Комитет по управлению имуществом нашему унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения передал объект основных средств - автомобиль, который впоследствии был продан, причем доход, полученный от его реализации, распределен в следующем порядке: 20% на специальный счет комитета и 80% балансодержателю.
Нужно ли было оформлять письменное разрешение комитета на такую сделку?
Правовой статус унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, дает им возможность в ряде случаев самостоятельно и от своего имени распоряжаться закрепленным за ними имуществом (параграф 4 гл.4 и гл.19 ГК РФ).
Унитарное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества - государственного или муниципального предприятия (п.2 ст.18 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").
Всем остальным имуществом предприятие может распоряжаться самостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами (ст.113 и 295 ГК РФ).
Автомобиль согласно ст.130 ГК РФ относится к движимым вещам, в связи с чем унитарное предприятие вправе его продать без согласия собственника, если:
- уставом государственного или муниципального предприятия не предусмотрены виды и (или) размер сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия, а если и предусмотрены, то данная сделка (ее размер) не соответствует таким критериям (п.4 ст.18 Закона N 161-ФЗ);
- в совершении сделки не имеется заинтересованности руководителя унитарного предприятия (п.1 ст.22 Закона N 161-ФЗ);
- стоимость отчуждаемого имущества, определяемая на основании данных бухгалтерского учета, составляет менее 10% уставного фонда унитарного предприятия и менее чем в 50 тысяч раз превышает установленный федеральным законом МРОТ (п.3 ст.23 Закона N 161-ФЗ).
Таким образом, если не нарушено ни одно из вышеназванных условий, то оформлять письменное разрешение Комитета по управлению имуществом на такую сделку не нужно.
Кроме того, следует иметь в виду, что любым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные унитарным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными (п.3 ст.18 Закона N 161-ФЗ).
Г. Кузьмин,
ведущий эксперт "БП"
1 сентября 2003 г.
Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", выпуск 37, сентябрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.