г. Краснодар |
|
25 декабря 2019 г. |
Дело N А53-18392/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Чесняк Н.В., судей Алексеева Р.А. и Трифоновой Л.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гайдуковой Н.В., в отсутствие истца - акционерного общества "Аксайская ПМК Ростовсельхозводстрой" (ИНН 6102007550, ОГРН 1026100664006), ответчика - федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7729314745, ОГРН 1027700430889), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в судебном заседании, назначенном к проведению с использованием систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ростовской области, кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.07.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2019 по делу N А53-18392/2019, установил следующее.
АО "Аксайская ПМК Ростовсельхозводстрой" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение) о взыскании 12 291 929 рублей 45 копеек задолженности по контракту от 13.02.2019 N 984 холодного водоснабжения и водоотведения, возникшей от начисления платы за сброс загрязняющих веществ в системы канализаций с превышением допустимых концентраций, в том числе, за сброс запрещенных к сбросу загрязняющих веществ, и задолженности за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за январь, февраль и март 2019 года.
Решением от 25.07.2019, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 13.09.2019, иск удовлетворен. Распределены расходы по уплате государственной пошлины. Суды сочли обоснованными требования истца по праву и размеру, поскольку установили, что учреждение производило сброс сточных вод с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, содержащих запрещенные к сбросу загрязняющие вещества.
В кассационной жалобе учреждение просит отметить судебные акты. По мнению заявителя, нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых в системы канализации города Аксая, соответствуют нормативам концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых в поверхностные водные объекты. Управление считает неправомерным включение в расчет платы на основании показателей загрязняющих веществ (марганец, жиры), поскольку согласно постановлению администрации Аксайского городского поселения "Об утверждении приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации г. Аксая" от 03.08.2017 N 612 (далее - постановление N 612), для указанных веществ не предусмотрены нормативы допустимых концентраций. Названные вещества разрешены к сбросу Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644). Выявленная в сточных водах учреждения концентрация этих веществ не превышает показателей, установленных данными Правилами.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.
В судебное заседании, назначенное к проведению с использованием систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ростовской области, стороны представителей не направили, в связи с этим сеанс видеоконференц-связи прекращен, рассмотрение жалобы продолжено в порядке, предусмотренном статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, общество осуществляет холодное водоснабжение и водоотведение в отношении объектов управления, расположенных в городе Аксай Ростовской области.
Между сторонами заключен государственный контракт холодного водоснабжения и водоотведения от 31.02.2019 N 984.
Как видно из материалов дела, 11.01.2019 МУП "Управление "Водоканал" г. Таганрог (на основании договора от 01.05.2017 N 39/СВ) в присутствии представителя учреждения произвело отбор сточных вод из контрольных колодцев (акты N 001, 002 и 003; т. 1, л. д. 93 - 100). Акты составлены в присутствии представителей учреждения и подписаны ими без замечаний.
Анализ отобранных проб показал, что качество сточных вод не соответствует значениям нормативных показателей свойств сточных вод (протоколы испытаний (измерений) проб от 20.01.2019 N 001-СВА - 004-СВА (т. 1, л. д. 69 - 82).
Истец произвел расчет платы за сброс загрязняющих веществ в системы канализации с превышением допустимых концентраций, в том числе за сброс запрещенных к сбросу загрязняющих веществ за период с января по март 2019 года в размере 12 291 929 рублей 45 копеек и выставил учреждению счета на оплату.
Отсутствие оплаты указанных счетов послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с иском.
Возражая против требований общества, учреждение ссылалось на несоответствие расчета спорной платы требованиям законодательства (неправомерно включены в расчет загрязняющие вещества (марганец, жиры), разрешенные к сбросу Правилами N 644).
Разрешая спор, суды правомерно руководствовались положениями Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Правилами N 644, постановлением Правительства Ростовской области от 04.05.2012 N 348 "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализаций муниципальных образований Ростовской области" (далее - постановление N 348), Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 и, установив, что ответчик сбрасывает загрязняющие вещества в системы канализации с превышением допустимых концентраций, в том числе запрещенные к сбросу загрязняющие вещества в систему канализации города Аксая, признали требования истца обоснованными.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 36 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
Взимание платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения регулируется разделами VI и VII Правил N 644 и нормативами, приведенными в приложении N 3 к Правилам N 644, установленными в соответствии с пунктом 114 названных Правил, которые применяются в рамках регулирования правоотношений, связанных с предотвращением негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
Правоотношения, связанные с внесением платежей при сбросе веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения, регулируются разделами VI и VII Правил N 644 и перечнем материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения (приложение N 4 к Правилам N 644), установленным в соответствии с пунктом 113 Правил.
В рассматриваемом случае предметом исковых требований является правонарушение, связанное с негативным воздействием загрязняющих веществ в сточных водах (плата за превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ и сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения).
Приведенная в пункте 120 раздела VII Правил N 644 формула определяет размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и применяется в случае сброса сточных вод, содержащих загрязняющие вещества, запрещенные к сбросу в централизованную систему водоотведения, а также залпового сброса.
В данном случае порядок определения размера расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства включает такие показатели, как коэффициент компенсации, тариф на водоотведение, действующий для абонента, объем сточных вод, отведенных абонентом за календарный месяц, в котором зафиксирован залповый сброс загрязняющих веществ или сброс веществ.
В случае, если абонент осуществил сброс сточных вод, состав и свойства которых не соответствуют нормативным показателям, то размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения определяется по формуле, приведенной в пункте 123 Правил N 644, и при данном порядке компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства учитываются такие показатели, как фактическая концентрация i-го загрязняющего вещества или фактический показатель свойств сточных вод; допустимая концентрация i-го загрязняющего вещества или допустимый показатель свойств сточных вод, тариф на водоотведение, действующий для абонента, объем сточных вод, отведенных абонентом за определенный период.
Постановлением N 348 утвержден Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализаций муниципальных образований Ростовской области.
Нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ, разрешенных абоненту к сбросу в канализацию, указаны в постановление N 612.
Суды признали правильным применение обществом при расчете иска названного нормативно-правового акта органа местного самоуправления. Проверив представленный истцом расчет, суды признали его обоснованным.
Поскольку ответчик в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил доказательств оплаты задолженности, суды правомерно удовлетворили иск в заявленном размере.
Довод заявителя о неправомерном включении в расчет платы на основании показателей загрязняющих веществ "марганец" и "жиры", поскольку постановлением N 612 для указанных веществ не предусмотрены нормативы допустимых концентраций в сточных водах абонентов, отводимых в канализацию г. Аксая, подлежит отклонению, поскольку загрязняющие вещества, которые не были утверждены данным постановлением, являются запрещенными к сбросу в систему водоотведения.
Довод учреждения о том, что сбрасываемые им сточные воды соответствуют требованиям Правил N 644, судом округа не принимается, поскольку истец заявил требования в соответствии с Порядком и постановлением N 612, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных Правилами N 644 истец не заявлял. Кроме того, названные вещества запрещены к сбросу приказом Донского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 16.03.2015 N 45 "Об утверждении нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных) и микроорганизмов в водные объекты".
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов, а иная оценка заявителем установленных судами фактических обстоятельств дела не означает допущенной судебными инстанциями ошибки. Переоценка доказательств в силу норм статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушения норм процессуального права, предусмотренные частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора не установлены. Оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.07.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2019 по делу N А53-18392/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чесняк |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод заявителя о неправомерном включении в расчет платы на основании показателей загрязняющих веществ "марганец" и "жиры", поскольку постановлением N 612 для указанных веществ не предусмотрены нормативы допустимых концентраций в сточных водах абонентов, отводимых в канализацию г. Аксая, подлежит отклонению, поскольку загрязняющие вещества, которые не были утверждены данным постановлением, являются запрещенными к сбросу в систему водоотведения.
Довод учреждения о том, что сбрасываемые им сточные воды соответствуют требованиям Правил N 644, судом округа не принимается, поскольку истец заявил требования в соответствии с Порядком и постановлением N 612, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных Правилами N 644 истец не заявлял. Кроме того, названные вещества запрещены к сбросу приказом Донского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 16.03.2015 N 45 "Об утверждении нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных) и микроорганизмов в водные объекты"."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 декабря 2019 г. N Ф08-11815/19 по делу N А53-18392/2019