Наше предприятие со 100-процентным участием в уставном капитале Республики Дагестан планировало осуществить в 2003 году переход на упрощенную систему налогообложения (УСН). Однако в этом нам было налоговой инспекцией отказано. Разъясните, можем ли мы перейти на УСН?
УСН не вправе применять организации, доля участия в уставном капитале которых других юридических лиц составляет более 25% (подп.14 п.3 ст.346.12 НК РФ).
В соответствии с п.9 Методических рекомендаций по применению главы 26.2 НК РФ, утвержденных Приказом МНС РФ от 10 декабря 2002 г. N БГ-3-22/706, согласно статье 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты РФ, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в гражданских правоотношениях на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
От имени указанных территориальных образований осуществлять имущественные права могут органы государственной власти и местного самоуправления в рамках их компетенции (ст.125 ГК РФ).
Органы государственной власти и местного самоуправления являются юридическими лицами, а для целей налогообложения в соответствии с п.2 ст.11 НК РФ - организациями.
На этом основании МНС РФ делает вывод о том, что если в уставном капитале организации доля названных выше территориальных образований превышает 25%, то такие организации не имеют права на применение УСН.
Данная точка зрения МНС РФ вызывает сомнения по следующим основаниям.
В подп.14 п.3 ст.346.12 НК РФ содержится запрет на применение УСН для организаций, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25%.
При рассмотрении этой нормы применительно к организациям, учредителем которых является государство, его государственно-территориальные или муниципальные образования, необходимо иметь в виду следующее.
В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" учредителем унитарного предприятия может выступать или Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование. Уполномоченный орган принимает решение об учреждении унитарного предприятия от имени соответствующего территориального образования.
Согласно п.1 ст.2 указанного Федерального закона имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности соответствующему территориальному образованию, а не уполномоченному органу этого образования, принявшему решение о создании предприятия.
Следовательно, положение подп.14 п.3 ст.346.12 НК РФ о том, что не могут применять УСН организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25%, не может распространяться на унитарные предприятия. Ведь под долевым участием следует понимать долю собственности в имуществе учреждаемой организации. В унитарном предприятии, как это уже указано выше, собственником имущества является территориальное образование, а не какое-либо юридическое лицо, выступающее от его имени.
Следует также отметить и то, что Минфин РФ не разделяет точку зрения МНС РФ по данному вопросу.
Подтверждением этого может служить Письмо Минфина РФ от 4 октября 2002 г. N 04-00-11, согласно которому на УСН могут переходить бюджетные организации. Учитывая, что собственниками бюджетных организаций и унитарных предприятий являются территориальные образования, а создаются они уполномоченными органами власти, можно сделать вывод о том, что позиция Минфина РФ, выраженная в названном Письме, в полной мере распространяется и на унитарные предприятия.
Небольшая пока еще арбитражная практика по этому вопросу также свидетельствует о том, что арбитражные суды не разделяют рассмотренную точку зрения МНС РФ.
Арбитражная практика
Суть дела
Муниципальное учреждение "Архитектура и градостроительство" обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о признании недействительным отказа Межрайонной инспекции МНС РФ N 1 по Республике Хакасия в переводе его на УСН. Решением суда от 13 января 2003 года требование заявителя было удовлетворено.
Инспекция опротестовала это судебное решение в Федеральном арбитражном суде Восточно-Сибирского округа.
Решение суда
ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении кассационной инстанции от 8 апреля 2003 г. по делу N А74-3837/02-К2-Ф02-835/03-С1 указал, что муниципальное учреждение вправе применять УСН. При этом суд отметил, что собственником указанного учреждения является муниципальное образование (г. Абакан), а права собственника осуществляет Комитет по управлению имуществом г. Абакана и Департамент градостроительства, архитектуры, землеустройства и экологии администрации г. Абакана. Имущество МУ "Архитектура и градостроительство" является собственностью муниципального образования. Следовательно, налоговая инспекция необоснованно пришла к выводу о том, что в данном учреждении имеется доля непосредственного участия рассматриваемых Комитета и Департамента.
Суд указал, что данные муниципальные органы управления лишь осуществляют от имени муниципального образования управление учреждением, но не являются собственниками имущества, находящегося в его оперативном управлении.
Аналогичная точка зрения отражена в постановлениях ФАС Уральского округа: от 22 мая 2003 г. по делу N Ф09-1483/03-АК, от 23 июня 2003 г. по делу N Ф09-1747/03-АК и от 15 июля 2003 г. по делу N Ф09-2058/03-АК.
В связи с этим ваше предприятие может оспорить в судебном порядке решение налогового органа, отказавшего в переходе на УСН.
Ю. Подпорин,
ведущий эксперт "БП"
1 сентября 2003 г.
Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", выпуск 37, сентябрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.