г. Краснодар |
|
23 января 2020 г. |
Дело N А53-15367/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 января 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Афониной Е.И., судей Коржинек Е.Л. и Рассказова О.Л., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сапожонковой А.А. и участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ростовской области, от заявителя - муниципального казенного учреждения "Управление казной города Ростова-на-Дону" (ИНН 6152000743, ОГРН 1026103273491) - Голубовой Ю.А. (доверенность от 30.12.2019), от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510) - Соловьевой Н.Ю. (доверенность от 18.12.2019), рассмотрев кассационную жалобу муниципального казенного учреждения "Управление казной города Ростова-на-Дону" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.07.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2019 по делу N А53-15367/2019, установил следующее.
МКУ "Управление казной города Ростова-на-Дону" (далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (далее - управление) о признании незаконными решений от 20.06.2019 N 61/00619-35039 и 61/999/001/2019-167437 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права муниципальной собственности на сети канализации протяженностью 1996 м, расположенные по адресу: г. Ростов-на-Дону, военный городок, ул. Стрелковая, 51а; возложении обязанности на управление осуществить государственный кадастровый учет и зарегистрировать право муниципальной собственности на указанное имущество.
Решением от 18.07.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 07.10.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить судебные акты и удовлетворить его требования. Заявитель указывает, что Федеральным законом от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 423-ФЗ) установлен упрощенный порядок передачи военного имущества в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и при передаче сетей канализации учреждение не получало ни проектной, ни технической документации от прежнего собственника, который не проводил и государственный кадастровый учет этого имущества. В такой ситуации, по мнению учреждения, с учетом социально-экономической значимости имущества для муниципального образования (канализационная сеть общего пользования местного значения) в отсутствие у объекта признаков самовольной постройки, проведение государственного кадастрового учета, регистрации права муниципальной собственности возможны на основании решения уполномоченного органа о передаче имущества и технического плана объекта, подготовленного в соответствии с декларацией, что также подтверждается разъяснениями, изложенными письме управления от 28.03.2019 N 14-03088-ГЕ/19.
В отзыве на жалобу управление просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители учреждения и управления высказали свои доводы и возражения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установили суды, на основании приказа заместителя Министра обороны Российской Федерации от 14.07.2015 N 658 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования "Город Ростов-на-Дону" Ростовской области" (далее - приказ N 658), постановления администрации города Ростова-на-Дону от 02.10.2015 N 890 "О принятии недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность муниципального образования "Город Ростов-на-Дону", передаточного акта от 17.05.2017, распоряжения Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону от 09.02.2018 N 295 "О включении в реестр муниципального имущества города Ростова-на-Дону" в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону приняты и включены в реестр муниципального имущества спорные сети канализации, расположенные по адресу:
г. Ростов-на-Дону, военный городок, ул. Стрелковая, 51а; данное обстоятельство подтверждается выпиской из реестра муниципального имущества города Ростова-на-Дону от 05.06.2018 N 59-30-1397/02-В.
Во исполнение требований пункта 3.1 постановления администрации города Ростова-на-Дону от 02.10.2015 N 890 "О принятии недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность муниципального образования "Город Ростов-на-Дону" (ред. 24.04.2017) учреждение провело мероприятия по технической инвентаризации объекта и изготовлению технического паспорта и технического плана объекта.
В рамках исполнения муниципальных контрактов от 07.08.2017 N 0358300387917000015J88564 и от 27.08.2018 N 0358300387918000015188564 при проведении натурных инвентаризационных работ установлена фактическая протяженность сети канализации - 1996 м.
14 марта 2019 года учреждение обратилось в управление с заявлением о государственном кадастровом учете и о государственной регистрации права муниципальной собственности на спорные сети (протяженностью 1996 м) с приложением технического плана сооружения.
В уведомлениях от 25.03.2019 N 30-4837590 и 61/999/001/2019-167437 управление приостановило действия по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права муниципальной собственности на указанный объект в связи с наличием расхождений в протяженности сооружения, отсутствием в техническом плане информации о годе завершения строительства, ввода в эксплуатацию сооружения, а также с тем, что технический план сооружения подготовлен на основании декларации, а не разрешения на строительство или проектной документации.
В решениях от 20.06.2019 N 61/00619-35039 и 61/999/001/2019-167437 управление отказало в осуществлении государственного кадастрового учета и регистрации права муниципальной собственности на сооружение в связи с неустранением причин приостановления регистрации.
Полагая, что указанные отказы являются незаконными, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением.
По смыслу норм статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности. Обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Частью 1 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) установлено, что государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении такой регистрации.
В силу статьи 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственной регистрации прав может быть отказано по решению государственного регистратора в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Закона.
Возможность обжалования заинтересованным лицом в суд приостановления и (или) отказа в государственной регистрации прав закреплена в части 12 статьи 29 Закона N 218-ФЗ.
Отказывая в удовлетворении требований учреждения, суды руководствовались тем, что протяженность канализационной сети, принятой в муниципальную собственность на основании приказа N 658, не совпадает с протяженность этого объекта, указанной в техническом паспорте объекта, представленном на регистрацию; не представлены сведения о дате ввода объекта в эксплуатацию.
Между тем суды не учли следующего.
Порядок безвозмездной передачи военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность урегулирован Законом N 423-ФЗ.
В силу части 1 статьи 2 Закона N 423-ФЗ безвозмездной передаче подлежат здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (за исключением зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства), земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся, в том числе в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков).
Военное недвижимое имущество безвозмездно передается в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность поселений, городских округов, на территориях которых расположено такое имущество.
По правилам части 8 статьи 3 Закона N 423-ФЗ решение уполномоченного органа о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества является основанием для прекращения права собственности Российской Федерации и (или) права хозяйственного ведения, права оперативного управления организаций на соответствующие здания, сооружения, объекты, земельные участки и для возникновения на них права собственности муниципального образования, которому передано такое имущество.
Военное имущество передается в муниципальную собственность безвозмездно независимо от его технического состояния, кадастровые и иные идентифицирующие признаки объекта недвижимости указываются в решении (приказе) только в тех случаях, когда осуществлена государственная регистрация прав передающей стороны, в остальных случаях объекты недвижимости описываются также, как и состояли на учете в органе федеральной власти.
Указанное подтверждается определением Верховного Суда Российской Федерации от 21.03.2018 N 305-КГ18-2151 по делу N А40-24227/2017.
При этом передаются объекты недвижимого имущества согласно Закону N 423-ФЗ при наличии той документации, которая имеется на момент принятия решения о передаче.
Таким образом, суды не учли, что действующим законодательством установлена упрощенная (ускоренная) процедура безвозмездной передачи военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность муниципального образования и государственной регистрации перехода права, при которой основным необходимым документом является решение уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
Учреждение представило такое решение (приказ N 658) регистрирующему органу.
Наличие расхождений в описании характеристик объекта, указанного в актах приема-передачи и техническом плане, связано с проведением учреждением технической инвентаризации, поскольку прежний собственник не осуществил такие действия, не проводил государственный кадастровый учет объекта. В то же время доказательства нахождения иного имущества со схожими характеристиками по данному адресу, а также наличие у объекта признаков самовольной постройки отсутствуют. Спорные канализационные сети предназначены и используются для решения вопросов местного значения, в интересах неограниченного круга лиц (для нужд населения, проживающего в границах бывшего военного городка). В соответствии со статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных названным Законом вопросов местного значения.
На основании оценки в совокупности и взаимосвязи документов, представленных учреждением на государственную регистрацию (приказ N 658, технический план, заключение кадастрового инженера, декларация, а также письмо ФГКУ "Северо-Кавказское Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации от 21.04.2017 N 141/3/11-5482, подтверждающее отсутствие правоустанавливающей документации на объект у прежнего собственника), принимая во внимание отсутствие сведений о каких-либо правопритязаниях на этот объект со стороны иных лиц, его фактическое использование для решения вопросов местного значения, у регистрирующего органа и судов отсутствовали законные основания для отказа учреждению в проведении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права муниципальной собственности на данное имущество.
Поскольку оспариваемые решения регистрирующего органа не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы учреждения, заявленные требования надлежит удовлетворить, в обжалуемые судебные акты - отменить ввиду неправильного применения норм материального права.
В целях устранения допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя кассационный суд считает необходимым возложить на управление обязанность осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права муниципальной собственности на сети канализации протяженностью 1996 м, расположенные по адресу: г. Ростов-на-Дону, военный городок, ул. Стрелковая, 51а.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.07.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2019 по делу N А53-15367/2019 отменить.
Признать незаконными решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области от 20.06.2019 N 61/00619-35039 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и N 61/999/001/2019-167437 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на сети канализации протяженностью 1996 м по адресу: г. Ростов-на-Дону, в/г 51А, ул. Стрелковая.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области осуществить государственный кадастровый учет и зарегистрировать право муниципальной собственности на сети канализации протяженностью 1996 м по адресу: г. Ростов-на-Дону, в/г 51А, ул. Стрелковая.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Афонина |
Судьи |
Е.Л. Коржинек |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Военное имущество передается в муниципальную собственность безвозмездно независимо от его технического состояния, кадастровые и иные идентифицирующие признаки объекта недвижимости указываются в решении (приказе) только в тех случаях, когда осуществлена государственная регистрация прав передающей стороны, в остальных случаях объекты недвижимости описываются также, как и состояли на учете в органе федеральной власти.
Указанное подтверждается определением Верховного Суда Российской Федерации от 21.03.2018 N 305-КГ18-2151 по делу N А40-24227/2017.
При этом передаются объекты недвижимого имущества согласно Закону N 423-ФЗ при наличии той документации, которая имеется на момент принятия решения о передаче.
...
Наличие расхождений в описании характеристик объекта, указанного в актах приема-передачи и техническом плане, связано с проведением учреждением технической инвентаризации, поскольку прежний собственник не осуществил такие действия, не проводил государственный кадастровый учет объекта. В то же время доказательства нахождения иного имущества со схожими характеристиками по данному адресу, а также наличие у объекта признаков самовольной постройки отсутствуют. Спорные канализационные сети предназначены и используются для решения вопросов местного значения, в интересах неограниченного круга лиц (для нужд населения, проживающего в границах бывшего военного городка). В соответствии со статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных названным Законом вопросов местного значения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 января 2020 г. N Ф08-10758/19 по делу N А53-15367/2019
Хронология рассмотрения дела:
23.01.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10758/19
30.10.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10758/19
07.10.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-15476/19
18.07.2019 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-15367/19