Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Республики Марий Эл
от 30 ноября 2012 г. N 451
(в редакции постановления
Правительства Республики Марий Эл
от 26 сентября 2023 г. N 457)
Государственная программа
Республики Марий Эл "Развитие лесного хозяйства Республики Марий Эл на 2013-2030 годы"
Стратегические приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы Республики Марий Эл "Развитие лесного хозяйства Республики Марий Эл на 2013 - 2030 годы"
1. Оценка текущего состояния сферы реализации государственной программы Республики Марий Эл "Развитие лесного хозяйства Республики Марий Эл на 2013 - 2030 годы"
Лесное хозяйство является видом экономической деятельности, в рамках которого осуществляется система мероприятий, направленных на воспроизводство лесов, охрану их от пожаров, защиту от вредных организмов и иных негативных факторов, регулирование использования лесов и учет лесных ресурсов в целях удовлетворения потребностей экономики в древесине и другой лесной продукции при сохранении экологических и социальных функций леса.
За период действия государственной программы Республики Марий Эл "Развитие лесного хозяйства Республики Марий Эл на 2013 - 2030 годы" (далее - государственная программа) в сфере лесного хозяйства Республики Марий Эл отмечаются:
увеличение доли площади земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда до 89,7 процента;
увеличение отношения площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений до 101,1 процента.
За период действия государственной программы достигнуты следующие результаты:
обеспечено значение показателя средней численности должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), на 50 тыс. гектаров земель лесного фонда на уровне 11,66 человек;
обеспечена доля площади лесов, на которых проведена таксация лесов и в отношении которых осуществлено проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству в течение последних 10 лет, в площади лесов с интенсивным использованием и ведением лесного хозяйства в размере до 100 процентов;
обеспечено функционирование специализированной диспетчерской службы в целях предупреждения возникновения и распространения лесных пожаров, включая особо охраняемые природные территории;
приобретено 87 единиц лесохозяйственной техники и оборудования, выращен посадочный материал в количестве 80 млн. штук, в том числе с закрытой корневой системой - 7 млн. штук;
учреждение Республики Марий Эл, выполняющее мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в лесах, оснащено необходимой специализированной техникой для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров на 91,5 процентов;
актуализированы данные по фонду лесовосстановления с использованием результатов дешифровки материалов дистанционного зондирования земли;
осуществлен федеральный государственный лесной надзор (лесная Охрана) государственными лесными инспекторами численностью 166 человек;
обеспечено увеличение доли площади земель лесного фонда с установленными границами лесничеств до 100 процентов;
обеспечено увеличение доли лесничеств, информация о границах которых внесена в Единый государственный реестр недвижимости, до 94,5 процентов;
Наиболее значимыми факторами недостижения показателей настоящей государственной программы являются:
уменьшение площади покрытых лесной растительностью земель в результате рубок, пожаров и уточнения лесоустройства, а также перевода земель лесного фонда в иные категории;
расторжение договоров аренды, ликвидация организаций, неисполнение договорных обязательств, отсутствие сформированных лесных участков для выставления на лесные аукционы;
необходимость разработки новых проектов освоения лесов арендаторами лесных участков в связи с утверждением новых лесных планов субъектов Российской Федерации и лесохозяйственных регламентов лесничеств на очередной 10-летний период;
ограничения, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также низкая предпринимательская активность в настоящий период.
2. Описание приоритетов целей государственной политики в сфере реализации государственной программы
Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы определены в следующих документах:
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2021 г. N 312-р (далее - Стратегия).
Стратегией определены следующие проблемы, сдерживающие развитие лесного комплекса Российской Федерации:
отсутствие достоверных актуальных сведений об имеющихся лесных ресурсах;
отсутствие зонирования территории лесного фонда Российской Федерации по интенсивности ведения лесного хозяйства;
низкий съем древесины с единицы площади эксплуатационных лесов;
недостаточный уход на уже вовлеченных в эксплуатацию лесах, который не позволяет использовать плодородие лесных почв и обеспечить максимальный прирост древесины, что в свою очередь ограничивает возможности увеличения объемов заготовки древесины;
недостаточная эффективность лесовосстановления, не позволяющая достичь достаточных при текущем уровне лесопользования темпов воспроизводства хозяйственно ценных лесов на наиболее продуктивных лесных землях, что требует освоения новых лесных районов, как правило, не обеспеченных транспортной инфраструктурой (экстенсивная модель лесопользования);
недостаточная эффективность системы охраны и защиты лесов, разобщенность лесопожарных сил. Устойчивая тенденция к увеличению повреждения лесов и потерь лесных ресурсов от пожаров, вредных организмов и других неблагоприятных факторов, наблюдаемая в последние десятилетия, носит выраженную цикличность и коррелирует с динамикой погодных и климатических условий. Совокупный ущерб от воздействия всех неблагоприятных факторов на леса значительно превышает величину общих расходов на их охрану, защиту и воспроизводство. На эффективности обнаружения и тушения лесных пожаров отрицательно сказывается недостаточная численность работников парашютно-десантных пожарных служб учреждений по авиационной охране лесов и воздушных судов, а также лесных пожарных и технических работников (водители, трактористы) лесопожарных станций;
низкое качество выполнения работ по защите лесов, которое приводит к высокому социальному напряжению в связи с необоснованным назначением санитарно-оздоровительных мероприятий и несвоевременным проведением мероприятий по ликвидации очагов вредных организмов;
необходимость совершенствования отдельных норм предоставления лесных участков в пользование в связи с недостаточной актуальностью имеющихся сведений о лесных ресурсах;
сложность и длительность административных процедур, процедур принятия решений, в том числе в отношении крупных проектов по переработке лесного сырья, а также наличие конфликтов, связанных с ужесточением экологических ограничений при освоении лесов;
низкая степень использования сырья, ухудшающая экономику отрасли. Отсутствие в зоне транспортной доступности значительной части фактически осваиваемых и перспективных к освоению лесных ресурсов предприятий - потребителей низкокачественной древесины, что во многих случаях приводит к фактической потере значительной части заготавливаемых ресурсов и увеличению за счет этого конечной себестоимости (снижению конкурентоспособности) заготовленного леса;
низкая инвестиционная привлекательность, обусловленная страновыми и макроэкономическими рисками, высокой стоимостью привлечения капитала, большими капитальными затратами и сроками строительства (что связано как с объективными климатическими особенностями, так и с избыточным регулированием в сферах капитального строительства, промышленной безопасности и экологии) и дефицитом инфраструктуры;
недостаточный уровень материально-технического, научного и кадрового обеспечения (около четверти специалистов не имеют профильного лесохозяйственного образования, что вызвано низким уровнем оплаты труда, а также низким престижем лесных профессий).
С учетом указанных проблем и системы целеполагания, установленной Основами государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 г. N 1724-р (далее - Основы государственной политики), Стратегия направлена на достижение целей в области лесного хозяйства и лесной промышленности.
В области лесного хозяйства целью Стратегии является достижение устойчивого лесоуправления, инновационного и эффективного использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, обеспечивающих опережающий рост лесного сектора экономики, социальную и экологическую безопасность страны, что достигается решением следующих задач:
повышение эффективности государственного управления лесами;
гарантированное обеспечение экономики и общества лесными ресурсами, в том числе через интенсивное использование и воспроизводство лесов;
повышение эффективности охраны лесов от пожаров, защиты лесов от вредных организмов и других неблагоприятных факторов, сохранение экологического потенциала лесов;
повышение продуктивности и улучшение породного состава лесов на землях различного целевого назначения;
повышение научно-технического, технологического и кадрового потенциала лесного хозяйства.
Государственная политика в сфере реализации настоящей государственной программы в соответствии с Основами государственной политики и Стратегией основывается на следующих принципах:
соблюдение баланса экономических, экологических и социальных интересов;
многоцелевое, комплексное и неистощительное использование лесов, а также сохранение площади лесов, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
сохранение лесов, находящихся в федеральной собственности;
согласованное управление лесами и смежными территориями;
общественное участие при планировании и проведении мероприятий в лесах;
обоснованность и последовательность в принятии решений в сфере управления лесами.
Достижение указанных национальных целей развития Российской Федерации будет осуществляться путем проведения единой комплексной политики, охватывающей все предметы совместного ведения, относящиеся к сфере реализации государственной программы, соответствия ее требованиям основных документов стратегического планирования в сфере лесного хозяйства.
Основным приоритетом развития Республики Марий Эл на период до 2024 года является реализация региональных проектов, направленных на достижение результатов федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов.
Целями настоящей государственной программы являются:
обеспечение воспроизводства лесов на уровне не менее 100 процентов объема вырубленных и погибших лесов, которая характеризуется такими показателями, как достижение лесистости территории Республики Марий Эл к 2030 году 55 процентов и отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений до 100 процентов;
повышение эффективности ведения лесного хозяйства, охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов, обеспечение кадрового развития лесного хозяйства, а также обеспечение комфортной и безопасной среды для жителей Республики Марий Эл с достижением объема платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 га земель лесного фонда до 211,8 рублей.
3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Реализация государственной программы будет осуществляться путем проведения единой комплексной политики в обеспечении сбалансированности стратегического планирования по приоритетам, целям, задачам, мероприятиям и срокам их реализации, по целевым показателям, финансовым и иным ресурсам, а также согласованности управленческих решений по развитию сферы лесного хозяйства с государственной программой Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 318 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства". Достижение целей государственной программы обеспечивается единством принципов и методологии организации и функционирования системы территориального планирования отрасли лесного хозяйства как со стороны Республики Марий Эл, так и со стороны федеральных органов исполнительной власти.
Целевые значения показателей государственной программы соответствуют утвержденным индикаторам государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" по Республике Марий Эл.
Система показателей, используемых в процессе стратегического планирования, формируется в соответствии с архитектурой документов стратегического планирования и обеспечивает согласованность документов стратегического планирования, разрабатываемых в рамках прогнозирования, целеполагания, планирования и программирования. Актуализация показателей проводится с учетом определения новых целей, достижения (недостижения) целевых значений показателей, а также оценки необходимости и достаточности ресурсов.
4. Задачи государственного управления и способы их эффективного решения в сфере реализации государственной программы
В рамках настоящей государственной программы предусматривается решение следующих задач:
повышение эффективности управления лесным сектором;
повышение доходности бюджетной системы Российской Федерации от использования лесов и совершенствование системы финансирования лесного хозяйства;
интенсификация использования и воспроизводства лесов, в том числе на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений;
повышение эффективности охраны лесов от пожаров, защиты лесов от вредителей, болезней и других неблагоприятных факторов, а также от нелегальных рубок;
повышение продуктивности и улучшение породного состава лесов на землях различного целевого назначения;
сохранение экологического потенциала лесов;
повышение ответственности лиц, использующих леса, за многоцелевое, рациональное, непрерывное и неистощительное использование лесов;
повышение научно-технического, технологического и кадрового потенциала лесного сектора экономики;
развитие международного сотрудничества и переговорного процесса по вопросам лесного хозяйства;
формирование условий для участия граждан в принятии решений в области лесных отношений.
Способом эффективного решения задач государственной программы является своевременное и полноценное обеспечение достижения ожидаемых эффектов в рамках ее структурных элементов по направлениям (подпрограммам) "Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов" и "Обеспечение реализации государственной программы Республики Марий Эл "Развитие лесного хозяйства Республики Марий Эл на 2013 - 2030 годы", обеспечивающим достижение показателей (индикаторов) государственной программы и ее структурных элементов.
В соответствии с национальными целями развития Российской Федерации на период до 2024 года, определенными Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", одной из целей национального проекта "Экология" является сохранение биологического разнообразия. Условием эффективного достижения указанной цели является решение задачи по сохранению лесов, в том числе на основе их воспроизводства на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений.
В соответствии с национальными целями развития Российской Федерации на период до 2030 года, определенными Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", для обеспечения достижения национальной цели развития "Комфортная и безопасная среда для жизни" федеральный проект "Сохранение лесов" национального проекта "Экология" дополнен общественно значимым результатом "Сохранение лесов страны в целях обеспечения комфортной и безопасной среды для жителей Российской Федерации", направленным в том числе на устойчивое развитие экологической и природоохранной деятельности на территории страны.
В ходе реализации настоящей государственной программы предусматривается обеспечить:
в экономической сфере - эффективное управление лесным сектором экономики и увеличение валового внутреннего продукта в лесном секторе на основе рыночного спроса;
в экологической сфере - благоприятную окружающую среду для граждан, сохранение биосферной роли лесов Республики Марий Эл и биологического разнообразия;
в социальной сфере - рост уровня жизни граждан, жизнь и деятельность которых связаны с лесом, и устойчивое социально-экономическое развитие территорий Республики Марий Эл.
На территории Республики Марий Эл осуществляется реализация основных мероприятий государственной программы, направленных на сокращение потерь лесного хозяйства от пожаров, вредных организмов и незаконных рубок, создание условий для рационального и интенсивного использования лесов, обеспечение баланса выбытия и восстановления лесов, а также на повышение продуктивности и качества лесов.
Указанные мероприятия направлены на решение задач реализации настоящей государственной программы, а также на достижение показателей социально-экономического развития Республики Марий Эл и включают в себя:
повышение эффективности предупреждения, возникновения и распространения лесных пожаров, а также их тушения;
повышение эффективности проведения мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов и ликвидации очагов вредных организмов;
проведение мероприятий лесоустройства, ведение государственного лесного реестра, осуществление государственного кадастрового учета лесных участков;
организацию интенсивного использования лесов с учетом сохранения их экологического потенциала, лесное планирование и регламентирование;
осуществление федерального государственного лесного контроля (надзора) и федерального государственного надзора в сфере транспортировки, хранения древесины, производства продукции переработки древесины и учета сделок с ними;
осуществление лесной охраны;
создание и содержание объектов лесного семеноводства;
осуществление интенсивного лесовосстановления и лесоразведения, обеспечивающих сохранение экологического потенциала лесов, а также ухода за лесами, повышение продуктивности и улучшение породного состава лесов;
подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров лесного хозяйства, направленных на повышение кадрового потенциала лесного сектора экономики;
мероприятия по увеличению площади лесовосстановления;
оснащение учреждений, выполняющих мероприятия по воспроизводству лесов, специализированной техникой и оборудованием для проведения комплекса мероприятий по лесовосстановлению и лесоразведению;
мероприятия по формированию запаса лесных семян для лесовосстановления;
оснащение учреждений органов государственной власти Республики Марий Эл лесопожарной техникой и оборудованием для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров.".
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Республики Марий Эл от 26 сентября 2023 г. N 457 "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.