г. Краснодар |
|
15 декабря 2019 г. |
Дело N А61-3695/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Посаженникова М.В. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу (ИНН 2626800494, ОГРН 1112651028676) - Антоновой Е.И. (доверенность от 09.01.2019) и Жариковой А.М. (доверенность от 09.01.2019), от заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Севкооптторг" (ИНН 1513004080, ОГРН 1111513000301) - Кундуховой Э.Т. (доверенность от 25.12.2018), от третьих лиц - общества с ограниченной ответственностью "Биопромпродукт" (ИНН 1512019550, ОГРН 1151512010231) - Санакоева Р.Г. (доверенность от 30.10.2019), Тараева Казбека Сослановича - Дзугаевой И.Ю. (доверенность от 16.10.2019), Гудиева Алана Зелимхановича - Дзугаевой И.Ю. (доверенность от 15.10.2019), Гудиевой (Сохиевой) Дианы Алановны - Дзугаевой И.Ю. (доверенность от 15.10.2019), Каллаговой Раи Батырбековны - Дзугаевой И.Ю. (доверенность от 28.10.2019), Лохова Сослана Эльбрусовича - Дзугаевой И.Ю. (доверенность от 22.11.2019), рассмотрев кассационные жалобы ООО "Севкоопторг" и ООО "Биопромпродукт" на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2018 по делу N А61-3695/2017 в части передачи для реализации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, автоцистерны с государственным номером ЕТ 7251 23, автоприцепа с государственным номером ЕВ 8176 77, автоприцепа с государственным номером АА 4848 15, поименованных в протоколе изъятия вещей и документов от 04.06.2017N 07-17/407-3, установил следующее.
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Севкоопторг" (далее - общество) к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с конфискацией предметов административного правонарушения.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены общество с ограниченной ответственностью "Биопромпродукт" (далее - ООО "Биопромпродукт"), Сохиева Диана Алановна, Тараев Казбек Сосланович, Каллагова Рая Батырбековна, Гудиев Алан Зелимханович, Лохов Сослан Эльбрусович.
Решением суда от 06.02.2018 в удовлетворении заявления отказано со ссылкой на то, что управление документально не подтвердило наличие в действиях общества состава правонарушения, квалифицируемого по части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением апелляционной инстанции от 20.07.2018 восстановлен срок подачи апелляционной жалобы, решение суда от 06.02.2018 отменено, общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 3 млн рублей штрафа с изъятием предметов административного правонарушения, поименованных в протоколе от 04.06.2017 N 07-17/407-3, и их направлением на реализацию и уничтожение. Судебный акт мотивирован наличием в действиях общества состава правонарушения, квалифицируемого по части 3 статьи 14.17 Кодекса, соблюдением процедуры и сроков привлечения общества к административной ответственности, отсутствием оснований признания вмененного обществу правонарушения малозначительным и уменьшения штрафа ниже минимального размера, установленного санкцией части 3 статьи 14.17 Кодекса.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 01.10.2018 постановление апелляционной инстанции от 20.07.2018 оставлено без изменения в части: восстановления срока подачи апелляционной жалобы на решение суда от 06.02.2018; передачи для уничтожения спиртосодержащей жидкости, емкостей, установок непрерывного действия кустарного производства, конденсаторов, холодильников, поименованных в протоколе изъятия вещей и документов от 04.06.2017 N 07-17/407-3; передачи для реализации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, автоцистерны с государственным номером ЕТ 7251 23, автоприцепа с государственным номером ЕВ 8176 77, автоприцепа с государственным номером АА 4848 15, поименованных в протоколе изъятия вещей и документов от 04.06.2017 N 07-17/407-3. В остальной части постановление апелляционной инстанции от 20.07.2018 отменено, в привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа отказано. Приостановление исполнения постановления апелляционной инстанции от 20.07.2018, принятое определением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.08.2018, отменено. Обществу возвращено 3 тыс. рублей государственной пошлины, уплаченной по чеку-ордеру от 07.08.2018. ООО "Биопромпродукт" возвращено 3 тыс. рублей государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 06.08.2018 N 119.
По заявлениям ООО "Биопромпродукт", ООО "Севкоопторг", Гудиева Алана Зелимхановича, Гудиевой (Сохиевой) Дианы Алановны, Тараева Казбека Сослановича, Тараева Алхаза Казбековича, Каллаговой Раи Батырбековны отменено по вновь открывшимся обстоятельствам постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 01.10.2018 по делу N А61-3695/2017 в части оставления без изменения постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2018 в части передачи для реализации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, автоцистерны с государственным номером ЕТ 7251 23, автоприцепа с государственным номером ЕВ 8176 77, автоприцепа с государственным номером АА 4848 15, поименованных в протоколе изъятия вещей и документов от 04.06.2017 N 07-17/407-3.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность постановления суда апелляционной инстанции в части передачи для реализации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, автоцистерны с государственным номером ЕТ 7251 23, автоприцепа с государственным номером ЕВ 8176 77, автоприцепа с государственным номером АА 4848 15, поименованных в протоколе изъятия вещей и документов от 04.06.2017 N 07-17/407-3, оценив доводы кассационных жалоб, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, считает, что постановление апелляционной инстанции подлежит отмене в части по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в управление поступило письмо Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Владикавказу Республики Северная Осетия - Алания от 03.06.2017 N 1 об обнаружении факта хранения концентрата головных примесей этилового спирта и его переработки посредством эксплуатации оборудования кустарного производства на территории, расположенной по адресу: Республика Северная Осетия - Алания г. Владикавказ ул. 4-я Промышленная д. 3 (далее - спорный адрес).
Согласно государственному сводному реестру выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по спорному адресу юридические лица лицензию на производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не имеют.
Определением от 04.06.2017 N 07-17/407 управление возбудило дело об административном правонарушении и назначило проведение административного расследования в отношении неустановленного лица, осуществляющего деятельность по производству и обороту этилового спирта и (или) спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии.
В ходе осмотра установлено, что на территории, расположенной по спорному адресу, находятся металлические и полимерные емкости разного объема с прозрачной бесцветной жидкостью, имеющей характерный запах этилового спирта, и прозрачной жидкостью светло-желтого цвета, имеющей характерный запах головной фракции этилового спирта; два блока розлива жидкости в тару; поддоны с фурнитурой, используемой для производства алкогольной продукции (картонные коробки, крышки, этикетки и контрэтикетки с надписями "водка "Березовая корона 0,5 л 40%"); горизонтальные и вертикальные металлические емкости (31 штука); две установки непрерывного действия (разгонные колонны); два холодильника; распределительный коллектор; пять полимерных бочек; автотранспортное средство марки "Freightliner" (государственный регистрационный номер X 979 КР 777) с полуприцепом с емкостью (государственный регистрационный номер ЕВ 8176 77); автотранспортное средство "DAF" (государственный регистрационный номер Н 166 УТ 93) с полуприцепом (государственный регистрационный номер АА 4848 15); полуприцеп-цистерна цвета (государственный регистрационный номер ЕТ 7251 23) с прозрачной жидкостью светло-желтого цвета с характерным запахом головной фракции этилового спирта.
Установив лицо, осуществляющее деятельность по производству и обороту этилового спирта и (или) спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии на территории, расположенной по спорному адресу, сопроводительным письмом от 24.07.2017 N у8-12013/07 управление направило в адрес общества определение о возбуждении дела об административном правонарушении от 04.06.2017 N 07-17/407, протокол осмотра от 04.06.2017 N07-17/407-1, протокол о взятии проб и образцов от 04.06.2017 N 07-17/407-2, протокол изъятия вещей и документов от 04.06.2017 N 07-17/407-3, определение об истребовании сведений от 05.07.2017 N 07-17/407-9, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении. Управление направило обществу извещения от 24.07.2017 N у8-12017/07 о необходимости явки для ознакомления с материалами дела, от 24.07.2017 N 07-17/407-12 и от 01.08.2017 N у8-12447/07 - о необходимости явки для составления протокола об административном правонарушении.
Управление составило протокол от 03.08.2017 N 07-17/407-13 об административном правонарушении и в порядке статей 203 и 204 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии.
При рассмотрении дела суды указали, что правовую основу производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции в Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
В силу пункта 6 пункта 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ в целях пресечения незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также незаконного использования основного технологического оборудования для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации, изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежит, в том числе, автомобильный транспорт, используемый для перевозок этилового спирта, находящегося в незаконном обороте.
В соответствии с пунктом 4 статьи 25 Закона N 171-ФЗ изъятый автомобильный транспорт, указанный в подпункте 6 пункта 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ, подлежит вывозу, хранению вне места изъятия и реализации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Однако при проверке конституционности подпункта 6 пункта 1 и пункта 4 статьи 25 Закон N 171-ФЗ Конституционный Суд Российской Федерации указал в постановлении от 18.02.2019 N 11-П (далее - постановление N 11-П): несмотря на то, что статья 25 Закона N 171-ФЗ в ее буквальном понимании содержит указание на изъятие из незаконного оборота автомобильного транспорта, используемого для перевозки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, находящихся в незаконном обороте, сами по себе соответствующие транспортные средства не могут рассматриваться как изъятые из оборота только в силу того, что в них хранилась или перевозилась продукция, которая была произведена и находилась в обороте с нарушением установленных требований. Соответственно, такие транспортные средства не могут расцениваться как не подлежащие возвращению собственнику на данном основании в силу пункта 2 части 3 статьи 29.10 Кодекса.
При таком подходе единственным обстоятельством, обусловливающим лишение лица принадлежащего ему транспортного средства, выступает его использование для совершения административного правонарушения, что, по сути, превращает такое лишение в санкцию для собственника транспортного средства. Вместе с тем, даже если собственник транспортного средства фактически осознавал и допускал, что принадлежащее ему транспортное средство используется для перевозки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, находящихся в незаконном обороте, он не может рассматриваться как правонарушитель в рамках дела об административном правонарушении в отношении другого лица.
Как следует из постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.04.2011 N 6-П, целью положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающих принципы административной ответственности и регламентирующих производство по делу об административном правонарушении и тем самым конкретизирующих положения статей 17 (части 1 и 3), 46 (части 1 и 2), 49 (часть 1), 51 (часть 1), 54 (часть 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, является установление обстоятельств совершенного правонарушения и вины лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или ее отсутствия в его совершении. Собственник орудия совершения административного правонарушения, если он не является лицом, привлекаемым к административной ответственности, лишен возможности полноценной судебной защиты своих прав. Кодекс не только не требует его привлечения в какой-либо форме к участию в производстве по делу об административном правонарушении, но и делает возможное его участие бессмысленным, поскольку в существующей модели правового регулирования не предполагается выяснение того, какое отношение собственник орудия совершения административного правонарушения имеет к этому правонарушению.
Следовательно, в действующей системе правового регулирования лишение собственника принадлежащего ему транспортного средства, которое использовалось для перевозки алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте, в рамках производства по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица - при том, что сам собственник этого транспортного средства не был привлечен к административной ответственности за данное административное правонарушение и не был признан в судебном порядке виновным в его совершении - приводило бы к несоразмерному ограничению прав собственника транспортного средства, гарантированных статьями 35 (часть 1), 46 (часть 1), 49 и 54 (часть 2) Конституции Российской Федерации, и вступало бы в противоречие с конституционными принципами справедливости и равенства.
Выявленный в постановлении N 11-П конституционно-правовой смысл положений подпункта 6 пункта 1 и пункта 4 статьи 25 Закона N 171-ФЗ является общеобязательным, что исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.
Как видно из материалов дела, автоцистерна с государственным регистрационным номером ЕТ 7251 23 принадлежит на праве собственности Сохиевой (Гудиевой) Диане Алановне, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации ТС 23 44 N 394814, автоприцеп с государственным регистрационным номером ЕВ 8176 77 принадлежит на праве собственности Тараеву Алхазу Казбековичу, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации ТС 77 25 N 470430, автоприцеп с государственным регистрационным номером АА 4848 15 принадлежит на праве собственности Каллаговой Рае Батырбековне, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации ТС 15 ХО N 841650.
Собственники автоцистерны с государственным регистрационным номером ЕТ 7251 23, автоприцепа с государственным регистрационным номером ЕВ 8176 77, автоприцепа с государственным регистрационным номером АА 4848 15 Гудиева (Сохиева) Диана Алановна, Тараев Алхаз Казбекович, Каллагова Рая Батырбековна не являются лицами, привлеченными к административной ответственности по настоящему делу, однако в рамках данного дела применено изъятие принадлежащих им транспортных средств.
Поскольку примененная мера административного воздействия по изъятию транспортных средств, собственниками которых являются лица, не привлеченные к административной ответственности, противоречит постановлению N 11-П, постановление апелляционной инстанции от 20.07.2018 по настоящему делу подлежит отмене в части удовлетворения апелляционной жалобы управления и отмены решения суда от 06.02.2018 об отказе управлению в удовлетворении заявления в части передачи для реализации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, автоцистерны с государственным номером ЕТ 7251 23, автоприцепа с государственным номером ЕВ 8176 77, автоприцепа с государственным номером АА 4848 15, поименованных в протоколе изъятия вещей и документов от 04.06.2017 N 07-17/407-3.
В отмененной части надлежит оставить в силе решение суда от 06.02.2018.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
отменить постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2018 по делу N А61-3695/2017 в части удовлетворения апелляционной жалобы Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу и отмены решения Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 06.02.2018 по делу N А61-3695/2017 об отказе Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу в удовлетворении заявления в части передачи для реализации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, автоцистерны с государственным номером ЕТ 7251 23, автоприцепа с государственным номером ЕВ 8176 77, автоприцепа с государственным номером АА 4848 15, поименованных в протоколе изъятия вещей и документов от 04.06.2017 N 07-17/407-3.
В отмененной части оставить в силе решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 06.02.2018 по делу N А61-3695/2017.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.