г. Краснодар |
|
28 января 2020 г. |
Дело N А63-16125/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 января 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе
председательствующего Воловик Л.Н.,
судей Драбо Т.Н. и Прокофьевой Т.В.,
при участии в судебном заседании от заявителя - Министерства сельского хозяйства Ставропольского края (ИНН 2634053310, ОГРН 1022601955970) - Дудникова С.В. (доверенность от 13.08.2017), заявителя встречного искового заявления - индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Каракай Ирины Тимофеевны (ИНН 262511785860, ОГРН 312265104600280), от Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ставропольском крае - Кузьмина К.А. - Аветикова П.А. (доверенность от 13.01.2020),
рассмотрев кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.06.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2019 по делу N А63-16125/2018,
установил следующее.
Министерство сельского хозяйства Ставропольского края (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к ИП Главе КФХ Каракай И.Т. (далее - предприниматель) о взыскании в бюджет Ставропольского края полученных предпринимателем в рамках реализации программы средств гранта в размере 21 584 596 рублей 02 копеек.
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с встречным исковым заявлением об обязании министерства заключить дополнительное соглашение к соглашению от 04.09.2012 N 173/12 о продлении срока исполнения гранта.
Определением суда от 18.12.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне предпринимателя привлечен Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ставропольском крае - Кузьмин Кирилл Александрович.
Решением от 10.06.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.09.2019, суд отказал предпринимателю в удовлетворении ходатайства о прекращении производства по заявлению министерства; отказал в удовлетворении заявленных министерством требований; удовлетворил требования предпринимателя по встречному исковому заявлению, обязав министерство заключить с предпринимателем дополнительное соглашение к соглашению от 04.09.2012 N 173/12 о развитии на территориях сельских поселений и межселенных территориях Ставропольского края семейной животноводческой фермы на базе КФХ сроком на 5 лет о продлении срока исполнения гранта на 3 года с момента его подписания.
Судебные акты мотивированы отсутствием правовых оснований для взыскания с предпринимателя в бюджет Ставропольского края спорной суммы ранее полученных предпринимателем в рамках реализации программы средств гранта, ввиду того, что отсутствие нецелевого расходования предпринимателем средств гранта, исключает возможность взыскания полученной им ранее суммы. Удовлетворяя заявленное предпринимателем требование, суды указали, что в рассматриваемом случае неисполнение предпринимателем в полном объеме обязательства об использовании собственных средств в размере 40% стоимости каждого наименования приобретаемого за счет средств гранта имущества, выполненных работ, оказанных услуг на сумму 14 389 730 рублей 70 копеек, вызвано объективными обстоятельствами, что с учетом норм действующего законодательства и совокупностью установленных по делу обстоятельств, позволяет удовлетворить встречное исковое заявление предпринимателя и возложить на министерство обязанность заключить дополнительное соглашение к соглашению от 04.09.2012 N 173/12 в связи с существенным изменением обстоятельств в целях продления срока исполнения соглашения.
В кассационной жалобе министерство просит отменить судебные акты, принять по делу новое решение об удовлетворении требований министерства и отказе в удовлетворении встречного искового заявления предпринимателя. Податель кассационной жалобы полагает, что суды неправильно применили нормы права, а выводы судов не соответствуют установленным по делу обстоятельствам. По мнению министерства, вывод судов о том, что в подтверждение использования средств гранта, предоставленного по соглашению от 04.09.2012 N 173/12, предприниматель представил в установленные сроки в министерство всю необходимую отчетную и финансовую документацию, подтверждающую целевое направление средств гранта на развитие семейной животноводческой фермы на базе крестьянского (фермерского) хозяйства; средства субсидии освоены предпринимателем в полном объеме, документально не подтвержден. Министерство указывает, что в нарушение условий предоставления гранта предприниматель не обеспечила оплату за счет собственных средств не менее 40% стоимости каждого наименования приобретаемого за счет средств гранта имущества, работ, услуг. Предпринимателем не достигнута сама цель получения средств гранта - создание высокорентабельного производства с использованием современных инновационных технологий и не представлены доказательства или расчеты, обосновывающие необходимость продления срока действия соглашения от 04.09.2012 N 173/12 на 3 года с момента подписания дополнительного соглашения; само требование предпринимателя о продлении срока исполнения гранта не может быть исполнено, поскольку, как указали суды, средства гранта израсходованы в полном объеме, поэтому продление срока исполнения гранта не влечет никаких правовых последствий.
В отзыве и дополнениях к отзыву на кассационную жалобу предприниматель просит оставить судебные акты без изменения, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
В силу части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено Кодексом.
С учетом изложенного, судебные акты проверяются только в обжалуемой части.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что судебные акты подлежат частичной отмене, а дело в этой части - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, министерство является уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края на проведение мероприятий по предоставлению грантов на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Ставропольского края, предоставляемых в рамках ведомственной целевой программы "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Ставропольского края на 2012 - 2014 годы", утвержденной приказом министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 12.04.2012 N 118 (далее - целевая программа).
В соответствии с протоколом от 30.08.2012 N 3 предприниматель включен в состав участников целевой программы по итогам рассмотрения представленного пакета документов на заседании комиссии по проведению конкурсного отбора участников.
По результатам конкурсного отбора министерство и предприниматель заключили соглашение от 04.09.2012 N 173/12 о развитии на территориях сельских поселений и межселенных территориях Ставропольского края семейной животноводческой фермы на базе крестьянского (фермерского) хозяйства сроком на 5 лет. На реализацию представленного предпринимателем и утвержденного министерством сельского хозяйства бизнес-плана в течение 2012 - 2014 годов министерством перечислены средства гранта в общей сумме 21 584 596 рублей 02 копейки.
В соответствии с заявлением предпринимателя о внесении изменений в план расходов участников целевой программы на заседании конкурсной комиссии от 22.03.2016 по проведению конкурсного отбора принято решение о согласовании переноса срока завершения реализации проекта до 04.09.2017.
В 2015 году Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ставропольского края провело в отношении министерства выездную проверку по вопросам использования средств федерального бюджета, предоставленных крестьянским (фермерским) хозяйствам на развитие семейных животноводческих ферм, в том числе КФХ Каракай И.Т., по результатам которой составило акт проверки от 16.04.2015, содержащий информацию о выявленном нарушении в части, касающейся несоблюдения предпринимателем условий предоставления гранта по целевой программе.
По результатам проведенной проверки Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ставропольского края направило министерству представление от 03.07.2015 N 68 о принятии мер по устранению причин и условий совершения нарушений, в том числе направленных на возврат ранее выплаченных предпринимателю сумм гранта.
В рамках досудебного порядка урегулирования спора министерство направило предпринимателю претензию от 08.02.2018 с требованием о добровольном возврате сумм гранта по целевой программе.
Поскольку предприниматель в добровольном порядке не перечислил в бюджет Ставропольского края спорную сумму гранта по целевой программе, министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В свою очередь, предприниматель обратился в суд со встречным заявлением об обязании министерства заключить с ним дополнительное соглашение к соглашению от 04.09.2012 N 173/12 о продлении срока исполнения гранта.
Согласно части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Суды установили, что пунктами 3.2.1, 3.2.6 - 3.2.11 заключенного министерством и предпринимателем Соглашения от 04.09.2012 N 173/12 (далее - Соглашение) предусмотрены обязанности получателя субсидии (гранта), в том числе: в течение 5 лет со дня поступления гранта на расчетный счет осуществлять деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства на территории Ставропольского края и развивать семейную животноводческую ферму согласно представленному на конкурсный отбор участников Программы бизнес-плану; оплачивать за счет собственных средств не менее 40% стоимости каждого наименования приобретаемого за счет средств гранта имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, в том числе непосредственно за счет собственных средств не менее 10% от стоимости каждого наименования приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг (в качестве собственных средств получатель предъявляет не более 30% не субсидируемых кредитов); использовать грант на цели, указанные в плане расходов, в течение 18 месяцев со дня поступления средств гранта на расчетный счет; создать дополнительно не менее 3 постоянных рабочих мест; создать собственную или совместно с другими сельскохозяйственными товаропроизводителями кормовую базу; вступить в перерабатывающий сельскохозяйственный потребительский кооператив либо заключить договор с хозяйствующим субъектом для переработки сельскохозяйственной продукции, производимой семейной животноводческой фермой; представлять в министерство отчеты о целевом использовании денежных средств, о реализации соглашения. В соответствии с календарным (организационным) планом расходов на реализацию проекта и графиком реализации проекта строительства фермы по содержанию крупного рогатого скота молочного направления продуктивности с объектом переработки молока должно быть закончено в октябре 2013 года.
Пунктом 5.2 Соглашения предусмотрено, что обязательства, исполнение которых не завершено на дату окончания срока соглашения, должны быть исполнены сторонами в соответствии с условиями Соглашения.
Денежные средства гранта выделены предпринимателю в рамках указанной ведомственной целевой программы на основании Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края грантов на развитие семейных животноводческих ферм, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 05.06.2012 N 185-П (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 23 Порядка (в редакции, действующей на момент заключения соглашения от 04.09.2012 N 173/12) получатель представляет в министерство ежеквартально, до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом отчет о целевом расходовании гранта по форме, утверждаемой министерством; выписку из расчетного счета получателя о движении денежных средств по данному счету, заверенную банком; копии платежных документов, подтверждающих оплату расходов по плану расходов в размере не менее 40 процентов собственных средств получателя, заверенные получателем (представляются по мере реализации плана расходов); копии документов, подтверждающих целевое использование гранта по перечню документов, подтверждающих целевое использование грантов, предоставляемых за счет средств краевого бюджета (далее - перечень) согласно приложению к настоящему Порядку, заверенные получателем (представляются по мере целевого использования гранта).
Пунктом 24 Порядка предусмотрена ответственность получателей за достоверность документов, представляемых ими в соответствии с пунктами 21 и 23 Порядка, в установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края порядке.
В соответствии с пунктом 25 Порядка, возврату в доход краевого бюджета подлежат гранты в случаях: неисполнения условия предоставления гранта; установления факта представления ложных сведений в целях получения гранта; установления факта невыполнения условий Соглашения; установления факта нецелевого использования гранта. Возврат гранта осуществляется в следующем порядке: министерство в 10-дневный срок после подписания акта проверки или получения акта проверки от органа государственной власти, осуществляющего финансовый контроль, направляет получателю требование о возврате гранта в случаях, предусмотренных настоящим пунктом; получатель производит возврат гранта в течение 60 календарных дней со дня получения от министерства требования о возврате гранта; при нарушении получателем срока возврата гранта министерство принимает меры по взысканию указанных средств в доход краевого бюджета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края.
Отказывая в удовлетворении заявленного министерством требования и удовлетворяя встречные требования предпринимателя, суды исходили из того, что для подтверждения использования средств гранта, предоставленного по соглашению от 04.09.2012 N 173/12, предприниматель представил в установленные сроки в министерство всю необходимую отчетную и финансовую документацию, подтверждающую целевое направление средств гранта на развитие семейной животноводческой фермы на базе крестьянского (фермерского) хозяйства; спорные средства субсидии освоены предпринимателем в полном объеме; затраты, произведенные на строительство фермы, ее комплектацию отражены в отчете, принятом министерством.
Вместе с тем, суды устранились от исследования доводов министерства о том, что предприниматель израсходовал средства гранта только на строительство, реконструкцию или модернизацию фермы, при этом закупка крупного рогатого скота не осуществлялась, чем нарушены условия Соглашения. Не исследовали суды и вопрос об исполнении предпринимателем условий предоставления грант, предусмотренных Соглашением.
Посчитав, что цели, изложенные в государственной программе предпринимателем достигнуты при отсутствии надлежащих доказательств, подтверждающих факт нецелевого использования денежных средств, суды сделали вывод о том, что применение в рассматриваемом случае к предпринимателю такой санкции как изъятие бюджетных средств, не отвечает требованиям соразмерности, справедливости ответственности за нарушение обязательств по Соглашению от 04.09.2012 N 173/12.
При этом не получили оценку судов доводы министерства о том, что до настоящего времени ферма предпринимателя не функционирует, а используется в качестве складского помещения; предприниматель не обеспечил выполнение условий бизнес-плана в соответствии с которым в ноябре - декабре 2013 года планировалось завершение всех работ на объекте, а производство молока и масла должно было осуществляться с 01.09.2013; предпринимателем не достигнута цель соглашения от 04.09.2012 N 173/12 и целевой программы - создание высокорентабельного производства с использованием современных инновационных технологий (пункт 2.2 бизнес-плана), а также не выполнены задачи по освоению сегмента рынка, увеличению объема животноводческой продукции, получению прибыли в процессе реализации проекта, созданию новых рабочих мест и увеличению доходной части местного и краевого бюджетов за счет налоговых поступлений. Указанные цели и задачи не выполнены (не достигнуты) предпринимателем и после продления министерством срока реализации бизнес-плана (до 04.09.2017).
Таким образом, вывод судебных инстанций о том, что предпринимателем достигнуты цели, изложенные в государственной программе, является недостаточно обоснованным, судебные инстанции не указали доказательства, на основании которых пришли к такому выводу.
Отклонив довод министерства о неисполнении предпринимателем в полном объеме обязательства об использовании собственных средств в размере 40% стоимости каждого наименования приобретаемого за счет средств гранта имущества, выполненных работ, оказанных услуг на сумму 14 389 730 рублей 70 копеек, суды указали, что указанное нарушение вызвано объективными обстоятельствами. В качестве таковых суды приняли во внимание обращения предпринимателя, начиная с декабря 2012 года в кредитные организации (ОАО "Россельхозбанк", ПАО "Сбербанк", ПАО "Ставропольпромстройбанк"), которые отвечали отказом в предоставлении заемных средств (кредитов), переписку с министерством, Губернатором Ставропольского края, Правительством Ставропольского края, с просьбами о принятии мер по актуализации бизнес-плана, дачи информации банкам о подтверждении невозможность актуализации бизнес-плана, об оказании содействия в получении кредита для реализации соглашения, решении земельных вопросов, в итоге не достигших положительного результата, действия предпринимателя по предоставлению земельных участков сельскохозяйственного назначения для использования в производственной деятельности и увеличения тем самым размера собственных средств для завершения проекта, продолжительность судебных споров по ним. Вместе с тем, суды не указали, какое значение имеют данные обстоятельства при выяснении вопроса о соблюдении предпринимателем условий предоставления гранта.
Указав на отсутствие в материалах дела доказательств о расходования средств гранта на иные цели, не связанные с организацией крестьянского фермерского хозяйства, равно как и доказательств, подтверждающих наличие оснований для предъявления требований о возврате гранта, суды не дали оценку тому обстоятельству, что в соответствии с пунктом 4.3 Соглашения, в случае нарушения предпринимателем условий Соглашения (в том числе пункта 3.2.6 Соглашения) полученный грант подлежит возврату в бюджет Ставропольского края.
Кроме того, удовлетворив встречное требование предпринимателя, суды обязали министерство заключить с предпринимателем дополнительное соглашение к Соглашению от 04.09.2012 N 173/12 "О развитии на территориях сельских поселений и межселенных территориях Ставропольского края семейной животноводческой фермы на базе КФХ сроком на 5 лет" о продлении срока исполнения гранта на три года с момента его подписания.
При этом суды не мотивировали вывод о том, что для полного исполнения средств гранта предпринимателю необходимо именно три года с момента подписания дополнительного соглашения, а также не указали мотивы, по которым отклонили довод министерства о том, что продление срока исполнения гранта не повлечет правовых последствий применительно к исполнению предпринимателем условий Соглашения, поскольку средства гранта израсходованы предпринимателем в полном объеме.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Поскольку суды недостаточно исследовали фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для принятия правильного решения, судебные акты в обжалуемой части подлежат отмене, а дело в этой части - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, выяснить и исследовать фактические обстоятельства по делу, оценить представленные доказательства и доводы участвующих лиц, как в отдельности, так и в их совокупности, учитывая положения норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
При новом рассмотрении дела суду также следует учесть, что в соответствии с пунктом 8 статьи 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации письменные доказательства представляются в арбитражный суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии, тогда как в материалы дела представлены, в том числе незаверенные ксерокопии документов.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.06.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2019 по делу N А63-16125/2018 оставить без изменения в части отказа в удовлетворении ходатайства предпринимателя о прекращении производства по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства Ставропольского края. В остальной части судебные акты отменить и, в отмененной части, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 января 2020 г. N Ф08-11921/19 по делу N А63-16125/2018
Хронология рассмотрения дела:
22.03.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1451/2022
30.11.2021 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3003/19
21.07.2021 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-16125/18
28.01.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11921/19
20.09.2019 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3003/19
10.06.2019 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-16125/18
03.06.2019 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-16125/18