Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Анализ текущего состояния осуществления вида контроля, описание текущего развития профилактической деятельности РСТ
Региональный контроль (надзор) осуществляется РСТ в соответствии с Положением о Региональной службе по тарифам Ростовской области, утвержденным постановлением Правительства Ростовской области от 13.01.2012 N 20 (далее - Положением о РСТ).
Организация и осуществление регионального контроля (надзора) с 01.01.2022 осуществляется в соответствии с Федеральными законами от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов), Положением о РСТ и Положением о региональном государственном контроле (надзоре) в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в Ростовской области, утвержденным постановлением Правительства Ростовской области от 13.12.2021 N 1046 (далее - Положение N 1046).
Предметом регионального контроля (надзора) является соблюдение субъектами электроэнергетики (далее - контролируемые лица) в процессе осуществления регулируемых видов деятельности в электроэнергетике обязательных требований, установленных в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, к установлению и (или) применению цен (тарифов) и платы в электроэнергетике, регулируемых на уровне органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при регулировании цен (тарифов) и платы в электроэнергетике, экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере электроэнергетики, к правильности применения указанными субъектами регулируемых государством цен (тарифов) в электроэнергетике, платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, платы за реализацию сетевой организацией мероприятий по обеспечению вывода из эксплуатации объектов по производству электрической энергии (мощности), к раздельному учету объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) и платы, а также требований к соблюдению стандартов раскрытия информации в сфере электроэнергетики.
Региональный контроль (надзор) осуществляется следующими должностными лицами РСТ:
1) руководитель Региональной службы по тарифам Ростовской области, заместитель руководителя Региональной службы по тарифам Ростовской области - начальник управления тарифного регулирования отраслей ТЭК, заместитель руководителя Региональной службы по тарифам Ростовской области - начальник управления тарифного регулирования коммунального комплекса, транспорта, непроизводственной сферы (далее - заместитель руководителя Службы);
2) должностные лица Службы, в должностные обязанности которых в соответствии с должностным регламентом входит осуществление полномочий по региональному контролю (надзору), в том числе проведение профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий (далее - уполномоченные должностные лица Службы).
Региональный контроль (надзор) осуществляется Службой посредством:
1) профилактики нарушений обязательных требований - профилактические мероприятия;
2) оценки соблюдения подконтрольными субъектами обязательных требований, выявления их нарушений - контрольные (надзорные) мероприятия;
3) принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований.
В соответствии с Положением N 1046 региональный контроль (надзор) осуществляется с применением риск-ориентированного подхода.
Приказом Службы от 29.06.2022 N 43 "Об отнесении объектов контроля (надзора) к определенной категории риска причинения вреда (ущерба) при осуществлении Региональной службой по тарифам Ростовской области регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в электроэнергетике в Ростовской области" все контролируемые лица отнесены к одной из следующих категорий риска:
- средний риск - 6 организаций;
- умеренный риск - 11 организаций;
- низкий риск - 24 организации.
Приказ Службы от 29.06.2022 N 43 размещен на официальном сайте РСТ в сети "Интернет" в разделе "Государственный контроль (надзор)" в подразделе "Учет объектов контроля и категории риска".
Проведение плановых проверок по региональному контролю (надзору) в 2022 году Службой не планировалось.
В соответствии с Положением N 1046 в целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении внеплановых проверок Службой применяются следующие индикаторы риска нарушения обязательных требований:
1) оказание контролируемыми лицами потребителям услуг в электроэнергетике, цены (тарифы) на которые регулируются государством, по цене, не установленной в предусмотренном законодательством порядке регулирования цен (тарифов);
2) завышение или занижение установленных Службой цен (тарифов) при расчете с потребителями за оказанные услуги.;
3) нарушение требований к соблюдению Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24;
4) несоблюдение обязательных требований в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при регулировании цен (тарифов), и платы в электроэнергетике, экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере электроэнергетики, к правильности применения контролируемыми лицами регулируемых государством цен (тарифов) в электроэнергетике, платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, платы за реализацию сетевой организацией мероприятий по обеспечению вывода из эксплуатации объектов по производству электрической энергии (мощности), к раздельному учету объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) и платы.
Сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - сведения причинении вреда (ущерба)) Служба получает:
1) при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации;
2) при проведении контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия посредством наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности).
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" введен ряд ограничений на проведение контрольных (надзорных) мероприятий в 2022 году.
Внеплановые проверки проводятся исключительно по основаниям, установленным постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 N 336.
В 2022 году внеплановые проверки по виду регионального контроля (надзора) не осуществлялись в связи с отсутствием оснований для их проведения, установленных в постановлении Правительства РФ от 10.03.2022 N 336.
Контрольные (надзорные) мероприятия в 2022 году проводились РСТ посредством контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований (далее - мероприятия без взаимодействия).
Мероприятие без взаимодействия в отношении 2 организаций, осуществляющих деятельность в электроэнергетике, было проведено по контролю за соблюдением сроков предоставления отчетности, утверждённых постановлением РСТ от 30.06.2014 N 32/7 "Об утверждении перечня и форм отчетности для организаций, осуществляющих регулируемую деятельность в сфере электроэнергетики на территории Ростовской области".
В связи с выявленными нарушениями срока предоставления отчетности, утверждённых постановлением РСТ от 30.06.2014 N 32/7, было выдано 2 предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований законодательства о государственном регулировании цен (тарифов).
В отношении 1 организации (по состоянию на 28.09.2022) проведено мероприятие без взаимодействия по контролю за соблюдением организациями, оказывающими услуги в сфере электроэнергетики, требований стандартов раскрытия информации.
По результатам проведения контрольного мероприятия выдано 1 предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований законодательства о государственном регулировании цен (тарифов).
Анализ причин и условий совершения нарушений, выявленных РСТ в ходе проведения в 2022 году мероприятий без взаимодействия, свидетельствует о том, что нарушения допускаются вследствие недостаточного знания специалистами контролируемых лиц обязательных требований, отсутствия должного контроля руководства подконтрольной организации за действиями подчиненных сотрудников при осуществлении регулируемой деятельности.
Вынесение предостережения в срок в качестве профилактической меры по предупреждению нарушений обязательных требований предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований является эффективным профилактическим мероприятием.
Профилактическая работа РСТ строится на одновременном соблюдении следующих основных принципов:
- неотъемлемость от текущей контрольной (надзорной) деятельности;
- профессионализм и компетентность;
- легитимность и соблюдение прав и законных интересов подконтрольных субъектов и иных лиц;
- рациональность;
- открытость и доступность информации по профилактике;
- достоверность и достаточность информации по профилактике;
- понятность информации по профилактике;
- взаимодействие и учет мнений подконтрольных субъектов;
- межведомственное взаимодействие;
- структурная и организационная обеспеченность;
- информатизация контрольной (надзорной) деятельности.
Региональный контроль (надзор) осуществляется Службой посредством:
1) профилактики нарушений обязательных требований - профилактические мероприятия;
2) оценки соблюдения подконтрольными субъектами обязательных требований, выявления их нарушений - контрольные (надзорные) мероприятия;
3) принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований.
При осуществлении регионального контроля (надзора) проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
Служба проводит следующие виды профилактических мероприятий:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
Служба может проводить профилактические мероприятия, не предусмотренные программой профилактики рисков причинения вреда.
Служба осуществляет информирование подконтрольных субъектов и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований.
Службой размещены и поддерживаются в актуальном состоянии на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет":
1) тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление регионального контроля (надзора);
2) сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление регионального контроля (надзора), о сроках и порядке их вступления в силу;
3) перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального контроля (надзора), а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции;
4) доклады (руководства) по соблюдению обязательных требований, разработанные и утвержденные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательных требованиях в Российской Федерации";
5) перечень критериев и индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения подконтрольных субъектов к категориям риска;
6) перечень подконтрольных субъектов с указанием категории риска;
7) программу профилактики рисков причинения вреда и план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий Службой;
8) исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться Службой у подконтрольного субъекта;
9) сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
10) сведения о порядке досудебного обжалования решений Службы, действий (бездействия) его должностных лиц;
11) доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики Службы;
12) доклады о государственном контроле (надзоре);
13) иные сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Ростовской области и (или) программами профилактики рисков причинения вреда.
По состоянию на 28.09.2022 на сайте РСТ размещено 11 информационных писем:
- от 15.02.2022 N 40.4.1-8/3 "О перечне критериев и индикаторов риска нарушения обязательных требований и порядке отнесения объектов контроля к категории риска";
- от 15.02.2022 N 40.4.1-8/4 "О порядке досудебного обжалования решений Региональной службы по тарифам Ростовской области, действий (бездействий) ее должностных лиц при осуществлении регионального государственного контроля (надзора)";
- от 17.02.2022 N 40.1/386 "О видах, содержании и интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к категории риска";
- от 03.02.2022 N 40.1/255 "О предоставлении отчетности организациями, осуществляющими регулируемую деятельность в сфере электроэнергетики на территории Ростовской области";
- от 07.02.2022 N 40.1/301 "О предоставлении субъектами электроэнергетики Ростовской области отчетности об исполнении инвестиционных программ";
- от 07.02.2022 N 40.1/306 "О рассмотрении проектов инвестиционных программ субъектов электроэнергетики Ростовской области";
- от 17.03.2022 N 40.1/622 "Об определении фактических значений показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг территориальными сетевыми организациями за 2021 год";
- от 21.03.2022 N 40.1/645 "О ведении реестра Сводного прогнозного баланса"
- от 05.04.2022 N 40.1/765 "О предоставлении обосновывающих материалов на 2023 год организациями, осуществляющими регулируемую деятельность в сфере электроэнергетики на территории Ростовской области";
- от 25.05.2022 N 40.1/1202 "Об установлении единых стандартизированных тарифных ставок и ставок за единицу максимальной мощности за технологическое присоединение энергопринимающих устройств к распределительным электрическим сетям территориальных сетевых организаций на территории Ростовской области на 2022 год";
- от 26.05.2022 N 40.1/1216 "О раскрытии информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии Ростовской области".
Обобщение правоприменительной практики проводится РСТ для решения следующих задач:
1) обеспечение единообразных подходов к применению РСТ и его должностными лицами обязательных требований в области регулируемых государством цен (тарифов), законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре);
2) выявление РСТ типичных нарушений обязательных требований в области регулируемых государством цен (тарифов), причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;
3) анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление РСТ источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);
4) подготовка РСТ предложений об актуализации обязательных требований в области регулируемых государством цен (тарифов);
5) подготовка РСТ предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.
По итогам обобщения правоприменительной практики РСТ обеспечивает подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики (далее - доклад о правоприменительной практике).
Доклад о правоприменительной практике готовится РСТ с периодичностью, предусмотренной Положением о виде контроля, но не реже одного раза в год. РСТ обеспечивает публичное обсуждение проекта доклада о правоприменительной практике.
Доклад о правоприменительной практике подготавливается не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным годом, утверждается приказом руководителя РСТ до 1 мая и размещается на официальном сайте РСТ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 3 дней со дня его утверждения.
Доклад о правоприменительной практике по виду регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) за 2021 год размещен на официальном сайте РСТ в разделе "Государственный контроль (надзор)" в подразделе "Обзор практики".
Результаты обобщения правоприменительной практики включаются в ежегодный доклад РСТ о состоянии государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
По состоянию на 28.09.2022 на сайте РСТ размещены:
- доклады о правоприменительной практике по виду регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) за 4 квартал 2021 года, за 2021 год, за 1 квартал 2022 года и за 2 квартал 2022 года (https://rst.donland.ru/activity/12209/);
- доклад об исполнении программы профилактики обязательных требований Региональной службы по тарифам Ростовской области за 2021 год (https://rst.donland.ru/activity/12204/).
При наличии у Службы сведений о готовящихся или возможных нарушениях обязательных требований, а также о непосредственных нарушениях обязательных требований, если указанные сведения не соответствуют утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований, Служба объявляет подконтрольному субъекту предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
В 2022 году (на 28.09.2022) выдано 1 предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере электроэнергетике.
В поступившей в РСТ информации содержались сведения о признаках нарушений постановления РСТ от 27.12.2021 N 73/13 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Ростовской области на 2022 год".
По обращениям подконтрольных субъектов уполномоченные должностные лица Службы осуществляют консультирование (разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением регионального контроля (надзора), в письменной форме при их письменном обращении либо в устной форме по телефону, посредством видеоконференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия, без взимания платы.
Уполномоченные должностные лица Службы осуществляют консультирование, в том числе письменное, по следующим вопросам:
а) применение обязательных требований, содержание и последствия их изменения;
б) необходимые организационные и (или) технические мероприятия, которые должны реализовать контролируемые лица для соблюдения новых обязательных требований
в) особенности осуществления регионального контроля (надзора);
По итогам консультирования информация в письменной форме подконтрольному субъекту Службой не предоставляется, за исключением случаев письменного обращения подконтрольного субъекта за консультацией.
В случае поступления в Службу однотипных обращений подконтрольных субъектов о консультировании консультирование осуществляется посредством размещения на официальном сайте Службы в сети "Интернет" письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом Службы.
Профилактический визит проводится уполномоченным должностным лицом Службы в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности подконтрольного субъекта либо путем использования видеоконференцсвязи.
В ходе профилактического визита уполномоченное должностное лицо Службы может осуществлять консультирование подконтрольного субъекта. Разъяснения, полученные в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
В отношении подконтрольных субъектов, приступающих к осуществлению деятельности в регулируемых сферах деятельности, Служба проводит обязательные профилактические визиты.
Должностное лицо Службы проводит обязательный профилактический визит в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности подконтрольного субъекта либо путем использования видеоконференцсвязи.
В ходе обязательного профилактического визита подконтрольный субъект информируется по следующим вопросам:
а) содержание применяемых к деятельности подконтрольного субъекта новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенные изменения в действующие нормативные правовые акты, а также сроки и порядок вступления их в силу;
б) применение сложных и (или) наиболее значимых обязательных требований, по которым отмечены случаи их массового нарушения либо последствия нарушения которых влекут серьезную угрозу охраняемым законом ценностям;
в) наиболее часто встречающиеся случаи нарушения обязательных требований, к которым относятся нарушения, выявляемые в течение отчетного периода при проведении не менее 10 процентов контрольных (надзорных) мероприятий.
Подконтрольный субъект вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом Службу не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения.
При невозможности проведения обязательного профилактического визита в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности подконтрольного субъекта либо путем использования видеоконференцсвязи уполномоченное должностное лицо Службы осуществляет информирование подконтрольного субъекта об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности, любым доступным способом.
Служба обязана предложить проведение профилактического визита подконтрольным субъектам, приступающим к осуществлению деятельности в регулируемых сферах деятельности, не позднее чем в течение одного года с момента начала такой деятельности.
В 2022 году (на 28.09.2022) утвержден и размещен на сайте РСТ план-график проведения обязательных профилактических визитов РСТ на 2022 год. На сайте РСТ размещена информация о порядке проведения профилактического визита и сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований.
Приказом РСТ от 14.02.2022 N 13 утверждены типовые формы решения, уведомления, акта о проведении профилактического визита (обязательного профилактического визита), а также типовые формы документов, используемых должностными лицами для учета проведения профилактических мероприятий (консультирования и профилактического визита (обязательного профилактического визита), в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов).
В 2022 году (на 28.09.2022) РСТ в режиме видеоконференцсвязи проведен обязательный профилактический визит в сфере электроэнергетики в 1 подконтрольном субъекте, приступившем к осуществлению деятельности в регулируемой сфере в 2022 году:
- ООО "Южная энергетическая компания" (г. Ростов-на-Дону).
В октябре текущего года РСТ в режиме видеоконференцсвязи запланировано проведение обязательного профилактического визита в сфере электроэнергетики еще в 2 подконтрольных субъектах.
График профилактических визитов размещен на сайте РСТ в разделе "Государственный контроль (надзор) / Профилактика".
На 2023 год РСТ планируется проведение профилактических визитов подконтрольных субъектов, приступивших к осуществлению деятельности в регулируемых сферах деятельности в 2022 - 2023 годах.
Проверочные листы
Постановлением РСТ от 31.03.2022 N 16/9 "Об утверждении форм проверочных листов, применяемых при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике в Ростовской области" утверждена форма проверочного листа, применяемая при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в электроэнергетике в Ростовской области.
Проверочные листы (списки контрольных вопросов) размещенные на сайте РСТ в сети "Интернет" в разделе "Государственный контроль (надзор)" в подразделе "Требования к субъектам предпринимательской деятельности в курируемых видах государственного контроля", РСТ рекомендует использовать контролируемым лицам в качестве возможности для самоконтроля исполнения обязательных требований.
Публичные мероприятия
В 2022 году (на 28.09.2022) проведены 3 публичных мероприятия с контролируемыми лицами:
1. Публичное мероприятие по обсуждению результатов правоприменительной практики по виду регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) за 4 квартал 2021 года, обзор правоприменительной практики за 2021 год.
2. Публичное мероприятие по обсуждению результатов правоприменительной практики по виду регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) за 1 квартал 2022 года.
3. Публичное мероприятие по обсуждению результатов правоприменительной практики по виду регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) за 2 квартал 2022 года.
Материалы публичных мероприятий размещены на официальном сайте РСТ в сети "Интернет" в разделе "Государственный контроль (надзор)" в подразделе "Профилактика нарушений обязательных требований" для сведения всех заинтересованных лиц.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.