Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
администрации
Афанасьевского муниципального округа
от 30.08.2023 N 490
Программа,
направленная на развитие общественной инфраструктуры муниципального образования Афанасьевского муниципального округа Кировской области на 2024 год
1. Общие сведения
1.1. Муниципальное образование Афанасьевский муниципальный округ Кировской области.
1.2. Населенные пункты, входящие в муниципальное образование (с населением больше 50 чел):
Название населенного пункта |
Число домохозяйств |
Численность населения на 01.01.2023 |
пгт Афанасьево |
1430 |
3432 |
д. Аверины |
33 |
63 |
д. Слобода |
55 |
93 |
д. Илюши |
42 |
109 |
д. Порубово |
49 |
138 |
д. Кувакуш |
52 |
165 |
д. Московская |
89 |
241 |
д. Пура |
36 |
94 |
д. Архипята |
66 |
204 |
д. Ожегино |
29 |
100 |
с. Савинцы |
71 |
202 |
д. Варанкины |
128 |
424 |
д. В-Тимофеевская |
30 |
91 |
д. Ичетовкины |
261 |
877 |
д. Конкины |
57 |
211 |
д. Костино |
20 |
67 |
д. Лазаневы |
34 |
105 |
д. Лазуковы |
46 |
166 |
д. Лучкины |
23 |
74 |
д. Н- Тимофеевская |
20 |
55 |
д. Степановская |
24 |
70 |
д. Харины |
26 |
88 |
с. Пашино |
101 |
216 |
п. Камский |
132 |
296 |
д. Ромаши |
45 |
80 |
п. Бор |
211 |
410 |
п. Сюзьва |
32 |
61 |
д. Лаврушата |
33 |
84 |
п. Лытка |
153 |
293 |
п. Томызь |
31 |
50 |
с. Бисерово |
266 |
732 |
д. Ванино |
13 |
52 |
с. Георгиево |
59 |
149 |
д. Жарковы |
55 |
164 |
с. Гордино |
209 |
552 |
д. Н-Колотовка |
25 |
73 |
д. Шердынята |
40 |
118 |
д. Шулаи |
22 |
73 |
д. Васёнки |
36 |
80 |
д. Ефремята |
37 |
93 |
с. В-Камье |
21 |
53 |
1.3. Территория округа: 515 603,0 га.
1.4. Основные природные ресурсы:
Лесные ресурсы: расчётная лесосека составляет 899,3 тыс. куб. м.
Земельные ресурсы: земли сельскохозяйственного назначения составляют 62,96 тыс. га, 429,76 тыс. га земли лесного фонда, земли водного фонда - 1,61 тыс. га, 1,03 тыс. га - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, 4,81 тыс. га земли поселений, 15,38 тыс. га - земли запаса, земли особо охраняемых территорий и объектов - 0,02 тыс. га.
Ресурсы животного мира охотничье-промыслового значения: белка, медведь, лось, волк, лисица, глухарь, тетерев, рябчик, дикие утки и гуси.
Водно-биологические ресурсы составляют большие и малые реки: Кама, Чус, Сева, Лытка, Нирим, Леман, Едра, Неополь, Вок, Пура, Колыч, Сюзьва и другие. В реках и озёрах водятся следующие виды рыб: щука, окунь, лещ, карась, налим, язь, жерех, голавль, чехонь и др. В лесах и на болотах произрастают ягоды: черника, клюква, брусника, малина, морошка.
2. Демографические данные
2.1. Численность населения на 01.01.2023 г. - 10804 человека, в том числе городское население - 3381, сельское - 7423.
2.2. Число домохозяйств: 4934.
2.3. Национальный состав: русские, удмурты, коми-пермяки, татары, молдоване, армяне, азербайджанцы, чуваши, украинцы, узбеки, белорусы и др.
2.4. Среднегодовая убыль населения (в среднем за последние 5 лет) - 287 человек.
2.5. Коэффициент смертности населения (в среднем за последние 5 лет) - 17.74.
2.6. Коэффициент рождаемости (в среднем за последние 5 лет) 12.44.
2.7. Возрастной состав населения (по данным официального сайта Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кировской области (Кировстат) на 01.01.2023:
- дети (0 - 17 лет) 2914 чел.,
- от 18 до 29 лет 1240 чел.,
- от 30 до 39 лет 945 чел.,
- От 40 до 59 лет 3361 чел.,
- Свыше 60 лет 2603 чел.,
2.8. Пенсионеры 3818 чел.
2.9. Инвалиды 1156 чел.
2.10 Работающее население 3719 чел.
3. Органы исполнительной и представительной власти и подчиненные им учреждения
3.1. Администрация Афанасьевского муниципального округа:
Глава: Белёва Елена Михайловна
Число сотрудников: 138 человек.
3.2. Дума Афанасьевского муниципального округа:
Председатель: Харина Валентина Николаевна
Число депутатов Думы: 17 человек.
3.3. Учреждения, подчиненные муниципальному образованию (дома культуры, библиотеки и т.д.): Управление образованием - 522 сотрудника, Управление культуры - 113 сотрудников.
4. Объекты инфраструктуры, находящиеся в собственности муниципального образования и их состояние
Название |
Единица измерения |
Количество |
Физическое состояние |
Административные здания |
единица |
1 |
износ здания составляет 48,0% |
Дома культуры, библиотеки |
единиц |
40 |
износ составляет до 83,54% |
Образовательные учреждения |
единиц |
34 |
износ составляет до 65,94% |
Система водоснабжения |
км |
75,876 |
31,7% сетей нуждается в замене, износ оборудования составляет 50 - 95% |
Улицы и дороги |
км. |
692,1 |
протяжённость дорог составляет : IV категории 221,6 км, V категории 37,9 км, грунтовые дороги - 432,6 км. |
Мосты |
единиц |
22 |
в реестре муниципальных дорог 6 категорированных мостов, состояние мостов удовлетворительное |
5. Наличие планов/стратегии социально-экономического развития
Наименование документа |
когда и кем принят |
Основные цели и задачи |
Стратегия социально-экономического развития муниципального образования Афанасьевский муниципальный район Кировской области на 2019 - 2030 годы |
Решение Афанасьевской районной Думы от 14.11.2018 N 18/6 |
Цель Стратегии - развитие муниципального образования со сбалансированной экономикой, активным местным сообществом, развитой инфраструктурой, качественной муниципальной средой, обеспечивающей высокий уровень жизни населения и благоприятные условия для экономической деятельности и культурного отдыха. Развитие Афанасьевского муниципального округа должно достигаться за счет проведения активной политики органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов при участии общественности, направленной на улучшение текущей ситуации во всех сферах функционирования и жизнедеятельности муниципального образования. Будут решаться следующие задачи: - реализация на основе стратегического территориального планирования направлений социально-экономического развития муниципального образования; - создание благоприятных условий для стабильной работы сельскохозяйственной отрасли; - развитие рыночной инфраструктуры, повышение рентабельности и конкурентоспособности производимой предприятиями округа продукции; - оптимизация территориального развития муниципального образования; - инвестиционная привлекательность муниципального образования |
6. Основные направления экономического развития
Промышленность |
Создание эффективного промышленного производства, которое обеспечит выпуск конкурентоспособной продукции, занятость населения, стабильные поступления в бюджеты всех уровней |
Сельское хозяйство |
- укрепление экономики сельскохозяйственной отрасли; - повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных предприятий; - повышение устойчивости развития сельских территорий, уровня и качества жизни сельского населения на основе повышения уровня развития социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
- повышение уровня надежности поставки коммунальных ресурсов, комфортности проживания при эффективной работе коммунальной инфраструктуры |
Транспортная инфраструктура |
- улучшение состояния дорог, обеспечение доступного и устойчивого пассажирского сообщения; - развитие транспортной инфраструктуры с повышением уровня ее безопасности, доступности и качества услуг транспортного комплекса для населения, интеграцией в транспортное пространство Кировской области РФ |
Культурная деятельность, физкультура и спорт |
- сохранение и развитие культурных традиций, как системы нравственных ценностей Афанасьевского муниципального округа, создание условий для формирования и удовлетворения культурных запросов и духовных потребностей, развитие инициативы и реализация творческого потенциала, инноваций в сфере культуры; - повышение роли физкультуры и спорта на территории Афанасьевского муниципального округа; - создание условий для привлечения жителей к здоровому образу жизни, регулярным занятиям физической культурой и спортом; - сохранения спортивных объектов для обеспечения равного доступа к спортивным залам и участию в спортивной жизни жителей муниципального образования, реализации спортивных возможностей граждан |
7. Стратегическая цель и основные задачи программы
Общей стратегической целью настоящей программы является: создание необходимых условий для улучшения качества жизни населения, развитие физической культуры и спорта, организация физкультурно-оздоровительных мероприятий в Афанасьевском муниципальном округе, оживления в целом повседневной жизни людей, снижение оттока населения.
Для достижения стратегической цели предполагается решить следующие задачи:
1. Привлечение малого бизнеса для оказания спонсорской помощи в реализации проекта в рамках ППМИ;
2. Привлечение средств из бюджетов различных уровней для благоустройства, строительства спортивных и социально-значимых объектов в населённых пунктах округа.
3. Повышение уровня участия населения в разрешении собственных проблем.
4. Объединение усилий органов власти и бизнеса на основе механизмов государственно-частного партнерства.
8. Внутренние возможности муниципального образования, влияющие на достижение поставленной цели; наличие необходимых ресурсов:
Человеческие ресурсы
Численность трудовых ресурсов в округе 5742 человек, из них занято в экономике 3719 человек. Доля занятых в сфере малого предпринимательства по отношению к экономически активному населению составит по прогнозным данным в 2024 году около 39,03%.
Возрастная структура населения на 01.01.2023 (по данным официального сайта Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кировской области (Кировстат)) выглядит следующим образом:
- моложе трудоспособного возраста - 2783 человека;
- трудоспособный возраст - 5554 человек;
- старше трудоспособного возраста - 2828 человек.
Коэффициенты демографической нагрузки на трудоспособное население к 2023 году выглядят следующим образом:
- детей в возрасте от 0 - 15 лет на 1000 трудоспособного населения - 501,08, т.е. процент замещения трудовых ресурсов составляет 50,1%;
- пенсионная нагрузка составляет 50,9%, т.е. численность лиц пенсионного возраста на 1000 трудоспособного населения составляет - 509,18.
Современная половозрастная структура населения характеризуется, во-первых, пониженной долей лиц в трудоспособных возрастах и, во-вторых, повышенной долей детей и лиц преклонного возраста. Первое связано с оттоком населения в трудоспособном возрасте и старением населения. Второе - с низкой миграционной активностью молодого и пожилого населения и ростом рождаемости во второй половине 2000-х гг. Увеличение численности населения моложе трудоспособного возраста связано с ростом рождаемости и увеличением числа детей в возрасте 0 - 6 лет.
Рынок труда Афанасьевского муниципального округа характеризуется следующими факторами:
- Отсутствие крупных предприятий - работодателей: всего в округе зарегистрировано 140 работодателей, из них только 1 предприятие имеет среднесписочную численность работающих свыше 200 чел.
- Сезонная занятость в лесной отрасли: несмотря на то, что у ряда индивидуальных предпринимателей налажена глубокая переработка леса, значительное количество работающих граждан постоянный заработок имеют только в зимний лесозаготовительный сезон;
- Экономическая нестабильность, низкий уровень производительности труда сельхозформирований округа;
- Отсутствие постоянной работы и заработка у 25 - 30% экономически активного населения;
- Наличие неофициального трудоустройства;
- Удаленность многих населенных пунктов от центра на расстояние более 20 км: фактически 128 населенных пунктов удалены от пгт Афанасьево на расстояние более 20 км, в том числе 26 - более 50 км;
- Отсутствие работодателей и рабочих мест почти в 45% населенных пунктах округа: в 90 населенных пунктах нет работодателей и рабочих мест.
- Дисбаланс между профессиональным составом ищущих работу граждан и требованиями работодателей: (низкая квалификация у 60 - 70% ищущих работу граждан).
Согласно данным, территориальных управлений Афанасьевского муниципального округа, в округе 1500 - 1800 чел. не имеют постоянной работы и заработка, 900 - 1100 работают за пределами округа. За последние годы имеется выраженная тенденция по трудовой миграции, когда граждане, имеющие специальности, востребованные на рынке труда, реально проживают и работают за пределами муниципального образования и даже области, в том числе вахтовым методом.
На начало 2023 года официально зарегистрированных безработных граждан на учете в службе занятости состояло - 131 человека или 2,4% от числа экономически активного населения.
Финансовые ресурсы
Механизм формирования местного бюджета функционирует в соответствии с федеральными и региональным бюджетным законодательствами, определяющими нормативы отчислений в муниципальные бюджеты от местных, региональных и федеральных налогов и сборов, пошлин, платежей, поступлений и неналоговых доходов, что ставит бюджет округа в зависимость от действующих межбюджетных отношений федерального и регионального уровня.
Бюджет Афанасьевского муниципального округа является дотационным.
В структуре собственных доходов наибольший удельный вес занимают доходы от поступления налога на доходы физических лиц, упрощенной системы налогообложения, акцизов.
Налоговая и бюджетная политика муниципального образования направлена на преодоление бюджетного дефицита, увеличение наполняемости бюджета. Реализация проектов в различных сферах экономики осуществляется за счет средств консолидированного бюджета округа, федеральных, областных средств, а также внебюджетных источников (средств работодателей и населения).
Техническая сфера
Основная цель предприятий, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования, на данный момент - это укрепление материально-технической базы, отвечающей современным требованиям экономики и позволяющей выпускать конкурентоспособную, как на внутреннем так и на внешнем рынках, продукцию.
- сильные стороны - имеется телефонная связь, наличие дорог с твёрдым покрытием, наличие водопроводных сетей.
- слабые стороны - изношенность коммунальных сетей, слабая транспортная доступность до населённых пунктов.
Административно-организационная сфера
В рамках проекта по поддержке местных инициатив, Афанасьевский муниципальный округ выступает в качестве участника (при условии решения населения реализовывать проект районного уровня, приложение N 2), а также в качестве организатора и помощника реализации проектов среди территориальных управлений, находящихся на территории округа. В округе имеются активные люди, готовые организовать население для выполнения работ. Состав инициативной группы приведен в Приложении N 1.
9. Внешние факторы, которые могут повлиять на решение поставленных задач
Внешние факторы, которые могут содействовать решению поставленных задач:
- активность населения в софинансировании проекта.
- модернизация социальной сферы;
- снижение уровня безработицы;
- развитие малого предпринимательства;
- наличие региональных, федеральных программ, в том числе проект по поддержке местных инициатив (ППМИ), позволяющих в рамках софинансирования местного бюджета реализовать определенные цели и задачи.
Неблагоприятные внешние условия, возможные риски, проблемы и препятствия:
- низкий уровень заработной платы на с/х предприятиях, и нелегализованная заработная плата у части предпринимателей малого бизнеса;
- недостаточное финансирование муниципальных программ развития;
- необоснованный рост цен на энергоносители, материалы, оборудование, сырье и продукты;
- высокий уровень технического и морального износа зданий и техники;
- увеличение миграции населения, отток молодых специалистов, квалифицированных кадров.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.