В соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Законом Республики Тыва от 11 апреля 2016 г. N 160-ЗРТ "О стратегическом планировании в Республике Тыва" Правительство Республики Тыва постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития культуры и искусства Республики Тыва на период до 2030 года.
2. Министерству культуры Республики Тыва в месячный срок разработать и представить на утверждение план мероприятий ("дорожную карту") на 2023 - 2030 годы по реализации Стратегии развития культуры и искусства Республики Тыва на период до 2030 года.
3. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Тыва от 22 февраля 2018 г. N 66 "Об утверждении Стратегии развития культуры и искусства Республики Тыва на период до 2030 года".
4. Разместить настоящее постановление на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и официальном сайте Республики Тыва в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Заместитель Председателя |
О. Сарыглар |
Утверждена
постановлением
Правительства Республики Тыва
от 27 сентября 2023 г. N 711
Стратегия
развития культуры и искусства Республики Тыва на период до 2030 года
1. Общие положения
Стратегия развития культуры и искусства Республики Тыва на период до 2030 года (далее - Стратегия) подготовлена в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 9 октября 1992 г. N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. N 326-р, Законом Республики Тыва от 11 апреля 2016 г. N 160-ЗРТ "О стратегическом планировании в Республике Тыва".
Стратегия представляет собой межотраслевой документ стратегического планирования в сфере культуры и является основой для разработки и реализации государственных программ Республики Тыва (подпрограмм государственных программ Республики Тыва), содержащих мероприятия, направленные на развитие культуры и искусства.
Целью Стратегии является осуществление культурной политики и формирование культурно-ценностных ориентаций населения региона.
2. Современное состояние отрасли культуры Республики Тыва
Сфера культуры является неотъемлемым элементом социально-экономического развития территории. Она выполняет весьма важные социальные функции, связанные с образованием, воспитанием, процессами социализации, идентификации и многими другими аспектами становления и развития человеческой личности. Культура и искусство оказывает прямое влияние на общественную жизнь региона.
В среднесрочном периоде в сфере культуры реализуются региональные проекты в рамках национального проекта "Культура", такие как "Обеспечение качественного нового уровня развития инфраструктуры культуры "Культурная среда", "Создание условий для реализации творческого потенциала нации" или "Творческие люди", "Цифровизация услуг и формирование информационного пространства в сфере культуры" или "Цифровая культура".
Культура в Республике Тыва представлена широкой сетью организаций, призванных обеспечить максимальную доступность культурных благ для населения. В 2022 году количество учреждений составило 373 единицы. В их числе 173 библиотек, 144 культурно-досуговых учреждений, 9 муниципальных театров, 1 муниципальный музей, Национальный музей с 9 филиалами и Дворцом молодежи, 31 детская школа искусств, 1 среднее специальное учебное заведение, 6 театральноконцертных учреждений, 2 культурных центра, 7 кинозалов (при домах культуры) и другие учреждения культуры: Национальный парк, Национальный архив, Республиканский центр народного творчества и досуга, Международная Академия Хоомей, Ресурсный центр, кинотеатр "Найырал", Хозяйственное управление по имуществу Министерства культуры Республики Тыва, Центр развития тувинской традиционной культуры и ремесел, Центр русской культуры.
Вместе с тем, необходимо признать, что спрос на некоторые услуги учреждений культуры региона превышает предложение. Анализ статистических данных по количеству посещений профессиональных театров показал рост зрительской аудитории в последние годы. Однако услугами театрально-зрелищной сферы население республики обеспечено лишь на 60 процентов. Согласно нормативной потребности субъекта Российской Федерации с населением более 100 тысяч человек, помимо имеющихся двух профессиональных театров республика нуждается в создании стационарного цирка, кинотеатров, наличие которых значительно расширило бы спектр культурных услуг и способствовало бы формированию культурно-ценностных ориентаций населения.
Концертно-театральные учреждения представлены следующими учреждениями культуры:
- ГБУ "Национальный музыкально-драматический театр им. В. Кок-оола";
- ГБУ "Тувинский государственный театр кукол";
- ГБУ "Тувинский национальный оркестр";
- ГБУ "Духовой оркестр Правительства Республики Тыва им. Т.Д. Дулуша";
- ГБУ "Тувинский национальный театр музыки и танца "Саяны";
- ГАУ "Тувинская государственная филармония им. В.М. Халилова".
К образовательным учреждениям культуры регионального уровня относятся ГБПОУ Республики Тыва "Кызылский колледж искусств им. А.Б. Чыргал-оола" и ГБНОУ Республики Тыва "Республиканская школа-интернат искусств им. Р.Д. Кен-денбиля", к библиотечным республиканским учреждениям - ГБУ "Национальная библиотека им. А.С. Пушкина Республики Тыва", ГБУ "Тувинская республиканская детская библиотека им. К.И. Чуковского", ГБУ "Тувинская республиканская специальная библиотека для незрячих и слабовидящих".
По состоянию на 1 сентября 2022 г. в сфере культуры Республики Тыва работают 3813 чел., из них в республиканских учреждениях - 1254 чел. (33 процента), муниципальных учреждениях - 2559 чел. (67 процентов).
Несмотря на действующую систему целевой контрактной подготовки, остро стоит проблема закрепления молодых специалистов. Выпускники не идут работать в сельские учреждения культуры в силу невысокого среднего уровня заработной платы работников муниципальных учреждений культуры, низкого качества жизни сельских территорий, отсутствия целевых механизмов государственной поддержки в вопросах приобретения жилья.
Проект "Адресная подготовка кадров" направлен на адресное решение проблемы нехватки профильных специалистов в учреждениях культуры и искусства.
В учреждениях культуры Республики Тыва потребность в кадрах составляет 594 чел., из них в республиканских - 235, муниципальных - 359.
В республиканских учреждениях наиболее востребованы квалифицированные кадры - исполнители струнной группы, квалифицированные дирижеры, преподаватели в системе образования культуры и искусства (виолончель, скрипка, фортепиано, теории музыки), реставраторы, таксидермисты, режиссеры, конферансье.
Цель проекта: обеспечение к 2030 году учреждений культуры в Республике Тыва квалифицированными кадрами, создание качественных условий труда путём оснащения музыкальными инструментами, проведения мероприятий, направленных на повышение профессионального мастерства работников, подготовка редких специалистов в области культуры и искусства.
Меры по улучшению кадрового состояния муниципальных учреждений культуры:
- было открыто заочное отделение по направлению "Социально-культурная деятельность" при ГБПОУ Республики Тыва "Кызылский колледж искусств им. А.Б. Чыргал-оола", в котором на данный момент обучаются 30 сотрудников домов культуры республики, не имеющих профильного образования;
- на 2022/23 учебный год в учебные заведения сферы культуры поступило 62 чел., из них по целевым договорам - 22 чел., без целевых договоров - 40 чел. Основной акцент был направлен на набор абитуриентов по направлению "Социально-культурная деятельность" - поступило 14 чел., "Библиотечное дело" - поступило 30 чел.;
- 19 (14 - ЦБС, 5 - КДУ) специалистов, имевших непрофильное образование, прошли курсы переподготовки по направлениям "Социально-культурная деятельность", "Информационно-библиотечная деятельность" и получили удостоверения о профессиональной квалификации.
Тем не менее на данный момент от общего количества основных работников муниципальных учреждений культуры в количестве 1428 (ДШИ - 426, КДУ - 628, ЦБС - 374) чел., с высшим профильным образованием - 618 (219 - ДШИ, 268 - КДУ, 131 - ЦБС) чел, со средним специальным профильным образованием - 501 (ДШИ - 207, КДУ - 170, ЦБС - 124) чел., не имеющие профильного образования сотрудники - 296 (КДУ - 190, ЦБС - 106) чел.
Из них в КДУ - 190 сотрудников, в том числе руководители - 74 чел., в библиотеках - 106 работников, в том числе руководители - 35 чел.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2022 г. N 2290-р утвержден план мероприятий по реализации в 2021 - 2024 годах Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года.
Принимая во внимание богатое историко-культурное наследие народов и туристский потенциал Республики Тыва, комплексное развитие креативного сектора видится в принятии нормативно-правового акта по поддержке и развитию творческих креативных индустрий, включающего комплекс механизмов вовлечения потенциала предпринимателей в развитие творческих (креативных) индустрий на межведомственной основе.
При этом первоочередными мерами поддержки должны стать создание единой информационной платформы креативной экономики, создание условий для сбыта продукции, создание единого пространства творческой деятельности креативных индустрий в виде Центра креативных индустрий, т.е. создание единой площадки, на которой будут реализовываться товары и услуги творческих деятелей, организовываться тематические мероприятия, осуществляться полное сопровождение товаров и услуг от производителей до потребителей (брендирование, реклама, SMM, упаковка, сертификация и стандартизация, ценообразование, экспорт, ведение бухгалтерии).
Направления деятельности Центра креативных индустрий:
- ресурсная поддержка творческих предпринимателей, продвижение товаров и услуг;
- брендирование Республики Тыва за ее пределами;
- обучение, развитие творческого потенциала предпринимателей, проведение мероприятий по направлениям развития творческих (креативных) индустрий (фестивали, конкурсы, выставки, мастер-классы, встречи и др.);
- ведение логистических работ, патентование, грантовая поддержка и другие меры по развитию креативного кластера.
Одной из важных составляющих развития креативного сектора экономики является развитие творческих компетенций представителей индустрии.
Для решения данного вопроса в рамках реализации федерального проекта "Придумано в России" в 2022 году в 32 субъектах России созданы школы креативных индустрий.
В Республике Тыва Школа креативных индустрий открыта на базе ГБУ Республики Тыва "Международная Академия "Хоомей" в здании Дворца молодежи с 6-ю студиями:
- звукорежиссуры и звукового дизайна;
- фото- и видеопроизводства;
- анимации и 3D-графики;
- дизайна;
- интерактивных технологий VR/AR/MR;
- электронной музыки.
Создание Школы креативных индустрий в регионе является одним из шагов инфраструктурной поддержки креативного кластера Тувы.
Ежегодно государство уделяет большое внимание поддержке и развитию театрального искусства регионов. В частности, через такие проекты как "Театры малых городов" и "Театр - детям" в период с 2017 по 2022 годы существенно обновлена материально-техническая база театров: приобретены транспортные средства (3 автобуса, 4 "Газели"), свето- и звукооборудование, создано 52 новые постановки, из них 26 - республиканскими театрами, 26 - муниципальными театрами.
В сфере профессионального искусства за 2022 год обеспечено увеличение таких индикативных показателей концертно-театральных учреждений, как количество проведенных мероприятий - на 39 процентов (2022 г. - 614, 2021 г. - 441) и гастролей - на 70 процентов (2022 г. - 290, 2021 г. - 41).
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности возросли на 90,8 процента (2021 г. - 81 456 тыс. рублей, 2020 г. - 42698,4 тыс. рублей).
За период с 2017 по 2022 годы на развитие отрасли культуры направлено финансовых средств в размере 12 808,6 рублей, из них:
- средства федерального бюджета - 1584,4 млн. рублей;
- средства республиканского бюджета - 4 млрд. 957,1 тыс. рублей;
- средства муниципального бюджета - 5 млрд. 813,9 млн. рублей.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" из республиканского бюджета с 2017 по 2022 гг. выделены средства на повышение уровня оплаты труда в объеме 335,7 млн. рублей, из них 155,4 млн. рублей - бюджетам муниципальных районов (городских округов).
Принятые меры позволили увеличить заработную плату в учреждениях культуры в среднем на 64 процента.
Благодаря ежегодной поддержке Министерства культуры Российской Федерации в рамках Национального проекта "Культура" в период с 2019 по 2022 годов Республике Тыва выделено более 442,0 млн. рублей, за счет которых удалось:
- построить и капитально отремонтировать 19 домов культуры, а также начать строительство Центра культурного развития в г. Кызыле;
- создать 12 муниципальных библиотек по модельному стандарту;
- создать 2 виртуальных концертных зала в учреждениях культуры;
- капитально отремонтировать 11 детских музыкальных школ;
- оснастить 2 детские школы искусств музыкальными инструментами, учебными материалами и оборудованием;
- создать 4 кинозала для показа фильмов отечественного выпуска;
- приобрести 4 автоклуба для сельских территорий;
- поддержать 18 творческих инициатив среди учреждений культуры и их работников.
За счет федеральных субсидий приобретен библиомобиль и созданы 1 2 модельных библиотек. Муниципальными учреждениями культуры получено 11 комплектов звукового и 9 комплектов светового оборудования, 11 комплектов одежды сцены и 990 штук театральных кресел на общую сумму в более 7603,7 тыс. рублей, приобретены 17 автомобилей марки "УАЗ" для управлений культуры муниципальных образований Республики Тыва и республиканского центра народного творчества и досуга.
Поддержка отрасли культуры Республики Тыва до 2024 года определена заключенными с Минкультуры России соглашениями о предоставлении субсидий в размере более 685 млн. рублей, на которые запланировано завершение строительства ЦКР, реконструкция здания Тувинского государственного театра кукол, капитальный ремонт домов культуры и детских школ искусств.
С 2014 года республика ежегодно получает государственные субсидии на поддержку лучших работников и муниципальных учреждений культуры, находящихся на территориях сельских поселений. Государственную поддержку получили 26 лучших работников сельских учреждений культуры и 16 - муниципальных.
Для детских школ искусств приобретено 242 музыкальных инструмента на общую сумму 4514,2 тыс. рублей.
В соответствии с проектом распределения субсидий на поддержку отрасли культуры из федерального бюджета Республике Тыва выделяется по 1087,7 тысяч рублей ежегодно на укрепление материально-технической базы детских музыкальных школ искусств, комплектование книжных фондов муниципальных общедоступных библиотек, подключение муниципальных библиотек к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", поддержку лучших работников и сельских учреждений культуры.
В рамках цифровой трансформации и цифрового развития Министерство культуры Республики Тыва внедряет в учреждения культуры различные формы искусственного интеллекта. В частности, это нейросети для ГБУ "Национальный архив Республики Тыва", помогающие восстанавливать архивные фотографии, улучшать их качество, создавать 3D-модели, роботы для концертно-театральных учреждений, целью которых является продажа билетов, афиши и иное взаимодействие с посетителями. Также в целях улучшения работы на различных платформах обратной связи внедряются автоматизированные системы, в том числе чат-боты, обеспечивается встраивание элементов искусственного элемента на сайты учреждений культуры.
В рамках цифровизации также запланирована модернизация автоматизированных рабочих мест специалистов Министерства культуры Республики Тыва и подведомственных ему учреждений.
3. Стратегические риски культуры и искусства Республики Тыва
Сложность и противоречивость современного культурного пространства республики обусловлены тенденциями, отражающими общероссийскую проблематику, сформировавшимися вследствие проведения политико-экономических реформ без учета социально-культурных аспектов.
Сильные стороны (S) |
Слабые стороны (W) |
1. Большой потенциал региона в качестве объекта эко- и этнотуризма; возрождение культовых и этнических традиций; сохранность и развитость традиционных видов народного творчества (устно-поэтического, музыкального, декоративно-прикладного); наличие специалистов во многих видах культуры и искусства; воспроизводство кадров для отрасли через функционирование профильных учебных заведений (ГБПОУ Республики Тыва "Кызылский колледж искусств им. А.Б. Чыргал-оола", ГБНОУ Республики Тыва "Республиканская школа-интернат искусств им. Р.Д. Кенденбиля", система детских школ искусств); имеющиеся культурные связи с другими регионами; опыт проведения межрегиональных и международных проектов. 2. Богатая история жизнедеятельности различных известных людей: художников, писателей, хореографов, творческих коллективов, отдельных исполнителей, прославивших Туву в России и за рубежом |
1. "Недостроенность" (неполнота) имеющейся институциональной системы (отсутствие ряда ключевых ее звеньев - профильного вуза, профессионального хора, кинотеатров, цирка и др.), что отражается не только на академических формах культуры (единицы узких специалистов - музееведов, искусствоведов, звукорежиссеров и др.), но и на развитии традиционных видов народного творчества (обучение декоративно-прикладному искусству). 2. Тенденция нарастания потребительского отношения к культуре и падения общего уровня потребления произведений духовной и классической культуры у подрастающего поколения |
Возможности (О) |
Угрозы (Т) |
1. Высокий стратегический потенциал республики для развития сферы культуры (историко-культурное наследие, уникальная природа, богатый творческий потенциал). 2. Рост спроса на продукцию и услуги мастеров декоративно-прикладного искусства. 3. Растущая потребность населения в культурной жизни (увеличивается количество общественных инициатив). 4. Насыщенный культурный календарь событий (международные, межрегиональные, фестивали, гастроли и событийный туризм) |
1. Отсутствие капиталовложений в инновации в сфере культуры. Как следствие - высокий риск утраты привлекательности территории для жизни молодежи. 2. Влияние глобальной массовизации культуры и, как следствие, культурных вкусов молодого поколения, усиление его отрыва от традиций многонациональной культуры России, этнокультуры региона |
В результате SWOT-анализа состояния сферы культуры региона выявлены противоречия между:
- современными культурными потребностями общества и неготовностью специализированных институтов и структур сферы культуры наполнить его предложениями, адекватными спросу;
- необходимостью обеспечения беспрепятственного доступа к качественному культурному продукту всех категорий населения и отсутствием комплекса региональных мероприятий, направленных на приобщение к культуре целевых групп населения: студенческой молодежи, лиц с ограниченными физическими возможностями, лиц пенсионного возраста;
- потребностью сферы культуры в новых кадрах, обладающих современными профессиональными компетенциями, и низким социальным престижем данной отрасли;
- необходимостью быстрого обновления сложившегося культурного достояния, уже не отвечающего новым потребностям общества, и сохранением культурной идентичности, историко-культурного богатства;
- необходимостью закрепления уже существующих и развития новых культурных брендов Республики Тыва.
Для разработки механизма преодоления существующих противоречий развития социально-культурной практики необходим системный анализ культурной ситуации в республике, который позволит не только более точно сформулировать проблемы, стоящие перед сферой культуры в целом, но и детально разработать перспективные направления ее развития.
Под влиянием целого ряда негативных факторов - общего падения уровня культуры, связанного с цивилизационным сдвигом, молодостью нового общества, а также в результате снижения качества общего образования, прежде всего, уменьшения его гуманитарно-культурной составляющей, засилья массовой культуры и наличия экономических проблем, особенно в провинции - некоторые культурные способности и потребности не воспроизводятся, не формируются в процессе социализации детей и молодежи или воспроизводятся в крайне усеченных, примитивных вариантах, а у взрослых утрачиваются.
Развивается невосприимчивость населения, в особенности молодых людей, к классическому и современному искусству, отмечается снижение посещаемости культурных событий.
Основной причиной данных негативных тенденций является ослабление органических связей между институциональным (специализированные институты и структуры, главной функцией которых является накопление, сохранение, трансляция, популяризация культурных достижений), социальным (система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, которые складываются в обществе и реализуются через социальные институты) и личностным (индивидуальное мышление, поведение и творчество) аспектами культуры.
В результате происходят:
- бюрократизация и формализация институционального аспекта культуры, переориентация его на "ведомственные" интересы, критерии и показатели деятельности;
- маргинализация социального аспекта культуры, принижение его общественного значения и игнорирование его творческого, социально-конструктивного потенциала;
- утрата контакта с личностью как основным субъектом культурного творчества и восприятия, культурных благ.
Указанные обстоятельства сказываются на состоянии культурного потенциала регионального и в целом социального сообщества, ведут к его "распылению", росту влияния в культурной сфере стихийных неконтролируемых процессов и существенному снижению возможности ее целенаправленного, рационально обоснованного регулирования.
В этой связи целесообразной представляется комплексная переориентация основных направлений деятельности специализированных институтов культуры и культурной активности населения региона на социальную модальность культурной сферы; консолидация усилий региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций культуры, образования, науки, туризма, массовых коммуникаций, социальной защиты, а также общественных объединений и населения по обеспечению стратегического решения проблем развития сферы культуры региона.
4. Цель и задачи развития культуры Республики Тыва.
Основные направления Стратегии
Цель культурной политики - формирование гармонично развитого общества и укрепление единства народов Республики Тыва через сохранение, эффективное использование и пополнение культурного потенциала.
В реализации Стратегии определены три основные задачи:
1) сохранение культурного наследия и расширение доступа граждан к культурным ценностям и информации. Решение данной задачи предполагается осуществлять посредством сохранения и популяризации объектов культурного наследия, содействием развитию библиотечного дела и музейного дела;
2) развитие художественно-творческой деятельности. Основной акцент в решении данной задачи поставлен на поддержку творческих инициатив населения республики в сфере культуры, развитие исполнительских искусств, культурно - досугового обслуживания населения, системы образования в сфере культуры, традиционной народной культуры;
3) развитие регионального потенциала в сфере культуры. В рамках решения данной задачи предусматривается научное и методическое обеспечение развития сферы культуры, развитие культурных индустрий, продвижение региональных культурных продуктов, внедрение передовых информационных технологий в процессы деятельности учреждений культуры, развитие кадрового потенциала сферы культуры.
В результате решения поставленных в Стратегии задач к 2030 году в Республике Тыва будет сформирована благоприятная и ценностно-ориентированная социокультурная среда, обеспечивающая духовно-нравственное развитие личности, возможность творческой самореализации и высокое качество жизни населения республики. В деятельности отрасли будут достигнуты следующие результаты:
а) обеспечение доли внебюджетных средств на уровне не менее 15 процентов от совокупных расходов на культуру за счет всех источников;
б) увеличение количества некоммерческих организаций в сфере культуры (профессиональные сообщества и общественные организации);
в) реконструкция зданий республиканских государственных театрально-зрелищных учреждений до 70 процентов к 2030 г. (в 2017 г. - 10 процентов);
г) нахождение в удовлетворительном состоянии 90 процентов учреждений культурно-досугового типа (в 2017 г. - 66 процентов);
д) увеличение более чем на 50 процентов доли организаций культуры, предоставляющих доступ к своим информационным ресурсам с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" со скоростью не менее 100 мбит/сек;
е) расширение доступа жителей республики к культурной деятельности и культурным ценностям, в том числе доступа к электронным ресурсам культуры в дистанционном режиме посредством:
- подключения библиотек республики к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (в 2017 г. - 58 процентов);
- виртуальной трансляции театрами и концертными залами республики проходящих в них спектаклей и концертов до 25 процентов к 2030 г. (2017 г. - 0 процентов);
- виртуальных туров по музеям Тувы (в 2017 г. - 2 процента);
ж) рост доли специалистов отрасли, имеющих профильное образование, с 65 процентов в 2017 году до 100 процентов в 2030 году, при этом половину сотрудников, работающих в отрасли, будут составлять молодые кадры (в 2017 г. - 20,5 процента);
з) охват не менее 15 процентов детей, учащихся 1 - 8 классов, дополнительным образованием в области культуры и искусства (в 2017 г. - 9 процентов).
Целевые показатели развития культуры и искусства Республики Тыва приведены в приложении к Стратегии.
5. Способы и механизмы достижения цели Стратегии.
Приоритетные направления
Становление новой культурной среды Республики Тыва, способствующей реализации цели культурной политики и приумножению человеческого капитала республики, будет обеспечено развитием отрасли в следующих приоритетных направлениях.
5.1. Повышение роли институтов гражданского общества как субъектов культурной политики
Деятельность в сфере культуры осуществляется организациями, учреждениями, предприятиями различной ведомственной принадлежности (государственными, муниципальными, частными, общественными организациями). Для гражданского общества огромное значение имеет деятельность некоммерческих организаций (далее - НКО).
В сфере культуры функционируют коммерческие и некоммерческие организации. Основной целью коммерческих организаций является получение прибыли. Некоммерческие организации не рассматривают в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, их деятельность направлена на достижение культурных, образовательных, научных, благотворительных и иных общественно-полезных целей.
Некоммерческие организации занимают ведущее место в сфере культуры Республики Тыва. Это обусловлено целями их деятельности, которые отвечают функциям сферы культуры в обществе. Это учреждения, ассоциации, фонды, автономные некоммерческие организации, некоммерческие партнерства, государственные корпорации, творческие союзы и т.д.
Социально-культурная сфера не может существовать и развиваться как сфера исключительно государственных интересов. Привлечение внебюджетных источников финансирования, все более активное сотрудничество социально-культурной сферы с финансовым, промышленным и торговым капиталом, общественными движениями и организациями одно из необходимых условий сохранения культурноисторического наследия, воспроизводства творческого потенциала, развития культурной жизни.
Всего в Туве действует 529 зарегистрированных НКО, из них в сфере культуры и искусства - 50 НКО.
За последние 5 лет количество НКО увеличилось вдвое. Это связано с созданием инфраструктуры поддержки государством общественных инициатив. Всего за этот период НКО реализованы 25 проектов. Общая сумма привлеченных средств составила 35 млн. 350,7 тыс. рублей, в том числе:
гранты Президента России - 9 проектов - 12 млн. 315,01 тыс. рублей;
средства Фонда культурных инициатив - 11 проектов - 8 млн. 661,199 тыс. рублей;
средства Российского фонда культуры - 3 проекта - 4 млн. 980 тыс. рублей;
гранты Главы Республики Тыва - 13 проектов - 8 млн. 194,488 тыс. рублей;
гранты мэра г. Кызыла - 3 проекта - 1 млн. 200 тыс. рублей;
средства иных благотворительных фондов - 5 проектов - 8 млн. 584,39 тыс. рублей.
В 2022 году из различных источников НКО Тувы выиграли гранты на реализацию 14 проектов на общую сумму 11 млн. 105,053 тыс. рублей.
Стратегия направлена на повышение роли институтов гражданского общества как субъектов культурной политики:
- стимулирование и поощрение участия в культурной деятельности институтов гражданского общества;
- повышение роли профессиональных сообществ в сфере культуры в решении вопросов управления отраслью;
- повышение роли экспертных советов и общественной экспертизы в процессе отбора и принятия решений по вопросам поддержки творческой деятельности;
- совершенствование механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций путем предоставления на конкурсной основе бюджетных средств;
- взаимодействие с расположенными в республике традиционными централизованными религиозными организациями, использование в культурологическом аспекте их духовно-нравственного потенциала, социокультурных, образовательных, духовных ресурсов.
5.2. Формирование гармонично развитой личности, способной стать активным участником культурного процесса
Указом Президента Российской Федерации от 4 февраля 2021 г. N 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации" утвержден перечень показателей, среди которых имеются такие, как "Число посещений культурных мероприятий", "Условия для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности".
Согласно приложению N 27 к постановлению Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2021 г. N 542 "Об утверждении методик расчета показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2019 г. N 915" целевое значение показателя устанавливается на едином уровне для субъектов Российской Федерации:
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
2025 г. |
2026 г. |
2027 г. |
2028 г. |
2029 г. |
2030 г. |
100 |
101 |
103 |
105 |
107 |
110 |
113 |
115 |
120 |
125 |
130 |
Показатель формируется из суммы 38 данных, 22 из которых предоставляются Министерством культуры Республики Тыва, Министерством образования Республики Тыва, Агентством по делам национальностей Республики Тыва, Агентством по делам молодежи Республики Тыва и ФГБОУ ВО "Тувинский государственный университет" в федеральные информационно-вычислительные системы, 16 - федеральными органами исполнительной власти.
Достижение показателя "Условия для развития гармонично развитой и социально ответственной личности" рассматривается квартально:
Квартал 2022 г. |
План, % |
Факт, % |
I |
101,5 |
80,6 |
II |
102 |
102,9 |
III |
102,5 |
103,6 |
IV |
103 |
182,5 |
Распределение показателей по ответственным лицам выглядит следующим образом:
Ответственные |
Наименование показателя |
Министерство культуры Республики Тыва |
1. Количество грантов и стипендий молодым авторам и исполнителям. 2. Количество грантов НКО в рамках национального проекта "Культура". 3. Количество работников сферы культуры, повысивших квалификацию. 4. Количество участников проекта "Культура для школьников". 5. Количество посетителей мероприятий НКО. 6. Количество посетителей всероссийских, межрегиональных и международных проектов в области музыкального, театрального и изобразительного искусства. |
Министерство образования Республики Тыва |
7. Количество работников сферы образования, повысивших квалификацию по вопросам воспитательной работы. 8. Количество воспитанников военно-исторических лагерей. 9. Количество участников мероприятий патриотической направленности в рамках национального проекта "Образование" . 10. Количество участников движения "ЮНАРМИЯ". 11. Количество участников Российского движения детей и молодежи. 12. Количество учащихся, охваченных программами воспитания. 13. Количество участников просветительских программ для школьников. 14. Количество школ и сузов, в которых внедрены программы воспитания. 15. Количество казачьих молодежных центров. |
Агентство по делам молодежи Республики Тыва |
16. Количество грантов на молодежные инициативы. 17. Количество участников творческих мероприятий. 18. Количество участников мероприятий патриотической направленности. |
Агентство по делам национальностей Республики Тыва |
19. Количество участников мероприятий по укреплению гражданского единства. 20. Количество участников мероприятий этнокультурной направленности. |
ФГБОУ ВО "Тувинский государственный университет" |
21. Количество работников сферы образования, повысивших квалификацию по вопросам воспитательной работы. 22. Количество обучающихся вузов, охваченных программами воспитания. |
Министерством культуры Республики Тыва ежегодно разрабатывается план мероприятий ("дорожная карта") по обеспечению достижения плановых значений показателя "Условия для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности".
Достижение данных показателей способствует:
- созданию благоприятных условий для всестороннего развития человека, его творческой самореализации, получения художественного образования и приобщения к культуре и искусству;
- популяризации всех направлений отрасли культуры в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", повышению этической и эстетической ценности распространяемых культурных продуктов, качества размещаемых материалов и информации;
- формированию у жителей республики потребности в культурных ценностях и ценностных ориентиров путем создания условий и стимулов для развития способности понимать и ценить искусство и культуру, а также обеспечению доступности для населения республики лучших образцов отечественной и зарубежной культуры (реализация на территории Тувы межрегиональных, всероссийских, международных культурных проектов, привлечение творческих деятелей, коллективов, экспертов из других регионов России и зарубежных стран и др.);
- популяризации, в том числе через медиа-проекты, истории тувинской культуры и истории Тувы;
- поддержке ценностно-ориентированных воспитания, образования, культурной деятельности;
- осуществлению просветительской, патриотической и военно-патриотической работы среди детей и молодежи, в том числе на базе музеев, многофункциональных культурных центров, клубных учреждений, а также созданию условий для вовлечения молодежи в волонтерские движения, приобщения их к отечественной истории, культуре, реставрационным и археологическим работам, изучению фольклора и народного творчества, исследовательской деятельности в области культуры и краеведения;
- развитию фестивалей и конкурсов детского и юношеского творчеств;
- повышению значимости работников учреждений культуры и сферы образования на рынке, освоению современных методов решения различных задач.
5.3. Сохранение культурно-исторического наследия Тувы и создание условий для развития культуры
Республика Тыва богата историко-культурным наследием, большая часть которого представлена памятниками археологии, наследием великих кочевых цивилизаций древнего мира и средневековья.
В Республике Тыва всего на государственной охране находятся 860 объектов культурного наследия, большинство из которых - 787 - являются объектами археологического наследия.
Уникальными объектами культурного наследия Республики Тыва являются древнеуйгурская крепость "Пор-Бажын" - памятник федерального значения, историко-культурный комплекс "Долина царей", руины разрушенного храма "Устуу-Хурээ", ниша с изображением Будды, высеченная в скале на одном из берегов Саяно-Шушенского водохранилища, являющаяся единственной в России, многочисленные памятники наскального искусства, древнетюркские изваяния и т.д.
Государственная политика по обеспечению сохранности объектов культурного наследия должна исходить из признания приоритетности сохранения историко-культурного потенциала как одного из главных социально-экономических ресурсов существования и развития народов Российской Федерации и реализовывать комплексный подход к решению вопросов государственной охраны, непосредственного сохранения, распоряжения и использования объектов культурного наследия всех видов и категорий.
Реализация культурной политики является важным направлением муниципальной социальной политики, во многом определяющим комфортность проживания населения на муниципальной территории.
Культурная политика на всех уровнях государственного управления ориентируется поставленными целями по укреплению гражданской идентичности, созданию условий для воспитания граждан, сохранению исторического и культурного наследия.
Потенциал учреждений культуры муниципальных образований Республики Тыва более чем достаточен. Из 373 учреждений культуры 353 (95 процентов) являются муниципальными. Именно данные учреждения в основном обеспечивают достижение поставленных целей и способствуют созданию комфортных условий проживания, творческой самореализации духовного обогащения населения.
Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в полномочия органов местного самоуправления входят:
- осуществление государственной политики в области культуры на своей территории;
- решение финансовых и имущественных вопросов;
- осуществление кадровой политики в области культуры;
- строительство зданий и сооружений муниципальных организаций культуры, обустройство прилегающих к ним территорий.
На территориях муниципальных образований Республики Тыва построены и капитально отремонтированы, оснащены современным профильным оборудованием 35 домов культуры, оснащены оборудованием 2 детские школы искусств, капитально отремонтированы 6 детских школ искусств, поддержана творческая деятельность 9 муниципальных театров, создано 15 модельных библиотек, приобретено 3 автоклуба, присуждено федеральных премий 35 сельским учреждениям культуры по 100 тыс. рублей и 65 работникам сельских учреждений культуры по 50 тыс . рублей.
Немалая работа проделана за счет бюджета республики. С начала реализации губернаторского проекта "Сорунза" построено и оснащено оборудованием 11 домов культуры, создано 3 модельных библиотеки регионального значения. С 2022 года начата реализация ведомственного проекта "Адресная подготовка кадров" по поддержке кадрового обеспечения учреждений культуры.
Несмотря на предпринимаемые меры по поддержке муниципальных учреждений культуры имеется ряд значительных проблем, решение которых находится в прямой компетенции руководителей органов местного самоуправления муниципальных образований:
1) ввиду дефицита квалифицированных кадров и нехватки штатных единиц учреждениями культуры не применяются новые формы и методы работы с населением, что снижает интерес посетителей к деятельности учреждений. Качество проводимых мероприятий и клубных формирований со стороны учредителей не контролируется;
2) многие кружковые занятия в домах культуры зачастую существуют только в отчетной документации, проводятся не системно и имеют тенденцию завышения числа участников;
3) не принимаются действенные меры по обеспечению охвата населения творческой деятельностью и приобщению к чтению. В частности, это касается работы с детьми, состоящими на профилактических учетах муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних. Если по Республике Тыва количество данных детей составляет 1820 чел., то охвачены деятельностью домов культуры, библиотек и детских школ искусств только 202 чел. (11 процентов);
4) муниципальным бюджетом финансируются только текущие расходы учреждений культуры - заработная плата, обеспечение углем, коммунальные расходы. В частности, в детских школах искусств критичной является оснащенность музыкальными инструментами, художественным и хореографическим оборудованием, оргтехникой, учебно-методическими пособиями, ученической мебелью;
5) книжный фонд библиотек республики устарел и не удовлетворяет потребностей читателей. Особенно это касается краеведческой, художественной и правовой литературы;
6) в созданных модельных библиотеках учредителями не соблюдаются требования по ежегодному комплектованию книжного фонда новой литературой (не менее 5 процентов от общего книжного фонда), обеспечению не менее двух штатных единиц, оплате услуг за доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Наличие при доме культуры стабильно функционирующего коллектива художественной самодеятельности является одним из основных показателей профессионализма и качества работы с населением. На сегодня в 13 муниципальных образованиях республики имеется 32 коллектива художественной самодеятельности, носящих звания "образцовый" и "народный". Коллективов со званиями не имеется в Тоджинском, Бай-Тайгинском, Барун-Хемчикском, Тере-Хольском и Сут-Хольском районах.
За высокие достижения в сохранении и развитии народного художественного творчества и традиционной культуры народов России народному ансамблю песни и танца "Улуг-Хем" присвоено звание "Заслуженный коллектив народного творчества" на 2023 - 2027 годы в соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от 10 января 2023 г. N 11.
Проблемы в развитии учреждений культуры связаны с дефицитом квалифицированных специалистов, финансированием отрасли по остаточному принципу и отсутствию контроля за эффективностью деятельности учреждений со стороны муниципалитетов.
Реализация Стратегии направлена на:
а) сохранение традиций и создание условий для развития всех видов народного художественного творчества, традиционных художественных ремесел, в том числе самобытной культуры коренных малочисленных народов Республики Тыва;
б) сохранение облика исторических поселений, активное их введение в экономический и культурный оборот;
в) развитие инфраструктуры отрасли с учетом документов стратегического планирования республики, необходимости сглаживания региональных диспропорций и обеспечения инфраструктурного развития ключевых учреждений культуры;
г) создание благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в культуру с использованием различных механизмов государственно-частного партнерства, включая:
- участие частных инвесторов в строительстве и ремонте объектов культуры, реставрации и восстановлении объектов культурного наследия, приспособлении их для современного использования;
- привлечение частных средств на поддержку образовательных и просветительских проектов;
д) развитие гастрольной и фестивальной деятельности, активизацию культурного обмена между кожуунами с целью популяризации искусства и выравнивания возможностей доступа жителей различных территорий к культурным благам;
е) интеграцию республики в общероссийский и мировой культурный процесс - продвижение культуры региона за его пределами (гастроли, участие в конкурсах, выставках, фестивалях и др.), формирование конкурентоспособного культурного бренда Тувы как территории культурных традиций и творческих инноваций;
ж) совершенствование системы предпрофессионального и профессионального образования, обеспечивающей высокий профессиональный уровень деятелей культуры и искусства;
з) создание эффективной системы мотивации талантливой молодежи на получение образования в области культуры и искусства, в том числе путем реализации грантовых программ для финансирования обучения в творческих федеральных вузах, расположенных в республике, и системы мотивации молодых специалистов творческих профессий на работу в учреждениях культуры республики;
и) совершенствование системы подготовки и повышения квалификации специалистов в сфере культуры и массовых коммуникаций;
к) развитие культурно-познавательного туризма, включение историко-культурного потенциала региона в систему туристических потоков.
5.4. Повышение социального статуса семьи как общественного института, обеспечивающего воспитание и передачу от поколения к поколению традиционных ценностей
Основными исполнителями данного направления деятельности являются культурно-досуговые, библиотечные учреждения, музеи и детские школы искусств.
В целях обеспечения комфортных условий для работы с несовершеннолетними в учреждениях культуры из 144 домов культуры модернизирован 61 дом культуры, в процессе строительства нового здания и капитального ремонта - 8 домов культуры, из 170 сельских библиотек 15 библиотек являются модельными, в 2023 будут созданы еще 3 модельные библиотеки, из 32 детских школ искусств капитально отремонтированы и оснащены 11.
Кроме того, создано 7 кинозалов при домах культуры, созданы виртуальные концертные залы при Дворце культуры г. Ак-Довурака и ГБНОУ "Кызылский колледж искусств", открыта Школа креативных индустрий в г. Кызыле.
В составах 19 муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защиты их прав участвуют работники культуры, которые обеспечивают привлечение детей состоящих на учете в культурно-досуговую занятость. Средний показатель охвата детей - 409 (по данным управлений культуры).
Министерством культуры Республики Тыва ежеквартально проводится мониторинг участия детей, состоящих на учете муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, кабинетов по делам несовершеннолетних, в деятельности учреждений культуры.
Деятельность по развитию традиционной культуры и ремесел ориентирована на создание условий по сохранению и возрождению национальной кухни, одежды, игр, обычаев и обрядов, устного и музыкального фольклора тувинского народа, обеспечение преемственности в работе по сохранению и развитию историко-культурного наследия народа.
Начиная с 2017 года при домах культуры функционируют Клубы народных традиций, работающие по методическим разработкам ГБУ "Центр развития тувинской традиционной культуры и ремесел имени К.Б. Ондара". Клубами народных традиций ежемесячно проводится консультационная и методическая работа с населением по проведению семейных торжеств, традиционных обрядов, дагылга. В целях пропаганды здорового образа жизни и ограничения употребления алкогольной продукции среди населения помещения учреждений культуры объявлены территориями трезвости, в которых запрещено проведение семейных мероприятий (дожек-дой, свадьба, поминки, юбилеи) с распитием спиртных напитков. В качестве альтернативы ведется работа по пропаганде новых методов и форм проведения семейных мероприятий с возрождением народных традиций и обычаев без распития спиртных напитков.
Большую роль ГБУ "Центр развития тувинской традиционной культуры и ремесел имени К.Б. Ондара" и Клубы народных традиций играют в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. Данными учреждениями в учебных заведениях Республики Тыва на постоянной основе проводятся выездные мероприятия ("Кыстын будужу", "Эрнин эрези" и т.д.), направленные на воспитание традиционных семейных ценностей и формирование правильных жизненных ориентиров у детей и молодежи.
В целях развития и сохранения обычаев и традиций ГБУ "Республиканский центр народного творчества и досуга имени К.Б. Ондара" начата реализация масштабных проектов - межрегиональный фестиваль колыбели "Колыбель моя. Кавай" и межрегиональный фестиваль этнических праздников и обрядов "Встречи в Центре Азии". Традиционно большой интерес вызывает республиканский фестиваль "Тыва - бистин оргээвис", на протяжении более чем 20 лет являющийся главным и самым масштабным событием в сфере народного творчества Республики Тыва.
Направления реализации Стратегии:
- содействие возрождению традиций семейного воспитания, утверждению в общественном сознании традиционных семейных ценностей, повышению социального статуса семьи, налаживанию диалога между поколениями в масштабах общества;
- стимулирование, в том числе через систему скидок и льгот, семейного посещения музеев, театров и иных культурных учреждений;
- создание стимулов для семейного творчества как на любительском, так и на профессиональном уровне, популяризация семейных династий в культуре;
- стимулирование и популяризация изучения истории семьи и рода (аймаков), в том числе путем исследования архивных документов;
- популяризация семейного культурно-познавательного туризма.
5.5. Развитие кинематографии в Туве
При Министерстве культуры Республики Тыва с 2015 года функционирует Кинокомиссия, деятельность которой направлена на развитие киноискусства в регионе. Кинокомиссия организует акции, координирует вопросы кинопроката и взаимодействует с организациями кинематографии, осуществляющими производство фильмов на территории Республики Тыва. Кроме того, она осуществляет контроль за реализацией программы поддержки кинотеатров, ориентированной на развитие кинотеатральной сети в Российской Федерации и реализуемой Федеральным фондом социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии.
На территории Тувы осуществляет деятельность кинокомпания "Улан", занимающаяся профессиональным производством художественных фильмов. В 2019 году студия "Улан" сняла фильм "Бардо", который считается первым тувинским фильмом, получившим прокатное удостоверение от Министерства культуры Российской Федерации. Художественный фильм "Бардо" (режиссёр - Р. Ооржак, сценарист и продюсер - В. Петров) по одноимённой пьесе Виталия Петрова стал первым тувинским фильмом, вышедшим в международный прокат через онлайн-кинотеатры ivi, okko, megogo, tvzavr на территориях 16 стран. Также он победил в номинации "Лучший сценарий" на XIII Чебоксарском Международном кинофестивале и стал дипломантом на I Кинофестивале коренных народов Сибири.
При поддержке Министерства культуры Республики Тыва к 100-летию образования Тувинской Народной Республики снят исторический художественный фильм "Стальные ветра". Общий бюджет картины составил около двух миллионов рублей.
Для устойчивого развития кинематографии в Туве Министерство культуры Республики Тыва в рамках ведомственной программы "Адресная подготовка кадров" с 2021 года проводит курсы профессиональной переподготовки кадров по специальностям "режиссер игрового кино" и "линейный продюсер". С 2022 года осуществляются съемки художественных фильмов.
Для поддержки начинающих авторов организуются питчинги (защита сценарных заявок), на которых рассматривается возможность финансирования съёмок фильма.
Кинокомиссией при Министерстве культуры Республики Тыва также проводится работа по укреплению материально-технической базы. В частности, производится закупка кинооборудования Blackmagic, Sony, светового и звукового кинооборудования.
Кинокомиссия активно ведет работу со студиями анимации, фото- и видеотворчества Школы креативных индустрий. Общий объём инвестиций в Школу креативных индустрий составляет более 54 миллионов рублей, закуплено современное оборудование, в том числе необходимое для полноценного производства видеоконтента и создания фильмов. Кинокомиссия будет реализовывать совместные проекты со Школой креативных индустрий, в том числе в области подготовки будущих кадров для киноиндустрии.
Помимо этого, в ведение Министерства культуры Республики Тыва перешел кинотеатр "Найырал", где организовывают показы тувинских фильмов.
Для популяризации тувинского кинематографа на территории Республики Тыва проводятся мероприятия международного уровня - Международный кинофестиваль кочевых народов мира и Буддийский международный кинофестиваль, где участвуют представители из Кыргызстана, Норвегии, Республик Алтая, Башкирии, Бурятии, Калмыкии, Марий-Эл, Мордовии, Татарстана, Якутии и др.
5.6. Развитие межрегиональных и международных культурных связей
Одним из самых важных факторов, который необходимо учитывать при межрегиональном взаимодействии - многонациональность, межъязыковые факторы и богатое разнообразие различных культур Российской Федерации.
Межрегиональное и международное сотрудничество государств - согласованные действия органов государственной власти, органов власти административно-территориальных единиц государств, органов местного самоуправления, юридических лиц, общественных организаций, совершаемые в рамках действующего законодательства, направленные на укрепление всесторонних отношений сопредельных государств, гармоничное сосуществование и взаимодействие различных культур.
Министерство культуры Республики Тыва активно взаимодействует с регионами Российской Федерации, подписано более 40 соглашений о сотрудничестве, которые включают в себя самые различные направления и форматы взаимодействия, обмена информацией и профессиональным опытом, внедрение новых форм работы, продвижение тувинской культуры, использование новых технологий для улучшения эффективности работы с различными ресурсами, проведение совместных мероприятий (семинаров, вебинаров, онлайн-конференций, концертов и т.д.).
Проведение совместных мероприятий является одним из привлекательных и эффективных способов увеличения аудитории на межрегиональном уровне. Если учесть тот факт, что подобные мероприятия проводятся с использованием различных технологий, то это способствует выходу на новый, более прогрессивный уровень.
Министерством культуры Республики Тыва за двенадцать месяцев 2022 года всего проведено 142 межрегиональных и международных мероприятия, в том числе 72 - участие в конкурсах, фестивалях, 13 - участие в акциях, 19 - гастрольная деятельность (показ спектакля, концерты), 14 - участие в курсах повышения квалификации, 14 - участие в конференции, симпозиумах, форуме/конгрессе, 2 - участие в телемостах, 6 - показы спектаклей за пределами республики, 2 - подписание соглашений о сотрудничестве.
Из них 111 мероприятий проведены за пределами республики, 31 - на территории республики (курсы повышения квалификации, гастроли, показ оперы, балета):
- проект "Страна талантов" телеканала НТВ, принял участие ансамбль "Тыва", по результатам голосования занял третье место;
- проект "Большие гастроли" - ГБУ культуры и искусства РБ "Башкирский государственный театр кукол" представило спектакль "Тысяча и одна ночь" в г. Кызыле, ГБУ "Тувинский государственный театр кукол" в Республике Башкортостан представил ответные спектакли - "Я-Будда!", "Иссумбоси, путь маленького самурая", "Рикки-Тикки-Тави";
- артисты из Хакасии представили зрителям Республики Тыва два спектакля "Метель" и "Играем Маленького Мука" в рамках подписанного соглашения о сотрудничестве с ГАУ культуры и искусства Республики Хакасия "Русский академическим театром драмы имени М.Ю. Лермонтова";
- согласно договоренности с Красноярским государственным академическим ансамблем танца Сибири имени Михаила Годенко прошел концерт "Сибирь моя" на сцене ГБУ "Национальный театр Республики Тыва им. В. Кок-оола";
- Московский театр современной комедии в рамках гастрольной деятельности представил спектакль "Сниму квартиру" (антреприза) на сцене ГБУ "Национальный театр Республики Тыва им. В. Кок-оола";
- опера в формате semi-stage "Свадьба Фигаро", в которой приняли участие солистка и музыканты Симфонического оркестра им. В. Тока, хор ГБПОУ Республики Тыва "Кызылский колледж искусств им. А.Б. Чыргал-оола";
- на сцене ГБУ "Национальный театр Республики Тыва им. В. Кок-оола" представлен концерт "Звезды балета Азии" с участием артистов балета гг. Москвы, Улан-Удэ, из Японии и Узбекистана;
- прошел IV Международный фестиваль горлового пения "Хоомей в Центре Азии", где приняли участие 89 участников (ансамбли - 16, сольные исполнители - 73), прибыли почетные гости из Монголии, Кыргызстана, Казахстана и Якутии, Алтая и Хакасии;
- проведен II Международный форум библиотек "Через библиотеку к развитию общества", в котором приняли участие более 70 чел., из них 20 - заочно (онлайн), 53 - директора и сотрудники республиканских библиотек;
- проведен Межрегиональный фестиваль этнических праздников и обрядов "Встречи в Центре Азии", в фестивале всего принял участие 841 человек, из которых 59 - коллективы из других регионов (Кемеровской, Иркутской, Новосибирской областей, республик Хакасия, Алтай, Бурятия.);
- проведен комплекс мероприятий социокультурного проекта Курагинского района "Культурно-образовательный маршрут Курагинский район - Тыва - Монголия - язык взаимодействия", в рамках которых были проведены "круглый стол" на тему "Перспективы сотрудничества Курагинского района, республик Тыва и Монголия", выставка-подворье, концерт;
- проведен концерт Красноярского академического симфонического оркестра, посвященный 80-летию со дня рождения выдающегося тувинского композитора В. Тока, по проекту "Енисейская акварель Владимира Тока";
- представлена выставка "Тува - колыбель скифской культуры" ГБУ "Национальный музей им. Алдан-Маадыр Республики Тыва" в Таймырском краеведческом музее г. Дудинка;
- в Доме народного творчества состоялись гастроли ГАУ культуры "Рязанский государственный областной театр для детей и молодежи" с показом спектакля "Анна Снегина" и выставкой по проекту "Есенинский гастрольный тур", поддержанному Президентским фондом культурных инициатив;
- проведен концерт Игоря Бутмана, посвященный 100-летию российского джаза. В концерте приняли участие квартет И. Бутмана и вокалистка Фантине. Мероприятие состоялось в зале ГБУ "Национальный музыкально-драматический театр Республики Тыва им. В. Кок-оола";
- на сцене ГБУ культуры города Москвы "Московский академический театр им. В. Маяковского" состоялся показ спектакля ГБУ "Национальный музыкально-драматический театр Республики Тыва им. В. Кок-оола" "Янтарные бусы" в рамках фестиваля "Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры". В рамках проведения спектакля в фойе театра для зрителей была организована фотовыставка золотых изделий скифского периода, обнаруженных при раскопках кургана "Аржаан-2";
- участие ГБУ "Национальный музыкально-драматический театр Республики Тыва им. В. Кок-оола" со спектаклем "Свадьба кочевников" в фестивале "МанджиевФест", приуроченном к 65-летию режиссёра Бориса Манджиева в г. Элиста, Калмыкия;
- во Дворце спорта им. Ивана Ярыгина в г. Красноярске состоялось грандиозное театрализованное представление, посвященное 200-летию Енисейской губернии. В постановке приняли участие около 1300 артистов из Красноярского края, Тувы и Хакасии, среди них - артисты ГБУ "Тувинский национальный театр музыки и танца "Саяны", ГАУ "Тувинская государственная филармония им. В.М. Халилова", ГБУ "Духовой оркестр Правительства Республики Тыва им. Т.Д. Дулуша", ГБУ "Тувинский национальный оркестр";
- состоялась презентация памятника "Дерсу Узала", посвященная 110-летию со дня рождения народного артиста РСФСР и Тувинской АССР Максима Мунзука (скульпторы Студии им. М. Грекова Департамента культуры Министерства обороны Российской Федерации).
Формирование новой модели деятельности для развития межрегиональных и международных связей включает в себя:
- развитие взаимовыгодного сотрудничества, в том числе в реализации культурной политики республики, предоставлении различных видов культурно-социальных услуг;
- стимулирование создания институтов развития в сфере культуры;
- переход на многоканальную систему финансирования отрасли с увеличением в расходах на культуру доли внебюджетных источников, в том числе путем развития государственно-частного партнерства, благотворительной деятельности, меценатства и иных альтернативных механизмов финансирования культуры;
- создание и (или) привлечение к работе на территории республики фондов целевого капитала (эндаумент-фондов) для аккумулирования финансовых средств в целях долгосрочной поддержки сферы культуры.
5.7. Способы достижения цели Стратегии
Проектное управление, целевые модели.
Переход на проектный метод управления позволил решить проблему взаимодействия и координации между органами исполнительной власти республики, исключить дублирование полномочий, а также обеспечить мотивирование кадров, влияющие на решение тех или иных задач.
Использование целевых моделей планируется в рамках взаимодействия с органами местного самоуправления и органами исполнительной власти в целях доведения до них целевых задач и ориентиров при реализации полномочий по развитию культуры и искусства.
Реализация программно-целевого метода.
Основным источником, обеспечивающим реализацию Стратегии, являются национальный проект "Культура", государственная программа Республики Тыва "Развитие культуры и искусства Республики Тыва" и другие действующие нормативно-правовые акты в сфере культуры.
При этом мероприятия, показатели и параметры государственных программ могут быть при необходимости скорректированы с учетом положений Основ государственной культурной политики и Стратегии.
6. Сроки и этапы реализации Стратегии
Реализация Стратегии рассчитана на период 2023 - 2030 годов.
Достижение главной цели и решение задач Стратегии будет осуществляться поэтапно с учетом сложившихся реалий и прогнозируемых процессов социально-экономического развития Республики Тыва.
Стратегию предполагается реализовывать в два этапа:
I этап - 2023 - 2025 годы;
II этап - 2026 - 2030 годы.
На первом этапе утверждается план реализации Стратегии, приводятся в соответствие документы стратегического планирования и планы по их реализации, осуществляются меры законодательного и нормативно-правового характера, обеспечивающие совершенствование регионального законодательства и нормативных правовых актов Республики Тыва в связи с принятием Основ государственной культурной политики и Стратегии и корректировку соответствующих государственных программ Республики Тыва.
Обеспечивается межведомственная и межуровневая координация вопросов реализации государственной культурной политики. Разрабатывается и внедряется система качественных и количественных показателей эффективности реализации Стратегии. Разрабатывается и начинает функционировать информационно-аналитическая система мониторинга реализации государственной культурной политики. Эффективно функционирует система кадрового потенциала.
На втором этапе принимаются меры законодательного и нормативно-правового характера, обеспечивающие существенное повышение ресурсной обеспеченности культуры преимущественно за счет государственно-частного партнерства и создания институтов развития, а также меры организационного и финансового характера, необходимые для достижения целей, задач и приоритетов Основ государственной культурной политики и Стратегии.
7. Ожидаемые результаты реализации Стратегии
Реализация Стратегии позволит:
- сформировать новую ценностно ориентированную модель государственной культурной политики;
- увеличить финансирование отрасли культуры за счет консолидированного бюджета до 8 процентов к 2030 году (в 2017 г. - 4 процента);
- обеспечить долю внебюджетных инвестиций в культуру на уровне не менее 10 процентов совокупных расходов на культуру за счет всех источников (в 2017 г. - 7 процентов);
- увеличить число обновленных объектов культуры и искусства за счет реконструкции зданий ГАУ "Тувинская государственная филармония им. В.М. Халилова", сельских домов культуры и новых объектов за счет строительства Центра культурного развития и домов культуры;
- довести уровень материально-технической обеспеченности учреждений культуры и искусства до 80-90 процентов;
- создать эффективный механизм привлечения в культуру частных инвестиций, в том числе в рамках государственно-частного партнерства;
- создать эффективную и ресурсно обеспеченную систему сохранения объектов культурного наследия, позволяющую постоянно снижать долю памятников, находящихся в неудовлетворительном состоянии;
- обеспечить использование исторического и культурного наследия (традиций, обычаев, обрядов, изделий народно-художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства) для воспитания и образования подрастающего поколения;
- продолжить расширение знаний и пространства русского языка, особенно в сельской местности Республики Тыва;
- продолжить выпуск национальных фильмов;
- вовлечь профессиональные сообщества, союзы и общественные организации в сфере культуры в реализацию государственной культурной политики.
В целях обеспечения успешной реализации Стратегии формируется специальный механизм контроля, включающий следующие элементы:
- создание межведомственной комиссии по культуре при Правительстве Республики Тыва - постоянно действующего рабочего органа, основной задачей которого будет являться принятие ключевых решений, связанных с контролем за реализацией Стратегии. В состав указанного органа предполагается включить представителей всех основных заинтересованных сторон;
- закрепление органов исполнительной власти, государственных органов, ответственных за выполнение мероприятий Стратегии;
- создание системы мониторинга, позволяющей отслеживать выполнение показателей, характеризующих достижение главной цели и решение задач Стратегии.
Межведомственная комиссия по культуре при Правительстве Республики Тыва:
- осуществляет управление реализацией Стратегии и несет ответственность за достигнутые результаты, координирует действия участников выполнения Стратегии, подготавливает в пределах своих полномочий проекты нормативных правовых актов, необходимых для реализации Стратегии, осуществляет контроль за ходом ее реализации и корректировки;
- обеспечивает общественное обсуждение результатов реализации Стратегии и представление их в средствах массовой информации;
- формирует и ежегодно представляет в Правительство Республики Тыва отчет о достигнутых результатах реализации Стратегии.
Приложение
к Стратегии развития культуры и
искусства в Республике Тыва
на период до 2030 годы
Целевые показатели
развития культуры и искусства Республики Тыва
Наименование целевого показателя |
Единица измерения |
Достижение целевого показателя по годам |
|||
2022 |
2025 |
2027 |
2030 |
||
1. Государственная поддержка лучших сельских учреждений культуры |
ед. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2. Государственная поддержка лучших работников сельских учреждений культуры |
чел. |
7 |
7 |
7 |
7 |
3. Переоснащение муниципальных библиотек по модельному стандарту |
ед. |
5 |
3 |
- |
- |
4. Число посещений культурных мероприятий |
посещений |
2 400 000 |
2 600 000 |
3 100 000 |
4 004 000 |
5. Построены центры культурного развития в субъектах Российской Федерации в городах с числом жителей до 300 000 человек |
ед. |
0 |
1 |
0 |
0 |
6. Количество проведенных культурно-массовых мероприятий в театральноконцертных организациях, культурно-досуговых учреждениях |
ед. |
24 650 |
24 700 |
24 750 |
24 800 |
7. Средняя численность участников клубных формирований в расчете на 1 тыс. человек |
ед. |
104,6 |
104,7 |
104,8 |
104,9 |
8. Доля зданий организаций культурно-досугового типа в сельской местности, находящихся в неудовлетворительном состоянии, от общего количества зданий учреждений культурно-досугового типа в сельской местности |
процентов |
11 |
10 |
9 |
8 |
9. Объем инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета |
тыс. рублей |
40500 |
41000 |
41500 |
42000 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Тыва от 27 сентября 2023 г. N 711 "Об утверждении Стратегии развития культуры и искусства Республики Тыва на период до 2030 года"
Вступает в силу с 27 сентября 2023 г.
Опубликование:
официальный сайт Правительства Республики Тыва (GOV.RTYVA.RU) 27 сентября 2023 г.
официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) 28 сентября 2023 г. N 1700202309280004