г. Краснодар |
|
21 декабря 2019 г. |
Дело N А32-26961/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю (ИНН 2310021269, ОГРН 1022301616556) - Мазанова М.Р. (доверенность от 02.07.2019), в отсутствие заинтересованного лица - индивидуального предпринимателя Атлановой Натальи Анатольевны (ИНН 544510181209, ОГРНИП 318237500379500), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Атлановой Натальи Анатольевны на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.07.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2019 по делу N А32-26961/2019, установил следующее.
Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Атлановой Натальи Анатольевны (далее - предприниматель) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда от 12.07.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 24.09.2019, предприниматель привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 4 тыс. рублей штрафа; суд освободил от ареста и возвратил предпринимателю принадлежащий ему на праве собственности аппарат "DF Laser", модель IPL FG 600", серийный номер N 1253022227 (далее - аппарат "DF Laser"), арестованный на основании протокола ареста товаров, транспортных средств и иных вещий от 16.05.2019. Судебные акты мотивированы наличием в действиях предпринимателя состава правонарушения, квалифицируемого по части 2 статьи 14.1 Кодекса, соблюдением сроков и процедуры привлечения предпринимателя к административной ответственности, отсутствием оснований для признания вменяемого предпринимателю правонарушения малозначительным или замены штрафа на предупреждение.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратился предприниматель с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, производство по делу прекратить. По мнению подателя жалобы, "ГОСТ Р 55321-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги населению. СПА-услуги. Общие требования", утвержденный и введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.11.2012 N 1605-ст (далее - ГСТ Р 55321-2012), относит уход за кожей лица и тела, эпиляцию к дополнительным СПА-услугам, не являющимися услугами медицинского характера. Предприниматель не оказывает услуги медицинского характера, в том числе косметологического, не осуществляет лечебно-диагностические мероприятия с использованием аппаратных методик, для которых требуется наличие специальной лицензии на медицинскую деятельность. В ходе оказания предпринимателем услуг эстетико-косметического характера не происходит нарушение целостности кожного покрова, воздействие осуществляется лишь на сам волос, на его наружную часть, следовательно, к указанным услугам не применяются требования, являющиеся обязательными для организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих медицинские услуги. Оборудование, используемое для оказания услуги, не является медицинским изделием, так как его применение не направлено на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию, что подтверждено сертификатом соответствия аппарата "DF Laser". Возможность отнесения услуги по эпиляции и депиляции к медицинским услугам не свидетельствует о том, что все услуги по удалению волос являются медицинскими. К косметологическим услугам, подлежащим лицензированию, относятся лишь те услуги, которые содержат элементы профилактики заболеваний, диагностики и лечения. Согласно заключению эксперта ООО "Сибирский центр исследований, консультаций и экспертиз+" N 01-06/2019 аппарат "DF Laser" не является медицинским, а может быть использован лишь в салонах красоты для проведения немедицинских косметических процедур - эпиляции. Характер косметологического аппарата для эпиляции определяется исключительно изготовителем; согласно пояснениям производителя спорное оборудование не является изделием медицинского назначения. Суды необоснованно не применили положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы отзыва на кассационную жалобу.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя управления, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании заявления гражданки Н. 16.05.2019 управление провело проверку по адресу: г. Краснодар ул. Тургенева д. 107 оф. 27 в студии "Лазер Лов", в ходе которой установило, что предприниматель осуществляет деятельность по предоставлению услуг медицинского характера - эпиляции по аппаратной методике с использованием аппарата "DF Laser" без специального разрешения (лицензии), что является нарушением пункта 46 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ от 04.05.2011 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ). Выявленные нарушения зафиксированы в протоколе осмотра помещений, территорий от 16.05.2019.
На основании протокола изъятия вещей и документов от 16.05.2019 управление арестовало аппарат "DF Laser", составило протокол об административном правонарушении от 05.06.2019 N 011232/35 и в соответствии со статьями 202 и 203 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств и правильного применения норм права к установленным по делу обстоятельствам суды сделали вывод о наличии в действиях предпринимателя состава правонарушения, квалифицируемого по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
При этом суды правильно исходили из следующего.
В силу части 2 статьи 3 Закона N 99-ФЗ лицензия является специальным разрешением на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом.
Согласно статье 2 Закона N 99-ФЗ лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории, культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
Медицинской деятельностью является профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях (пункт 10 статьи 2 Закона N 99-ФЗ).
Медицинская деятельность подлежит лицензированию согласно подпункту 46 пункта 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ.
Частью 2 статьи 12 Закона N 99-ФЗ установлено, что Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливаются исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в случае, если указанные перечни не установлены федеральными законами.
Лицензирование медицинской деятельности утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" (далее - Положение). Приложение к Положению содержит перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, в который включены услуги по косметологии.
Порядок оказания медицинской помощи по профилю "косметология" утвержден приказом Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18.04.2012 N 381н (далее - Порядок), согласно которому оказание медицинской помощи по профилю "косметология" включает диагностику и коррекцию врожденных и приобретенных морфофункциональных нарушений покровных тканей человеческого организма, в том числе возникающих вследствие травм и хирургических вмешательств, химиотерапевтического, лучевого и медикаментозного воздействия и перенесенных заболеваний (пункт 3).
При первичном обращении пациента врач-косметолог оценивает жалобы пациента, структурную целостность и функциональную активность покровных тканей, выявляет конкретные дефекты и нарушения, требующие проведения косметологической коррекции, а также информирует пациента о процедурах для самостоятельного выполнения; дает рекомендации по уходу за покровными тканями организма, в том числе проводит обучение необходимым гигиеническим навыкам (пункт 5 Порядка).
Профессиональным стандартом "Специалист по предоставлению бытовых косметических услуг", утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.12.2014 N 1069н, выделены следующие трудовые функции: эстетическая коррекция волосяного покрова лица, шеи и зоны декольте различными способами и эстетическая коррекция волосяного покрова частей тела (голень, бедро, подмышечные впадины, область бикини) различными способами. К трудовым действиям, соответствующим трудовым функциям, определены действия по выполнению восковой, механической коррекции волосяного покрова, шугаринга и выполнению восковой, механической коррекции волосяного покрова проблемных зон, шугаринга.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 N 14-ст принят и введен в действие Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), включающий услугу персональную прочую с кодом 96.02.19.112 "Услуги по косметическому комплексному уходу за кожей тела, удалению волос с помощью косметических средств".
Таким образом, в организациях, не имеющих лицензии на осуществление медицинской деятельности, могут оказываться услуги по восковой, механической коррекции волосяного покрова проблемных зон, шугаринга с использованием парфюмерно-косметических средств немедицинским персоналом, а в медицинских организациях могут оказываться услуги по эпиляции с использованием лекарственных средств и медицинских изделий медицинскими работниками.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
Кроме того, согласно разделу "А" Номенклатуры работ и услуг в здравоохранении, утвержденной заместителем Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации 12.07.2004, к простым медицинским услугам относится лечение с помощью лучевого (звукового, светового, ультрафиолетового, лазерного) воздействия (включая лазерную шлифовку кожи - код ПМУ 22.01.002, лазерную деструкцию ткани кожи - код ПМУ 22.01.003, низкоинтенсивное лазерное облучение кожи - код ПМУ 22.01.005), а также оперативное лечение кожи, подкожно-жировой клетчатки, придатков кожи (в частности - удаление поверхностно расположенных инородных тел - код ПМУ 16.00.001, удаление татуировки - код ПМУ 16.01.038, дерматологический пилинг - код ПМУ 16.01.041). Согласно разделу "А" Номенклатуры проведение эпиляции (код ПМУ 14.01.015) относится к манипуляциям сестринского ухода, также являющимся простыми медицинскими услугами.
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.10.2017 N 804н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг", в перечень номенклатуры медицинских услуг (класс "А"), представляющих собой определенные виды медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение, входит такая услуга как проведение эпиляции (код А14.01.013) без подразделения по методам. При этом каждый раздел класса "А" обозначает определенный тип медицинской услуги. Так, раздел 14 включает уход за больными или отдельными анатомо-физиологическими элементами организма (ротовая полость, верхние дыхательные пути и т. д.). Подразделы класса "А" (от 01 до 31) обозначают анатомо-функциональную область, где подраздел 01 - Кожа, подкожно-жировая клетчатка, придатки кожи.
Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)) код 96.02.2 "Предоставление косметических услуг парикмахерскими и салонами красоты" включает предоставление косметических услуг парикмахерскими и салонами красоты услуги СПА-ухода за телом, включая гигиенические, релаксирующие, эстетические методы с использованием косметических средств, природных и преформированных факторов.
Суды установили, что предприниматель оказывает косметологические услуги по эпиляции с помощью аппаратной методики (лазерная эпиляция, фотоэпиляция и т. д.), которая не подпадает под косметические услуги парикмахерских и салонов красоты, оказывающих услугу СПА-ухода за телом, включая гигиенические, релаксирующие, эстетические методы с использованием косметических средств, природных и преформированных факторов. При оказании названных услуг предприниматель использует медицинское изделие - аппарат "DF Laser", являющийся косметологическим аппаратом для эпиляции, в соответствии с указанным в сертификате кодом ОК 26.11.22.130 (Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности, утвержденный приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, в редакции от 20.02.2019); данный аппарат является диодным лазерным (полупроводниковые лазеры).
Суды обоснованно отклонили довод предпринимателя о том, что характер спорного изделия (косметологического аппарата для эпиляции) определяется исключительно изготовителем, указав, что предприниматель не отрицает использование аппарата "DF Laser" при оказании услуги лазерной эпиляции, что свидетельствует об оказании предпринимателем медицинских услуг.
Вместе с тем, заключение эксперта N 01-06/2019 не опровергает оказание предпринимателем услуг по аппаратной эпиляции с помощью диодного лазерного аппарата "DF Laser", относящейся к простым медицинским услугам и предполагающей наличие у исполнителя специального разрешения (лицензии) в силу пункта 46 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, квалифицируемого по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и, проверив срок и процедуру применения мер административного воздействия, обоснованно привлекли предпринимателя к административной ответственности в виде 4 тыс. рублей штрафа.
Суд первой инстанции правильно применил часть 3 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и решил вопрос об изъятом у предпринимателя аппарате "DF Laser", возвратив его собственнику.
Оценка вывода судов первой и апелляционной инстанций о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного или замены штрафа на предупреждение с учетом статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы предпринимателя отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.07.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2019 по делу N А32-26961/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды обоснованно отклонили довод предпринимателя о том, что характер спорного изделия (косметологического аппарата для эпиляции) определяется исключительно изготовителем, указав, что предприниматель не отрицает использование аппарата "DF Laser" при оказании услуги лазерной эпиляции, что свидетельствует об оказании предпринимателем медицинских услуг.
Вместе с тем, заключение эксперта N 01-06/2019 не опровергает оказание предпринимателем услуг по аппаратной эпиляции с помощью диодного лазерного аппарата "DF Laser", относящейся к простым медицинским услугам и предполагающей наличие у исполнителя специального разрешения (лицензии) в силу пункта 46 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, квалифицируемого по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и, проверив срок и процедуру применения мер административного воздействия, обоснованно привлекли предпринимателя к административной ответственности в виде 4 тыс. рублей штрафа.
Суд первой инстанции правильно применил часть 3 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и решил вопрос об изъятом у предпринимателя аппарате "DF Laser", возвратив его собственнику."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 декабря 2019 г. N Ф08-11795/19 по делу N А32-26961/2019