г. Краснодар |
|
27 января 2020 г. |
Дело N А53-12071/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 января 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Воловик Л.Н. и Драбо Т.Н., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Дон Алко" (ИНН 6166076647, ОГРН 1106193006809), заинтересованного лица - Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (ИНН 6165157156, ОГРН 1096165003791) (заявило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дон Алко" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.07.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2019 по делу N А53-12071/2019, установил следующее.
ООО "Дон Алко" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (далее -управление) о признании незаконным и отмене постановления от 10.07.2019 N 07-10-19/32 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 150 тыс. рублей штрафа.
Решением суда от 10.07.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.09.2019, в удовлетворении заявления отказано со ссылкой на наличие в действиях общества состава правонарушения по статье 14.19 Кодекса, соблюдение процедуры и сроков привлечения общества к административной ответственности, отсутствие оснований для применения статей 2.9, 4.1 и 4.1.1 Кодекса.
Общество обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 10.07.2019 и постановление апелляционной инстанции от 20.09.2019, принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы считает, что судом не исследован вопрос о нарушении порядка проведения административного расследования, не дана правовая оценка доводу общества о тяжелом финансовом состоянии, о чем свидетельствуют низкие финансовые показатели и высокая кредиторская задолженность. Просит снизить размер назначенного штрафа до 75 тыс. рублей.
В отзыве на кассационную жалобу управление считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, согласно проведенному анализу информации о деятельности юридических лиц посредством использования федеральных государственных информационных систем управление установило, что общество при осуществлении деятельности по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Шолохова, д. 306 (место совершения административного правонарушения) в период с 26.03.2018 по 18.12.2018 допустило нарушение пункта 5.1.1 Порядка заполнения и сроков предоставления заявки о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции (в том числе на экспорт и возврат) (приложение N 5 к приказу Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 N 149 "Об утверждении форм заявок о фиксации в Единой государственной автоматизированной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о продукции, об объеме производства и оборота продукции, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, подтверждений о фиксации уведомлений об отказе в фиксации указанной информации, а также формы и порядка заполнения запросов организаций и предоставлении информации, содержащейся в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и справок, предоставляемых территориальными органами Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на основании этих запросов" (далее - приказ N 149)):
- за период с 25.04.2018 по 06.09.2018" обществом зафиксированы поставки алкогольной продукции по ряду товарно-транспортных накладных (далее - ТТН) после выезда транспортного средства с продукцией с территории организации-поставщика продукции.
- за период с 26.03.2018 по 18.12.2018" обществом зафиксирован ряд поставок, о чем представлены копии ТТН с приложением справок А и Б, путевые листы. Однако в представленных ТТН дата прибытия груза и дата убытия груза не указана, номера путевых листов на ТТН отсутствуют, номер маршрута не указан. Доказательства фиксации ТТН в ЕГАИС до выезда транспортного средства с продукцией с территории организации-поставщика продукции, отсутствуют.
- за период с 26.03.2018 по 08.06.2018" обществом зафиксирован ряд поставок, в которых дата отгрузки ТТН, зафиксированная оператором организации-поставщика продукции, не совпадает с датой фактической отгрузки ТТН: в ЕГАИС зафиксирована поставка алкогольной продукции по ТТН от 31.05.2018 N ИЖ0007526, однако фактически осуществлена поставка алкогольной продукции по ТТН от 24.05.2018 N ИЖ-007526; по ТТН от 07.06.2018 N ИЖ-0007970 фактически осуществлена поставка алкогольной продукции 01.06.2018.
По данному факту управление составило протокол от 14.03.2019 N 07-10-19/32 и вынесло постановление от 10.07.2019 N 07-10-19/32 о привлечении общества к административной ответственности по статье 14.19 Кодекса в виде 150 тыс. рублей штрафа.
В соответствии со статьями 207 и 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обжаловало постановление управления в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции правомерно руководствовались следующим.
Статья 14.19 Кодекса предусматривает административную ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксацию информации в ЕГАИС в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке.
Правовые основы регулирования деятельности по обеспечению государственного учета и отчетности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет объема их производства и (или) оборота.
Формы, порядок заполнения и сроки представления заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об объеме производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утверждены приказом N 149.
В соответствии с абзацем 1 пункта 5.1.1 Приложения N 5 к приказу N 149, заявка о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции (в том числе на экспорт и возврат) представляется организациями, осуществляющими поставку продукции, по месту их нахождения (по месту нахождения их обособленных подразделений), до выезда транспортного средства с продукцией с территории организации - поставщика продукции.
До создания заявки о фиксации в ЕГАИС сведений об отгрузке продукции заполняются признаки сведений об отгрузке.
В разделе заявки о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке в полях "5. Дата отпуска груза", "6. Номер документа" и "7. Серия документа" указываются соответственно фактические даты отгрузки (по умолчанию установлена текущая дата), номер и серия товарно-транспортной накладной, сведения о которой фиксируются в ЕГАИС, - заполняются оператором организации-поставщика продукции.
Таким образом, дата отгрузки ТТН зафиксированная оператором организации-поставщика продукции, должна совпадать с датой фактической отгрузки ТТН и подтверждаться первичными документами.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, в нарушение приведенных положений законодательства, общество осуществляло оборот алкогольной продукции с нарушением установленного порядка учета оборота алкогольной продукции, что образует объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 Кодекса.
Суды указали, что данные нарушения допущены обществом вследствие непринятия мер по контролю за порядком учета оборота алкогольной продукции; общество имело возможность не допустить совершение административного правонарушения, однако не предприняло всех необходимых исчерпывающих мер необходимых для соблюдения установленного порядка учета оборота алкогольной продукции.
Суды правильно исходили из того, что в материалы дела не представлены доказательства невозможности соблюдения обществом установленных норм и правил в силу чрезвычайных и иных непредвиденных обстоятельств, которые общество не могло предусмотреть, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.
Суды обоснованно отклонили довод общества о том, что административное расследование необоснованно проводилось управлением в течение двух месяцев, установив, что определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования вынесено 17.01.2019.
Данным определением у общества истребованы надлежащим образом заверенные копии первичных документов, подтверждающих поставку алкогольной продукции, а именно ТТН с приложением справок по форме А и Б, путевые листы, маршрутные листы, договоры поставки и иные документы, подтверждающие достоверность сведений ЕГАИС.
В ответ на вышеуказанное определение обществом представлены объяснения от 31.01.2019 N 8 с приложением документов.
Определением от 15.02.2019 срок административного расследования по делу об административном правонарушении продлен, поскольку ранее в адрес контрагентов общества направлены определения об истребовании сведений от 08.02.2019 N 07-10-19/32-1, от 13.02.2019 N 07-10-19/32-2, от 13.02.2019 N 07-10-19/32-3. Кроме того, письмом от 12.02.2019 N 12 общество в ответ на определение от 17.01.2019 N 07-10-19/32 сообщило, что путевые листы будут представлены 21.02.2019, поскольку путевые листы находятся у перевозчика алкогольной продукции ЗАО "Кубаньоптпродторг" и соответственно направлен запрос перевозчику о предоставлении копий путевых листов.
Поскольку по состоянию на 15.02.2019 управление не располагало документами, необходимыми для выяснения всех обстоятельств административного дела, в связи с чем для выяснения дополнительных обстоятельств дела, руководствуясь частью 5 статьи 28.7 Кодекса, срок административного расследования в отношении общества был продлен до 15.03.2019.
На основании изложенного судебные инстанции пришли к правомерному выводу, что, управление не допустило нарушений рассмотрения дела об административном правонарушении, влекущих незаконность и отмену постановления о привлечении к административной ответственности.
Вывод судов о соблюдении процедуры привлечения общества к административной ответственности основан на исследовании и совокупной оценке представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц.
Суды также правомерно установили, что установленный статьей 4.5 Кодекса срок давности привлечения общества к административной ответственности по статье 14.19 Кодекса не истек. При этом указали, что с учетом приведенных в ТТН дат (24.05.2018, 01.06.2018, 26.04.018, 05.05. 2018, 19.12.2018 и др.) постановление от 21.03.2019 вынесено в пределах годичного срока давности привлечения к административной ответственности, который истек в декабре 2019 года.
Суды обсудили вопрос о возможности применения статей 2.9, 4.1.1 Кодекса и не усмотрели основания ни для замены административного штрафа на предупреждение, ни для квалификации правонарушения в качестве малозначительного.
Судом апелляционной инстанции также не установлено оснований для снижения размера назначенного штрафа ниже низшего предела.
Суд установил, что административное наказание назначено обществу в размере 150 тыс. рублей, что соответствует минимальной санкции статьи 14.19 Кодекса.
Рассмотрев доводы о том, что общество находится в тяжелом экономическом положении, о чем свидетельствуют низкие финансовые показатели и высокая кредиторская задолженность, суд апелляционной инстанции установил, что в материалы дела обществом представлен отчет о финансовых результатах за 1 полугодие 2019 года и за 1 полугодие 2018 года. При этом, документы бухгалтерской отчетности, свидетельствующие о реальном материально-финансовом состоянии организации, в том числе бухгалтерский баланс с указанием активов, общество не представило.
Вместе с тем, представленная обществом отчетность не подтверждает отсутствие у него возможности выплатить назначенный штраф либо что взыскание штрафа в установленном размере повлечет для общества необратимые последствия, в том числе может привести к несостоятельности (банкротству) и невозможности осуществления хозяйственной деятельности.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не установил обстоятельств, свидетельствующих о том, что наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах - 150 тыс. рублей - не отвечает целям административной ответственности и влечет необоснованное ограничение прав юридического лица.
Учитывая характер совершенного правонарушения, а также степень вины правонарушителя, повышенную опасность правонарушения, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу, что назначенное обществу наказание в виде 150 тыс. рублей штрафа соответствует цели предупреждения совершения новых правонарушений.
В полномочия суда кассационной инстанции не входит переоценка выводов судов первой и апелляционной инстанций, в т. ч. относительно снижения размера штрафа и освобождения от административной ответственности.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.07.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2019 по делу N А53-12071/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку по состоянию на 15.02.2019 управление не располагало документами, необходимыми для выяснения всех обстоятельств административного дела, в связи с чем для выяснения дополнительных обстоятельств дела, руководствуясь частью 5 статьи 28.7 Кодекса, срок административного расследования в отношении общества был продлен до 15.03.2019.
...
Суды также правомерно установили, что установленный статьей 4.5 Кодекса срок давности привлечения общества к административной ответственности по статье 14.19 Кодекса не истек. При этом указали, что с учетом приведенных в ТТН дат (24.05.2018, 01.06.2018, 26.04.018, 05.05. 2018, 19.12.2018 и др.) постановление от 21.03.2019 вынесено в пределах годичного срока давности привлечения к административной ответственности, который истек в декабре 2019 года.
Суды обсудили вопрос о возможности применения статей 2.9, 4.1.1 Кодекса и не усмотрели основания ни для замены административного штрафа на предупреждение, ни для квалификации правонарушения в качестве малозначительного.
...
Суд установил, что административное наказание назначено обществу в размере 150 тыс. рублей, что соответствует минимальной санкции статьи 14.19 Кодекса."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 января 2020 г. N Ф08-12508/19 по делу N А53-12071/2019
Хронология рассмотрения дела:
27.01.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-12508/19
20.09.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-14722/19
29.07.2019 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13726/19
10.07.2019 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-12071/19