г. Краснодар |
|
30 января 2020 г. |
Дело N А20-276/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 января 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рассказова О.Л., судей Афониной Е.И. и Садовникова А.В., в отсутствие в судебном заседании истца - Министерства земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики, ответчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике, третьих лиц: государственного казенного учреждения культуры "Кабардино-Балкарский республиканский театр кукол", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике, автономной некоммерческой организации "Центр культуры и творчества имени Бориса Кунеевича Утижева", извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2019 по делу N А20-276/2019, установил следующее.
Министерство земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Каабрдино-Балкарской Республики с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республики (далее - управление) о признании права республиканской собственности на здание с кадастровым номером 07:09:0000000:38 общей площадью 383,5 кв. м, расположенное по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Кешокова/Нахушева, 60/2 (далее - спорный объект) и признании отсутствующим права федеральной собственности на спорный объект.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное казенное учреждение культуры "Кабардино-Балкарский республиканский театр кукол", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике и АНО "Центр культуры и творчества имени Бориса Кунеевича Утижева".
Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 23.05.2019 исковые требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что спорный объект передан в собственность Кабардино-Балкарской Республики с 22.11.1993 и по настоящее время находится в Республиканской собственности. Управление не представило доказательств фактического владения спорным объектом, срок исковой давности не пропущен.
Постановлением апелляционного суда от 04.10.2019 решение суда первой инстанции от 23.05.2019 отменено в части признания отсутствующим зарегистрированного за Российской Федерацией права собственности на спорный объект. В остальной части судебный акт оставлен без изменения. Суд пришел к выводу о том, что признание права отсутствующим особый способ защиты, который может быть применен в случае регистрации права собственности на один и тот же объект за разными лицами и невозможности защиты права иным путем.
В кассационной жалобе министерство просит постановление апелляционного суда от 04.10.2019 отменить, решение суда первой инстанции от 23.05.2019 - оставить в силе. По мнению заявителя, выводы апелляционного суда не обоснованы, Управление Росреестра приостановило регистрацию права министерства на основании решения суда, в связи с наличием противоречий и существующей регистрацией права на спорный объект за Российской Федерацией.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и суды установили, что постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.1993 N 1202 в государственную собственность Кабардино-Балкарской Республики переданы государственные предприятия и учреждения, расположенные на ее территории (находящееся в их пользовании имущество), в частности Республиканский театр кукол в г. Нальчик.
На основании распоряжения Министерства имущества Кабардино-Балкарской Республики от 03.08.2008 N 610 в реестр государственного имущества Кабардино-Балкарской Республики внесены сведения об объекте "Здание театра", общей площадью 369,1 кв. м, расположенное по адресу: г. Нальчик, ул. Кешокова, 60 (далее - здание театра) и передаче его в оперативное управление ГКУК "Кабардино-Балкарский Республиканский театр кукол" (выписка из реестра от 25.01.2019 N 3).
Право собственности на земельный участок с кадастровым номером 07:09:0102110:0019 общей площадью 434 кв. м, разрешенное использование: для общественно-деловых целей, расположенный по адресу: г. Нальчик, ул. Советская, 60 зарегистрировано за Кабардино-Балкарской Республикой (свидетельство от 23.09.2009).
Согласно уставу ГУК "Кабардино-Балкарский Республиканский театр кукол" (далее - учреждение), утвержденному Министерством культуры Кабардино-Балкарской Республики 10.01.2000, адресом места нахождения учреждения является г. Нальчик, ул. Советская, 60. Имущество учреждения находится в государственной собственности республики, принадлежит учреждению на праве оперативного управления.
Учреждение владеет и пользуется зданием, содержит его, оплачивает коммунальные услуги, что подтверждается представленными в материалы дела договорами энергоснабжения, актами сверок взаиморасчетов.
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 19.12.2017 N 2151 здание театра, относящееся к "Комплексу жилых домов Балкарокова" включено в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объектов культурного наследия федерального значения.
На указанное здание (кадастровый номер 07:09:0000000:38, площадью 383,5 кв. м) 03.07.2018 за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности (выписка из ЕГРН).
Ссылаясь на отсутствие у Российской Федерации права собственности на здание театра и наличие такого права у Кабардино-Балкарской Республики, министерство обратилось в суд с иском.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом.
В силу пункта 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22), если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.1993 N 1202 в государственную собственность Кабардино-Балкарской Республики переданы государственные предприятия и учреждения, расположенные на ее территории (находящееся в их пользовании имущество), в частности Республиканский театр кукол в г. Нальчик.
Основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный объект явился приказ Министерства культуры Российской Федерации N 2151, в соответствии с которым спорный объект недвижимости включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия и объектов культурного наследия федерального значения в его составе.
На основании пункта 1 статьи 48 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, установив, что спорный объект передан в собственность Кабардино-Балкарской Республики, которая от права собственности в порядке Закона N 73-ФЗ не отказывалась, при этом управление не представило доказательств фактического владения спорным объектом, суды верно пришли к выводу об удовлетворении требований о признании права собственности министерства на спорный объект.
Апелляционный суд при этом верно отметил, что оформление права собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на объекты недвижимого имущества, отнесенные к недвижимым памятникам истории и культуры республиканского значения, недвижимым памятникам истории и культуры федерального (общероссийского) значения либо к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения после 27 декабря 1991 года, осуществляется по основаниям, не связанным с отнесением указанных объектов недвижимого имущества к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.
Апелляционный суд также установил, что оснований для удовлетворения требования о признании отсутствующим права федеральной собственности на спорное имущество не имелось. Суд, руководствуясь абзацем 2 пункта 52 постановления N 10/22 указал, что оспаривание зарегистрированного права может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими лишь тогда, когда запись в ЕГРН нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились). В рассматриваемом случае, такие обстоятельства отсутствуют.
Довод заявителя жалобы о том, что суд апелляционной инстанции ошибочно отменил решение суда первой инстанции в части признания отсутствующим зарегистрированного за Российской Федерацией права собственности на спорное имущество, несостоятелен. По смыслу пункта 58 постановления N 10/22 лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано не за ним, а за иным субъектом, вправе обратиться в суд только с иском о признании права собственности, а не о признании права отсутствующим. Данные требования являются взаимоисключающими (определения Верховного Суда Российской Федерации от 21.03.2017 N 33-КГ17-3, от 10.09.2013 N 20-КГ13-23). По смыслу указанных выше разъяснений предъявление иска о признании права отсутствующим возможно в случае, если нарушенное право не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения.
Соответствие выводов арбитражного суда апелляционной инстанций о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность ее удовлетворения в силу норм статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2019 по делу N А20-276/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Л. Рассказов |
Судьи |
Е.И. Афонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод заявителя жалобы о том, что суд апелляционной инстанции ошибочно отменил решение суда первой инстанции в части признания отсутствующим зарегистрированного за Российской Федерацией права собственности на спорное имущество, несостоятелен. По смыслу пункта 58 постановления N 10/22 лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано не за ним, а за иным субъектом, вправе обратиться в суд только с иском о признании права собственности, а не о признании права отсутствующим. Данные требования являются взаимоисключающими (определения Верховного Суда Российской Федерации от 21.03.2017 N 33-КГ17-3, от 10.09.2013 N 20-КГ13-23). По смыслу указанных выше разъяснений предъявление иска о признании права отсутствующим возможно в случае, если нарушенное право не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 января 2020 г. N Ф08-12617/19 по делу N А20-276/2019