г. Краснодар |
|
29 января 2020 г. |
Дело N А32-4233/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Соловьева Е.Г., судей Анциферова В.А. и Мещерина А, при участии в судебном заседании от заявителя - индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Бочаровой Нины Васильевны (ИНН 233600409130, ОГРНИП 317237500068182) - Картель Р.В. (доверенность от 20.12.2017), от заинтересованного лица - Департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Таракановской Н.С. (доверенность от 30.12.2019), от третьего лица - администрации Краснодарского края - Болдиной Н.В. (доверенность от 09.01.2020), в отсутствие третьего лица - администрации муниципального образования Красноармейский район, извещенной о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2019 по делу N А32-4233/2018, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель - глава крестьянского (фермерского) хозяйства Бочарова Н.В. (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о признании неправомерным отказа в предоставлении в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:13:0602011:0002 площадью 60 тыс. кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Красноармейский район, примерно в 200 метрах по направлению на Северо-Восток от ориентира х. Крижановский; возложении на заинтересованное лицо обязанности в месячный срок подготовить и направить заявителю договор аренды указанного земельного участка.
Требования основаны на подпункте 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) и мотивированы незаконностью отказа заинтересованного лица в заключении на новый срок договора аренды земельного участка, который длительное время использовался главой хозяйства для целей сельскохозяйственного производства.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования Красноармейский район (далее - администрация района) и администрация Краснодарского края.
Решением от 22.05.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован отсутствием у предпринимателя преимущественного права на предоставление земельного участка в аренду на новый срок без соблюдения публичных процедур, поскольку подписанный им и администрацией района договор от 17.06.2008 N 8813002400 аренды спорного земельного участка признан недействительной (ничтожной) сделкой. Правоотношения сторон, возникшие из договора аренды от 23.12.2002, прекратились после принятия главой администрации района постановления от 26.12.2007 N 3637, которым право аренды крестьянского (фермерского) хозяйства с его согласия прекращено, а земельный участок предоставлен Бочаровой Н.В. на 10 лет без торгов.
Постановлением апелляционного суда от 25.09.2019 решение от 22.05.2019 отменено, заявленные требования удовлетворены; распределены расходы по уплате государственной пошлины. Коллегия судей установила, что помимо названных соглашений между администрацией района и крестьянским (фермерским) хозяйством Бочаровой Н.В. действовал договор от 05.08.1998 N 45 аренды спорного земельного участка, в связи с чем у предпринимателя сохраняется право аренды на основании этого соглашения. Для возобновления такого договора на неопределенный срок соблюдения публичной процедуры предоставления земельного участка не требуется, поскольку этот договор заключен до вступления в силу земельного законодательства. Владение главой хозяйства спорным земельным участком осуществлялось по воле публичного собственника, прямо выраженной в соответствующих постановлениях и договорах аренды, которые никем не оспорены. Земельный участок из владения предпринимателя не выбывал и не истребовался; заявитель исправно на протяжении многих лет вносил арендную плату и не допускал каких-либо нарушений в использовании данным объектом. Разрешенный вид использования земельного участка соответствует испрашиваемому заявителем виду использования.
В кассационной жалобе департамент просит отменить постановление и оставить в силе решение. По мнению подателя жалобы, апелляционный суд не учел, что у предпринимателя отсутствуют правовые основания для использования спорного земельного участка: договор аренды от 23.12.2002 расторгнут по соглашению сторон, а договор от 17.06.2008 является недействительной (ничтожной) сделкой. Предметом договора аренды от 05.08.1998 N 45 является земельный участок площадью 2 га, тогда как испрашиваемый заявителем земельный участок с кадастровым номером 23:13:0602011:0002 имеет площадь 60 тыс. кв. м (6 га). Апелляционный суд не исследовал вопрос о тождестве испрашиваемого земельного участка и переданного главе хозяйства по договору от 05.08.1998 N 45. В поведении предпринимателя имеются признаки злоупотребления правом (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее - Гражданский кодекс).
В отзыве на кассационную жалобу администрация Краснодарского поддержала доводы кассационной жалобы департамента, просила отменить обжалуемые судебные акты.
В судебном заседании представители сторон повторили свои доводы и возражения.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, крестьянское (фермерское) хозяйство Бочаровой Н.В. зарегистрировано администрацией района 02.07.1998. В связи с образованием крестьянского (фермерского) хозяйства из фонда перераспределения района ему предоставлен земельный участок площадью 2 га (постановление главы Трудобеликовского сельского поселения от 30.06.1998 N 236 "Об изъятии земельного участка у частного предприятия Бочарова А.И. "Славянка"", постановление главы Красноармейского района Краснодарского края от 02.07.1998 N 426 "О предоставлении земельного участка для организации крестьянского (фермерского) хозяйства Бочаровой Н.В.").
На основании постановления главы Красноармейского района Краснодарского края от 24.09.2001 N 490 "О дополнительном предоставлении в аренду земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству - глава Бочарова Н.В." предпринимателю предоставлен в аренду земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым N 23:13:0602011:0002 площадью 60 тыс. кв. м (6 га), для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства на пять лет.
Стороны подписали договор от 23.12.2002 аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения; договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
Заключению договора предшествовала процедура утверждения плана его границ в натуре на основании постановления Главы Красноармейского района от 28.10.2002 N 506.
По окончании действия договора аренды земельного участка от 23.12.2002 постановлением главы муниципального образования Красноармейский район от 26.12.2007 N 3637 данный участок вновь предоставлен предпринимателю в аренду сроком на 10 лет в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 22 Земельного кодекса (в действовавшей в тот момент редакции).
17 июня 2008 года предприниматель (арендатор) и администрация района (арендодатель) подписали договор N 8813002400 аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:13:0602011:0002 площадью 60 тыс. кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Красноармейский район, примерно в 200 метрах по направлению на Северо-Восток от ориентира х. Крижановский, сроком действия 10 лет (до 26.12.2017).
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
4 октября 2017 года глава хозяйства обратилась в департамент с заявлением о заключении договора аренды названного участка без проведения торгов на 49 лет.
В письме от 03.11.2017 N 52-40206/17-32-20 департамент отказал в предоставлении земельного участка в аренду, мотивируя тем, что договор аренды от 17.06.2008 N 8813002400 имеет признаки ничтожной сделки.
Предприниматель полагая, что отказ департамента нарушает его законные права и интересы в сфере экономической деятельности, обратился с заявлением в арбитражный суд.
Часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусматривает, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, если полагают, что они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Кодекса решение органа, осуществляющего публичные полномочия, может быть признано незаконным только при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения закону и нарушения им прав и законных интересов заявителя.
Пунктом 15 статьи 39.8 Земельного кодекса предусмотрено, что арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.
Согласно пункту 7 статьи 27 Земельного кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ), в силу пункта 1 статьи 10 которого, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом.
Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом (пункт 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
На основании пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи.
Подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса предусмотрено заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случае предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.
Для приобретения прав на земельный участок, находящийся в публичной собственности, без проведения торгов, граждане или юридические лица обращаются в уполномоченный орган с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок (пункты 1, 2 статьи 39.17 Земельного кодекса).
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, содержится в статье 39.16 Земельного кодекса. Уполномоченный орган, в частности, принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, когда с заявлением о его предоставлении обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (пункт 1 статьи 39.16 Земельного кодекса).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из ничтожности подписанного администрацией района и предпринимателем договора аренды от 17.06.2008 N 8813002400 (подписано без проведения публичной процедуры предоставления земель сельскохозяйственного назначения), поэтому счел, что у главы хозяйства отсутствует преимущественное право на предоставление земельного участка в аренду на новый срок без торгов.
При этом суды установили, что на основании постановления главы Красноармейского района Краснодарского края от 24.09.2001 N 490 "О дополнительном предоставлении в аренду земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству - глава Бочарова Н.В." предпринимателю предоставлен в аренду земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым N 23:13:0602011:0002 площадью 60 тыс. кв. м (6 га), для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства на пять лет. Стороны подписали договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения 23.12.2002; договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
Идентичность земельного участка, предоставленного по договору аренды от 23.12.2002 и испрашиваемого, департамент не оспаривает.
Договор от 23.12.2002 заключен до введения в действие положений Закона N 101-ФЗ, определяющих порядок реализации публичных процедур (согласно статье 19 Закона N 101-ФЗ данный закон вступил в силу через шесть месяцев после его официального опубликования, которое состоялось 27.07.2002).
Договор аренды государственного или муниципального имущества может быть возобновлен на неопределенный срок в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 621 Гражданского кодекса, если этот договор заключен до вступления в силу закона, требующего обязательного проведения торгов для заключения договора аренды (пункт 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды").
С учетом изложенного ничтожность договора аренды от 17.06.2008 N 8813002400 в данном случае не может служить достаточным основанием для отказа в предоставлении предпринимателю земельного участка на новый срок, поскольку между сторонами сохранились правоотношения по аренде спорного земельного на основании договора от 23.12.2002. Учитывая надлежащее использование заявителем спорного земельного участка по воле публичного собственника, прямо выраженной в соответствующих постановлениях и договорах аренды, а также недоказанность каких-либо нарушений со стороны арендатора, апелляционный суд сделал обоснованный вывод об отсутствии у департамента оснований для отказа в предоставлении спорного земельного участка в аренду по приведенным основаниям, в связи с чем отменил решение и удовлетворил заявленные требования.
Ссылка апелляционного суда на договор аренды от 05.08.1998 N 45 в мотивировочной части постановления ошибочна, однако это не повлияло на принятие законного судебного акта по существу спора.
Довод департамента о расторжении договора аренды от 23.12.2002 соглашением от 17.06.2008 не принимается во внимание, поскольку его законность не была предметом оценки судов. Кроме того, указанные обстоятельства не соответствуют дальнейшему поведению сторон (после истечения срока договора (23.12.2007) постановлением главы муниципального образования Красноармейский район от 26.12.2007 N 3637 спорный земельный участок вновь предоставлен предпринимателю в аренду).
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену апелляционного постановления (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2019 по делу N А32-4233/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Соловьев |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, содержится в статье 39.16 Земельного кодекса. Уполномоченный орган, в частности, принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, когда с заявлением о его предоставлении обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (пункт 1 статьи 39.16 Земельного кодекса).
...
Договор от 23.12.2002 заключен до введения в действие положений Закона N 101-ФЗ, определяющих порядок реализации публичных процедур (согласно статье 19 Закона N 101-ФЗ данный закон вступил в силу через шесть месяцев после его официального опубликования, которое состоялось 27.07.2002).
Договор аренды государственного или муниципального имущества может быть возобновлен на неопределенный срок в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 621 Гражданского кодекса, если этот договор заключен до вступления в силу закона, требующего обязательного проведения торгов для заключения договора аренды (пункт 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды")."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 января 2020 г. N Ф08-12211/19 по делу N А32-4233/2018