Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
Итоги рассмотрения актуальных вопросов налогообложения на перспективу в основных направлениях налоговой политики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов
Налог на прибыль организаций
Для приведения в соответствие с текущим уровнем цен затрат сотрудников, использующих личный транспорт в служебных целях, предлагается оценить необходимость пересмотра норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, учитываемых для целей налогообложения.
Итог рассмотрения:
Учитывая инфляционные процессы, признано целесообразным привести действующие нормы расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов для целей налога на прибыль организаций к предельным размерам компенсации за использование личного транспорта в служебных целях, установленных для федеральных государственных гражданских служащих (постановление Правительства Российской Федерации от 02.07.2013 N 563).
Налог на добавленную стоимость
1. Проработка в рамках Евразийской экономической комиссии проекта Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года в части порядка взимания косвенных налогов при электронной торговле товарами, реализуемыми физическим лицам, в целях урегулирования спорных вопросов, связанных с двойным налогообложением налогом на добавленную стоимость.
Итог рассмотрения:
Данное предложение требует дополнительной проработки и его рассмотрение будет осуществляться также и в 2023 году.
2. Мониторинг мер поддержки налогоплательщиков, оказывающих услуги общественного питания, в случае их перехода на общую систему налогообложения в связи с ростом объема доходов, и "обеление" данной отрасли.
Итог рассмотрения:
В соответствии с Федеральным законом от 02.07.2021 N 305-ФЗ с 2022 года налогоплательщики, оказывающие услуги общественного питания (далее - общепит) освобождаются от НДС. Кроме того, указанным федеральным законом в целях отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства для отрасли общепита увеличено предельное значение среднесписочной численности работников с 250 человек до 1500 человек и предоставлена возможность применения ими пониженных тарифов страховых взносов (15%) (далее - льготы для общепита).
Минфином России совместно с ФНС России проводится мониторинг влияния льгот отдельно для общепита на ключевые показатели отрасли с использованием данных ФНС России и Росстата.
По данным Росстата в 2022 году в отрасли общепита осуществляли деятельность 180,7 тыс. организаций и ИП (к уровню 2021 года прирост на 4,6 тыс. единиц), общая среднесписочная численность работников составила 955,7 тыс. человек (к уровню 2021 года прирост на 13,1 тыс. человек), оборот общественного питания - 2,35 трлн рублей (к уровню 2021 года прирост на 418,7 млн рублей).
По данным ФНС России по 1 099 налогоплательщикам, применившим льготы для общепита, среднесписочная численность работников в 2022 году составила 88,7 тыс. человек (к уровню 2021 года прирост на 23,7 тыс. человек), фонд оплаты труда - 45,1 млрд рублей (к уровню 2021 года прирост на 17,5 млрд рублей), выручка - 204,2 млрд рублей (к уровню 2021 года прирост на 80,5 млрд рублей).
Темпы прироста среднесписочной численности, фонда оплаты труда и выручки по налогоплательщикам, применившим льготы для общепита, выше аналогичных показателей по отрасли общепита в целом (Таблица 7).
Таблица 7. Информация по группе налогоплательщиков, применяющих освобождение по НДС по услугам общественного питания в сравнении с отраслью общепита в целом
Темпы роста в 2022 году к уровню 2021 года, в% |
Среднесписочная численность работников |
Фонд оплаты труда |
Выручка |
Налогоплательщики, применившие льготы для общепита |
36% |
63% |
65% |
Отрасль общепита в целом |
1% |
14% |
22% |
По данным ФНС России платежи в бюджетную систему Российской Федерации налогоплательщиков, применивших льготы для общепита в 2022 году, составили 22,9 млрд рублей (к уровню 2021 года прирост на 3,2 млрд рублей), по отрасли общепита в целом - 223,2 млрд рублей (к уровню 2021 года прирост на 8,0 млрд рублей).
По налогоплательщикам, применившим льготы для общепита, основная часть платежей приходится на страховые взносы (40%), НДФЛ (30%) и налог на прибыль организаций (18%) (Таблица 8).
По отрасли общепита в целом страховые взносы также являются наиболее крупным платежом (34%). При этом, по отрасли в целом платежи по НДФЛ и по налогу на прибыль организаций замещаются платежами по НДС и налогам по специальным режимам.
Вышеуказанные особенности структуры платежей в основном объясняется соотношением режимов общей системы налогообложения (ОСНО) и упрощенной системы налогообложения (УСН) по налогоплательщикам, применившим льготы для общепита (98% в ОСНО) и по отрасли общепита в целом (основная часть налогоплательщиков в УСН).
Таблица 8. Структура платежей в бюджетную систему по группе налогоплательщиков, применяющих освобождение по НДС по услугам общественного питания в сравнении с отраслью общепита в целом
Структура платежей в бюджетную систему РФ в 2022 году, в% |
Налогоплательщики, применившие льготы для общепита |
Отрасль общепита в целом |
ВСЕГО |
100% |
100% |
в т. ч. НДС (уплачено минус возмещено) |
7% |
19% |
НДФЛ |
30% |
22% |
Налог на прибыль организаций |
18% |
5% |
Имущественные налоги |
2% |
2% |
Налоги по спецрежимам |
3% |
18% |
Страховые взносы |
40% |
34% |
Темп роста платежей в бюджетную систему Российской Федерации по налогоплательщикам, применившим льготы для общепита (16%), значительно превышает аналогичный показатель по отрасли общепита в целом (4%) (Таблица 9).
Таблица 9. Сравнение темпов роста платежей в бюджетную систему по группе налогоплательщиков, применяющих освобождение по НДС по услугам общественного питания в сравнении с отраслью общепита в целом
Платежи в бюджетную систему РФ, млрд руб. |
2021 |
2022 |
Изменения |
|
"+", "-" |
в % |
|||
Налогоплательщики, применившие льготы для общепита |
19,8 |
22,9 |
3,2 |
16% |
Отрасль общепита в целом |
215,2 |
223,2 |
8,0 |
4% |
По налогоплательщикам, применившим льготы для общепита, прирост платежей к уровню 2021 года в сумме 3,2 млрд рублей в основном обеспечен по налогу на прибыль организаций, страховым взносам и НДФЛ при одновременном снижении платежей по НДС и налогов по спецрежимам, что соответствует логике введенных изменений в налоговое законодательство (освобождение от НДС, постепенный переход налогоплательщиков из режима УСН в режим ОСНО) (Таблица 10).
По отрасли общепита в целом прирост платежей к уровню 2021 года в сумме 8,0 млрд рублей получен за счет налогов по спецрежимам и НДФЛ при снижении платежей по НДС и страховым взносам.
Таблица 10. Структура изменения платежей в бюджетную систему по группе налогоплательщиков, применяющих освобождение по НДС по услугам общественного питания в сравнении с отраслью общепита в целом
Изменение платежей в бюджетную систему РФ (2022 к 2021), в млрд руб. |
Налогоплательщики, применившие льготы для общепита |
Отрасль общепита в целом |
ВСЕГО |
3,2 |
8,0 |
в т. ч. НДС (уплачено минус возмещено) |
-4,5 |
-6,1 |
НДФЛ |
2,9 |
8,2 |
Налог на прибыль организаций |
3,0 |
1,3 |
Имущественные налоги |
0,0 |
0,4 |
Налоги по спецрежимам |
-1,2 |
8,3 |
Страховые взносы |
2,9 |
-4,0 |
Положительный бюджетный эффект от введения налоговых льгот для общепита в 2022 году оценивается в сумме 3,0 млрд рублей (определен с учетом темпа роста платежей в бюджетную систему Российской Федерации от налогоплательщиков, не применивших льготы для общепита).
Вывод: В связи с тем, что темпы роста среднесписочной численности, фонда оплаты труда, выручки, платежей в бюджетную систему Российской Федерации по налогоплательщикам, применившим льготы для общепита выше аналогичных показателей по отрасли общепита в целом влияние изменения налогообложения общепита вышеуказанным показателям отрасли по итогам 2022 года, оценивается положительным.
Акциз
Проработка вопроса о внесении в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах изменений, направленных на совершенствование подходов налогообложения акцизом на сталь жидкую. В рамках проработки планируется оценить практику применения налога, его влияния на финансовые результаты плательщиков налога, и, при необходимости, корректировка данного механизма в целях повышения эффективности его применения с точки зрения баланса интересов государства и бизнеса.
Поступления от акцизов на сталь, выплавленную в конвертерных печах, в 2022 году составили 42,4 млрд рублей, от акцизов на сталь, выплавленную в электропечах - около 6 млрд рублей. Основываясь на итогах мониторинга рентабельности металлургического сегмента в III квартале 2022 года, скорректирована цена на сляб, при которой ставка акциза на сталь жидкую будет приниматься равной нулю. Так, с 1 августа 2022 года ставка акциза на жидкую сталь обнуляется при цене на сляб менее 30 тыс. рублей за 1 тонну.
По оценкам Минфина России, рентабельность экспортных поставок стальных полуфабрикатов металлургических компаний в 1 полугодии 2023 года составляет 37%, что значительно выше уровня 2 полугодия 2022 года (12%). Достижению указанного показателя способствует рост цен на стальные полуфабрикаты: средняя цена сляба за 2 полугодие 2022 года составляла 442 долл. США/т, а за 1 полугодие 2023 оценивается на уровне 562 долл. США/т, а аналогичные показатели в отношении стальной заготовки составили 507 и 564 долл. США/т, соответственно. Кроме того, рентабельность поставок стального проката на внутренний рынок в 1 полугодии 2023 года сохранилась на уровне 2 полугодия 2022 года и составила 27%. При этом, следует отметить, что налоговая нагрузка по акцизу на сталь жидкую за 1 полугодие 2023 года оценивается на уровне не более 2% от выручки металлургических предприятий.
Трансфертное ценообразование
В результате проработки вопроса о введении механизма налогообложения у источника в Российской Федерации доходов лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации (если они были получены в результате манипулирования ценами в сделках между взаимозависимыми лицами), принято решение о целесообразности введения такого механизма, поскольку его применение будет способствовать сокращению вывода капитала из Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.