Арбитражная хроника
1. Не подлежит обложению НДС реализация товаров,
произведенных и реализованных организациями инвалидов
(Определение Конституционного Суда РФ от 08.04.03 N 156-О)
Общественная организация инвалидов обратилась в КС РФ с жалобой на противоречие подп.2 п.3 ст.149 НК РФ Конституции РФ, поскольку содержание этого подпункта не позволяет со всей очевидностью определить, только ли при реализации товаров, работ и услуг, непосредственно произведенных общественными организациями инвалидов, наступает освобождение от обложения НДС.
КС РФ указал на отсутствие противоречия названной нормы права Конституции РФ и отказал заявителю в принятии жалобы к рассмотрению.
Комментарий
В соответствии с подп.2 п.3 ст.149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) на территории РФ реализация (в том числе передача, выполнение работ, оказание услуг для собственных нужд) товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%.
Из содержания названной нормы следует, что от уплаты НДС освобождаются только те организации, которые непосредственно производят реализуемые ими товары, работы и услуги. При этом реализация приобретенных товаров не дает им права на освобождение от налогообложения.
2. Положения Федерального закона от 31.12.01 N 198-ФЗ "О внесении
дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации
и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах
и сборах", изменяющие налоговую базу и объект налогообложения по ЕСН
в отношении индивидуальных предпринимателей, применяющих
упрощенную систему налогообложения, введены в действие
с 1 февраля 2002 г.
(Определение Конституционного Суда РФ от 08.04.03 N 159-О)
Арбитражный суд, в производстве которого находится дело по заявлению индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения, обратился в КС РФ с запросом о проверке конституционности ст.10 Федерального закона от 31.12.01 N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах".
В соответствии с названной статьей Закон вступает в силу с 1 января 2002 г. Закон N 198-ФЗ изменяет налоговую базу по ЕСН в отношении индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, в результате чего происходит повышение подлежащих уплате сумм налоговых платежей, а следовательно, значительное увеличение налогового бремени.
Конституционный Суд РФ указал, что положения Закона N 198-ФЗ, предусматривающие изменение объекта налогообложения и налоговой базы по ЕСН в отношении индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, подлежат введению в действие по крайней мере не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, т. е. с 1 февраля 2002 г.
Комментарий
Закон N 198-ФЗ был впервые официально опубликован в "Российской газете" 31 декабря 2001 г.
В соответствии со ст.57 Конституции РФ от законодателя требуется определять разумный срок, по истечении которого возникает обязанность каждого платить налоги и сборы, с тем чтобы не нарушался конституционно-правовой режим стабильных условий хозяйствования.
Согласно п.1 ст.5 НК РФ акты законодательства РФ о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных ст.5 НК РФ.
Закон N 198-ФЗ опубликован до начала очередного налогового периода по ЕСН, составляющего один календарный год (ст.240 НК РФ). Таким образом, с учетом месячного срока, определенного Налоговым кодексом РФ, названный Закон подлежит введению в действие относительно изменения объекта налогообложения и налоговой базы по ЕСН для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, не ранее чем с 1 февраля 2002 г.
3. Налогоплательщик имеет право на возврат НДС при экспортной
операции независимо от того, уплатил ли налог поставщик товаров
(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.05.03
дело N А13-8078/02-11)
В 2001 г. ЗАО произвело экспорт товаров и представило в налоговую инспекцию декларацию по НДС по ставке 0%. Налоговая инспекция провела камеральную проверку представленной декларации и вынесла решение об отказе в возмещении из бюджета суммы НДС. Отказ был обоснован тем, что ряд поставщиков ЗАО находятся в розыске, их местонахождение неизвестно.
В связи с этим ЗАО обратилось в арбитражный суд с иском о признании решения ГНИ недействительным.
Арбитражный суд исковые требования удовлетворил.
Апелляционная и кассационная инстанции оставили решение арбитражного суда в силе.
Комментарий
В соответствии с подп.1 п.1 ст.164 НК РФ обложение НДС производится по налоговой ставке 0% при реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории РФ и представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст.165 НК РФ.
Статья 165 НК РФ предусматривает, что для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки НДС 0% и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы:
1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товаров (припасов) за пределы таможенной территории РФ;
2) выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара (припасов);
3) грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории РФ;
4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающими вывоз товаров за пределы территории РФ.
При этом уплата поставщиком товаров НДС в бюджет, а также тот факт, что поставщик товаров находится в розыске, в соответствии с налоговым законодательством не препятствуют экспортеру получить налоговый вычет при условии представления всех необходимых документов.
4. Страховые взносы на страховую и накопительную части пенсии
не относятся к числу налогов
(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.05.03
N А05-495/03-34/20)
Налоговая инспекция провела камеральную проверку представленного ЗАО расчета авансовых платежей по страховым взносам по пенсионному страхованию и установила, что ЗАО неправильно применяло ставки страховых взносов на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии.
В результате налоговая инспекция вынесла решение о привлечении ЗАО к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст.122 НК РФ, в виде взыскания штрафа.
Поскольку ЗАО добровольно штраф не уплатило, налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании штрафа.
Арбитражный суд в удовлетворении иска отказал в связи с тем, что страховые взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии не относятся к числу налогов.
ФАС оставил решение арбитражного суда без изменения.
Комментарий
Пунктом 1 ст.122 НК РФ предусмотрена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия).
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании" страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда РФ и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Таким образом, взносы на обязательное пенсионное страхование не являются налогами.
Ответственность за нарушение законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании предусмотрена ст.27 Закона 167-ФЗ.
5. Возврат излишне уплаченной суммы налога в случае пропуска
налогоплательщиком срока, установленного ст.78 НК РФ,
производится в судебном порядке с учетом общего порядка течения
срока исковой давности
(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.04.03
N А42-6469/02-СО)
В 1998 г. ОАО реализовало предприятие по договору купли-продажи, включило реализацию данного объекта в базу, облагаемую налогом на пользователей автомобильных дорог за 1998 г. и перечислило в бюджет сумму налога.
В 2001 г. решением арбитражного суда договор купли-продажи был признан ничтожной сделкой и произведена двусторонняя реституция.
В связи с этим ОАО произвело перерасчет объектов обложения налогом на пользователей автомобильных дорог за 1998 г. и представило в налоговую инспекцию в 2002 г. уточненную налоговую декларацию с уменьшением суммы, подлежащей уплате в бюджет.
Налоговая инспекция вынесла решение о том, что основания для уменьшения налоговой базы отсутствуют, и отказала в зачете излишне уплаченной суммы налога в счет предстоящих платежей по этому же налогу на том основании, что истек трехлетний срок для проведения камеральной проверки налоговых расчетов.
В результате ОАО обратилось в арбитражный суд с иском о признании решения налоговой инспекции недействительным.
Арбитражный суд иск удовлетворил.
ФАС решение арбитражного суда оставил в силе на том основании, что в соответствии со ст.78 НК РФ налогоплательщик в течение трех лет со дня уплаты налога имеет право предъявить налоговому органу обоснованные, а потому подлежащие безусловному удовлетворению требования о возврате или зачете излишне уплаченного налога, не обращаясь за судебной защитой своих интересов.
В то же время на основании правовой позиции Конституционного Суда, указанной в Определении КС РФ от 21.06.01 N 173-О, данная норма не препятствует организации в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства. В этом случае действуют общие правила истечения срока исковой давности, т.е. со дня, когда лицо узнало о нарушении своего права (п.1 ст.200 ГК РФ).
И поскольку решение о признании сделки ничтожной было вынесено в 2001 г., трехлетний срок исковой давности исчисляется именно с этой даты.
Комментарий
В соответствии с пунктами 7, 8, 9 ст.78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика, которое может быть им подано в течение трех лет со дня уплаты суммы налога, что влечет за собой обязанность налогового органа в течение месяца со дня подачи заявления возвратить сумму излишне уплаченного налога, если иное не установлено Налоговым кодексом РФ.
Как указал суд, по истечении указанного срока налогоплательщику для возврата излишне уплаченной суммы налога необходимо обратиться в арбитражный суд в течение трехлетнего срока исковой давности.
Е. Карсетская,
АКДИ "Экономика и жизнь"
"Новая бухгалтерия", выпуск 3 (9), сентябрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Новая бухгалтерия"
Учредитель ЗАО "ЭЖ МЕДИА"
Издатель ЗАО ИД "Экономическая газета"
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство ПИ N ФС77-43744 от 24.01.2011
Адрес редакции и издателя:
125319, Москва,
ул. Черняховского, д. 16