"Мы видим МНС России сервисным ведомством"
(интервью с Р.М. Досмухамедовым, заместителем Министра
Российской Федерации по налогам и сборам)
О причинах реорганизации
Об идеальной инспекции
О технологической базе
О работе с налогоплательщиками и налоговых проверках
О сегодняшнем дне и планах на будущее
Мы уже не раз говорили на страницах журнала о реализуемой сейчас программе модернизации налоговых органов. Ее цель - коренная перестройка работы налоговых инспекций. Как обстоят дела с этим сейчас? С таким вопросом мы обратились к заместителю Министра Российской Федерации по налогам и сборам Ринату Мингалиевичу Досмухамедову. Вот что он нам рассказал.
О причинах реорганизации
Налоговые органы были созданы в 1990 году. За эти годы сформировалась их структура по всей стране - в каждом административном образовании появились инспекции. Этот путь развития мы называем экстенсивным. Он естественным образом пройден, и наступил момент, когда продолжать идти этим путем стало невозможно. Поэтому последние годы весь коллектив министерства занимался тем, что готовился к реорганизации налоговых органов.
Что же сделано за эти годы? Прежде всего мы осмыслили то, что у нас есть на сегодняшний день, в каком состоянии мы находимся. Период "феодальной раздробленности", который у нас был, сказался на системе налоговых органов в целом. В каждой инспекции было все по-своему: своя структура, своя технология работы и т. д. Как было раньше? Был налоговый инспектор, к нему были прикреплены все предприятия, находящиеся, например, на одной улице. Бухгалтер к нему приходил, консультировался, отдавал документы, инспектор их принимал, вводил данные в компьютер, сам все проверял и оформлял результаты проверки. Понятно, что КПД при такой работе был крайне низким.
Как его повысить? Нужно перестроить всю работу. Мы считаем, что налоговое администрирование - это конвейер, технологическая цепочка. Один принимает документы, второй их проверяет, третий по итогам проверки пишет заключение и т.д. Это функциональный принцип организации работы. Этот принцип, кстати, положен в основу готовящейся реформы всего административного аппарата государства. МНС России уже идет по этому пути.
Об идеальной инспекции
Основываясь на функциональном принципе, мы нарисовали для себя идеальную модель инспекции. В ней 12 отделов:
1) руководство;
2) отдел финансового и общего обеспечения;
3) юридический отдел;
4) отдел регистрации и учета налогоплательщиков;
5) отдел работы с налогоплательщиками;
6) отдел информационных технологий;
7) отдел ввода и обработки данных;
8) отдел учета, отчетности и анализа;
9) отдел урегулирования задолженности;
10) отдел камеральных проверок;
11) отдел выездных проверок;
12) отдел оперативного контроля.
Для каждого отдела мы прописали все то, чем он должен заниматься. Например, в функции отдела работы с налогоплательщиками входит прием отчетности и других документов от налогоплательщиков, их информирование о состоянии расчетов с бюджетом, проведение сверок, подготовка ответов на запросы и т. д.
Затем мы разработали инструкции на отдельные рабочие места, прописав обязанности каждого сотрудника и требования к нему. Кстати, интересная деталь: при функциональной структуре далеко не каждый сотрудник инспекции должен знать налоговое законодательство. Это важно при сегодняшнем кадровом голоде, который испытывают налоговые органы.
Есть три категории сотрудников, которым знание налогового законодательства необходимо: юристы, аналитики, то есть те, кто занимается камеральными проверками, и технологи - те, кто поддерживает всю процедуру работы инспекции. Для всех остальных юридические познания необязательны - достаточно четко следовать инструкции, в которой прописано, что и как нужно делать в той или иной ситуации.
Когда мы нарисовали эту идеальную модель инспекции, стало очевидно, что это должна быть крупная структура. У нас же до конца прошлого года было 2500 инспекций самого разного "калибра". Чуть ли не в каждом селе была своя инспекция из двух десятков человек: администрация плюс три-четыре специалиста. И это на несколько фирм. А в Москве, к примеру, на одного инспектора приходятся тысячи предприятий.
Что в этой ситуации предпримет грамотный менеджер корпорации, мыслящий в категориях экономической эффективности (а мы в министерстве относимся к своей работе именно так)? Ликвидировать неэффективные подразделения и концентрировать ресурсы в эффективных. То же самое сделали и мы, пойдя по пути укрупнения инспекций.
На первом этапе мы задали минимальную планку для инспекции - 40 человек. Начали создавать межрайонные инспекции, обслуживать несколько территориальных образований. Кстати, это вызвало бурю негодования местных властей, недовольных тем, что их лишают собственных инспекций. В министерство посыпались обращения губернаторов, глав администраций, депутатов Госдумы. Но мы не отступили и из 2500 инспекций оставили 1600. И это не предел: в идеале полноценно может работать инспекция, в штате которой 100 человек и более. Именно к этой цифре мы стремимся.
О технологической базе
Чтобы реализовать нашу идеальную модель, нужно было создать материально-техническую базу и прежде всего телекоммуникационную сеть. Задача архисложная, но на 90% мы ее уже решили.
Мы опутали сетью всю страну, все региональные управления. Теперь у нас есть IP-телефония: я могу нажать кнопку и попасть к любому сотруднику.
В нашем распоряжении скоростные каналы для передачи данных. Время бумаги прошло, до конца года мы должны систему налоговых органов полностью перевести на электронный документооборот. Более того, мы можем передавать по своей сети также и аудио- и видеоинформацию. Это важно для организации дистанционного обучения персонала.
Другая задача, которая перед нами стояла,- довести компьютерную технику на местах до того уровня, который требуется, чтобы усваивать и обрабатывать поступающую в налоговые органы информацию. С этой задачей мы справились. В целом по системе налоговых органов компьютеризировано около 55% рабочих мест. В некоторых крупных регионах этот показатель доходит до 84%. Причем речь идет о современных компьютерах, способных работать со сложными программами и большими базами данных. Сегодня ни у одного ведомства страны, разве что у Банка России, такого уровня технической оснащенности нет.
Следующий вопрос, который надо было решить,- это создать единый для всех налоговых органов программный комплекс. Мы занимались им на протяжении трех-четырех лет. Раньше у нас было 25 разных программ, только в Москве их было пять, которые порой не состыковывались. Мы же создали единый программный комплекс, который называется "Электронная обработка данных".
Кроме того, одновременно перед нами стояла подзадача, если можно так сказать,- обеспечить налогоплательщикам возможность передачи документов в налоговые органы в электронном виде. За этим будущее, по этому пути идет весь мир, и мы не должны быть исключением. Сегодня налоговые инспекции в целом по стране готовы принимать отчетность в электронном виде. Теперь нам предстоит убедить налогоплательщика воспользоваться этой возможностью.
О работе с налогоплательщиками и налоговых проверках
До 2001 года во всех стратегических планах министерства в основном уделялось внимание сбору налогов, сокращению недоимки. Федеральная целевая программа модернизации налоговых органов, которая утверждена постановлением Правительства РФ от 21.12.2001 N 888, впервые провозгласила в качестве нашей стратегической цели улучшение обслуживания налогоплательщиков, расширение сферы предоставляемых им услуг. И все, что мы сейчас делаем, мы рассматриваем с этой точки зрения.
Мы видим МНС России сервисным ведомством, которое от лица государства предоставляет услуги налогоплательщику по исполнению им его конституционной обязанности по уплате налогов. Идеальная картина такова. Вы создаете предприятие, приходите в инспекцию, регистрируетесь в отделе регистрации и учета налогоплательщиков. Затем идете в отдел работы с налогоплательщиками - вам говорят, что вы будете обязаны платить такие-то налоги, сдавать такую-то отчетность, снабжают справочными материалами, предоставляют программный комплекс для формирования отчетности и электронных контактов с инспекцией. Если у вас какие-то вопросы - на них оперативно ответят в том же отделе.
Не скрою, что на сегодняшний день работа с налогоплательщиками еще очень далека от этого идеала. Поэтому создание соответствующих отделов, организация их полноценной работы - одна из важнейших задач, стоящих сейчас перед налоговыми органами.
Отдельно нужно сказать о налоговых проверках. Очевидно, что проводить выездную проверку каждой из полутора миллионов зарегистрированных фирм раз в два года, как этого требует нынешнее законодательство, физически невозможно. Да это и не нужно - нигде в мире такого нет.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99