Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утвержден
постановлением Администрации
Шурышкарского района
от 6 сентября 2023 г. N 1047-а
Порядок
проведения процедуры оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов муниципального округа Шурышкарский район, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности
I. Общие положения
1.1. Порядок проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов муниципального округа Шурышкарский район, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности (далее - Порядок), разработанный в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", определяет участников и порядок проведения процедур оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
1.2. Оценке регулирующего воздействия подлежат проекты муниципальных нормативных правовых актов, устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязательные требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования) для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, обязанности для субъектов инвестиционной деятельности (далее - ОРВ, проекты муниципальных нормативных правовых актов).
ОРВ проектов муниципальных нормативных правовых актов проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и местных бюджетов.
1.3. Экспертиза муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (далее - экспертиза, муниципальные нормативные правовые акты), проводится в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности.
1.3.1. Проекты муниципальных нормативных правовых актов:
1) разрабатываемых исключительно в целях приведения в соответствие с требованиями федерального законодательства и (или) законодательства Ямало-Ненецкого автономного округа, не содержащие положений иных, чем предусмотренные федеральным законодательством и (или) законодательством Ямало-Ненецкого автономного округа, не содержащие нового регулирования либо изменения прав и обязанностей участников регулируемых правоотношений;
2) предусматривающих внесение изменений в действующие муниципальные нормативные правовые акты и не содержащие нового регулирования либо изменения прав и обязанностей участников регулируемых правоотношений, проходят этапы оценки регулирующего воздействия, предусмотренные подпунктами 1 и 4 пункта 1.5 настоящего Порядка.
1.4. В настоящем Порядке используются следующие основные понятия и их определения:
- разработчики проектов муниципальных нормативных правовых актов (далее - органы - разработчики) - субъекты правотворческой инициативы, установленные Уставом муниципального округа Шурышкарский район Ямало-Ненецкого автономного округа, подготовившие проекты муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;
- уполномоченный орган - управление экономики Администрации Шурышкарского района правовое управление Администрации Шурышкарского района - в части подготовки заключений, разработчиком проектов муниципальных правовых актов которых является управление экономики Администрации Шурышкарского района;
- публичные консультации - открытое обсуждение с заинтересованными лицами проекта муниципального нормативного правового акта, организуемое разработчиком в ходе проведения процедуры ОРВ и подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия;
- участники публичных консультаций - физические и юридические лица, в том числе общественные объединения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, научно-экспертные организации;
- официальный сайт - официальный сайт Администрации Шурышкарского района в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (https://admmuji.yanao.ru).
1.5. Процедура проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов состоит из следующих этапов:
1) разработка проекта муниципального нормативного правого акта;
2) составление сводного отчета о проведении ОРВ;
3) проведение публичных консультаций по проекту муниципального нормативного правового акта и сводному отчету о проведении ОРВ, подготовка сводки предложений;
4) подготовка заключения об ОРВ проекта муниципального нормативного правового акта.
1.6. Процедура оценки регулирующего воздействия не проводится в отношении:
1) проектов нормативных правовых актов Думы Шурышкарского района, устанавливающих, изменяющих, приостанавливающих, отменяющих местные налоги и сборы;
2) проектов нормативных правовых актов Думы Шурышкарского района, регулирующих бюджетные правоотношения;
3) проектов нормативных правовых актов, разработанных в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на период действия режимов чрезвычайных ситуаций;
1.7. Экспертиза муниципальных нормативных правовых актов состоит из следующих этапов:
1) формирование плана проведения экспертизы муниципальных нормативных правовых актов;
2) проведение публичных консультаций по муниципальным нормативным правовым актам;
3) подготовка заключения о проведении экспертизы муниципальных нормативных правовых актов.
1.8. Уполномоченный орган осуществляет следующие функции:
- разработка порядка проведения процедур ОРВ, а также необходимых для этого типовых форм документов;
- информационно-методическое обеспечение проведения процедур ОРВ;
- контроль качества исполнения процедур ОРВ органами - разработчиками, включая контроль качества проведения публичных консультаций;
- осуществление мониторинга проведения процедур ОРВ в муниципальном округе Шурышкарский район;
- проведение экспертизы действующих муниципальных нормативных правовых актов в соответствии с настоящим Порядком;
- сбор предложений в установленном порядке по экспертизе действующих муниципальных нормативных правовых актов;
- подготовка доклада о развитии и результатах процедур ОРВ в муниципальном округе Шурышкарский район.
1.9. Органы - разработчики осуществляют функции по проведению этапов процедуры проведения ОРВ проектов муниципальных нормативных правовых актов, установленные подпунктами 1 - 3 пункта 1.5 настоящего Порядка.
II. Формирование и обсуждение сводного отчета и проекта муниципального нормативного правового акта
2.1. Орган - разработчик в ходе подготовки проекта муниципального нормативного правового акта проводит анализ введения нового регулирования, затрагивающего вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, результаты которого отражает в сводном отчете о результатах проведения процедуры ОРВ проекта муниципального нормативного правового акта (далее - сводный отчет). Форма сводного отчета представлена в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В случае, если введение предлагаемого органом - разработчиком способа правового регулирования способствует возникновению расходов бюджета муниципального округа Шурышкарский район, проект муниципального нормативного правового акта и сводный отчет направляются разработчиком для согласования в Департамент финансов Администрации Шурышкарского района.
2.2. В рамках проведения анализа органом - разработчиком проводятся публичные консультации по обсуждению проекта муниципального нормативного правового акта и сводного отчета, в целях:
- сбора мнений всех заинтересованных лиц относительно обоснованности предлагаемого правового регулирования;
- установления степени объективности количественных и качественных оценок, касающихся групп потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и возможных выгод и издержек указанных групп, а также доходов и расходов местного бюджета, связанных с введением указанного варианта предлагаемого правового регулирования;
- определения достижимости целей предлагаемого правового регулирования, поставленных разработчиком, а также возможных рисков, связанных с введением соответствующего правового регулирования;
- получения предложений о других возможных вариантах решения проблемы.
2.3. Для проведения публичных консультаций по проекту муниципального нормативного правового акта и сводному отчету орган - разработчик заполняет разделы 1 - 9 сводного отчета. Раздел 10 сводного отчета заполняется органом - разработчиком после проведения публичных консультаций.
2.4. Для проведения публичных консультаций органом - разработчиком на официальном сайте размещается информация о проведении публичных консультаций по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку, к которому прилагается проект муниципального нормативного правового акта, в отношении которого проводится ОРВ, сводный отчет, а также перечень вопросов, обсуждаемых в ходе публичных консультаций, по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку, иные материалы, служащие обоснованием выбора варианта предлагаемого правового регулирования. В уведомлении указываются срок проведения публичных консультаций и способ направления участниками публичных консультаций своих мнений.
Срок проведения публичных консультаций должен составлять не менее 10 и не более 30 календарных дней со дня размещения уведомления на официальном сайте. В случае отсутствия поступивших предложений в ходе проведения публичных консультаций срок проведения публичных консультаций продлевается, но не более чем на 30 календарных дней.
Срок проведения публичных консультаций для проектов нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении муниципального контроля (надзора), составляет 15 рабочих дней.
О проведении публичных консультаций (с указанием источника опубликования уведомления) орган - разработчик в течение 2 календарных дней со дня размещения уведомления на официальном сайте извещает органы и организации, действующие на территории муниципального округа Шурышкарский район, целью деятельности которых является защита и представление интересов субъектов предпринимательской деятельности; уполномоченного по правам предпринимателей в Ямало-Ненецком автономном округе; иных лиц, которых целесообразно привлечь к публичным консультациям, исходя из содержания проблемы, цели и предмета регулирования.
Позиции заинтересованных лиц могут быть получены органом - разработчиком также посредством проведения совещаний, заседаний экспертных групп, общественных советов и других совещательных и консультационных органов, действующих при органах местного самоуправления, проведения опросов представителей групп заинтересованных лиц, а также с использованием иных форм и источников получения информации.
2.5. По результатам публичных консультаций органом - разработчиком в течение 7 календарных дней подготавливается сводка предложений по форме согласно приложению N 4 к настоящему Порядку. Орган - разработчик обеспечивает размещение сводки предложений на официальном сайте в течение 3 календарных дней с даты ее подготовки.
2.6. При проведении оценки регулирующего воздействия учитываются все замечания (предложения), поступившие в результате проведенных публичных консультаций. Орган - разработчик проводит обсуждение с заинтересованными лицами поступивших предложений по проекту муниципального нормативного правового акта путем проведения совместных заседаний с заинтересованными лицами в срок, не превышающий 3 рабочих дня. По итогам заседания составляется протокол, содержащий выводы по результатам предложений. Протокол подписывается всеми присутствующими лицами на заседании. При нецелесообразности и/или невозможности учета поступившего замечания (предложения) на проект муниципального нормативного правового акта, заинтересованному лицу направляется мотивированный отказ.
По результатам обработки учитываемых замечаний (предложений) орган - разработчик дорабатывает сводный отчет и проект муниципального нормативного правового акта, после чего проект муниципального нормативного правового акта, сводный отчет и сводка предложений размещаются на официальном сайте.
Проект муниципального нормативного правового акта, сводный отчет и сводка предложений направляются органом - разработчиком в уполномоченный орган для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия, в течение 5 календарных дней с даты их размещения на официальном сайте.
2.7. В случае принятия решения органом - разработчиком об отказе в подготовке проекта муниципального нормативного правового акта орган - разработчик размещает на официальном сайте соответствующую информацию.
III. Подготовка заключения об оценке регулирующего воздействия
3.1. Уполномоченный орган готовит заключение об оценке регулирующего воздействия (далее - заключение об ОРВ) по форме согласно приложению N 5 к настоящему Порядку в течение 15 рабочих дней с даты поступления установленных пунктом 2.6 настоящего Порядка документов от органа - разработчика.
3.2. В случае выявления несоблюдения требований установленного настоящим порядком проведения процедуры ОРВ уполномоченный орган возвращает органу - разработчику проект муниципального нормативного правового акта и сводный отчет на доработку и (или) повторное проведение процедуры ОРВ в срок, не превышающий 5 рабочих дней, следующих за днем поступления проекта муниципального правового акта, с указанием причин возврата. Срок подготовки заключения об ОРВ приостанавливается до получения от органа - разработчика доработанных документов.
орган - разработчик в соответствии с полученными указаниями уполномоченного органа дорабатывает проект муниципального нормативного правового акта и сводный отчет и (или) проводит повторно процедуру ОРВ, направляет указанные документы повторно в уполномоченный орган. В случае невозможности выполнения полученных указаний орган - разработчик направляет уполномоченному органу соответствующие обоснования по каждому из таких указаний.
3.3. В случае установления соответствия проведенной органом - разработчиком процедуры ОРВ установленным требованиям уполномоченный орган осуществляет анализ обоснованности выводов органа - разработчика относительно необходимости введения предлагаемого им способа правового регулирования, включающий:
3.3.1. оценку наличия достаточного обоснования урегулирования общественных отношений предложенным способом регулирования, в том числе:
- корректность использования и интерпретации данных;
- обоснованность выбора органом - разработчиком предлагаемого варианта решения проблемы;
- корректность оценки органом - разработчиком дополнительных расходов и доходов потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и местного бюджета, связанных с введением предлагаемого правового регулирования;
- степень выявления органом - разработчиком всех возможных рисков введения предлагаемого правового регулирования;
- степень соответствия устанавливаемых в проектах нормативных правовых актов обязательных требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках муниципального контроля принципам, установленным Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации";
3.3.2. выявление в проекте муниципального нормативного правового акта положений, которые:
- вводят избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или создают условия для их введения;
- способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности;
- способствуют возникновению необоснованных расходов местного бюджета;
- способствуют необоснованному ограничению конкуренции для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
3.4. Заключение об ОРВ направляется органу - разработчику и размещается на официальном сайте в течение 3 рабочих дней с даты подготовки.
3.5. При получении заключения экспертизы об ОРВ, содержащего выводы о наличии достаточного обоснования урегулирования общественных отношений предложенным способом регулирования и об отсутствии положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также местного бюджета, орган - разработчик:
3.5.1. направляет проект муниципального нормативного правового акта на согласование в порядке, предусмотренном для согласования муниципальных нормативных правовых актов муниципального округа Шурышкарский район;
3.5.2. в течение 5 календарных дней со дня издания муниципального нормативного правового акта обеспечивает его размещение на официальном сайте.
3.6. При получении заключения экспертизы об ОРВ, содержащего выводы об отсутствии достаточного обоснования урегулирования общественных отношений предложенным способом регулирования и (или) о наличии положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и местного бюджета, орган - разработчик дорабатывает проект муниципального нормативного правового акта, исключая выявленные положения, и повторно проводит процедуру ОРВ или принимает решение об отказе от разработки проекта.
3.7. Орган - разработчик не позднее 10 рабочих дней со дня получения заключения, содержащего выводы о наличии положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, необоснованно способствующих ограничению конкуренции или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и местного бюджета, направляет в адрес уполномоченного органа информационное письмо о принятых мерах по итогам рассмотрения заключения решения по проекту правового акта, в отношении которого проводилась ОРВ, с соответствующим обоснованием своей позиции, а также о разногласиях, спорным вопросам, возникшим в ходе процедуры оценки регулирующего воздействия.
В случае принципиальных разногласий с целью поиска взаимоприемлемого решения разработчик инициирует проведение заседания рабочей группы с руководителями структурных подразделений Администрации Шурышкарский район по внедрению оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов в муниципальном округе Шурышкарский район (далее - рабочая группа) в порядке, установленном постановлением Администрации Шурышкарский район, о чем сообщает в информационном письме.
По результатам обсуждения оформляется протокол заседания рабочей группы.
IV. Экспертиза муниципальных нормативных правовых актов
4.1. Оценка фактического воздействия регулирования проводится:
а) для муниципальных нормативных правовых актов, не прошедших ОРВ на стадии разработки проекта муниципального нормативного правового акта, утвержденных до периода введения ОРВ в муниципальном округе Шурышкарский район. В таких случаях целью проведения ОРВ в указанных муниципальных нормативных правовых актах является выявление содержащихся в них положений, которые:
- ввели (содержат) избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности либо способствуют их наличию в действующем регулировании правоотношений в установленной сфере;
- способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также граждан;
- способствуют возникновению необоснованных расходов местного бюджета;
- способствуют необоснованному ограничению конкуренции;
б) для муниципальных нормативных правовых актов, в отношении проектов которых была проведена процедура ОРВ. Оценка фактического воздействия указанных муниципальных нормативных правовых актов проводится не ранее 2 и позднее 5 лет со дня вступления в силу в целях оценки достижения заявленных целей регулирования, эффективности выбранного способа решения проблемы и преодоления связанных с ней негативных эффектов, определения и оценки положительных и отрицательных последствий установленного регулирования, а также выявления положений, приводящих к возникновению избыточных обязанностей, запретов, ограничений и расходов для субъектов предпринимательской, иной экономической и иной деятельности, а также расходов местного бюджета или способствующих их введению.
4.2. Экспертиза проводится уполномоченным органом в соответствии с планом проведения экспертизы муниципальных нормативных правовых актов (далее - план), утверждаемым на год правовым актом Администрации Шурышкарского района, составляемым уполномоченным органом на основании:
- поступления неоднократных обращений граждан и организаций в уполномоченный орган, свидетельствующих о наличии проблемы в установленной сфере;
- поступления в уполномоченный орган предложений от органов местного самоуправления муниципального округа Шурышкарский район, органов исполнительной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, их ассоциаций и союзов, а также иных заинтересованных лиц.
4.3. Уполномоченный орган до 01 октября размещает на официальном сайте уведомление о сборе предложений в целях формирования плана проведения экспертизы муниципальных нормативных правовых актов на следующий год. Срок сбора предложений составляет не менее 15 и не более 45 календарных дней.
4.4. В целях формирования плана проведения экспертизы муниципальных нормативных правовых актов уполномоченным органом могут использоваться иные формы сбора предложений, включая направление запросов заинтересованным лицам, опросы, совещания и другие.
4.5. Утвержденный план размещается до 15 декабря на официальном сайте. При поступлении предложений в течение отчетного года в план могут быть внесены соответствующие изменения.
4.6. Уполномоченный орган запрашивает у органа - разработчика муниципального нормативного правового акта или органа местного самоуправления, осуществляющего полномочия в соответствующей сфере деятельности, материалы, необходимые для проведения экспертизы.
4.7. орган - разработчик муниципального нормативного правового акта или орган местного самоуправления, осуществляющий полномочия в соответствующей сфере деятельности, представляет в уполномоченный орган запрашиваемые сведения в течение 7 календарных дней с даты получения запроса уполномоченного органа.
4.8. При проведении экспертизы действующего муниципального нормативного правового акта уполномоченным органом проводятся публичные консультации.
Для проведения публичных консультаций уполномоченный орган размещает на официальном сайте уведомление о проведении публичных консультаций, к которому прилагается перечень вопросов, обсуждаемых в ходе проведения публичных консультаций. В уведомлении указываются срок проведения публичных консультаций, а также способ направления в уполномоченный орган участниками публичных консультаций своих мнений. Орган - разработчик проводит обсуждение с заинтересованными лицами поступивших предложений по проекту муниципального нормативного правового акта путем проведения совместных заседаний с заинтересованными лицами. По итогам заседания составляется протокол, содержащий выводы по результатам предложений. Протокол подписывается всеми присутствующими лицами на заседании. Срок проведения публичных консультаций должен составлять не менее 5 и не более 30 календарных дней со дня размещения уведомления на официальном сайте.
Позиции заинтересованных лиц могут быть получены уполномоченным органом также посредством проведения совещаний, заседаний экспертных групп, общественных советов и других совещательных и консультационных органов, действующих при органах местного самоуправления, проведения опросов представителей групп заинтересованных лиц, а также с использованием иных форм и источников получения информации.
4.9. При проведении экспертизы действующего муниципального нормативного правового акта учитываются все замечания (предложения), поступившие в результате проведенных публичных консультаций. При нецелесообразности и/или невозможности учета поступившего замечания (предложения) на муниципальный нормативный правовой акт заинтересованному лицу направляется мотивированный отказ.
4.10. Замечания (предложения), поступившие и учтенные по результатам проведенных публичных консультаций, а также результаты экспертизы действующих муниципальных нормативных правовых актов отражаются уполномоченным органом в заключении об экспертизе действующего муниципального нормативного правового акта согласно приложению N 6 к настоящему Порядку.
4.11. Заключение об экспертизе направляется лицу, обратившемуся с предложением о проведении экспертизы данного муниципального нормативного правового акта, и органу - разработчику муниципального нормативного правового акта (или структурному подразделению Администрации Шурышкарского района, осуществляющему полномочия в соответствующей сфере деятельности) в срок, не превышающий 45 календарных дней с даты начала проведения процедуры ОРВ.
4.12. Заключение об экспертизе размещается уполномоченным органом на официальном сайте в течение 3 рабочих дней с даты подготовки заключения.
4.13. орган - разработчик муниципального нормативного правового акта или орган местного самоуправления, осуществляющий полномочия в соответствующей сфере деятельности, не позднее 15 календарных дней со дня получения заключения направляет в адрес уполномоченного органа информационное письмо о принятых по итогам рассмотрения заключения решениях с обоснованием (о возможности (невозможности) внесения изменений либо отмены муниципального нормативного правового акта, а также о разногласиях, возникшим в ходе экспертизы спорным вопросам, в отношении которого проводилась экспертиза, либо необходимости разработки нового муниципального нормативного правового акта).
4.14. В случае принципиальных разногласий с целью поиска взаимоприемлемого решения орган - разработчик инициирует проведение заседания рабочей группы в порядке, установленном постановлением Администрации Шурышкарского района (далее - согласительное совещание), о чем сообщает в информационном письме.
По результатам обсуждения оформляется протокол заседания рабочей группы.
4.15. Информационное письмо, протокол заседания рабочей группы подлежат размещению не позднее 5 рабочих дней со дня получения уполномоченным органом на официальном сайте.
V. Отчетность о развитии и результатах процедур оценки регулирующего воздействия
5.1. Уполномоченный орган ежегодно не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным, подготавливает доклад о развитии и результатах проведения процедур ОРВ в муниципальном округе Шурышкарский район, направляет его в Общественный совет по улучшению инвестиционного климата и развитию предпринимательства для ознакомления и размещает на официальном сайте Администрации Шурышкарского района.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.