Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Государственная программа
Республики Татарстан "Оказание содействия добровольному переселению в Республику Татарстан соотечественников, проживающих за рубежом"
(утв. постановлением КМ РТ от 26 апреля 2019 г. N 344 (в редакции постановления КМ РТ от 27 сентября 2023 г. N 1189))
Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Республики Татарстан "Оказание содействия добровольному переселению в Республику Татарстан соотечественников, проживающих за рубежом"
I. Оценка текущего состояния в сфере содействия занятости населения
Государственная программа Республики Татарстан "Оказание содействия добровольному переселению в Республику Татарстан соотечественников, проживающих за рубежом" (далее - государственная программа Республики Татарстан) направлена на объединение потенциала соотечественников, проживающих за рубежом, с потребностями развития Республики Татарстан.
Содействие добровольному переселению в республику соотечественников, проживающих за рубежом (далее - соотечественники), является одним из направлений решения демографической проблемы. Воспитанные в традициях российской культуры, владеющие русским языком и не желающие терять связь с Россией соотечественники в наибольшей мере способны к адаптации и скорейшему включению в систему позитивных социальных связей принимающего сообщества.
Государственной программой Республики Татарстан обеспечивается комплексный подход к решению вопросов оказания содействия добровольному переселению соотечественников в Республику Татарстан и межотраслевой координации, получения возможности осознанного выбора соотечественниками мест своего будущего проживания, работы, обучения с учетом социально-экономического положения республики, объемов государственных гарантий и социальной поддержки, которые предоставляются переселенцу.
Человеческий капитал является главной движущей силой социально-экономического развития современного общества. Именно человеческий капитал определяет развитие республики и позволяет обеспечить переход к новым технологическим укладам.
Ключевыми направлениями накопления и развития человеческого капитала являются миграционная и демографическая политика, образование всех уровней (дошкольное, общее, среднее профессиональное и высшее). Ряд других направлений - здравоохранение, культура, рынок труда, политика занятости и социальная защита - создают дополнительные условия для накопления человеческого капитала в регионе. Обеспеченность трудовыми ресурсами является одним из факторов конкурентоспособности республики.
Численность населения Республики Татарстан имеет тенденцию к росту. За 1995-2017 годы прирост населения составил 100,8 тыс. человек, который обеспечен в основном за счет миграции. Вместе с тем миграционный прирост населения снижается. Если в 2012 году этот показатель составлял 9786 человек, то в 2016 году его значение снизилось до 5880 человек, а за 2017 год - до 4411 человек.
Демографическая ситуация с 2011 по 2016 год имела положительную динамику. Ежегодный естественный прирост населения в эти годы составил примерно 10 тыс. человек ежегодно. Численность родившихся в 2017 году на 7738 человек меньше, чем число родившихся в 2016 году. Естественный прирост населения в 2017 году составил 4158 человек.
Однако дальнейшее улучшение демографической ситуации в республике сдерживают негативные тенденции в возрастной структуре населения, которые практически не отличаются от общероссийских и связаны с сокращением численности женщин наиболее активного репродуктивного возраста и увеличением численности пожилого населения. Доля населения трудоспособного возраста сокращается с 2008 года, растет нагрузка пожилыми людьми и детьми, уменьшается количество молодежи: в ближайшие годы численность молодых специалистов на рынке труда может уменьшиться примерно на 40 процентов.
В этих условиях привлечение на территорию Республики Татарстан соотечественников окажет положительное влияние на региональную экономику, позволив в значительной степени компенсировать выбытие трудоспособного населения и содействуя обеспечению кадровой потребности работодателей.
Глобальным документом, всесторонне охватившим проблемы и направления развития республики, является Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года, утвержденная Законом Республики Татарстан от 17 июня 2015 года N 40-ЗРТ "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года" (далее - Стратегия-2030). В соответствии со Стратегией-2030 Татарстан к 2030 году должен стать лидером по качеству развития человеческого капитала. Сбалансированный рынок труда, эффективная политика в сфере занятости создают дополнительные условия для развития и привлечения человеческого капитала в республику. Модернизация производства, переход к новым технологиям, создание новых высокопроизводительных рабочих мест требуют качественной рабочей силы, высококвалифицированных работников.
В настоящее время безработица в Республике Татарстан носит в основном структурный характер и связана с технологическими изменениями в производстве, которые изменяют структуру спроса на рабочую силу. В связи с этим непрерывное образование взрослого населения по программам среднего профессионального образования и дополнительное образование безработных граждан по направлению органов службы занятости населения являются наиболее эффективным инструментом сдерживания роста безработицы, обеспечения занятости граждан, повышения их конкурентоспособности на рынке труда и трудовой мобильности.
К позитивным изменениям на рынке труда в последние годы относится наличие постоянного спроса на рабочую силу. Трудовая миграция является одним из важнейших элементов экономики, действенным инструментом защиты рынка труда. Миграционные процессы остаются одним из основных источников заполнения вакантных рабочих мест, заявленных работодателями на выполнение отдельных видов работ на определенный период времени.
Заявленное работодателями число вакансий на 19 июня 2023 года составило 34,4 тыс. единиц. Коэффициент напряженности на рынке труда составляет 0,13 человека на вакансию, то есть одному безработному условно можно предложить более пяти вакансий (численность зарегистрированных безработных на 19 июня 2023 года составила 6,3 тыс. человек, уровень регистрируемой безработицы - 0,3 процента).
Спрос на рабочую силу, в подавляющем большинстве случаев - на высококвалифицированных рабочих, недостаточен для реализации имеющегося предложения рабочей силы, и его удовлетворение по-прежнему будет сдерживаться структурным несоответствием спроса и предложения рабочей силы.
В связи с профессионально-квалификационным, а также территориальным несоответствием спроса и предложения рабочей силы отдельные организации республики продолжают испытывать дефицит рабочей силы, особенно в высококвалифицированных кадрах по отдельным профессиям и работниках неквалифицированного труда. Это предопределяет необходимость планирования мероприятий по реализации государственной политики в области регулирования рынка труда, включая мероприятия по повышению территориальной мобильности трудовых ресурсов и привлечению иностранных работников.
Как показывает практика, основными причинами низкой трудовой мобильности граждан являются:
недостаточная информированность о возможностях трудоустройства и обустройства с членами семьи в других субъектах Российской Федерации;
отсутствие необходимой инфраструктуры (жилье, детские сады, медицинские учреждения);
неразвитость механизмов организованного набора специалистов для работы при планировании и реализации крупных инвестиционных проектов.
Республика Татарстан является миграционно привлекательным регионом Российской Федерации. По состоянию на 1 мая 2023 года на территории Республики Татарстан фактически пребывают 62,4 тысячи иностранных граждан, имеющих действующий миграционный учет по месту пребывания, 15,2 тысячи иностранных граждан проживают на основании разрешения на временное проживание и вида на жительство. Таким образом, в республике пребывают 77,6 тысячи иностранных граждан и лиц без гражданства.
Одной из основных целей прибытия иностранных граждан является трудоустройство. За 4 месяца 2023 года 40,9 тысячи иностранных граждан заявили о прибытии в республику с целью трудоустройства. Продлен срок пребывания (постановки на миграционный учет) 36,1 тысячи иностранных граждан, в том числе прибывшим с целью осуществления трудовой деятельности (26,7 тыс. человек).
По мере повышения качества предоставляемых услуг в области содействия занятости населения увеличится численность безработных граждан, обращающихся в органы службы занятости. Уровень регистрируемой безработицы к концу 2030 года не превысит 0,5 процента от численности рабочей силы республики.
II. Описание приоритетов и целей государственной политики Республики Татарстан в сфере реализации государственной программы Республики Татарстан
Приоритетами государственной программы Республики Татарстан являются:
а) стимулирование и организация процесса добровольного переселения соотечественников на постоянное место жительства в Республику Татарстан;
б) содействие социально-экономическому развитию Республики Татарстан;
в) увеличение численности населения Республики Татарстан.
Цель государственной программы Республики Татарстан - содействие добровольному переселению соотечественников в Республику Татарстан, принятие мер по стимулированию их переезда и созданию социально-экономических, организационных условий.
Стратегические направления развития Республики Татарстан обозначены в Стратегии-2030.
III. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, национальными целями и целями Стратегии-2030, показателями государственных программ Российской Федерации
Цели, задачи и приоритеты Стратегии-2030 соотносятся с национальными целями развития Российской Федерации и в значительной степени со стратегическими национальными приоритетами государственной политики в области обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, обозначенными в Стратегии национальной безопасности.
Национальная цель развития Российской Федерации "Сохранение населения, здоровья и благополучия семей" предусматривает в том числе показатель "Обеспечение устойчивого роста численности населения Российской Федерации". В соответствии с этим в Стратегии-2030 закреплено следующее: "Гибкий рынок труда, повышение производительности труда, системы содействия занятости и социальной защиты обеспечивают эффективную занятость и получение конкурентных доходов от вложений в человеческий капитал". Достижению этой цели служит показатель "Привлекать и удерживать в Республике Татарстан кадры для инновационной экономики", а также "Содействовать территориальной мобильности населения и трудовой миграции в пределах республики с целью более эффективного использования рабочей силы".
IV. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в сфере содействия занятости населения Республики Татарстан
Цель государственной программы Республики Татарстан - содействие добровольному переселению соотечественников в Республику Татарстан, принятие мер по стимулированию их переезда и созданию социально-экономических, организационных условий.
Для достижения цели и решения задач государственной программы Республики Татарстан предусмотрено выполнение следующих мероприятий:
обучение участников государственной программы Республики Татарстан и членов их семей по программам среднего профессионального образования и дополнительное образование безработных граждан по направлению органов службы занятости населения;
информирование соотечественников о реализации государственной программы Республики Татарстан через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", автоматизированную информационную систему "Соотечественники", издание памяток, буклетов, организация работы телефонов "горячей линии". Поддержание информации в актуальном состоянии;
содействие в первичном жилищном обустройстве участников государственной программы Республики Татарстан и членов их семей (компенсация части арендной стоимости жилья в течение 6 месяцев);
медицинское освидетельствование и оказание медицинской помощи участникам государственной программы Республики Татарстан и членам их семей.
Реализация мероприятий государственной программы Республики Татарстан будет способствовать снижению негативных последствий влияния старения населения на социально-экономическое развитие Республики Татарстан, сокращению дефицита трудовых ресурсов, в том числе в агропромышленном производстве, обеспечению трудовыми ресурсами работодателей республики.
Социальный эффект государственной программы Республики Татарстан выражается в создании условий участникам государственной программы Республики Татарстан для социально-трудовой адаптации в республике и оказании им мер социальной поддержки.
Реализация мероприятий государственной программы Республики Татарстан окажет непосредственное влияние на достижение целевого показателя "Численность населения в субъекте Российский Федерации" национальной цели развития Российской Федерации "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей".
Паспорт государственной программы Республики Татарстан "Оказание содействия добровольному переселению в Республику Татарстан соотечественников, проживающих за рубежом"
1. Основные положения
Куратор государственной программы Республики Татарстан |
Фазлеева Лейла Ринатовна - заместитель Премьер-министра Республики Татарстан |
Ответственный исполнитель государственной программы Республики Татарстан |
Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан |
Период реализации государственной программы Республики Татарстан |
I этап: 2019-2023 годы; II этап: 2024-2026 годы |
Цели государственной программы Республики Татарстан |
Содействие добровольному переселению соотечественников в Республику Татарстан, принятие мер по стимулированию их переезда и созданию социально-экономических, организационных условий. |
Объемы финансового обеспечения за весь период реализации государственной программы Республики Татарстан |
I этап: 5135,0 тыс. рублей; II этап: 4691,2 тыс. рублей |
Связь с национальными целями развития Российской Федерации, целями Стратегии-2030, государственной программой Российской Федерации, государственной программой Республики Татарстан |
1. Единый план достижения национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период 2030 года. Национальная цель: сохранение населения, здоровье и благополучие людей. 2. Стратегия-2030/Цель: сохранение здоровья и долголетие - приоритеты населения и системы здравоохранения Республики Татарстан. Содействие социально-экономическому и демографическому развитию Республики Татарстан за счет добровольного переселения в Республику Татарстан соотечественников, проживающих за рубежом. 3. Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. |
2. Показатели государственной программы Республики Татарстан
N п/п |
Наименование показателя |
Уровень показателя |
Признак возрастания/убывания |
Единица измерения (по ОКЕИ) |
Базовое значение |
Значение показателя по годам |
Документ |
Ответственный за достижение показателя |
Связь с показателями национальных целей, целей Стратегии-2030 |
Признак реализации в муниципальном образовании |
Информационная система |
|||
значение |
год |
2024 |
2025 |
2026 |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
1. Содействие добровольному переселению соотечественников в Республику Татарстан, принятие мер по стимулированию их переезда и созданию социально-экономических, организационных условий | ||||||||||||||
1. |
Численность участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637)(далее - Государственная программа Российской Федерации), и членов их семей, прибывших в Республику Татарстан и поставленных на учет в Министерстве внутренних дел по Республике Татарстан |
государственная программа Республики Татарстан (далее - ГП) |
возрастающий |
человек |
150 |
2023 |
300 |
300 |
- |
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.04.2019 N 344 |
Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Министерство внутренних дел по Республике Татарстан (по согласованию) |
в рамках реализации: национальной цели "Сохранение населения, здоровья и благополучия людей": обеспечение устойчивого роста численности населения Российской Федерации; стратегической цели (СЦ-1) Стратегии-2030: "Человеческий капитал: накопленный человеческий капитал обеспечивает конкурентоспособность Республики Татарстан. Республика лидирует в накоплении человеческого капитала как ключевого актива через создание условий достижения высокого качества жизни" |
нет |
информационно-аналитическая система Министерства внутренних дел Российской Федерации "Соотечественники" (далее - НАС МВД РФ "Соотечественники") |
3. План достижения показателей государственной программы Республики Татарстан в 2024 году
N п/п |
Цели/показатели государственной программы Республики Татарстан |
Уровень показателя |
Единица измерения (по ОКЕИ) |
Плановые значения по месяцам |
На конец 2024 года |
||||||||||
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
июнь |
июль |
август |
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
|||||
1. |
Содействие добровольному переселению соотечественников в Республику Татарстан, принятие мер по стимулированию их переезда и созданию социально-экономических, организационных условий |
||||||||||||||
1.1. |
Численность участников Государственной программы Российской Федерации и членов их семей, прибывших в Республику Татарстан и поставленных на учет в Министерстве внутренних дел по Республике Татарстан |
ГП |
человек |
0 |
0 |
30 |
60 |
90 |
120 |
150 |
180 |
210 |
240 |
270 |
300 |
4. Структура государственной программы Республики Татарстан
N п/п |
Задачи структурного элемента |
Краткое описание ожидаемых эффектов от реализации задачи структурного элемента |
Связь с показателями |
|
Государственная программа Республики Татарстан "Оказание содействия добровольному переселению в Республику Татарстан соотечественников, проживающих за рубежом" | ||||
Комплекс процессных мероприятий "Меры поддержки участников государственной программы Республики Татарстан и членов их семей, добровольно переселяющихся в Республику Татарстан" | ||||
|
Ответственный за реализацию: Э.А. Зарипова - министр труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, А.В. Хохорин - министр внутренних дел по Республике Татарстан |
Срок реализации: 2024-2026 годы |
||
1. |
Меры поддержки участников государственной программы Республики Татарстан и членов их семей |
1. Организовано дополнительное профессиональное образование в образовательных организациях Республики Татарстан участников государственной программы Республики Татарстан и членов их семей в соответствии с заявлениями вышеуказанной категории граждан. 2. Компенсированы затраты за наем жилого помещения на указанный срок за счет средств бюджета Республики Татарстан при обращении участников государственной программы Республики Татарстан. 3. Компенсированы затраты на медицинское освидетельствование участникам государственной программы Республики Татарстан и членам их семей в соответствии с заявлениями вышеуказанной категории граждан. 4. Уполномоченным органом реализованы презентации государственной программы Республики Татарстан, в том числе с использованием технических каналов связи |
Численность участников Государственной программы Российской Федерации и членов их семей, прибывших в Республику Татарстан и поставленных на учет в Министерстве внутренних дел по Республике Татарстан |
5. Финансовое обеспечение государственной программы Республики Татарстан
Наименование государственной программы Республики Татарстан, структурного элемента/источник финансового обеспечения |
Объем финансового обеспечения по годам реализации, тыс. рублей |
|||
2024 г. |
2025 г. |
2026 г. |
всего |
|
Государственная программа Республики Татарстан "Оказание содействия добровольному переселению в Республику Татарстан соотечественников, проживающих за рубежом" - всего, в том числе: |
900,0 |
3791,2 |
0 |
4691,2 |
федеральный бюджет |
540,0 |
2236,8 |
0 |
2776,8 |
бюджет Республики Татарстан |
360,0 |
1554,4 |
0 |
1914,4 |
бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов |
0 |
0 |
0 |
0 |
внебюджетные источники |
0 |
0 |
0 |
0 |
Комплекс процессных мероприятий государственной программы Республики Татарстан "Меры поддержки участников государственной программы Республики Татарстан и членов их семей, добровольно переселяющихся в Республику Татарстан" - всего, в том числе: |
900,0 |
3791,2 |
0 |
4691,2 |
федеральный бюджет |
540.0 |
2236,8 |
0 |
2776,8 |
бюджет Республики Татарстан |
360,0 |
1554,4 |
0 |
1914,4 |
бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов |
0 |
0 |
0 |
0 |
внебюджетные источники |
0 |
0 |
0 |
0 |
Паспорт комплекса процессных мероприятии "Меры поддержки участников государственной программы Республики Татарстан и членов их семей, добровольно переселяющихся в Республику Татарстан"
Общие положения*
Ответственный республиканский орган исполнительной власти |
Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан |
Государственная программа Республики Татарстан |
"Оказание содействия добровольному переселению в Республику Татарстан соотечественников, проживающих за рубежом" |
* В данном комплексе процессных мероприятий показатели не декомпенсированы по муниципальным образованиям Республики Татарстан, в связи с чем раздел 2 отсутствует.
1. Показатели комплекса процессных мероприятий
N п/п |
Наименование показателя/задачи |
Признак возрастания/убывания |
Уровень показателя |
Единица измерения (по ОКЕИ) |
Базовое значение |
Значение показателей по годам |
Ответственный за достижение показателя |
Информационная система |
|||
значение |
год |
2024 |
2025 |
2026 |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
1. |
Меры поддержки участников государственной программы Республики Татарстан и членов их семей |
||||||||||
1.1. |
Численность участников государственной программы Российской Федерации и членов их семей, прибывших в Республику Татарстан и поставленных на учет в Министерстве внутренних дел по Республике Татарстан |
возрастающий |
ГП |
человек |
150 |
2023 |
300 |
300 |
|
Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Министерство внутренних дел по Республике Татарстан |
НАС МВД РФ "Соотечественники" |
3. План достижения показателей комплекса процессных мероприятий в 2024 году
N п/п |
Показатели комплекса процессных мероприятий |
Уровень показателя |
Единица измерения (по ОКЕИ) |
Плановые значения по месяцам |
На конец 2024 года |
||||||||||
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
июнь |
июль |
август |
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
|||||
1. |
Меры поддержки участников государственной программы Республики Татарстан и членов их семей |
||||||||||||||
1.1. |
Численность участников государственной программы Республики Татарстан и членов их семей |
ГП |
человек |
0 |
0 |
30 |
60 |
90 |
120 |
150 |
180 |
210 |
240 |
270 |
300 |
4. Перечень мероприятий (результатов) комплекса процессных мероприятий
N п/п |
Наименование мероприятия (результата) |
Тип мероприятий (результата) |
Характеристика |
Единица измерения (по ОКЕИ) |
Базовое значение |
Значения мероприятия (результата) по годам |
|||
значение |
год |
2024 |
2025 |
2026 |
|||||
1. |
Меры поддержки участников государственной программы Республики Татарстан и членов их семей |
||||||||
1.1. |
Оказание услуги участникам государственной программы Республики Татарстан и членам их семей по содействию в добровольном переселении в Республику Татарстан |
оказание услуг (выполнение работ) |
предоставлены услуги участникам государственной программы Республики Татарстан и членам их семей по содействию в добровольном переселении в Республику Татарстан |
человек |
150 |
2023 |
300 |
300 |
- |
5. Финансовое обеспечение комплекса процессных мероприятий
Наименование мероприятия (результата)/источник финансового обеспечения |
Объем финансового обеспечения по годам реализации, тыс. рублей |
|||
2024 г. |
2025 г. |
2026 г. |
всего |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Меры поддержки участников государственной программы Республики Татарстан и членов их семей - всего, в том числе: |
900,0 |
3791,2 |
0 |
4691,2 |
федеральный бюджет |
540,0 |
2236,8 |
0 |
2776,8 |
бюджет Республики Татарстан |
360,0 |
1554,4 |
0 |
1914,4 |
бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов |
0 |
0 |
0 |
0 |
внебюджетные источники |
0 |
0 |
0 |
0 |
1.1. Оказаны услуги участникам государственной программы Республики Татарстан и членам их семей по содействию в добровольном переселении в Республику Татарстан - всего, в том числе: |
900,0 |
3791,2 |
0 |
4691,2 |
федеральный бюджет |
540,0 |
2236,8 |
0 |
2776,8 |
бюджет Республики Татарстан |
360,0 |
1554,4 |
0 |
1914,4 |
бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов |
0 |
0 |
0 |
0 |
внебюджетные источники |
0 |
0 |
0 |
0 |
6. План реализации комплекса процессных мероприятий в 2024 году
N п/п |
Наименование мероприятия (результата), контрольной точки |
Срок реализации |
Вид подтверждающего документа |
Информационная система (источник данных) |
|
начало |
окончание |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Меры поддержки участников государственной программы Республики Татарстан и членов их семей |
||||
1.1. |
Результат "Оказаны услуги участникам государственной программы Республики Татарстан и членам их семей по содействию в добровольном переселении в Республику Татарстан" |
01.01.2024 |
31.12.2024 |
отчет |
Данные центров занятости населения Республики Татарстан, данные Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (заявление о предоставлении финансовой поддержки участникам государственной программы Республики Татарстан, реестр получателей выплат) |
1.1.1. |
Контрольная точка "Услуга оказана (работы выполнены)" |
01.01.2024 |
31.12.2024 |
отчет |
Данные центров занятости населения Республики Татарстан, данные Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (получение документа, подтверждающего прохождение полного курса обучения, выдача денежных средств на компенсацию расходов осуществляется путем перечисления соответствующей суммы на лицевой счет, компенсация расходов на проведение медицинского освидетельствования) |
Перечень нормативных правовых актов Республики Татарстан, утверждающих правила предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Республики Татарстан местным бюджетам в рамках реализации государственной программы Республики Татарстан, правила осуществления бюджетных инвестиций и предоставления субсидий из бюджета Республики Татарстан юридическим лицам в рамках реализации государственной программы Республики Татарстан, а также решения об осуществлении капитальных вложений в рамках реализации государственной программы Республики Татарстан
N п/п |
Тип документа |
Вид документа |
Наименование документа |
Реквизиты |
Разработчик |
Гиперссылка на текст документа |
Государственная программа Республики Татарстан "Оказание содействия добровольному переселению в Республику Татарстан соотечественников, проживающих за рубежом" | ||||||
1. |
Порядок предоставления финансовой поддержки и компенсации расходов (части расходов) |
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан |
"О компенсационных выплатах участникам государственной программы Республики Татарстан "Оказание содействия добровольному переселению в Республику Татарстан соотечественников, проживающих за рубежом, на 2019-2025 годы" и членам их семей" |
от 26.04.2018 N 284 |
Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан |
https://pravo.tatarstan.ru/npa_kamin/post/?npa_id=217991 |
Приложение N 1
к государственной программе
Республики Татарстан "Оказание
содействия добровольному
переселению в Республику
Татарстан соотечественников,
проживающих за рубежом"
(в редакции постановления КМ РТ
от 27 сентября 2023 г. N 1189)
Описание
территории вселения в рамках государственной программы Республики Татарстан "Оказание содействия добровольному переселению в Республику Татарстан соотечественников, проживающих за рубежом"
Территорией вселения в рамках государственной программы Республики Татарстан "Оказание содействия добровольному переселению в Республику Татарстан соотечественников, проживающих за рубежом" (далее - государственная программа Республики Татарстан) определена территория Республики Татарстан в целом. Переселение участников государственной программы Республики Татарстан и членов их семей допускается в любые муниципальные образования Республики Татарстан, соответствующие требованиям участия в государственной программе Республики Татарстан.
Республика Татарстан расположена на востоке Восточно-Европейской равнины, в месте слияния двух крупнейших рек - Волги и Камы. Столица Республики Татарстан - г. Казань расположена на северо-западе Татарстана. Город протянулся вдоль двух берегов р. Казанки - у места ее впадения в р. Волгу.
Общая площадь республики составляет 6783,7 тыс. гектаров. Максимальная протяженность территории - 290 километров с севера на юг и 460 километров с запада на восток. Границ с иностранными государствами Татарстан не имеет.
Территория Татарстана представляет собой возвышенную ступенчатую равнину, расчлененную густой сетью речных долин. Широкими долинами рек Волги и Камы равнина разделена на три части: Предволжье, Предкамье и Закамье. Предволжье с максимальными высотами 276 метров занимает северо-восточную часть Приволжской возвышенности. В Восточное Предкамье с севера заходят южные окончания Можгинской и Сарапульской возвышенностей, разделенные долиной р. Иж. Наибольшие высоты достигают здесь 243 метров. Самой высокой в Татарстане (до 381 метра) является Бугульминская возвышенность в Восточном Закамье. Самый низкий рельеф (в основном до 200 метров) характерен для Западного Закамья.
17 процентов территории республики покрыто лесами, состоящими из деревьев преимущественно лиственных пород (дуб, липа, береза, осина), хвойные породы представлены сосной и елью.
Территория Татарстана характеризуется умеренно-континентальным типом климата средних широт, с теплым летом и умеренно-холодной зимой. Самым теплым месяцем является июль со средней месячной температурой воздуха по территории 18-20°С выше нуля, самым холодным - январь со средней месячной температурой воздуха от 13°С ниже нуля. Продолжительность теплого периода (с устойчивой температурой выше 0°С) колеблется по территории в пределах 198-209 дней, холодного - 156-167 дней. Осадки по территории распределяются сравнительно равномерно, годовая сумма их составляет 460-540 миллиметров.
Республика Татарстан состоит из районов и городов республиканского значения, перечень которых устанавливается Конституцией Республики Татарстан. Районы складываются из городов районного значения, поселков городского типа и сельских населенных пунктов с подчиненными им территориями, составляющими в системе административно-территориального устройства республики первичный уровень. Города республиканского значения могут территориально подразделяться на районы в городе.
В настоящее время в республике 43 муниципальных района и два городских округа (Казань и Набережные Челны).
Муниципальные районы Республики Татарстан:
1) Агрызский 2) Азнакаевский 3) Аксубаевский 4) Актанышский 5) Алексеевский 6) Алькеевский 7) Альметьевский 8) Апастовский 9) Арский 10) Атнинский 11) Бавлинский 12) Балтасинский 13) Бугульминский 14) Буинский 15) Верхнеуслонский |
16) Высокогорский 17) Дрожжановский 18) Елабужский 19) Заинский 20) Зеленодольский 21) Кайбицкий 22) Камско-Устьинский 23) Кукморский 24) Лаишевский 25) Лениногорский 26) Мамадышский 27) Менделеевский 28) Мензелинский 29) Муслюмовский 30) Нижнекамский |
31) Новошешминский 32) Нурлатский 33) Пестречинский 34) Рыбно-Слободский 35) Сабинский 36) Сармановский 37) Спасский 38) Тетюшский 39) Тукаевский 40) Тюлячинский 41) Черемшанский 42) Чистопольский 43) Ютазинский |
Города республики:
1) Агрыз 2) Азнакаево 3) Альметьевск 4) Бавлы 5) Болгар 6) Бугульма 7) Буинск 8) Елабуга 9) Заинск 10) Зеленодольск |
11) Казань (столица, городской округ) 12) Лениногорск 13) Мамадыш 14) Менделеевск 15) Мензелинск 16) Набережные Челны (городской округ) 17) Нижнекамск 18) Нурлат 19) Тетюши 20) Чистополь. |
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан, на начало 2023 года в Татарстане проживают 4001,6 тыс. человек.
По сравнению с данными Всероссийской переписи населения 2010 года население Республики Татарстан увеличилось на 107,9 тыс. человек (на 2,8 процента). В Татарстане доля городского населения составила 76,6 процента. Лидирует по числу жителей столица республики г. Казань (1232 тыс. человек).
Татарстан является одной из самых многонациональных территорий России. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, на территории республики проживают представители свыше 173 национальностей, в том числе восемь национальностей, численность населения которых превышает 10 тыс. человек: татары, русские, чуваши, удмурты, мордва, марийцы, украинцы и башкиры. Среди народов, населяющих Татарстан, по численности преобладают татары (более 2 млн. человек, или 53,2 процента от общей численности населения республики). На втором месте - русские (более 1,5 млн. человек, или 39,7 процента), на третьем - чуваши (116,2 тыс. человек, или 3,1 процента).
Традиционными для республики конфессиями являются ислам и православие. Татары и башкиры (т.е. около половины населения республики) исповедуют ислам. Другая часть населения: русские, чуваши, марийцы, удмурты, мордва - христиане, исповедующие православие. В Татарстане также представлены католицизм, протестантство, иудаизм и другие конфессии.
Соблюдение баланса интересов двух крупных конфессий и равенства всех религий перед законом лежит в основе межконфессионального согласия в республике.
Республика Татарстан по основным макроэкономическим показателям сохраняет за собой лидирующие позиции среди регионов Российской Федерации. По объему валового регионального продукта республика занимает 7 место среди субъектов Российской Федерации, строительства - 4 место, промышленного производства и сельского хозяйства - 5 место, инвестиций в основной капитал - 6 место, обороту розничной торговли - 7 место.
В структуре экономики наибольший удельный вес традиционно, по оценке, занимает промышленность - 49,2 процента (в том числе добыча полезных ископаемых - 29,8 процента, обрабатывающие производства - 17,3 процента, обеспечение электрической энергией, газом, паром, кондиционирование воздуха - 1,7 процента, водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений - 0.4 процента), сельское хозяйство - 4,9 процента, строительство - 7,1 процента, оптовая и розничная торговля - 9,4 процента, транспортировка и хранение - 5,2 процента.
Большое внимание Правительства Республики Татарстан уделяется продвижению инвестиционного потенциала региона и улучшению его инвестиционного климата, а также созданию для инвесторов комфортных условий для ведения бизнеса.
На территории Республики Татарстан расположена особая экономическая зона "Иннополис", специализирующаяся на информационных технологиях, в которой инвесторам предоставляются специальный налоговый и таможенный режим, необходимая инфраструктура на льготных условиях, а также льготные условия аренды земельных участков.
С 2006 года в Республике Татарстан создана и действует особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Алабуга", в которой инвесторам предоставляются полностью подготовленная промышленная, инженерная, телекоммуникационная, транспортная, таможенная инфраструктуры, а также налоговые льготы.
На территории особой экономической зоны промышленно-производственного типа "Алабуга" реализуются проекты в области автомобилестроения, приборостроения, производства продукции нефтехимии, строительных материалов.
В Республике Татарстан действует пять территорий опережающего социально-экономического развития: ТОСЭР "Набережные Челны", ТОСЭР на территории моногородов Нижнекамск, Чистополь и Зеленодольск соответственно и ТОСЭР "Менделеевск".
Ведущими отраслями машиностроения Татарстана являются автомобиле- и авиастроение. В Татарстане производятся вертолеты, самолеты, тракторы, грузовые и легковые автомобили, компрессорное, вакуумное и холодильное оборудование, а также оборудование для топливной и нефтехимической промышленности. Здесь расположены уникальные предприятия судостроения, электро- и радиоприборостроения, предприятия военно-промышленного комплекса и многие другие.
Крупнейшими промышленными предприятиями Республики Татарстан являются: ПАО "Татнефть" им. В.Д. Шашина, ПАО "КАМАЗ", ОАО "ТАИФ-НК", АО "ТАНЕКО", ПАО "КАЗАНЬОРГСИНТЕЗ", ПАО "НИЖНЕКАМСКНЕФТЕХИМ", АО "Аммоний" и др.
Республика Татарстан традиционно занимает 1 место в ПФО и входит в ТОП-5 регионов России по производству сельскохозяйственной продукции.
В республике имеются возможности трудоустройства на территориях сельских муниципальных районов для потенциальных участников государственной программы Республики Татарстан. В базе вакансий предприятий агропромышленного комплекса Республики Татарстан для трудоустройства по состоянию на 1 января 2023 года заявлена потребность более чем в 1000 специалистов. В республике активно развиваются малые формы хозяйствования. Насчитывается 468 тысяч личных подсобных хозяйств, свыше 4 тысяч фермерских хозяйств, более 300 сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
С 2021 года реализуется федеральный проект "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства" в рамках национального проекта "Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации". В 2021 году гранты по проекту "Агростартап" получили 60 крестьянских (фермерских) хозяйств на общую сумму 161 млн. рублей.
Система социальных выплат Республики Татарстан включает пять видов федеральных и 55 видов республиканских мер. В Татарстане по состоянию на 1 января 2023 года получателями мер социальной поддержки являются более 1,3 млн. человек.
В республике проводится планомерная работа по совершенствованию системы предоставления мер социальной поддержки исходя из принципов адресности и нуждаемости. Все меры социальной поддержки, дополнительно установленные в республике в последние 13 лет, предоставляются с учетом доходов граждан.
В 2022 году по сравнению с 2015 годом количество семей с детьми, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, снизилось на 55,1 процента и составило 40 тысяч.
При оказании государственной социальной помощи в Республике Татарстан с 2011 года применяется технология социального контракта. Сегодня эта задача приобретает глобальный характер - долгосрочный вывод семьи из бедности.
Строительство является одним из базовых секторов экономики республики. В 2022 году в Республике Татарстан введено 3093,4 тыс. кв. метров общей площади жилья, или 112,3 процента к уровню 2021 года.
В Татарстане реализуется республиканская программа социальной ипотеки. Всего с 2005 по 2022 год по программе социальной ипотеки построено 127572 квартиры общей площадью 7936 тыс. кв. метров, в 2022 году построено 33 дома на 1996 квартир общей площадью 107,2 тыс. кв. метров. В рамках указанной программы в целях создания условий для поддержки трудовой мобильности граждан в части привлечения высококвалифицированных специалистов в Республику Татарстан осуществляется обеспечение их арендным жильем. Соотечественники имеют возможность реализовать свое право на улучшение жилищных условий в рамках программы социальной ипотеки.
Развивается многоквартирное инвестиционное жилье. В 2022 году сдано в эксплуатацию 99 многоквартирных домов общей площадью 783,4 тыс. кв. метров.
По программе малоэтажного строительства (в том числе индивидуальное жилищное строительство) в 2022 году в республике введено в эксплуатацию 16317 индивидуальных жилых домов общей площадью 2202,8 тыс. кв. метров.
Программа строительства арендного жилья направлена на поддержку развития особых экономических и промышленных зон, реализацию крупных инвестиционных проектов через создание условий для привлечения высококвалифицированных специалистов. За 2010-2022 годы в Республике Татарстан введено в эксплуатацию 192,6 тыс. кв. метров жилья на 3345 квартир. Указанные объекты расположены по месту нахождения организаций, работникам которых выделяется жилье в наем. В 2022 году введены в эксплуатацию жилые дома на 52 квартиры общей площадью 3,1 тыс. кв. метров.
На финансирование мероприятий по обеспечению жильем многодетных семей, имеющих пять и более детей, в 2022 году из бюджета Республики Татарстан направлено 229,183 млн. рублей, обеспечено жилищными сертификатами 25 многодетных семей, имеющих пять и более детей.
Средняя стоимость 1 кв. метра жилого помещения по Республике Татарстан
(рублей) | ||||
Качество жилого помещения |
III квартал 2021 г. |
III квартал 2022 г. |
||
первичное |
первичное |
первичное |
вторичное |
|
Все квартиры: |
99802,0 |
99802,0 |
131064 |
125361 |
низкого качества |
x |
x |
x |
102728 |
среднего качества |
89826,0 |
89826,0 |
119652 |
112607 |
улучшенной планировки |
106470,0 |
106470,0 |
138135 |
145658 |
Система образования Республики Татарстан является одной из наиболее передовых в стране. Должное внимание уделяется всем уровням образования.
Дошкольное образование
Постановка детей на очередь и зачисление в дошкольные государственные образовательные организации Республики Татарстан осуществляются через автоматизированную информационную систему "Электронный детский сад", которая доступна на Едином портале государственных услуг Российской Федерации. Также зарегистрировать ребенка в очередности можно, обратившись в отдел образования по месту жительства или многофункциональный центр.
Получателями муниципальной услуги являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане, проживающие на территории Республики Татарстан, являющиеся родителями (иными законными представителями) детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.
Дошкольное образование детей осуществляется в 1993 образовательных организациях различного типа. Дошкольным образованием охвачено более 215 тысяч детей. Доступность дошкольного образования на 9 января 2023 года составляет 100 процентов.
Среднее профессиональное образование
В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность среднего профессионального образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Соотечественники имеют право на получение профессионального образования за счет средств бюджета Республики Татарстан наравне с российскими гражданами при подтверждении постоянного проживания на территории Российской Федерации. Документом, подтверждающим факт постоянного проживания на территории Российской Федерации, является вид на жительство.
В 2022/2023 учебном году на территории Республики Татарстан программы среднего профессионального образования реализуют 99 профессиональных образовательных организаций, из них 87 - государственные профессиональные образовательные организации разной ведомственной принадлежности, 12 - негосударственные.
Высшее образование
На территории Республики Татарстан образовательную деятельность осуществляют 45 образовательных организаций высшего образования: 26 головных (16 государственных, 10 негосударственных, из них 3 - религиозные), 19 филиалов (12 государственных, 7 негосударственных) образовательных организаций.
Система высшего образования г. Казани представлена 27 образовательными организациями высшего образования, из них:
16 государственных вузов;
11 негосударственных вузов (2 - религиозные).
В г. Казани действуют один федеральный вуз (Казанский (Приволжский) федеральный университет), два национальных исследовательских вуза (Казанский национальный исследовательский технологический университет, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева - КАИ), 11 вузов, ведущих подготовку кадров для конкретных отраслей экономики (архитектурно-строительная и дорожно-транспортная сферы; здравоохранение; сельское хозяйство; культура; энергетика; спорт и др.).
Приложение N 2
к государственной программе
Республики Татарстан "Оказание
содействия добровольному
переселению в Республику
Татарстан соотечественников,
проживающих за рубежом"
(в редакции постановления КМ РТ
от 27 сентября 2023 г. N 1189)
Основные требования
к участию в государственной программе Республики Татарстан "Оказание содействия добровольному переселению в Республику Татарстан соотечественников, проживающих за рубежом"
Участники государственной программы Республики Татарстан должны соответствовать следующим требованиям:
являться соотечественниками, достигшими 18 лет, обладающими дееспособностью, соответствующими требованиям, установленным государственной программой Республики Татарстан, и желающими переселиться на постоянное место жительства в Республику Татарстан;
обладать квалификацией и опытом работы, достаточными для осуществления трудовой деятельности по специальностям, востребованным на региональном рынке труда;
иметь документально подтвержденный трудовой стаж;
не иметь длительного (более одного года) перерыва в трудовой деятельности;
осуществлять не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность.
Согласование кандидатур на участие в государственной программе Республики Татарстан будет осуществляться уполномоченным органом на основании 100-балльной системы с учетом следующих требований:
трудоспособный возраст, наличие профессионального образования супругами), наличие детей, общий стаж работы, наличие среднего профессионального и (или) высшего образования, осуществление трудовой деятельности, в том числе в сферах актуальных научных и технологических разработок, а также в сферах образования, здравоохранения, сельского хозяйства, спорта, информационно-коммуникационных технологий, машиностроения, наличие профессии (специальности) по образованию (получаемому образованию), включенной в ежегодно утверждаемый Правительством Республики Татарстан перечень востребованных профессий и специальностей, соответствующих приоритетным направлениям развития экономики Республики Татарстан.
Если по результатам оценки в соответствии с установленными требованиями сумма баллов составляет 50 и более, принимается решение о целесообразности согласования кандидатуры на участие в государственной программе Республики Татарстан. Весомость указанных выше требований с дифференциацией по каждому критерию утверждается уполномоченным органом.
К соотечественникам, прибывшим на территорию Российской Федерации и признанным беженцами на территории Российской Федерации или получившим временное убежище на территории Российской Федерации, а также постоянно проживающим на территориях иностранных государств, которые совершают недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц и перечень которых определен Правительством Российской Федерации, подавшим заявление об участии в государственной программе Республики Татарстан в уполномоченный орган в стране своего постоянного проживания (пребывания) или гражданской принадлежности, требования к профессиональному образованию и стажу работы не применяются.
Приоритет будет отдаваться специалистам и ученым, занимающимся актуальными научными и технологическими разработками.
Участник государственной программы Республики Татарстан и члены его семьи обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, Конституцию Республики Татарстан, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Республики Татарстан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.