г. Краснодар |
|
13 декабря 2019 г. |
Дело N А53-4340/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мацко Ю.В., судей Гиданкиной А.В. и Денека И.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Белоусовой Е.В., при участии в судебном заседании, проводимом с применением системы видеоконференц-связи Арбитражного суда Ростовской области (судья Паутова Л.Н.), от публичного акционерного общества "МРСК Юга" (ИНН 6164266561, ОГРН 1076164009096) - Шеховцова С.В. (доверенность от 09.01.2019), Пьянкова А.В. (доверенность от 09.01.2018), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области - Алимурадова А.А. (доверенность от 19.11.2019), в отсутствие акционерного общества "Меридиан-Юг", надлежаще извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично посредством размещения информации о движении дела на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в открытом доступе, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 7 июня 2019 года (судья Паутова Л.Н.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15 августа 2019 года (судьи Ильина М.В., Соловьева М.В., Филимонова С.С.) по делу N А53-4340/2019, установил следующее.
ПАО "МРСК Юга" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - антимонопольный орган) о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде 600 тыс. рублей административного штрафа.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено АО "Меридиан-Юг".
Решением от 7 июня 2019 года, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 15 августа 2019 года, обжалуемое постановление антимонопольного органа признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе антимонопольный орган просит отменить судебные акты, отказать в удовлетворении требований. По мнению заявителя жалобы, действующее законодательство не предусматривает возложение на потребителей обязанности по установке устройств релейной защиты и контроля величины максимальной мощности, необходимых для выполнения сетевой организацией обязанностей.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит отказать в удовлетворении жалобы.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 3 декабря 2019 года до 10 декабря 2019 года до 15 часов 20 минут.
После перерыва судебное заседание продолжено 10 декабря 2019 года в 15 часов 20 минут.
В судебном заседании представитель антимонопольного органа поддержал доводы жалобы, представители общества поддержали доводы отзыва на жалобу.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что принятые по делу судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, в антимонопольный орган поступило обращение АО "Меридиан-Юг" о неправомерных действиях общества, выразившихся в нарушении правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" (далее - Правила N 861).
Антимонопольный орган установил, что АО "Меридиан-Юг" и общество заключили договор технического присоединения к электрическим сетям N 61-1-18-00372113; получены Технические условия N 61-1-18-00372113.
АО "Меридиан-Юг" разработало план энергоснабжения "Складские помещения, расположенные по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Вавилова, 67 "г"", и в письме от 26.07.2018 N 57 направило обществу на согласование.
В письме от 07.08.2018 N МР5/10100/668 общество направило в адрес заявителя выявленные замечания по проекту, которые приняты и устранены, о чем АО "Меридиан-Юг" указало в письме от 22.08.2018 N 69, а также направило откорректированный проект.
Согласно выставленным замечаниям общества, изложенным в письме от 30.08.2018 N МР5/10110/556, в соответствии с пунктом 11.6 ТУ 61-1-18-00372113 АО "Меридиан-Юг" необходимо спроектировать на границе раздела установку пункта секционирования с установкой релейной защиты и устройств, обеспечивающих контроль величины максимальной мощности на основании пункта 25 (1) Правил N 861.
Полагая, что общество необоснованно возлагает на АО "Меридиан-Юг" обязанность по проектированию на границе раздела установки пункта секционирования с установкой релейной защиты и устройств, обеспечивающих контроль величины максимальной мощности на основании пункта 25 (1) Правил N 861, антимонопольный орган пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Выявленное нарушение послужило основанием для составления 05.12.2018 антимонопольным органом протокола об административном правонарушении N 1972/02 по признакам наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением антимонопольного органа от 22.01.2019 N 1972/02 общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, назначено наказание в виде 600 тыс. рублей административного штрафа.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя требования общества, суды пришли к выводу, что антимонопольный орган не доказал наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно пункту 1 данного постановления, если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. Повторное совершение административного правонарушения (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ), предусмотренного частью 1 данной статьи, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Вместе с тем судами не учтено следующее.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правилами N 861.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами (пункт 6 Правил N 861).
В силу подпунктов "а", "б" и "в" пункта 7 Правил N 861 установлена процедура технологического присоединения, включающая в себя, в том числе подачу заявки юридическим или физическим лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, увеличить объем максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности без пересмотра (увеличения) величины максимальной мощности, но с изменением схемы внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя; заключение договора; выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором.
Сетевая организация обязана соблюдать единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, в отношении лица, обратившегося к ней с целью осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств (пункт 3 Правил N 861).
Заявитель, энергопринимающее устройство которого соответствует указанным в пункте 17 Правил N 861 требованиям, помимо уплаты тарифа за технологическое присоединение исполняет обязательства, связанные с технологическим присоединением в пределах границ участка, на котором расположены его энергопринимающие устройства.
Распределение мероприятий по технологическому присоединению и обязанностей по их выполнению заявителем и сетевой организацией производится по границе участка заявителя в соответствии с пунктами 16.1, 16.3, подпунктом "г" пункта 25.1 Правил N 861.
Пункт 19 Правил N 861 запрещает навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные данными Правилами.
Согласно пункту 25.1 Правил N 861, в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 Правил, должны быть указаны, в том числе, обоснованные требования к усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии), обязательные для исполнения сетевой организацией за счет ее средств; требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности.
Абзацем 9 пункта 40 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, установлена обязанность потребителя (покупателя) по обеспечению оборудования точек поставки по договору приборами учета.
Пунктом 8 (1) Правил N 861 на сетевые организации возложена обязанность по ведению учета резервируемой мощности с учетом максимальной мощности энергопринимающих устройств.
Учитывая положения пункта 8, подпункта "в" пункта 25 Правил N 861, абзаца 9 пункта 40 Основных положений N 442, следует, что действующим законодательством не предусмотрено возложение на потребителей электроэнергии обязанности по установке устройств контроля величины максимальной мощности, необходимых для выполнения сетевой организацией своих обязанностей, а равно и обязанности контролировать максимальную мощность.
Кроме того, в пункте 5 статьи 37 Закона "Об электроэнергетике" предусмотрено, что коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках и в целях оказания коммунальных услуг по электроснабжению обеспечивают гарантирующие поставщики и сетевые организации с применением приборов учета электрической энергии в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, установленными в соответствии с жилищным законодательством, правилами организации учета электрической энергии на розничных рынках, в том числе посредством интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).
Сетевые организации в ходе обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению обязаны осуществлять приобретение, установку, замену, допуск в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), и последующую их эксплуатацию в отношении непосредственно или опосредованно присоединенных к принадлежащим им на праве собственности или ином законном основании объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии (мощности).
Указанные изменения внесены Федеральным законом от 27.12.2018 N 522-ФЗ, пункт 5 статьи 37 Федерального закона "Об электроэнергетике" вступает в силу с 01.07.2020.
Следует отметить, что Закон "Об электроэнергетике" и Правила N 861 не разделяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей (юридических или физических лиц) к сетям сетевой организации.
Таким образом, общество неправомерно возложило на АО "Меридиан-Юг" установку релейной защиты и устройств, обеспечивающих контроль величины максимальной мощности, необходимых для выполнения обществом-сетевой организацией своих обязанностей, а равно обязанности контролировать максимальную мощность.
При рассмотрении дела об административном правонарушении антимонопольный орган установил факт повторности совершения обществом правонарушения. Постановлением антимонопольного органа от 23.08.2017 N 1367/02 общество признано нарушившим часть 2 статьи 9.21 КоАП. Постановление ступило в законную силу 05.12.2017. Вменяемое по данном делу правонарушение совершено 30.08.2018. Данный факт общество не оспаривает.
Процедура привлечения общества к административной ответственности антимонопольным органом соблюдена.
Поскольку при рассмотрении дела судами установлены все обстоятельства по делу, но имеет место неправильное применение норм права, суд кассационной инстанции считает возможным отменить решение и постановление апелляционной инстанции и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 7 июня 2019 года и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15 августа 2019 года по делу N А53-4340/2019 отменить.
В удовлетворении заявления ПАО "МРСК Юга" - отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Мацко |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Сетевые организации в ходе обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению обязаны осуществлять приобретение, установку, замену, допуск в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), и последующую их эксплуатацию в отношении непосредственно или опосредованно присоединенных к принадлежащим им на праве собственности или ином законном основании объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии (мощности).
Указанные изменения внесены Федеральным законом от 27.12.2018 N 522-ФЗ, пункт 5 статьи 37 Федерального закона "Об электроэнергетике" вступает в силу с 01.07.2020.
Следует отметить, что Закон "Об электроэнергетике" и Правила N 861 не разделяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей (юридических или физических лиц) к сетям сетевой организации.
...
При рассмотрении дела об административном правонарушении антимонопольный орган установил факт повторности совершения обществом правонарушения. Постановлением антимонопольного органа от 23.08.2017 N 1367/02 общество признано нарушившим часть 2 статьи 9.21 КоАП. Постановление ступило в законную силу 05.12.2017. Вменяемое по данном делу правонарушение совершено 30.08.2018. Данный факт общество не оспаривает."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 декабря 2019 г. N Ф08-10788/19 по делу N А53-4340/2019
Хронология рассмотрения дела:
13.12.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10788/19
31.10.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10788/19
15.08.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11101/19
07.06.2019 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-4340/19