Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 7
Основные результаты и направления государственной политики в сфере бухгалтерского учета
I. Исторические предпосылки реализации государственной политики в сфере бухгалтерского учета:
- ориентация системы бухгалтерского учета на отношения, сложившиеся в плановой экономике, исходя из общественного характера собственности и потребностей государственного управления экономикой;
- предназначение данных бухгалтерского учета главным образом для обеспечения сохранности государственной собственности и выявления отклонений от предписанных моделей хозяйственного поведения для главных потребителей только со стороны государственных органов;
- установление детальных и жестких правил бухгалтерского учета, не учитывающих масштабы, характер и условия деятельности конкретных экономических субъектов, их затраты на ведение бухгалтерского учета;
- применение исключительно первоначальной (исторической) оценки активов и обязательств, и, как следствие, формирование картины "вчерашнего дня";
- ориентация правил учета прежде всего, на составителей бухгалтерской отчетности их сегментацию по секторам экономики, что существенно затрудняло сопоставление финансовой информации различных экономических субъектов.
II. Реформирование системы бухгалтерского учета - обеспечение адекватности изменившимся общественным отношениям, новой гражданско-правовой среде и общему процессу экономических реформ, соответствие современному уровню развития экономических отношений в стране^
- обеспечение регулирования сложившейся системы бухгалтерского учета полностью на национальном уровне при помощи системообразующих законодательных актов, решений Правительства Российской Федерации, что обеспечивает информационную независимость и безопасность страны:
- федеральные и отраслевые стандарты бухгалтерского учета являются нормативными правовыми актами Российской Федерации, принимаемыми в общеустановленном порядке;
- применяемые для составления консолидированной финансовой отчетности МСФО вводятся по результатам установленной Правительством Российской Федерации специальной процедуры признания, включающей, среди прочего, оценку соответствия их национальным интересам:
- обеспечение непротиворечивости национальной системы бухгалтерского учета международно признанной практике, которое способствует повышению конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российского бизнеса. успешному участию Российской Федерации в интеграционных процессах в рамках ЕАЭС, СНГ, БРИКС и эффективности экономических отношений с экономическими субъектами других дружественных государств.
- применение способов оценки и представления информации, содержащих прогностические элементы, без которых в современной экономике невозможно принимать обоснованные решения по вопросам управления и инвестирования;
- переориентация правил бухгалтерского учета на:
- реализацию потребностей, в первую очередь, широкого круга пользователей бухгалтерской отчетности, формирование реальной картины деятельности экономических субъектов;
- оценку реального положения дел у экономического субъекта, а не соответствие отчетности установленным правилам;
- переход от представления о стоимости активов как суммы средств, потраченных на их приобретение, к стоимости как сумме средств, которые можно получить от их использования;
- оценку всех подлежащих исполнению экономическим субъектом обязательств, а не только их задокументированной части;
- представление информации о результативности и рисках деятельности руководства экономического субъекта.
- обеспечение единства требований к бухгалтерскому учету как основы сопоставимости финансовой информации о деятельности экономических субъектов всех секторов экономики, включая финансовый и бюджетный:
- установление в стандартах минимально необходимых требований к учету независимо от вида экономической деятельности;
- применение международно признанных стандартов как основы разработки всего комплекса национальных стандартов;
- определение в стандартах учета принципов и требований, позволяющих экономическим субъектам адаптировать ведение бухгалтерского учета к масштабам, характеру и условиям своей деятельности;
- установление принципа самостоятельности для экономических субъектов в выборе способов бухгалтерского учета, построении документооборота, в том числе в конструировании форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета;
- организация обработки учетной информации, ориентированной, в первую очередь, на цифровые технологии.
- обеспечение дифференциации требований для разных категорий экономических субъектов. с целью оптимизации затрат на его ведение и снижения административной нагрузки. Экономический субъект самостоятельно решает, вести ли упрощенный учет вместо полного, и какие конкретно упрощения применять.
- полный комплект требований определяется всей совокупностью федеральных и отраслевых стандартов и действует в отношении отчетности, прежде всего, общественно значимых экономических субъектов, которые также составляют консолидированную финансовую отчетность;
- упрощенный комплект требований определяется сокращенной совокупностью федеральных стандартов, который могут вести субъекты малого предпринимательства (за исключением общественно значимых), социально ориентированные некоммерческие организации. Упрощенный учет предполагает отказ от "сложных" стандартов (например, стандартов учета строительного подряда), от "сложных" требований к учету (например, от капитализации объектов основных средств, аренды, нематериальных активов, применения дисконтирования). По экспертным оценкам, упрощенный учет позволяет сократить объем отчетности на 80% по сравнению с полным учетом.
- установление принципов прозрачности, подотчетности и информационной открытости, вовлеченности широкого круга заинтересованных лиц, которые реализуются через процедуру принятия стандартов, установленную Федеральным законом "О бухгалтерском учете". В рамках этой процедуры:
- разработка и публичное обсуждение проектов стандартов осуществляются, как правило, негосударственными органами регулирования (профессиональные и деловые объединения);
- профессиональная экспертиза проектов стандартов и общественный надзор их качества (проводятся созданным в соответствии с данным Федеральным законом советом по стандартам бухгалтерского учета, 2/3 которого представляют интересы различных заинтересованных сторон и 1/3 - интересы государства);
- обеспечение стабильности правил, предсказуемости и системности развития регулирования бухгалтерского учета:
- федеральные стандарты бухгалтерского учета разрабатываются в соответствии с программой, утверждаемой на пять лет.
- процесс принятия стандарта, включая несколько публичных обсуждений, занимает от одного года до трех лет.
- длительность перехода к обязательному применению новых стандартов составляет в среднем более полутора лет.
- начиная с 2013 г., Федеральный закон "О бухгалтерском учете" действует практически в неизменном состоянии;
- с 2011 г. неизменно количество федеральных стандартов бухгалтерского учета. Правила бухгалтерского учета применяются в течение длительного времени (например, "Основные средства" - 21 год, "Аренда" - 25 лет, "Нематериальные активы" - 15 лет). Количество содержательных изменений, вносимых в них, незначительно.
III. Направления развития системы бухгалтерского учета на перспективу
В целях развития национальной системы бухгалтерского учета планируется осуществление следующих мер:
- расширение сферы применения упрощенного учета (снятие ограничений для всех категорий некоммерческих организаций);
- совершенствование практики ведения бухгалтерского учета (установление правил признания внешних документов первичными учетными документам; определение порядка разработки электронных форматов документов бухгалтерского учета; уточнение норм об инвентаризации активов и обязательств; определение понятия профессионального суждения и его роли в разработке учетной политики экономического субъекта; включение субъектов аудиторской деятельности в число лиц, имеющих право оказывать услуги аутсорсинга ведения бухгалтерского учета);
- совершенствование практики бухгалтерской отчетности (изменение порядка составления бухгалтерской отчетности при преобразовании организаций; предоставление организациям, составляющим консолидированную финансовую отчетность, права использовать единые способы ведения учета как для отчетности юридического лица, так и для консолидированной финансовой отчетности, уточнение сферы обязательного составления консолидированной финансовой отчетности, обеспечивающей баланс интересов пользователей и затрат составителей);
- улучшение регулирования бухгалтерского учета (введение обязательного отложенного (не менее года после принятия) порядка вступления в силу стандартов бухгалтерского учета; принятие регулирующего документа, определяющего концептуальные основы бухгалтерского учета в качестве ориентира для разработчиков стандартов учета).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.