Решение Алтайского краевого суда от 18 сентября 2023 г. N 3а-686/2023
Алтайский краевой суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Т.В.А. к Завьяловскому районному Собранию депутатов Алтайского края о признании не действующим в части решения от 15 июня 2022 года N 561 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в границах муниципального образования Завьяловский район и коэффициентов, устанавливаемых в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, применяемых при определении размера арендной платы", установил:
административный истец ИП глава крестьянского (фермерского) хозяйства Т.В.А. обратился в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением к Завьяловскому районному Собранию депутатов Алтайского края, в котором с учетом уточнения требований /л.д. 88/ просил признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу подпункт 62 Приложения N 1 к Решению Завьяловского районного Собрания депутатов Алтайского края от 15 июня 2022 года N 561 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в границах муниципального образования Завьяловский район и коэффициентов, устанавливаемых в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, применяемых при определении размера арендной платы" в части установления коэффициента К, устанавливаемого от вида разрешенного использования "Служебные гаражи" в размере 0,0492.
В обоснование административных исковых требований указано, что административный истец на основании договоров аренды является арендатором земельного участка с кадастровым номером ***, и оплачивает арендную плату, расчет которой производится на основании вышеуказанного решения. Оспариваемым нормативным правовым актом установлен коэффициент К в размере 0,0492, применяемый при определении размера годовой арендной платы за использование земельных участков, отнесенных к категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования - служебные гаражи (размещение постоянных или временных гаражей, стоянок для хранения служебного автотранспорта, используемого в целях осуществления видов деятельности, предусмотренных видами разрешенного использования с кодами 3.0, 4.0, а так же для стоянки и хранения транспортных средств общего пользования, в том числе в депо). Данный коэффициент, по мнению административного истца, не соответствуют принципу экономической обоснованности, установленному Правилами определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582, так как отсутствует какое-либо экономическое обоснование установлению коэффициента в оспариваемом размере. Кроме того, размер оспариваемого коэффициента значительно выше аналогичного коэффициента, утвержденного п. 1 п.п. 4 Постановления Администрации Алтайского края от 12 апреля 2007 года N 147 "Об утверждении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Алтайского края". Указанные обстоятельства нарушают права административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца Т.Е.Г. настаивала на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в административном иске. Дополнительно пояснила, что оспариваемый коэффициент установлен без экономического обоснования, фактически в представленном административным ответчиком экономическом обосновании, подготовленным ООО "А." коэффициент К, применяемый при определении размера годовой арендной платы за использование земельных участков с видом разрешенного использования - служебные гаражи фактически не рассчитывался, некое число было умножено на индекс инфляции, в результате чего получена сумма 0,0492. Вместе с тем, такой способ расчета коэффициента не предусмотрен Методическими рекомендациями по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582", утверждённых Приказом Минэкономразвития России от 29.12.2017 N 710.
Представитель административного ответчика Завьяловского районного Собрания депутатов Алтайского края - Л.А.В. возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве, пояснила, что коэффициент К, применяемый при определении размера годовой арендной платы за использование земельных участков с видом разрешенного использования - служебные гаражи в оспариваемом нормативном правовом акте был установлен на основании экономического обоснования, подготовленного ООО "А.", как и почему он был рассчитан данной организацией в таком размере, административному ответчику не известно.
Выслушав пояснения представителя административного истца, административного ответчика, исследовав письменные материалы административного дела, заключение прокурора Д. Я.С. о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта в оспариваемой части недействующим в силу следующего.
В соответствии с пунктами "в", "г", "к" части 1, частью 2 статьи 72, статьей 76 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничения государственной собственности, а также земельное законодательство.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу пунктов 1, 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:
1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
На территории Алтайского края порядок определения арендной платы в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, установлен Постановлением Администрации Алтайского края от 24 декабря 2007 года N 603 "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы за использование находящихся на территории Алтайского края земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, порядке, условиях и сроках ее внесения" (далее по тексту - Положение).
Согласно пункту 2.2 указанного Положения (в редакции на дату принятия оспариваемого акта представительного органа местного самоуправления и внесения изменений в него) размер годовой арендной платы за использование земельного участка, предоставляемого без проведения торгов, определяется по формуле:
A=SKCKK1, где:
A - сумма годовой арендной платы, руб.;
S - площадь земельного участка, кв. м;
KC - удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, руб./кв. м. При отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости кадастровой стоимости земельных участков расчет арендной платы до момента установления кадастровой стоимости производится на основании средних уровней кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам (муниципальным, городским округам) Алтайского края в разрезе кадастровых кварталов, а в случае их отсутствия - на основании средних уровней кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам (муниципальным, городским округам) Алтайского края;
K - коэффициент, устанавливаемый в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка;
K1 - коэффициент, устанавливаемый в зависимости от категории, к которой относятся арендаторы.
Коэффициенты К и К1 утверждаются решением представительного органа муниципального района, муниципального, городского округа.
Не урегулированные настоящим Положением отношения, связанные с определением размера арендной платы за использование земельных участков и установлением порядка, условий и сроков ее внесения, регулируются законодательством Российской Федерации (пункт 1.3 Положения).
При рассмотрении дела судом установлено, что решением Завьяловского районного Собрания депутатов от 15 июня 2022 года N 561 утвержден Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в границах муниципального образования Завьяловский район и размер коэффициентов, устанавливаемых в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, применяемых при определении размера арендной платы". Коэффициент К, устанавливаемый в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка для участков с видом разрешенного использования "служебные гаражи" определен в размере 0,0492.
Также в ходе рассмотрения дела установлено, что ИП Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Т.В.А. является арендатором земельного участка с кадастровым номером *** расположенного по адресу: <адрес> на основании договора перенайма от 28 января 2016 года и дополнительного соглашения от 21 февраля 2023 года N 2, годовая арендная плата за который исчисляется как произведение кадастровой стоимости земельного участка, коэффициента К и коэффициента К1.
Поскольку оспариваемое решение от 15 июня 2022 года N 561 является нормативным правовым актом, так как отвечает признакам нормативности, а именно содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений, возникающих в связи определением размера арендной платы за использование находящихся на территории муниципального образования Завьяловский район Алтайского края земельных участков, суд рассматривает настоящее административное исковое заявление по правилам главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При этом, поскольку Т.В.А. является субъектом регулируемых отношений, нормативный правовой акт к нему применен при расчете арендной платы, он в соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вправе оспорить решение Завьяловского районного Собрания депутатов от 15 июня 2022 года N 561 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в границах муниципального образования Завьяловский район и коэффициентов, устанавливаемых в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, применяемых при определении размера арендной платы".
Оспариваемое решение от 15 июня 2022 года N 561, принято представительным органом местного самоуправления муниципального образования Завьяловский район Алтайского края в пределах полномочий, предоставленных вышеуказанным постановлением Администрации Алтайского края, а также пунктом 1 статьи 27 Устава муниципального образования Завьяловский район Алтайского края, утвержденного решением Завьяловского районного Собрания депутатов от 23 декабря 2022 года N 45.
Требования Устава муниципального образования, Регламента Завьяловского районного Собрания депутатов, утвержденного решением Завьяловского районного Собранием депутатов от 28 февраля 2023 года N 76 к форме, порядку принятия и обнародования нормативного правового акта соблюдены.
Решение от 15 июня 2022 года N 561 принято по результатам открытого голосования (из 19 избранных, установленной численности депутатов - 19 согласно ст. 22 Устава муниципального образования), из присутствующих 16 депутатов проголосовали "за" утверждение результатов опроса 16 депутатов.
Полный текст решения от 15 июня 2022 года N 561 согласно статье 58 Устава муниципального образования опубликован в сборнике муниципальных правовых актов Завьяловского района Алтайского края (официальное издание) от 15 августа 2022 года N 4 (л.д. 149-150)
Таким образом, оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт принят компетентным органом с соблюдением формы, процедуры принятия и опубликования и по этим основаниям не оспаривается административным истцом.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", которое применяется в части основных принципов и к отношениям по определению арендной платы в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Указанным нормативным правовым актом предусмотрено, что размер арендной платы определяется, в том числе исходя из принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 11 мая 2004 года N 209-О, при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога, который имеет сходную с арендной платой правовую природу в силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории.
С учетом схожести правового регулирования данная позиция применяется и к вопросам установления базовых ставок арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена.
Таким образом, при принятии нормативного правового акта об установлении ставок арендной платы, значений их коэффициентов должны проводиться, помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли, также анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным органом должно быть доказано путем представления расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документов, непосредственно подтверждающих проведение расчета величины базовой ставки.
В силу пункта 2 Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 (утв. приказом Минэкономразвития России от 29 декабря 2017 года N 710), соблюдением принципа экономической обоснованности является достижение баланса интересов арендатора и арендодателя земельного участка посредством установления экономически обоснованных ставок арендной платы или иных показателей, применяемых для определения арендной платы.
В ходе рассмотрения дела представитель административного ответчика пояснила, что коэффициент К в размере 0,0492, применяемый при определении размера годовой арендной платы за использование земельных участков с видом разрешенного использования - служебные гаражи в оспариваемом нормативном правовом акте, установлен на основании экономического обоснования, которое выполнено по заказу Администрации Завьяловского района Алтайского края ООО "А.".
Вместе с тем, представленное в материалы дела экономическое обоснование, в виде заключения эксперта от 14 июня 2022 года /л.д. 115/ не содержит расчета коэффициента К в размере 0,0492, применяемого при определении размера годовой арендной платы за использование земельных участков с видом разрешенного использования - служебные гаражи. Из таблицы расчета /п. 56 л.д. 137 оборотная сторона/ следует, что в расчет принят действующий коэффициент К в размере 0,04, который умножен на коэффициент инфляции в размере 1,2308.
При этом, оценка местоположения и градостроительной ценности участков земли, анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков данной категории, проведены не были.
Более того, на дату подготовки экспертного заключения действующий коэффициент К, применяемый для расчета арендной платы за земельный участок, арендуемый административным истцом, был утвержден Решением Завьяловского районного Собрания депутатов N 532 от 22 февраля 2008 года (последняя действующая редакция от 03 марта 2010 года) в размере 0,015 (прочие земельные участки населенных пунктов), что подтвердила в судебном заседании, в том числе, представитель административного ответчика, а также следует из письменных сведений, представленных и.о. заместителя главы Администрации /л.д. 114/.
Вместе с тем, в расчетах ООО "А." действующий коэффициент до умножения на индекс инфляции принят в размере 0,04. Мотивов обосновывающих данную цифру в экспертном заключении не приведено.
Представитель административного ответчика в ходе рассмотрения дела предположила, что в данной случае имеет место техническая описка и связанная с ней арифметическая ошибка.
Таким образом, установленный оспариваемым нормативным правовым актом коэффициент К в размере 0,0492, используемый при расчете арендной платы за земельные участки с видом разрешенного использования - служебные гаражи не соответствует принципу экономической обоснованности, что свидетельствует о противоречии муниципального правового акта в оспариваемой части имеющему большую юридическую силу Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582.
На основании изложенного административные исковые требования подлежат удовлетворению.
Принимая во внимание, что нормативный правовой акт в оспариваемой части до вынесения решения суда применялся, на его основе реализовывались права заинтересованных лиц, суд признает нормативный правовой акт не действующим в соответствующей части со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в печатном издании органа местного самоуправления, каковым согласно статье 58 Устава муниципального образования, Регламента депутатов Завьяловского районного Собрания депутатов, утвержденного решением Завьяловского районного Собранием депутатов от 23 декабря 2022 года N 45, является газета "Светлый путь".
Руководствуясь статьями 175-180 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административные исковые требования Т.В.А. удовлетворить.
Признать решение от 15 июня 2022 года N 561 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в границах муниципального образования Завьяловский район и коэффициентов, устанавливаемых в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, применяемых при определении размера арендной платы" в части установления в Приложении N 1 п. 62 коэффициента К в размере 0,0492, применяемого при определении размера годовой арендной платы за использование земельных участков, отнесенных к категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования - служебные гаражи (размещение постоянных или временных гаражей, стоянок для хранения служебного автотранспорта, используемого в целях осуществления видов деятельности, предусмотренных видами разрешенного использования с кодами 3.0, 4.0, а так же для стоянки и хранения транспортных средств общего пользования, в том числе в депо), недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете "Светлый путь" Завьяловского района Алтайского края в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Алтайский краевой суд.
Полный текст решения изготовлен 22 сентября 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Алтайского краевого суда от 18 сентября 2023 г. N 3а-686/2023
Текст решения предоставлен Алтайским краевым судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании