Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Общая характеристика муниципальной программы
Эффективное, ответственное и прозрачное управление муниципальными финансами является базовым условием для повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы, повышения доверия в области инвестиционной политики и достижения экономической стабильности.
Бюджетная политика муниципального образования "Город Томск" направлена на решение социально-экономических задач, на обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, оптимизацию расходов бюджета муниципального образования "Город Томск" и повышение эффективности управления общественными финансами. Поскольку, эффективное решение вопросов местного значения невозможно обеспечить без установления четких стратегических задач, в муниципальном образовании "Город Томск" решением Думы Города Томска от 27.06.2006 N 224 утверждена Стратегия развития Города Томска до 2030 года, которая представляет собой перспективное развитие города, выраженное через стратегические цели и направления развития.
В целях эффективного функционирования и развития бюджетного сектора экономики города, повышения результативности бюджетных расходов бюджет муниципального образования "Город Томск" принимается на трехлетний период, что позволяет главным распорядителям бюджетных средств планировать деятельность на среднесрочную перспективу, опираясь на заранее известный объем бюджетных средств, создает правовую основу для заключения многолетних муниципальных контрактов и долгосрочных муниципальных программ. В итоге повышается самостоятельность главных распорядителей бюджетных средств и усиливается ответственность за принятые решения.
В целях создания взаимоувязанной системы стратегического и бюджетного планирования, в муниципальном образовании "Город Томск" реализация бюджета осуществляется по программно-целевому принципу. Бюджет по расходам сформирован на основе программ, доля расходов которых по состоянию на 01.01.2023 составляет 90,4% (по итогам 2021 года - 90,8%, по итогам 2020 года - 86,5%). В муниципальном образовании "Город Томск" с 2024 года утверждена к реализации 21 муниципальная программа.
Для повышения качества финансового менеджмента в муниципальном образовании "Город Томск" разработана система мониторинга качества финансового менеджмента, в том числе критериев оценки его качества, утвержденных распоряжением департамента финансов администрации Города Томска от 19.02.2020 N 7. По результатам годового мониторинга качества финансового менеджмента, в случае отклонения оценки показателя от целевого значения, главные администраторы средств бюджета разрабатывают план мероприятий, направленный на обеспечение достижения целевого значения соответствующего показателя, с учетом рекомендаций департамента финансов по организации финансового менеджмента.
В рамках созданной на федеральном уровне государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" в целях обеспечения прозрачности, открытости и подотчетности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления во исполнение приказа Минфина России от 28.12.2016 N 243н "О составе и порядке размещения и предоставления информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации" с 2020 года финансовыми органами осуществляется внесение информации в области бюджетного устройства и бюджетного процесса муниципального образования "Город Томск" (http://budget.gov.ru).
В целях обеспечения прозрачности финансово-хозяйственной деятельности каждого отдельного участника бюджетного процесса, гарантированности достоверности и открытости их деятельности, информации о деятельности муниципальных учреждений, повышении эффективности оказания муниципальных услуг данными учреждениями, соответствующая информация размещается на официальном сайте Российской Федерации о государственных (муниципальных) учреждениях. (www.bus.gov.ru).
Кроме того, в целях обеспечения прозрачности и доступности информации о проекте решения Думы Города Томска о бюджете муниципального образования "Город Томск" на очередной финансовый год и плановый период, решении Думы Города Томска о бюджете муниципального образования "Город Томск" на очередной финансовый год и плановый период и решении Думы Города Томска об исполнении бюджета муниципального образования "Город Томск" за отчетный финансовый год в понятной для широкого круга граждан (заинтересованных пользователей) форме формируется "Бюджет для граждан", который, в свою очередь, размещается на официальном портале муниципального образования "Город Томск" (http://mit.tomsk.ru/budget/), а также на сайте департамента финансов администрации Города Томска (http://www.admin.tomsk.ru/pgs/4ca).
Реформирование структуры управления бюджетным процессом привело к необходимости внедрения автоматизированных систем исполнения бюджета, поскольку при высокой централизации финансовой деятельности вести учет большого количества документов и лицевых счетов без использования средств автоматизации стало невозможно.
Внедрение информационных технологий в бюджетный процесс в муниципальном образовании "Город Томск" осуществлялось последовательно, в результате создано единое информационное пространство управления муниципальными финансами, что позволило повысить эффективность муниципального управления, минимизировать временные затраты, уменьшить коррупционные риски, а также обеспечить взаимодействие всех участников бюджетного процесса. Принцип информатизации бюджетного процесса в муниципальном образовании "Город Томск" - занесенная в автоматизированную систему один раз любая единица информации отражается во всех информационных системах обеспечения бюджетного процесса.
Однако, масштабность и сложность используемого программного обеспечения, а также стремительный процесс компьютеризации повлекли за собой ряд проблем по адаптации современных технологий управления финансами при осуществлении бюджетного процесса. Использование технических средств и сложных инструментов на базе компьютерной техники и технологий для совершенствования механизмов управления бюджетным процессом определяет дополнительные требования к образованию персонала и организационным подходам в деятельности участников бюджетного процесса.
Сложная ситуация в развитии экономики страны, нестабильность мирового финансового рынка оказывают влияние на поступление доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Недостаточность собственных доходов бюджета создает риск разбалансированности бюджета и приводит к необходимости привлечения муниципальных внутренних заимствований и росту муниципального долга. Вместе с тем, усиливается нагрузка на местный бюджет в связи с постоянным ростом полномочий, возложенных на местное самоуправление Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Полномочия по городским округам увеличились с 45 в 2020 году до 48 в 2023 году. Также продолжается постоянный рост исполнения органами местного самоуправления большого количества государственных полномочий, переданных федеральным центром и субъектами Российской Федерации без финансового обеспечения функций на их администрирование.
Количество субвенций на реализацию государственных полномочий, переданных муниципальному образованию "Город Томск", увеличилось с 2020 года с 23 до 24 в 2023 году, количество субвенций на администрирование осталось неизменным - 16 в 2020-2023 годах. Таким образом, в 2023 году 8 государственных полномочий осуществлялось муниципальным образованием "Город Томск" без финансового обеспечения на их администрирование, т.е. за счет отвлечения ресурсов органов местного самоуправления.
Управление муниципальным долгом является неотъемлемым элементом экономической политики муниципального образования "Город Томск". Являясь составной частью экономической системы, муниципальный долг оказывает прямое и косвенное воздействие на многие элементы: на доходную и расходную части бюджета муниципального образования "Город Томск", бюджетные инвестиции, уровень деловой активности, поэтому особенно важным представляется обоснованным выбор методов управления муниципальными долговыми обязательствами.
Эффективная долговая политика характеризуется не только отсутствием просроченных долговых обязательств, но также гибкостью и прозрачностью системы управления муниципальным долгом, публичностью муниципальных долговых обязательств.
Объем муниципального долга имеет тенденцию к увеличению, в связи с чем эффективное управление муниципальным долгом является неотъемлемой задачей реализации муниципальной программы.
Анализ долговой политики муниципального образования "Город Томск" за последние три года показывает рост объема муниципального долга в 2022 году к уровню 2020 года на 38,0 млн р. или на 0,9% (с 4 217,0 млн р. в 2020 году до 4 255,0 млн р. в 2022 году). При этом, следует отметить, что темп роста поступлений налоговых и неналоговых доходов (9,0%) значительно опережает темп роста муниципального долга, что создает предпосылки для перехода Города Томска из группы муниципальных образований со средним уровнем долговой устойчивости в группу муниципальных образований с высоким уровнем долговой устойчивости в соответствии с критериями оценки, которые установлены статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Отношение муниципального долга к общим доходам бюджета без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений уменьшилось с 60,0 % в 2020 году до 50,5% в 2022 году.
В 2022 году в рамках реализации подпрограммы "Управление муниципальным долгом" настоящей муниципальной программы проведение мероприятий по сокращению расходов на обслуживание муниципального долга муниципального образования "Город Томск" позволило сократить данные расходы по сравнению с первоначально утвержденным планом (420,4 млн р.) на 58,0% или на 243,9 млн р. (в 2021 - на 41,2% или на 156,9 млн р., в 2020 - на 46,8% или на 188,2 млн р.).
В июне 2020 года Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (Акционерное общество) присвоило городу Томску кредитный рейтинг BBB(RU), прогноз "Стабильный". Выпускам облигаций города Томска также присвоен рейтинг BBB(RU). В декабре 2020 года Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (Акционерное общество) подтвердило кредитный рейтинг города Томска и выпусков облигаций города Томска на уровне BBB(RU), прогноз "Стабильный". Данный уровень рейтинга позволяет муниципальному образованию "Город Томск" осуществлять выпуск ценных бумаг.
В 2021-2022 годах Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (Акционерное общество) четыре раза подряд подтвердило Томску кредитный рейтинг на неизменном уровне BBB(RU), прогноз "Стабильный". Выпускам облигаций города Томска также подтвержден рейтинг на уровне BBB(RU).
В 2023 году Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (Акционерное общество) повысило муниципальному образованию "Город Томск" кредитный рейтинг до "BBB+(RU)". Рейтинг уровня "BBB+(RU)" означает стабильные показатели городской экономики и ограниченные возможности по увеличению доходной базы бюджета города. Выпускам облигаций города Томска также подтвержден рейтинг на уровне BBB+(RU). Данный уровень рейтинга позволяет муниципальному образованию "Город Томск" осуществлять выпуск ценных бумаг.
В системе управления муниципальным долгом центральное место должны занять мероприятия по поддержанию объема муниципального долга на безопасном уровне и снижению стоимости его обслуживания. В связи, с чем будет продолжен курс на минимизацию стоимости заимствований и использование долговых инструментов, соответствующих в первую очередь этому требованию.
Обеспечение долгосрочной устойчивости бюджета муниципального образования "Город Томск" не может обособленно рассматриваться от основных экономических параметров и приоритетов бюджетной системы Российской Федерации. В то же время независимость муниципального образования "Город Томск" от результатов применения мер межбюджетного регулирования, реализуемых на федеральном и региональном уровне, влияет на возможности органов местного самоуправления к устойчивому и стабильному управлению в различных отраслевых сферах деятельности. Развитие признаков устойчивости бюджета, таких как бюджетная самостоятельность, сбалансированность бюджета, эффективное расходование бюджетных средств и эффективное управление долговыми обязательствами, качество финансового менеджмента, способствует долгосрочному перспективному развитию муниципального образования "Город Томск".
В то же время, несмотря на определенные успехи в области муниципальных финансов и поступательное развитие нормативного правового регулирования, методического обеспечения бюджетных правоотношений, процесс формирования целостной системы управления муниципальными финансами еще не завершен.
В соответствии с положением о департаменте финансов администрации Города Томска, утвержденном решением Думы г. Томска от 15.09.2005 N 1001, департамент финансов администрации Города Томска является финансовым органом администрации Города Томска, обеспечивающим проведение на территории муниципального образования "Город Томск" единой бюджетной и налоговой политики и координирующим деятельность в этой сфере иных органов местного самоуправления.
Департамент финансов администрации Города Томска осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении муниципальных бюджетной учреждений "Муниципальные информационные технологии" и "Управление бухгалтерского учета".
В целях обеспечения проведения на территории муниципального образования "Город Томск" единой бюджетной и налоговой политики и координации деятельности в этой сфере иных органов местного самоуправления департамент финансов администрации Города Томска выполняет следующие задачи:
1. Обеспечение выполнения расходных обязательств и создание условий для их оптимизации.
2. Организация и обеспечение исполнения бюджета и формирование бюджетной отчетности.
3. Обеспечение контроля за соблюдением бюджетного законодательства.
4. Оптимизация управления единым счетом бюджета, проведение платежей муниципальных бюджетных и автономных учреждений.
5. Создание условий для повышения качества финансового менеджмента (управления) главными распорядителями бюджетных средств.
6. Осуществление экономического планирования, ведения бюджетного, налогового учета, составление отчетности, контроля расходования средств.
Департамент финансов администрации Города Томска в пределах своей компетенции обеспечивает выполнение и создает нормативные и методологические основы для оптимизации действующих и вновь принимаемых расходных обязательств муниципального образования "Город Томск", необходимых для эффективной реализации полномочий и функций органов местного самоуправления муниципального образования "Город Томск".
Обеспечение выполнения расходных обязательств муниципального образования "Город Томск" направлено на предотвращение неконтролируемого роста расходов бюджета муниципального образования "Город Томск".
Необходимыми условиями устойчивости бюджета являются соответствие расходных обязательств полномочиям и функциям органов местного самоуправления и оптимальное распределение бюджетных ресурсов для финансирования этих функций. Необходимость повышения эффективности использования бюджетных средств создает предпосылки для перехода к новым методам бюджетного планирования, ориентированным на достижение конечных общественно значимых результатов.
Итог исполнения задачи по обеспечению выполнения расходных обязательств муниципального образования "Город Томск" и созданию условий для их оптимизации заключается в своевременной и качественной подготовке проектов решений Думы Города Томска о бюджете, а также обеспечении его исполнения, формировании бюджетной отчетности и оптимизации муниципального долга.
При подготовке и организации исполнения бюджета департамент финансов администрации Города Томска учитывает необходимость обеспечения всех расходных обязательств муниципального образования "Город Томск" и в рамках своей компетенции обеспечивает поддержание приемлемого объема расходных обязательств, в частности, путем внесения предложений по оптимизации действующих и сдерживанию неоправданного возникновения новых обязательств.
В перспективе, на 2024-2030 годы приоритеты в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее - обеспечение бюджетной устойчивости в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Налоговая политика ближайших лет будет проводиться в условиях необходимости поддержания сбалансированности бюджета.
Результатом задачи по организации и обеспечению исполнения бюджета муниципального образования "Город Томск" и формированию бюджетной отчетности является утверждение решением Думы Города Томска отчета об исполнении бюджета муниципального образования "Город Томск".
Решение этой задачи предполагает организацию исполнения бюджета муниципального образования "Город Томск" в соответствии с требованиями бюджетного законодательства при минимальном по значению и максимально обоснованном отклонении от утвержденных решением Думы Города Томска параметров, соблюдение процедур исполнения бюджета, управление ликвидностью единого счета бюджета города, обеспечивающего сокращение потребности в краткосрочных заимствованиях, составление бюджетной отчетности об исполнении бюджета муниципального образования "Город Томск".
Своевременное и качественное формирование отчетности об исполнении бюджета, а также ежемесячного мониторинга дебиторской и кредиторской задолженности позволяет оценить выполнение расходных обязательств муниципального образования "Город Томск", предоставить участникам бюджетного процесса информацию, необходимую для анализа, планирования и управления бюджетными средствами, оценить финансовое состояние муниципальных учреждений.
Непосредственными результатами деятельности департамента финансов администрации Города Томска, направленной на организацию исполнения бюджета и формирование бюджетной отчетности, является выполнение принципов ответственного управления общественными финансами, связанных с налогово-бюджетной прозрачностью, а также наличием эффективной системы исполнения бюджета, что способствует прозрачности и подконтрольности исполнения бюджета и, соответственно, снижению нецелевого использования бюджетных средств.
В целях реализации указанных принципов в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации разработан и утвержден распоряжением департамента финансов администрации Города Томска от 02.08.2022 N 39 Регламент исполнения бюджета муниципального образования "Город Томск", определяющий порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи и бюджетных росписей главных распорядителей бюджетных средств, кассового плана, принятия и подтверждения денежных обязательств, санкционирования расходов, порядок исполнения бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета, порядок завершения финансового года.
Контроль за правомерным, в том числе целевым и эффективным использованием бюджетных средств, соблюдением требований бюджетного законодательства является неотъемлемой частью работы департамента финансов администрации Города Томска. Такой контроль обеспечивает соблюдение финансовой дисциплины, ответственности и подотчетности в использовании бюджетных средств, способствуя повышению эффективности и прозрачности управления муниципальными финансами.
Своевременное выявление правонарушений в указанной области и принятие соответствующих мер принуждения является залогом укрепления финансовой дисциплины, повышения ответственности получателей за расходование бюджетных средств.
В рамках решения этой задачи департамент финансов администрации Города Томска осуществляет внутренний, предварительный и последующий муниципальный финансовый контроль за использованием средств бюджета муниципального образования "Город Томск", контроль за соблюдением Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", проводит анализ осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля, применяет меры принуждения, предусмотренные Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Результатом решения данной задачи должно стать снижение уровня финансовых нарушений при расходовании средств бюджета муниципального образования "Город Томск", в том числе отсутствие нецелевого использования бюджетных средств, максимальное обеспечение устранения выявленных финансовых нарушений в соответствии с действующим законодательством, внедрение в контрольно-ревизионную работу методов оценки достигнутых результатов.
Оптимизация управления единым счетом бюджета, проведение платежей муниципальных бюджетных и автономных учреждений позволяет иметь достоверный, оперативный учет бюджетных средств, обеспечение прозрачности бюджетных расходов, а также осуществление качественного и эффективного казначейского обслуживания исполнения бюджета.
Департамент финансов администрации Города Томска в рамках решения данной задачи осуществляет своевременную и качественную подготовку правовых актов, направленных на повышение качества системы проведения бюджетных платежей, а также осуществляет контроль за целевым расходованием средств бюджета муниципального образования "Город Томск".
Кроме того, департамент финансов администрации Города Томска осуществляет ежедневный сбор и обработку информации о финансировании и расходовании бюджетных средств, что позволяет объективно оценивать объемы средств на едином счете бюджета, а также более точно планировать их расходование. Департамент финансов администрации Города Томска ежедневно осуществляет мониторинг остатков средств на казначейских счетах, открытых в УФК по Томской области для осуществления и отражения операций с денежными средствами муниципальных автономных и бюджетных учреждений и средств муниципальных казенных учреждений, поступающих во временное распоряжение для привлечения свободных остатков в бюджет МО "Город Томск", а также их возврата на казначейские счета для своевременного осуществления платежей.
Важным направлением совершенствования системы управления муниципальными финансами является сохранение тенденции к сокращению использования наличных денежных средств путем перехода к безналичным расчетам.
В рамках реализации данной задачи деятельность департамента в среднесрочной перспективе направлена на качественное осуществление процедуры санкционирования расходов, оперативное осуществление операций по перечислению средств из бюджета муниципального образования "Город Томск", формирование актуальной и достоверной информации по исполнению бюджета.
В рамках задачи по осуществлению экономического планирования, ведения бюджетного, налогового учета, составление отчетности, контроля расходования средств организовано ведение централизованного бухгалтерского учета в учреждениях Города Томска, преимуществами которого является:
- минимальная численность руководителей и специалистов, осуществляющих ведение бюджетного учета;
- централизация и унификация ведения бюджетного учета, которые упрощают процедуры формирования сводной бюджетной отчетности, что приводит к сокращению сроков сбора и консолидации отчетности, сроков ее составления;
- использование одного программного продукта, тем самым обеспечение минимальных финансовых затрат по его внедрению и техническому сопровождению; сокращение затрат и времени на обновление программных продуктов.
Создание МБУ "Управление бухгалтерского учёта" обусловлено многочисленными нарушениями, выявленными по результатам контрольных мероприятий департамента финансов администрации Города Томска и Счетной палаты Города Томска, проведенных в районных администрациях.
МБУ "Управление бухгалтерского учета" является участником подпрограммы "Организация и обеспечение эффективного исполнения функций" и осуществляет свою деятельность в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления муниципального образования "Город Томск" в сфере организации и ведения централизованного бухгалтерского, бюджетного учёта и составления бюджетной отчетности. В 2020-2022 годах централизованный бюджетный учет осуществлялся по 11 муниципальным учреждениям: 4-е районные администрации Города Томска, департамент архитектуры и градостроительства администрации Города Томска, департамент дорожной деятельности и благоустройства администрации Города Томска, департамент управления муниципальной собственностью администрации Города Томска, департамент городского хозяйства администрации Города Томска, МБУ "Центр организации и контроля пассажироперевозок", МКУ "Санитарная милиция Города Томска", МБУ "Управление бухгалтерского учета".
Эффективная и надежная система управления муниципальными финансами, является одним из основных условий социально-экономического развития муниципального образования "Город Томск" и призвана повысить уровень самостоятельности и ответственности субъектов бюджетного планирования при формировании и исполнении бюджета, а также обеспечить максимальную результативность выделяемых на реализацию расходных обязательств бюджетных ассигнований, привлечь население муниципального образования "Город Томск" к решению вопросов местного значения, открытости органов местного самоуправления по разработке, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета.
Муниципальная программа "Эффективное управление муниципальными финансами" на 2024-2030 годы имеет существенные отличия от большинства других муниципальных программ муниципального образования "Город Томск", поскольку она ориентирована на создание общих для всех участников бюджетного процесса, в том числе администрации Города Томска, ее отраслевых (функциональных) органов, реализующих другие муниципальные программы, условий и механизмов реализации программно-целевого метода планирования бюджетных расходов и исполнения бюджета муниципального образования "Город Томск".
Перечни целей, задач, показателей и мероприятий муниципальной программы приведены в приложениях 1, 2 к муниципальной программе "Эффективное управление муниципальными финансами" на 2024-2030 годы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.