г. Краснодар |
|
16 января 2020 г. |
Дело N А53-20798/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 января 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рассказова О.Л., судей Афониной Е.И. и Коржинек Е.Л., при участии в судебном заседании от заявителя - Департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Середа Д.С. (доверенность от 12.12.2019), Рябича А.М. (доверенность от 25.12.2019), от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Ростовской области (ИНН 6161069131, ОГРН 1136193006641) - Колтуновой Н.А. (доверенность от 23.07.2019), рассмотрев кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.09.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2019 по делу N А53-20798/2019, установил следующее.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Ростовской области (далее - инспекция) о признании недействительным решения инспекции от 18.02.2019 N 1201 о предстоящем исключении ООО "АРМ-Торг" (далее - общество) из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - реестр); признании действий по внесению записи об исключении общества из реестра как недействующего юридического лица, незаконными; возложении на инспекцию обязанности восстановить сведения об обществе в реестре как о действующем юридическом лице.
Решением суда первой инстанции от 04.09.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 31.10.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что общество по адресу не находится, деятельность не осуществляет, в связи с чем внесена запись о недостоверности сведений в реестре. Указанные обстоятельства предусматривают возможность исключения из реестра общества, если прошло более шести месяцев с момента внесения такой записи (подпункт "б" пункта 5 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"; далее - Закон N 129-ФЗ). Инспекцией соблюден порядок опубликования сведений о порядке и сроке направления заявлений лицам, чьи права и интересы затрагивает предстоящее исключение из реестра. Повторно направленное возражение департамента об исключении общества из реестра заполнено с нарушением, в связи с чем не могло быть принято во внимание.
В кассационной жалобе департамент просит состоявшиеся судебные акты отменить, заявленные требования - удовлетворить. По мнению заявителя, выводы судов не обоснованы, общество не погасило задолженность по арендной плате, установленной решением суда. Повторное решение об исключении общества из реестра ранее периода (12 месяцев со дня прекращения предыдущей процедуры), позволяющего реализовать свои права кредиторам, привело к ограничению прав департамента.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция указала на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
В судебном заседании представители департамента поддержали доводы жалобы, просили суд кассационной инстанции отменить обжалуемые акты, представитель инспекции возражал против ее удовлетворения, ссылаясь на соответствие сделанных судами выводов закону и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и суды установили, что 10.06.2019 инспекция за государственным регистрационным номером 219619510640 в реестр внесла запись об исключении общества в связи с наличием в реестре недостоверных сведений о нем.
Департамент является собственником земельного участка с кадастровым номером 23:36:0101000:406 общей площадью 30 103 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Щербиновский район, северо-восточная часть кадастрового квартала 23:36:0101000. Указанный земельный участок передан ООО "Корстон-девелопмент" на основании договора аренды от 25.12.2008 N 14 (далее - договор аренды).
По условиям пункта 1.4 договора аренды данный договор является единственным документом, подтверждающим передачу участка от арендодателя арендатору с 19.12.2008.
13 марта 2009 года ООО "Корстон-девелопмент" и ООО "Голдстиль" заключили договор уступки прав и обязанностей арендатора по условиям которого все права и обязанности перешли к ООО "Голдстиль".
30 октября 2009 года ООО "Голдстиль" и ООО "Северный Кавказ-Регион" заключили договор уступки прав и обязанностей арендатора по условиям которого все права и обязанности по договору перешли к ООО "Северный Кавказ-Регион".
01 марта 2009 года ООО "Северный Кавказ-Регион" и общество заключили договор уступки прав и обязанностей арендатора по условиям которого все права и обязанности по договору перешли к обществу.
Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке, что подтверждается оттисками штампа о государственной регистрации.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.05.2017 по делу N А32-35284/2015 установлено, что обязательства из спорного договора аренды прекратились по предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации основанию: данные обязательства невозможно исполнить, поскольку введен в действие Федеральный закон от 01.05.2016 N 121-ФЗ "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"". Общество обязано возвратить департаменту арендуемый земельный участок по акту приема-передачи. Общество уклонилось от подписания акта приема-передачи, поэтому на основании искового заявления департамента Арбитражный суд Краснодарского края от 06.06.2018 по делу N А32-51539/2017 принял решение о признании права аренды общества на земельный участок с кадастровым номером 23:36:0101000:406 отсутствующим.
По договору аренды на 31.05.2019 образовалась задолженность по арендной плате и пени в размере 4 184 025 рублей 14 копеек, указанная задолженность не погашена.
Согласно решениям Арбитражного суда Краснодарского края от 24.11.2014 по делу N А32-13476/2014, от 13.10.2015 по делу N А32-12724/2015, от 22.11.2017 по делу N А32-24208/2017, от 09.11.2018 по делу N А32-37233/2018, от 28.05.2019 по делу N А32-7715/2019 с должника взыскана указанная задолженность, однако денежные средства общество не оплатило.
При проверке данных о контрагентах департаменту стало известно о том, что в отношении общества инспекция приняла решение от 19.11.2018 N 7147 о предстоящем исключении общества из реестра. В связи с чем, письмом от 23.01.2019 N 52-2117/19-07-05 в адрес регистрирующего органа департамент направил мотивированное заявление о недопустимости исключения общества из реестра.
В письме от 05.02.2019 N 03-20/01539 инспекция сообщила, что 05.02.2019 в реестр внесена запись ГРН 2196196115784 о прекращении процедуры исключения общества.
18 февраля 2019 года повторно принято решение от 18.02.2019 N 1201 о предстоящем исключении общества (далее - решение N 1201).
Департамент в письме от 01.04.2019 N 52-13150/19-07-05 адресованному регистрирующему органу указал на недопустимость исключения общества из реестра (аналогичное заявлению представленному ранее), однако в прекращении процедуры исключения общества из реестра департаменту 25.04.2019 письмом N 03-20/05804 отказано, на основании отсутствия в возражении департамента, представленного по форме Р38001, страниц 2 и 3 листа "Д" в которых отображаются сведения о заявителе - физическом лице, включая паспортные данные и адрес для его уведомления, а также подписи руководителя департамента Шеина Александра Георгиевича не заверены нотариально.
Департамент считает решение N 1201 противоречащим закону, поскольку повторная процедура не может быть инициирована регистрирующим органом до истечения 12 месяцев со дня прекращения предыдущей процедуры.
Исключением общества из реестра затрагиваются права департамента, поскольку в связи с произведенным исключением департамент лишен возможности фактического взыскания задолженности по арендной плате.
Указанные обстоятельства и послужили основанием для обращения департамента в суд с заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.
В силу подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ в реестре содержатся также сведения об адресе юридического лица в пределах места его нахождения.
Согласно положениям Закона N 129-ФЗ в реестре должны содержаться достоверные сведения.
В соответствии с положением пункта 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в реестр, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц.
Для установления фактического местонахождения общества инспекция 11.01.2018 провела осмотр территории и помещений по адресу: ул. Мясникова, 101, пом. 20, г. Ростов-на-Дону и установила, что по адресу расположено 16-ти этажное административное здание, оборудованное под офисные помещения. Общество по указанному адресу фактически не находится, деятельность не осуществляет, исполнительный орган, имущество и документация отсутствуют. На момент проведения осмотра вывеска с реквизитами организации, сотрудники и руководитель по указанному адресу также отсутствуют.
Согласно статье 4 Закона N 129-ФЗ реестр является федеральным информационным ресурсом и представляет собой информацию, содержащуюся в федеральной информационной системе (статьи 13 и 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"). Одним из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является принцип достоверности информации (статья 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ).
Отсутствие организации по заявленному адресу не соответствует принципам создания легитимных условий осуществления предпринимательской деятельности в стране, т. е. государственного подтверждения законности вхождения субъектов в хозяйственный оборот.
Указание фиктивных сведений об адресе в реестре затрагивает интересы неопределенного круга лиц, препятствует надлежащему осуществлению государственного контроля. Место нахождения юридического лица имеет существенное правовое значение, им определяется место исполнения обязательств (статья 316 Гражданского кодекса Российской Федерации), место уплаты налогов, подсудность споров. Кроме того, нарушаются права всех лиц, имеющих отношения с недобросовестной организацией (государственных органов, партнеров, кредиторов, работников и т. д.), так как фактически невозможно осуществлять связь с юридическим лицом.
В течение 30-ти дней с момента направления уведомления от 25.01.2018 N 143 в регистрирующий орган сведения или документы, свидетельствующие о достоверности сведений в отношении общества, не поступали.
14 марта 2018 года инспекция внесла в реестр запись о недостоверности сведений об адресе (месте нахождения) общества: ул. Мясникова, д. 101, пом. 20, г. Ростов-на-Дону.
Предусмотренный статьей порядок исключения юридического лица из реестра применяется также в случаях наличия в реестре сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течении более чем шести месяцев с момента внесения такой записи. Рассматриваемое дополнение законодательства определяет возможные правовые последствия для юридического лица, в отношении которого в течение более шести месяцев имеется запись в реестре о недостоверности сведений о нем (подпункт "б" пункта 5 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ).
Публикация сведений о принятом решении о предстоящем исключении общества из реестра состоялась 20.02.2019 в журнале "Вестник государственной регистрации" N 7 (723) часть 2.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, установив, что возражение заинтересованного лица относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в реестре по форме Р38001 заполнено с нарушением, отсутствует нотариальное заверение подписи заявителя, инспекция не может самостоятельно прекратить процедуру исключения юридического лица, без заявления заинтересованных лиц, суды отказали в удовлетворении заявленных требований.
Между тем суды не учли следующего.
Процедура, регламентированная статьями 21.1 и 22 Закона N 129-ФЗ, может быть применена налоговым органом только в том случае, когда у него имеются достоверные сведения, свидетельствующие о фактическом прекращении юридическим лицом своей деятельности. Исключение общества из реестра препятствует разрешению вопросов об удовлетворении заявителем своих имущественных требований по обязательствам должника за счет его имущества, а прекращение правоспособности юридического лица в административном порядке на основании статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ приводит к необоснованному ограничению прав кредитора.
Исключение недействующего юридического лица из реестра может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из реестра в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Указанные гарантии в части возможности предъявления регистрирующему органу возражений относительно предстоящего исключения юридического лица (как фактически недействующего) из реестра направлены на выявление лиц, заинтересованных в сохранении правоспособности должника и в защите своих прав и законных интересов в судебном порядке, а в части судебного обжалования исключения - на обеспечение возможности восстановления регистрационного учета по обращению этих лиц на основании решения суда (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18.05.2015 N 10-П).
Пунктом 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ установлен запрет на исключение недействующего юридического лица из реестра в случае направления/представления в предусмотренном пунктом 3 этой статьи порядке заявления кредитора. При этом повторная процедура не может быть инициирована регистрирующим органом в соответствии с пунктом 1 той же статьи до истечения 12-ти месяцев со дня прекращения предыдущей процедуры (постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.04.2018 по делу N 42-4748/2017, Арбитражного суда Поволжского округа от 25.10.2018 по делу N А65-5475/2018, Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.10.2018 по делу N А18-1013/2017, от 24.05.2019 по делу N А53-36307/2018 и от 09.12.2019 N Ф08-9776/2019 по делу по делу N А53-7970/2019).
Приведенная практика сформирована относительно применения пункта 1 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ.
В рассматриваемом случае суды указали на исключение на основании подпункта "б" пункта 5 данной статьи. В соответствии с названными положениями порядок исключения юридического лица из реестра применяется также в случае наличия в реестр сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.
Пунктом 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 названного Закона. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается.
Регистрирующий орган по собственной инициативе не имеет права прекратить процедуру исключения юридического лица, без заявления заинтересованных лиц. Суды обеих инстанций указали об информированности департамента о том, что возражение заинтересованного лица относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в реестр по форме Р38001 заполнено с нарушением требований, указанных на странице 001 возражения, отсутствует страницы 2 и 3 листа "Д".
Вместе с тем в материалы представлено заявление, направленное первоначально (23.01.2019). Названное заявление инспекция приняла, и оно послужило основанием для прекращения процедуры ликвидации (05.02.2019). Однако через 13 дней после внесения записи о прекращении процедуры исключения общества инспекция повторно приняла решение N 1201 о предстоящем исключении общества (18.02.2019).
Пункт 5 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ устанавливает, что предусмотренный порядок исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц применяется также в случае, определённом в подпункте "б" данной статьи. Процедура признания фактически прекратившим деятельность юридического лица в рассматриваемом случае не может быть инициирована регистрирующим органом повторно по основанию наличия в едином государственном реестре юридических лиц сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности до истечения сроков, установленных подпунктом "б" пункта 5 той же статьи.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а заявление департамента - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.09.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2019 по делу N А53-20798/2019 отменить.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Ростовской области от 18.02.2019 о предстоящем исключении общества с ограниченной ответственностью "АРМ-Торг" (ОГРН 1096193001640) из Единого государственного реестра юридических лиц как несоответствующее положениям статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Ростовской области по исключению общества с ограниченной ответственностью "АРМ-Торг" (ОГРН 1096193001640) из Единого государственного реестра юридических лиц.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 26 по Ростовской области внести в Единый государственный реестр юридических лиц государственную регистрационную запись о недействительности государственной регистрационной записи от 10.06.2016 ГРН 2196196508980 о прекращении деятельности общества с ограниченной ответственностью "АРМ-Торг" (ОГРН 1096193001640).
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Л. Рассказов |
Судьи |
Е.И. Афонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 названного Закона. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается.
...
Пункт 5 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ устанавливает, что предусмотренный порядок исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц применяется также в случае, определённом в подпункте "б" данной статьи. Процедура признания фактически прекратившим деятельность юридического лица в рассматриваемом случае не может быть инициирована регистрирующим органом повторно по основанию наличия в едином государственном реестре юридических лиц сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности до истечения сроков, установленных подпунктом "б" пункта 5 той же статьи."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 января 2020 г. N Ф08-11721/19 по делу N А53-20798/2019