Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Комитета по образованию
от 11.09.2023 N 1199-р
Положение
о внедрении модели реализации дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме в Санкт-Петербурге
1. Общие положения
1.1. Модель реализации дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме в Санкт-Петербурге (далее - Модель) определяет основные содержательно-методические принципы и механизмы организации сетевого взаимодействия в системе образования Санкт-Петербурга на основе интеграции ресурсов организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, с организациями и учреждениями, независимо от ведомственной принадлежности, а также предприятиями реального сектора экономики.
1.2. Основные понятия, используемые в настоящем Положении:
ДОП - дополнительная общеобразовательная программа;
сетевая форма реализации дополнительной общеобразовательной программы - форма реализации дополнительной общеобразовательной программы, обеспечивающая возможность освоения обучающимся дополнительной общеобразовательной программы и (или) отдельных курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, предусмотренных дополнительной общеобразовательной программой, с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также, при необходимости, с использованием ресурсов иных организаций. В реализации дополнительной общеобразовательной программы и (или) отдельных курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, предусмотренных дополнительной общеобразовательной программой (в том числе различных вида, уровня и (или) направленности), с использованием сетевой формы реализации наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления образовательной деятельности, предусмотренной дополнительной общеобразовательной программой;
сетевая ДОП - ДОП, разработанная и реализуемая с использованием ресурсов нескольких организаций, обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления различных видов образовательной деятельности, предусмотренных ДОП;
сетевое взаимодействие - взаимодействие двух и более организаций по реализации сетевой ДОП, предоставляющих друг другу собственные ресурсы с целью повышения эффективности и качества образования;
базовая образовательная организация - организация, осуществляющая образовательную деятельность, в которую обучающийся принимается на обучение в соответствии со статьей 55 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", которая разрабатывает сетевую ДОП самостоятельно или совместно с другими организациями - участниками сетевого взаимодействия, несет ответственность за реализацию сетевой ДОП, осуществляет контроль за участием организаций-участников в реализации сетевой ДОП;
образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;
организация-участник - организация, принимающая участие в реализации сетевой ДОП, которая реализует часть сетевой ДОП на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности по соответствующему виду образования, уровню образования, по подвиду дополнительного образования и так далее, к которым относится соответствующая часть сетевой ДОП;
договор о сетевой форме реализации ДОП - документ, подписанный организациями-участниками, в котором указываются основные характеристики сетевой ДОП (в том числе вид, уровень и (или) направленность ДОП) (при реализации части ДОП указываются также характеристики отдельных курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, предусмотренных сетевой ДОП), а также объем ресурсов, используемых каждой организацией-участником, и распределение обязанностей между ними, срок действия договора о сетевой форме реализации ДОП.
Иные понятия и термины, используемые в настоящем Положении, применяются в значениях, определяемых действующим законодательством.
1.3. Перечень объединяемых ресурсов при сетевом взаимодействии:
кадровые ресурсы (высококвалифицированные педагогические работники, владеющие современными педагогическими технологиями, специалисты по методикам обучения в системе дополнительного образования детей разных направленностей, работники профильных учреждений, специалисты реального сектора экономики и пр.);
информационные ресурсы (базы данных, электронные библиотеки, депозитарии мультимедийных продуктов и пр.);
материально-технические ресурсы (лабораторная база, специализированные помещения, учебно-производственное оборудование, инструменты, материалы, компьютерные модели, тренажеры, имитаторы, спортивные залы и пр.);
учебно-методические ресурсы (ДОП, методические материалы (пособия, рекомендации для педагогов и обучающихся), диагностический инструментарий для оценки уровня освоения учебного материала, компьютерные обучающие и диагностирующие программы и пр.);
социальные ресурсы (партнерские связи с предприятиями и организациями реального сектора экономики, "горизонтальные" связи в профессиональном педагогическом сообществе Санкт-Петербурга, связи с общественными объединениями и некоммерческими организациями, выражающими интересы работодателей, профессиональных сообществ и пр.).
1.4. Модель разработана в соответствии со следующими правовыми актами:
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральный проект "Успех каждого ребенка", утвержденный протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Образование" от 07.12.2018 N 3;
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 N 467 "Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей";
приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации N 845, Министерства просвещения Российской Федерации N 369 от 30.07.2020 "Об утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность";
приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 N 882/391 "Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ" (далее - Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России N 882/391;
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 N 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 16.10.2020 N 29-рп "О реализации мероприятия по формированию современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей в рамках Федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" (далее - распоряжение N 29-рп).
2. Цель и задачи внедрения Модели
2.1. Цель внедрения Модели - повышение качества и доступности дополнительного образования детей для обучающихся через создание единого образовательного пространства для выполнения заказа общества на формирование успешной личности.
2.2. Задачи, решаемые в процессе внедрения Модели:
объединение образовательных ресурсов образовательных организаций, реализующих сетевые ДОП, для создания общего программно-методического пространства для реализации ДОП;
анализ наиболее типичных и значимых потребностей и запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) к содержанию и формам реализации ДОП;
определение основных содержательно-тематических направлений для разработки и реализации сетевых ДОП;
обеспечение создания и распространения методических материалов, необходимых для оказания помощи в разработке и реализации сетевых ДОП, описание и тиражирование актуальных практик по реализации сетевых ДОП;
внедрение и совершенствование образовательных методик и технологий, в том числе электронного и дистанционного обучения;
мотивирование обучающихся к участию в социальных практиках через сетевое взаимодействие;
расширение круга общения обучающихся, позволяющего им получить социальный опыт, способствующий формированию их мировоззрения;
обеспечение повышения квалификации специалистов сферы дополнительного образования детей, базовой профессиональной переподготовки работников и специалистов, не имеющих педагогического образования;
расширение возможностей для профессионального диалога педагогических работников, принимающих участие в разработке и реализации сетевых ДОП.
3. Механизмы внедрения Модели
3.1. Внедрение Модели в Санкт-Петербурге осуществляется путем реализации сетевых ДОП образовательными организациями, реализующими ДОП, в организационных формах и моделях сетевого взаимодействия.
3.2. Организационные формы сетевого взаимодействия:
"горизонтальная" форма предусматривает взаимодействие образовательных организаций одного типа и ведомственной принадлежности;
"вертикальная" форма предполагает взаимодействие образовательных организаций различных типов одной ведомственной принадлежности;
"смешанная" форма основана на взаимодействии образовательных организаций и организаций, не осуществляющие образовательную деятельность, различных типов и ведомственной принадлежности, в том числе предприятий реального сектора экономики, общественных организаций и других заинтересованных юридических лиц. обладающих ресурсами для реализации сетевых ДОП (далее - иные организации).
3.3. Модели реализации сетевых ДОП:
модель совместной реализации образовательной программы;
модель использования ресурсов образовательных и иных организаций.
3.4. Образовательная деятельность по сетевой ДОП осуществляется посредством взаимодействия между организациями-участниками в соответствии с договором о сетевой форме реализации ДОП.
3.5. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при реализации сетевой ДОП и примерная форма договора о сетевой форме реализации образовательных программ определены приказом Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России N 882/391.
3.6. Организационно-методическое сопровождение внедрения и реализации Модели осуществляют:
Региональный модельный центр дополнительного образования детей государственного бюджетного нетипового образовательного учреждения "Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных" (далее - РМЦ);
районные опорные центры дополнительного образования детей, осуществляющие свою деятельность на базе образовательных организаций, подведомственных администрациям районов Санкт-Петербурга (далее - РОЦ), созданные в администрациях районов Санкт-Петербурга на основании распоряжения N 29-рп.
3.6.1. РМЦ:
оказывает организационную, методическую и экспертно-консультационную поддержку реализации Модели;
проводит мониторинг сетевой формы реализации дополнительных общеобразовательных программ в соответствии с показателями оценки эффективности и реализации Модели, указанными в разделе 5 настоящего Положения (далее - Показатели);
выявляет и распространяет лучшие практики реализации сетевых ДОП различных направленностей.
3.6.2. РОЦ:
оказывают организационную, методическую и экспертно-консультационную поддержку образовательным организациям, реализующим сетевые ДОП, подведомственным администрациям районов Санкт-Петербурга;
проводят мониторинг реализации дополнительных общеобразовательных программ в районе Санкт-Петербурга в соответствии с Показателями и с учетом информации, полученной по итогам мониторинга от образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы;
направляют информацию по итогам мониторинга реализации сетевых ДОП в РМЦ.
3.7. К методическому и консультационному сопровождению внедрения Модели могут привлекаться специалисты образовательных организаций. являющихся региональными инновационными площадками Санкт-Петербурга (ресурсные центры дополнительного образования) по направлению "Сетевое взаимодействие и социальное партнерство в реализации программ и инновационных проектов в сфере дополнительного образования".
3.8. Сетевая ДОП утверждается базовой образовательной организацией самостоятельно либо совместно с образовательной организацией-участником в соответствии с пунктом 6 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ, утвержденного Приказом Минобрнауки России и Минпросвещения России N 882/391.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3.13. Сетевое взаимодействие сопровождается организационными документами, разрабатываемых организациями-участниками сетевого взаимодействия:
договор о сетевой форме реализации ДОП;
договоры возмездного оказания услуг, трудовые договоры, договоры гражданско-правового характера, определяющие правила отношений организаций-участников;
планы, проекты, программы, определяющие содержание деятельности в рамках сетевого взаимодействия;
должностные инструкции педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала, осуществляющих реализацию сетевой ДОП (далее - работники).
3.14. Разработка и реализация сетевой ДОП образовательной организацией обеспечивается при необходимости внесением соответствующих изменений в локальные акты образовательной организации, регламентирующие в том числе:
правила приема обучающихся на обучение по сетевой ДОП;
порядок текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся;
порядок отчисления и восстановления обучающихся для продолжения освоения сетевой ДОП;
порядок и основания перевода обучающихся;
порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимся, его родителем (законным представителем);
обучение обучающихся по индивидуальному учебному плану;
порядок зачета образовательной организацией результатов освоения обучающимся сетевой ДОП или ее части в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по сетевой ДОП;
порядок пользования организациями-участниками материально-технической базой, используемой для реализации сетевой ДОП,
а также в иные локальные акты, регламентирующие образовательную деятельность по реализации ДОП.
3.15. Распределение ответственности между участниками сетевого взаимодействия при реализации сетевой ДОП.
Базовая организация несет ответственность в полном объеме за организацию образовательного процесса по сетевой ДОП и контроль за ее реализацией.
Организации-участники сетевого взаимодействия несут ответственность за реализацию отдельной части сетевой ДОП (курс, модуль, раздел) и соблюдение сроков, предусмотренных календарным учебным графиком реализации сетевой ДОП.
Направление обучающихся, принятых на обучение по сетевой ДОП в одну организацию, осуществляющую образовательную деятельность, в другие организации для освоения части сетевой ДОП осуществляется с их согласия и согласия их родителей (законных представителей);
Организации-участники, реализующие в рамках сетевого взаимодействия отдельные части сетевой ДОП, обеспечивают текущий учет и документирование результатов освоения обучающимися соответствующих курсов, модулей, разделов, видов познавательной, творческой и иных видов деятельности.
Результаты промежуточной аттестации обучающихся при освоении курсов, модулей, разделов, видов познавательной, творческой и иных видов деятельности в других организациях засчитываются базовой организацией, в которую обучающийся был принят на обучение по соответствующей сетевой ДОП.
3.16. Внедрение Модели на уровне базовой организации обеспечивает:
изучение образовательных потребностей обучающихся и запросов их родителей (законных представителей);
анализ необходимых для реализации сетевой ДОП целей и задач ресурсов, что является основанием для определения потенциальных организаций-участников и направлений интеграции с ними;
изучение целевых ориентиров, направлений деятельности, оценку внутренних ресурсов, определение общности целей и стратегий развития потенциальных организаций-участников;
разработку нормативных документов и мониторинга результативности сетевого взаимодействия;
создание комплекса условий сетевого взаимодействия:
организационные условия: создание информационно-образовательной среды, обеспечение добровольности участия организаций-участников, совместное планирование и согласование действий, коммуникационная доступность организаций-участников при реализации сетевых ДОП;
научно-методические условия: разработка сетевых ДОП, программ психолого-педагогического сопровождения, проведение методических семинаров, мастер-классов; разработка и распространение методических рекомендаций и лучших практик в сфере сетевого взаимодействия;
финансовые условия: обеспечение экономической эффективности сетевого взаимодействия, развитие платных образовательных услуг;
материально-технические условия: использование возможностей организаций-участников для восполнения недостатка материально-технических ресурсов;
кадровые условия: наличие работников с уровнем профессиональной подготовки, соответствующей требованиям сетевой ДОП;
информационные условия: наличие скоростного доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, предоставление информации на официальных сайтах организаций-участников в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, взаимодействие со средствами массовой информации, издание печатной продукции, создание банка научной и педагогической информации в печатном и электронном вариантах;
мотивационные условия: создание мер стимулирующего характера для педагогических работников и специалистов, участвующих в реализации сетевых ДОП.
4. Планируемые результаты внедрения Модели
4.1. Внедрение в Санкт-Петербурге Модели направлено на обеспечение следующих результатов:
увеличение охвата детей дополнительным образованием;
увеличение количества сетевых ДОП, в том числе, с применением дистанционных образовательных технологий, ориентированных на обучающихся с различными образовательными потребностями и возможностями;
обеспечение высокого качества ДОП и обновление содержания ДОП за счет создания конкурентной среды, привлечения квалифицированных кадров, сочетания инструментов государственного контроля, независимой оценки качества ДОП;
создание условий и формирование компетенций обучающихся для использования ресурсов неформального образования в целях саморазвития, профессионального самоопределения и продуктивного досуга;
формирование эффективных механизмов государственно-общественного и межведомственного управления дополнительным образованием детей;
реализация моделей адресной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, одаренными детьми;
внедрение эффективных механизмов стимулирования и поддержки непрерывного профессионального развития педагогических и управленческих кадров;
создание благоприятных условий для деятельности организаций негосударственного сектора, государственно-частного партнерства, инновационной активности, научно-производственной кооперации в сфере разработки развивающих предметно-пространственных сред и продукции для оснащения образовательных программ;
создание комплексной инфраструктуры современного детства, удовлетворяющей общественные потребности в воспитании, образовании, физическом развитии и оздоровлении детей.
5. Показатели эффективности внедрении Модели
|
Наименование показателя |
Единица измерения |
1. |
Количество мероприятий для специалистов дополнительного образования по вопросам внедрения модели реализации дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме |
единиц |
2. |
Охват специалистов дополнительного образования мероприятиями по вопросам внедрения модели реализации дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме |
человек |
3. |
Количество дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых в сетевой форме |
единиц |
|
Прирост численности дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых в сетевой форме |
процентов |
4. |
Охват обучающихся дополнительными общеобразовательными программами, реализуемыми в сетевой форме |
человек |
5. |
Прирост численности организаций-участников сетевого взаимодействия из числа научных организаций, медицинских организаций, организации культуры, физкультурно-спортивных и иные организаций, в том числе негосударственного сектора экономики |
процентов |
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 11 сентября 2023 г. N 1199-р "О внедрении модели реализации дополнительных... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.