г. Краснодар |
|
09 января 2020 г. |
Дело N А53-20080/2019 |
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе судьи Айбатулина К.К., без участия истца - акционерного общества "Альфа Страхование" (ИНН 7713056834, ОГРН 1027739431730) и ответчика - акционерного общества "Автотранспортное предприятие N 3 "Транссервис"" (ИНН 6165112797, ОГРН 1046165001761), рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Альфа Страхование" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2019 по делу N А53-20080/2019, установил следующее.
АО "Альфа Страхование" (далее - компания) обратилось в арбитражный суд с иском к АО "Автотранспортное предприятие N 3 "Транссервис"" (далее - предприятие) о взыскании 32 765 рублей 34 копеек страхового возмещения в порядке регресса.
Дело рассмотрено по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 07.08.2019 иск удовлетворен.
Постановлением апелляционного суда от 01.11.2019 решение от 07.08.2019 отменено, в иске отказано. Суд признал требования компании неправомерными.
В кассационной жалобе компания просит отменить постановление апелляционного суда от 01.11.2019 и направить дело на новое рассмотрение. По мнению заявителя, апелляционный суд нарушил нормы материального права, не учел правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.05.2017 N 1058-О. Неисполнение предприятием обязанности по направлению страховщику бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии (далее - ДТП) лишает последнего возможности проверить достоверность сведений по данному ДТП. Компания возместила страховое возмещение страховой компании потерпевшего. Подпункт "ж" пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО) не отменяет обязанность виновника ДТП уведомить страховую компанию о наступлении страхового случая.
В отзыве на жалобу предприятие просит оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалобу надлежит удовлетворить.
Из материалов дела видно, что 28.08.2018 произошло ДТП с участием автомобилей Lada Largus и ЛиАЗ, владельцем которого является предприятие.
В соответствии со статьей 11.1 Закона об ОСАГО извещение о ДТП (европротокол) составлено без участия уполномоченных сотрудников полиции.
Потерпевший направил страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр бланка извещения о ДТП с заявлением о прямом возмещении убытков.
Предприятие свой экземпляр заполненного бланка извещения о ДТП компании не направило.
САО "ВСК" (страховщик потерпевшего) выплатило потерпевшему 32 765 рублей 34 копейки страхового возмещения по платежному поручению от 10.09.2018 N 252075.
Компания в соответствии с положениями Закона об ОСАГО компенсировало данную выплату, перечислив страховщику потерпевшего указанную сумму.
Ссылаясь на неисполнение предприятием обязанности по направлению экземпляра заполненного бланка извещения о ДТП, компания обратилась к нему с требованием о возврате выплаченного страхового возмещения.
В силу пункта 2 статьи 11.1 Закона об ОСАГО в случае оформления документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции бланк извещения о ДТП, заполненный в двух экземплярах водителями причастных к ДТП транспортных средств, направляется этими водителями страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня ДТП.
На основании подпункта "ж" пункта 1 статьи 14 названного Закона страховщик имеет право предъявить регрессное требование к причинившему вред лицу в размере произведенной страховщиком страховой выплаты, если указанное лицо в случае оформления документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции не направило страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о ДТП в течение пяти рабочих дней со дня ДТП.
Из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25.05.2017 N 1059-О следует, что по смыслу пункта 2 статьи 11.1 Закона об ОСАГО во взаимосвязи с пунктом 3 этой же статьи необходимость направления водителями транспортных средств, причастных к ДТП, бланка извещения о ДТП страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня ДТП сопряжена с их обязанностью по требованию страховщиков, указанных в пункте 2 данной статьи, представить указанные транспортные средства для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы в течение пяти рабочих дней со дня получения такого требования, а также для обеспечения этих целей не приступать к их ремонту или утилизации до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня ДТП.
В пункте 76 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 58 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" разъяснено, что в случае оформления документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, на водителей, причастных к ДТП, возложена обязанность в течение пяти рабочих дней направить в адрес страховщиков, застраховавших их гражданскую ответственность, бланк извещения о ДТП (пункт 2 статьи 11.1 Закона об ОСАГО). Признание судом причин пропуска причинителем вреда пятидневного срока для направления в адрес страховщика, застраховавшего его гражданскую ответственность, бланка извещения о ДТП уважительными (например, тяжелая болезнь или другие не зависящие от лица обстоятельства, в силу которых оно было лишено возможности исполнить свою обязанность) является основанием для отказа в удовлетворении требований страховщика, осуществившего страховое возмещение, о взыскании с причинителя вреда денежной суммы в размере осуществленного страхового возмещения на основании подпункта "ж" пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО.
Решение суда первой инстанции, которым удовлетворен иск, основано на указанных правовых нормах и судебной практике.
Суд апелляционной инстанции, отменив решение и отказав в иске, не указал нормы права, которые в данном случае позволяют суду не применять к спорным правоотношениям подпункт "ж" пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО.
Поскольку ДТП произошло в период действия подпункта "ж" пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО, последующая утрата силы данной нормы с 01.05.2019 не освобождает причинителя вреда от последствий неисполнения обязанности направить в адрес страховщика бланка извещения о ДТП.
Ответчик не заявил соответствующих ходатайств и не представил доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска причинителем вреда срока для направления в адрес страховщика бланка извещения о ДТП, поэтому данный вопрос не мог быть предметом рассмотрения суда первой инстанции.
Таким образом, выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют нормам материального права, у суда отсутствовали основания для отмены решения суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции отменяет постановление суда апелляционной инстанции и оставляет в силе решение суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2019 по делу N А53-20080/2019 отменить.
Решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.08.2019 по делу N А53-20080/2019 оставить в силе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья К.К. Айбатулин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 76 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 58 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" разъяснено, что в случае оформления документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, на водителей, причастных к ДТП, возложена обязанность в течение пяти рабочих дней направить в адрес страховщиков, застраховавших их гражданскую ответственность, бланк извещения о ДТП (пункт 2 статьи 11.1 Закона об ОСАГО). Признание судом причин пропуска причинителем вреда пятидневного срока для направления в адрес страховщика, застраховавшего его гражданскую ответственность, бланка извещения о ДТП уважительными (например, тяжелая болезнь или другие не зависящие от лица обстоятельства, в силу которых оно было лишено возможности исполнить свою обязанность) является основанием для отказа в удовлетворении требований страховщика, осуществившего страховое возмещение, о взыскании с причинителя вреда денежной суммы в размере осуществленного страхового возмещения на основании подпункта "ж" пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО.
...
Суд апелляционной инстанции, отменив решение и отказав в иске, не указал нормы права, которые в данном случае позволяют суду не применять к спорным правоотношениям подпункт "ж" пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО.
Поскольку ДТП произошло в период действия подпункта "ж" пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО, последующая утрата силы данной нормы с 01.05.2019 не освобождает причинителя вреда от последствий неисполнения обязанности направить в адрес страховщика бланка извещения о ДТП."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 января 2020 г. N Ф08-11677/19 по делу N А53-20080/2019