителей бюджетных средств (далее - ГРБС), а также лимитами бюджетных обязательств, доведенными до ГРБС.
Графа "Комментарий" заполняется в соответствии с рекомендациями, определенными абзацами пятым - девятым подпункта 1 настоящего пункта Методических рекомендаций;
5) сведения о помесячном исполнении бюджета субъекта в части бюджетных ассигнований, предусмотренных на финансовое обеспечение реализации проекта.
В разделе приводится информация об исполнении помесячного плана финансирования мероприятий (результатов) проекта, установленного паспортом проекта. Сведения о плановом (в отчетном периоде), прогнозном (в последующих отчетных периодах) и фактическом объеме финансирования приводятся общей суммой в соответствующей строке по каждому месяцу отчетного года.
6) ключевые риски.
В разделе приводится описание рисков и проблем, не позволяющих достичь запланированных параметров проекта.
Заполнение информации о рисках реализации проектов осуществляется на основании:
- возможных рисков и проблем достижения показателей, мероприятий (результатов) проекта, которым присвоен красный индикатор, и комментариев к ним из соответствующих разделов отчета;
- возможных рисков и проблем достижения мероприятий (результатов) по следующим категориям:
контрактные риски;
риски по объектам мероприятий (результатов);
бюджетные риски (риски исполнения бюджета проекта);
риски, связанные с неисполненными контрольными точками мероприятия (результата);
- возможных рисков и проблем достижения показателей при наличии рисков;
- недостижения мероприятий (результатов), влияющих на показатель;
- иных рисков по решению руководителя соответствующего проекта.
Для каждого из параметров проекта (мероприятия (результата)), находящимся в зоне риска, указывается следующая информация:
- описание риска. Графа должна содержать информацию о причинах и вероятности его возникновения, описание события, характеризующего наступление риска, а также информацию о последствиях наступления риска (изменение сроков достижения и (или) значения показателя, изменение сроков достижения, значений, характеристики и (или) объемов финансового обеспечения мероприятия (результата) и пр.);
- оценка возможных последствий риска. Графа должна содержать информацию о количественных, качественных и временных характеристиках негативных последствий для достижения параметров проекта при наступлении риска (в том числе увеличение объема финансового обеспечения мероприятия (результата) за счет всех источников финансирования, отклонение от запланированного значения параметра проекта, увеличение срока реализации мероприятия (результата) или срока завершения контрольной точки);
- уровень риска. Графа должна содержать информацию о значении величины риска, отражающей вероятность его наступления и влияние на достижение параметров проекта;
- планируемые меры реагирования. Графа должна содержать описание действий по снижению вероятности наступления риска и (или) последствий его наступления, действий в случае наступления риска, а также при необходимости требуемые решения куратора, Проектного комитета Омской области (для иных региональных проектов) или ведомственного проектного офиса (для ведомственных проектов), а также сроки планируемых действий;
- срок выполнения меры реагирования. Графа должна содержать информацию о планируемой дате реализации меры реагирования на риск, которая не может превышать дату наступления риска или плановую дату достижения (исполнения) параметра проекта;
- ответственный за принятие мер реагирования. Графа должна содержать информацию об ответственном за подготовку и реализацию проекта в органе исполнительной власти Омской области, ответственном за принятие соответствующей меры реагирования, а также дополнительно указывается фамилия, инициалы (далее - ФИО) должностного лица и его должность.
9. Корректировка плановых параметров реализации иного регионального проекта осуществляется на основании запросов на изменения паспорта иного регионального проекта, подготовленных по форме согласно приложению N 3 к настоящему Приказу.
Подготовка запроса на изменение паспорта ведомственного проекта не требуется, корректировка паспорта ведомственного проекта осуществляется в порядке, определенном куратором либо руководителем ведомственного проекта.
Разделы запроса на изменение паспорта иного регионального проекта содержат информацию о действующей редакции изменяемого параметра проекта и предлагаемой запросом на изменение новой редакции. В состав каждого раздела запроса на изменение паспорта входит информация с обоснованием и анализом предлагаемых изменений.
На титульном листе запроса на изменение паспорта иного регионального проекта отмечается раздел (разделы), в который (которые) предлагается внести изменения, путем установки знака "Х" напротив наименования соответствующего раздела.
Запрос на изменение паспорта иного регионального проекта готовится администратором проекта в соответствии с предложениями исполнителей иного регионального проекта, по причине внесения изменений в сводную бюджетную роспись ГРБС, внесения изменений в государственную программу Омской области и по иным причинам по согласованию с заинтересованными участниками соответствующего проекта и Проектным офисом Омской области.
10. Завершение реализации проекта осуществляется на основании итогового отчета о реализации проекта.
Итоговый отчет о реализации проекта содержит следующие разделы:
1) общая информация.
В разделе приводится информация о кратком наименовании проекта, кураторе, руководителе и администраторе проекта, а также данные о конечном социально-экономическом эффекте, полученном по результатам реализации проекта, и описание основных выводов, извлеченных уроков по итогам реализации проекта;
2) сведения о достижении показателей проекта.
В разделе приводится информация о плановых и фактически достигнутых значениях показателей на дату завершения реализации проекта.
Графа "Комментарий" заполняется в соответствии с рекомендациями, определенными абзацами пятым - девятым подпункта 1 пункта 8 настоящих Методических рекомендаций;
3) сведения об исполнении плана реализации проекта.
В разделе приводится информация обо всех достигнутых за период реализации проекта мероприятиях (результатах) и контрольных точках с указанием плановых и фактически сроков их достижения, а также плановых и фактических значениях мероприятий (результатов).
Графа "Комментарий" заполняется в соответствии с рекомендациями, определенными абзацами пятым - девятым подпункта 1 пункта 8 настоящих Методических рекомендаций;
4) сведения об исполнении финансового обеспечения реализации проекта.
В разделе приводится информация о плановых и фактически исполненных параметрах финансового обеспечения мероприятий (результатов) проекта за весь срок его реализации в разрезе годов и источников финансирования.
При досрочном завершении реализации проекта подготовка итогового отчета о реализации проекта осуществляется за период его фактической реализации с указанием плановых параметров и фактически выполненных показателей, мероприятий (результатов), контрольных точек за соответствующий период.
Итоговый отчет о реализации иного регионального проекта, сформированный администратором проекта и подписанный руководителем проекта, подлежит согласованию и утверждению в соответствии с Положением о проектной деятельности в органах исполнительной власти Омской области, утвержденным постановлением N 380-п. Согласование итогового отчета о реализации ведомственного проекта не требуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.