Каким быть Налоговому кодексу в 2004 году
(Комментарий к Федеральному закону от 07.07.03 N 117-ФЗ
"О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса
Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты
Российской Федерации, а также о признании утратившими силу
некоторых законодательных актов (положений законодательных актов)
Российской Федерации")
Налог на добавленную стоимость
Акцизы
Налог на прибыль
Налог на добычу полезных ископаемых
Упрощенная система налогообложения
Единый налог на вмененный доход
Региональные и местные налоги и сборы
Земельный налог
Бюджетное законодательство
Изменений, которым подверглось налоговое законодательство в результате принятия в июле ряда федеральных законов, ждали давно: это и отмена налогового контроля за крупными расходами физических лиц, и увеличение имущественных вычетов по НДФЛ.
Однако самые значительные и долгожданные нововведения в действующее налоговое законодательство внес Федеральный закон от 07.07.03 N 117-ФЗ (далее - Закон), который затронул почти все главы Налогового кодекса РФ.
Закон вступает в силу с 1 января 2004 г. (ст.10 Закона), поэтому у налогоплательщиков есть время на его изучение.
Сразу обратим внимание на ряд технических поправок в Законе, которые вызваны отнюдь не техническими изменениями.
Во-первых, в связи с окончанием срока, на который был введен налог с продаж, с 1 января 2004 г. из всех статей НК РФ исключены слова "налог с продаж".
Во-вторых, соответствующие изъятия из соответствующих статей Налогового кодекса РФ были сделаны в связи с исключением из перечня подакцизных товаров такого их вида, как "подакцизное минеральное сырье" (п.2 ст.181 НК РФ).
А теперь рассмотрим подробнее наиболее важные изменения в налоговом законодательстве.
Налог на добавленную стоимость
Наконец-то произошло давно обещанное снижение ставки налога на добавленную стоимость с 20 до 18% (п.3 ст.164 НК РФ). При этом ставка налога в размере 10% по ряду товаров осталась прежней.
Кроме того, редакции подвергся п.4 ст.158 НК РФ. Теперь согласно этому пункту при определении налоговой базы по каждому виду имущества при реализации предприятия в целом как имущественного комплекса расчетная налоговая ставка составит не 16,67, а 15,25%.
Акцизы
С 1 января 2004 г. природный газ не признается подакцизным товаром (п.2 ст.181 НК РФ).
В связи с этим признаны утратившими силу следующие положения главы 22 Налогового кодекса РФ: п.2 ст.181; подпункты 15-19 п.1 и п.2 ст.182; подпункты 7-13 п.1 ст.183; ст.188; пункты 1 и 3 ст.195; п.2 ст.202; п.1 ст.204; п.2 ст.206.
Перечень остальных подакцизных товаров остался неизменным, но по ним изменились ставки налога. Новость не будет приятной: для плательщиков акцизов ставки увеличились в среднем на 8% (п.1 ст.193 НК РФ).
Кроме того, следует отметить, что Законом расширен перечень документов, которыми при экспорте можно подтверждать вывоз подакцизных товаров.
Теперь таким подтверждением могут служить не только транспортные и товаросопроводительные документы, но также иные документы с отметками пограничных таможенных органов РФ (подп.4 п.7 ст.198 НК РФ).
Налог на прибыль
Незначительные изменения затронули также и главу 25 НК РФ.
Так, в перечень доходов, которые не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль, включены доходы в виде средств, поступивших на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированных в форме некоммерческих организаций (абз.13 подп.14 ст.251 НК РФ).
В связи с вступлением в силу с 1 января 2004 г. Федерального закона от 07.07.03 N 126-ФЗ "О связи" п.1 ст.251 НК РФ дополнен подп.28. Согласно ему в доходы операторов универсального обслуживания не включаются суммы, полученные из резерва универсального обслуживания.
Поясним, что в соответствии со ст.57 Закона N 126-ФЗ к универсальным услугам связи относятся услуги телефонной связи с использованием таксофонов, а также услуги по передаче данных и предоставлению доступа к сети "Интернет" с использованием пунктов коллективного доступа. Оказывать такие услуги имеют право операторы универсального обслуживания, отбор которых будет осуществлен по результатам конкурса или в порядке назначения в каждом субъекте РФ (ст.58 ФЗ N 126-ФЗ).
В пользу налогоплательщиков разрешен вопрос о порядке начисления амортизации по объектам недвижимости, введенным в эксплуатацию до 31 января 1998 г.
Согласно новой редакции п.7 ст.10 Федерального закона от 06.08.01 N 110-ФЗ требования п.8 ст.258 НК РФ об обязательной подаче документов на регистрацию к этим объектам не применяются.
Поэтому и после 1 января 2004 г. амортизация, начисленная по таким объектам, будет учитываться для целей налогообложения независимо от факта подачи документов на регистрацию.
С 1 января 2004 г. при сохранении общей ставки налога на прибыль в размере 24% изменится порядок распределения суммы налога по бюджетам:
- ставка налога, зачисляемого в федеральный бюджет, составит 5% (сейчас 6%);
- ставка налога, зачисляемого в бюджет субъекта РФ, - 17% (сейчас 16%);
- ставка налога, зачисляемого в местный бюджет, останется на прежнем уровне - 2%.
Субъектам РФ предоставлено право снижать ставку налогов, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ, до 13%.
Налог на добычу полезных ископаемых
Как уже было отмечено выше, из перечня подакцизных товаров исключен природный газ, но одновременно повысились ставки налога на добычу углеводородного сырья.
Так, в соответствии с абзацами 31 и 32 п.2 ст.342 НК РФ ставка налога на газовый конденсат при добыче их из всех видов месторождений углеводородного сырья теперь будет составлять 17,5%, а при добыче газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья - 107 руб. за 1000 кубических метров газа.
Кроме того, до 31 декабря 2006 г. продлен порядок определения налоговой базы при добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении в соответствии со ст.339 НК РФ (ст.5 Федерального закона от 08.08.01 N 126-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации").
Напомним, что в первоначальной редакции такой порядок был установлен с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2004 г.
Изменился и размер налоговой ставки при добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений.
С 1 января 2004 г. по 31 декабря 2006 г. он будет составлять 347 руб. за одну тонну (сейчас - 340 руб.).
Упрощенная система налогообложения
Наконец-то появилась определенность в вопросе о том, могут ли организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, но начинающие в период ее применения осуществлять вид деятельности, подпадающий под обложение единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД), продолжать применять одновременно и ЕНВД, и упрощенную систему налогообложения.
С момента вступления в силу главы 26.2 Налогового кодекса РФ налоговые органы и большинство специалистов трактовали подп.12 п.2 ст.346.12 НК РФ как абсолютный запрет на одновременное применение упрощенной системы налогообложения и ЕНВД по отдельным видам деятельности.
Однако арбитражные суды такую точку зрения не разделили.
Так, Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.05.03 N А10-333/03-3-Ф02-1458/03-С3 было принято решение в пользу налогоплательщика. Суд постановил, что в Налоговом кодексе РФ нет запретов на применение двух специальных режимов одновременно.
Теперь сомнений по данному вопросу больше не осталось.
Во-первых, подп.12 п.2 ст.346.12 НК РФ, которым и были установлены эти ограничения, вообще признан утратившим силу с 1 января 2004 г.
Во-вторых, ст.346.12 НК РФ дополнена пунктом 4, согласно которому организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с главой 26.3 Налогового кодекса РФ на уплату ЕНВД для отдельных видов деятельности по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности.
При этом ограничения по размеру дохода от реализации, численности работников и стоимости основных средств и нематериальных активов, установленные главой 26.2 НК РФ, по отношению к таким организациям и индивидуальным предпринимателям определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности (включая переведенные на ЕНВД).
Единый налог на вмененный доход
Как показала практика, определенные сложности возникли у переведенных на ЕНВД налогоплательщиков, занимающихся розничной торговлей.
Из статьи 346.27 НК РФ следует, что под розничной торговлей подразумеваются торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет. Однако в настоящее время довольно распространенной среди покупателей стала практика расчета платежными картами.
В связи с этим Ассоциация региональных банков России обращалась даже к председателю Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам с просьбой оказать содействие по внесению изменений в определение розничной торговли, данной в ст.346.27 НК РФ.
Законодатель, видимо, и сам понял допущенную им ошибку.
В новой редакции ст.346.27 НК РФ розничная торговля определена как торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет, а также с использованием платежных карт.
Кроме того, в соответствии со ст.5 Закона корректирующий коэффициент базовой доходности К1, предусмотренный статьями 346.27 и 346.29 НК РФ, не будет применяться и в 2004 г.
Региональные и местные налоги и сборы
Значительному реформированию подверглась также система региональных и местных налогов и сборов. В общей сложности отменено более 20 видов налогов и сборов. Перечислим их.
Региональные налоги и сборы:
1. Сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц.
2. Налог с продаж.
Местные налоги и сборы:
1. Налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне.
2. Курортный сбор.
3. Сбор за право торговли.
4. Целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели.
5. Налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров.
6. Сбор с владельцев собак.
7. Лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями.
8. Лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей.
9. Сбор за выдачу ордера на квартиру.
10. Сбор за парковку автотранспорта.
11. Сбор за право использования местной символики.
12. Сбор за участие в бегах на ипподромах.
13. Сбор за выигрыш в бегах.
14. Сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме.
15. Сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами.
16. Сбор за право проведения кино- и телесъемок.
17. Сбор за уборку территорий населенных пунктов.
18. Сбор за открытие игорного бизнеса (установка игровых автоматов и другого оборудования с вещевыми или денежными выигрышами, карточных столов, рулетки и иных средств для игры).
Земельный налог
Статьей 7 Закона установлено, что в 2004 г. будут применяться действующие в 2003 году размеры ставок земельного налога с коэффициентом 1,1, за исключением земельного налога на сельскохозяйственные угодья.
Бюджетное законодательство
Изменения коснулись также и бюджетного законодательства - редакции подверглась ст.48 Бюджетного кодекса РФ.
В связи с уменьшением налоговых поступлений в бюджеты субъектов РФ по причине отмены целого ряда налогов и сборов изменено распределение доходов от поступлений налога на прибыль, а также доходов от уплаты налогов по упрощенной системе налогообложения и ЕНВД.
Ю. Михалычева,
АКДИ "Экономика и жизнь"
"Новая бухгалтерия", выпуск 3 (9), сентябрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Новая бухгалтерия"
Учредитель ЗАО "ЭЖ МЕДИА"
Издатель ЗАО ИД "Экономическая газета"
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство ПИ N ФС77-43744 от 24.01.2011
Адрес редакции и издателя:
125319, Москва,
ул. Черняховского, д. 16