Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Анализ внутренних налоговых условий
Анализ уровня налоговой нагрузки показывает, что налоговые доходы бюджетной системы 1, определяемые как процентная доля ВВП, на протяжении последних лет существенно не изменяется. Так, налоговая нагрузка на экономику в Российской Федерации в 2022 году составила 32,4% к ВВП, увеличившись по сравнению с 2021 годом на 0,39 п.п.
Таблица 1. Доходы бюджета расширенного Правительства Российской Федерации в 2016-2022 гг.
% к ВВП | |||||||
Показатель |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
Доходы всего |
32,92 |
33,80 |
35,93 |
36,04 |
35,49 |
35,57 |
35,04 |
Налоговые доходы и платежи |
28,64 |
30,35 |
32,72 |
32,51 |
30,58 |
32,01 |
32,40 |
в том числе |
|
|
|
|
|
|
|
налог на прибыль организаций |
3,24 |
3,58 |
3,95 |
4,14 |
3,73 |
4,50 |
4,20 |
налог на доходы физических лиц |
3,53 |
3,54 |
3,52 |
3,61 |
3,95 |
3,61 |
3,78 |
налог на добавленную стоимость |
5,34 |
5,59 |
5,79 |
6,47 |
6,69 |
6,81 |
6,31 |
акцизы |
1,58 |
1,74 |
1,53 |
1,25 |
1,80 |
0,60 |
-0,58 |
таможенные пошлины |
3,08 |
2,80 |
3,57 |
2,76 |
1,74 |
2,53 |
2,23 |
налог на добычу полезных ископаемых |
3,42 |
4,50 |
5,90 |
5,57 |
3,67 |
5,42 |
7,24 |
страховые взносы |
6,67 |
6,71 |
6,56 |
6,79 |
7,01 |
6,09 |
6,34 |
прочие налоги и сборы* |
1,78 |
1,88 |
1,90 |
1,92 |
1,99 |
2,46 |
2,88 |
Иные доходы |
4,28 |
3,45 |
3,21 |
3,52 |
4,91 |
3,55 |
2,64 |
------------------------------
* - налоги на совокупный доход, налоги на имущество, налоги и платежи, связанные с добычей полезных ископаемых (кроме НДПИ) и без учета государственной пошлины
------------------------------
Источники данных: ВВП - Росстат, доходы бюджета расширенного правительства - Федеральное казначейство
Основное изменения произошло в налогообложении акцизами, в связи с применением демпфирующего механизма на нефтяное сырье, направляемое на переработку. В результате вырос объем компенсаций нефтеперерабатывающим компаниям, что в свою очередь позволило им устанавливать отпускные цены на моторное топливо на уровне, который обеспечивает достаточную маржинальность АЗС при сохранении розничных цен в пределах инфляции. При этом недополученные доходы были компенсированы за счет налогов на углеводородные ископаемые, в частности налогом на добычу полезных ископаемых, который увеличился с 5,4% до 7,2% к ВВП (рост 1,82 п.п.), и налогом на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья - 1,11% к ВВП.
Снижение уровня нагрузки по налогу на прибыль организаций, налогу на добавленную стоимость и таможенным пошлинам составило 1,1 п.п. и обусловлено беспрецедентным санкционным давлением, оказываемым на экономику Российской Федерации, приведшим, как следствие, к сокращению товарооборота.
Увеличение нагрузки произошло по "зарплатным" налогам. Так, по налогу на доходы физических лиц и страховым взносам суммарное увеличение составило 0,4 п.п., что может говорить, как о росте доходов населения, в частности об увеличении доли тех, чей доход превышает 5 млн рублей, так и об уплате ранее отсроченных платежей по страховым взносам. Вместе с тем, налоговая нагрузка на заработную плату в 2022 году осталась ниже доковидного уровня.
Уровень налоговой нагрузки по остальным налогам в 2022 году существенно не менялся.
При анализе уровня налоговой нагрузки по отдельным видам налогов в Российской Федерации традиционно выделяют нефтегазовые доходы - НДПИ и вывозные таможенные пошлины (на нефть, газ и нефтепродукты), поскольку они по-прежнему составляют существенную долю доходов бюджета.
Распределение уровня налоговой нагрузки по отдельным видам налогов в Российской Федерации представлено в Таблице 2.
Таблица 2. Доходы бюджета расширенного Правительства Российской Федерации от налогообложения добычи нефти и экспорта нефти и нефтепродуктов в 2016-2022 гг.
% к ВВП | |||||||
Показатель |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
Налоговые доходы и платежи |
28,64 |
30,35 |
32,72 |
32,51 |
30,58 |
32,01 |
32,40 |
Доходы от налогов и пошлин, связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов |
6,19 |
7,10 |
9,20 |
8,27 |
5,39 |
8,24 |
10,43 |
из них: |
|
|
|
|
|
|
|
НДПИ на нефть |
2,74 |
3,65 |
5,04 |
4,72 |
2,97 |
4,65 |
5,54 |
НДПИ на газ |
0,57 |
0,73 |
0,75 |
0,73 |
0,58 |
0,60 |
1,49 |
Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья |
|
|
|
0,09 |
0,14 |
0,75 |
1,11 |
Акцизы на нефтепродукты |
0,53 |
0,60 |
0,52 |
0,65 |
0,65 |
0,59 |
0,63 |
Вывозные таможенные пошлины на нефть |
1,20 |
1,06 |
1,49 |
1,02 |
0,41 |
0,52 |
0,40 |
Вывозные таможенные пошлины на газ |
0,63 |
0,63 |
0,78 |
0,63 |
0,41 |
0,83 |
1,08 |
Вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты |
0,52 |
0,43 |
0,62 |
0,42 |
0,24 |
0,29 |
0,18 |
Доходы от налогов и прочих платежей, не связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов |
22,45 |
23,25 |
23,52 |
24,25 |
25,19 |
23,77 |
21,98 |
Источники данных: ВВП - Росстат, доходы бюджета расширенного правительства - Федеральное казначейство
Доля доходов от налогов и пошлин, связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов, в 2022 году по сравнению с 2021 годом увеличилась на 2,19 п.п. и составила 10,43% к ВВП.
Средний уровень прочих сборов, таких как государственная пошлина, и неналоговых платежей, уплачиваемых организациями и предпринимателями в бюджетную систему, за последние 7 лет не превышал 1% к ВВП. В 2022 году совокупный уровень указанных доходов составил 0,65% к ВВП.
Таким образом, фискальная нагрузка на экономику суммарно составила 33,05% к ВВП (таблица 3).
Таблица 3. Фискальная нагрузка (налоги и платежи, поступающие в бюджетную систему Российской Федерации) на экономику Российской Федерации в 2016-2022 гг.
% к ВВП | |||||||
Показатель |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
Доходы всего |
32,92 |
33,80 |
35,93 |
36,04 |
35,49 |
35,57 |
35,04 |
в том числе: | |||||||
Фискальная нагрузка |
29,38 |
31,14 |
33,46 |
33,34 |
31,51 |
32,89 |
33,05 |
Налоговые доходы и платежи |
28,64 |
30,35 |
32,72 |
32,51 |
30,58 |
32,01 |
32,40 |
Нефтегазовые доходы |
6,19 |
7,10 |
9,20 |
8,27 |
5,39 |
8,24 |
10,43 |
Ненефтегазовые доходы |
22,45 |
23,25 |
23,52 |
24,25 |
25,19 |
23,77 |
21,98 |
Доходы от прочих сборов и неналоговых платежей |
0,74 |
0,79 |
0,74 |
0,83 |
0,93 |
0,88 |
0,65 |
Источники данных: ВВП - Росстат, доходы бюджета расширенного правительства - Федеральное казначейство
Расчетный уровень налоговой нагрузки на экономику в Российской Федерации можно сопоставить с аналогичными показателями в странах-членах Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР) (Таблица 4). При этом стоит отметить, что величина фискальной нагрузки по странам ОЭСР не включает в себя различного рода неналоговые платежи, которые хотя и установлены законодательством, но не являются предметом регулирования законодательства о налогах и сборах, таможенных платежах или страховых взносах на обязательное государственное социальное страхование.
Таблица 4. Налоговая нагрузка на экономику в странах ОЭСР в 2016-2021 гг.
% ВВП | ||||||
Страна |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 (оценка) |
Австралия |
27,60 |
28,50 |
28,53 |
27,67 |
28,55 |
н.д. |
Австрия |
41,91 |
41,76 |
42,25 |
42,56 |
42,23 |
43,46 |
Бельгия |
43,88 |
43,80 |
43,87 |
42,70 |
42,49 |
42,02 |
Великобритания |
32,73 |
32,83 |
32,89 |
32,72 |
32,11 |
33,48 |
Венгрия |
39,15 |
38,28 |
36,82 |
36,46 |
36,10 |
34,00 |
Германия |
37,42 |
37,79 |
38,43 |
38,62 |
37,91 |
39,51 |
Голландия |
38,40 |
38,70 |
38,80 |
39,26 |
40,00 |
39,70 |
Греция |
38,70 |
38,62 |
40,00 |
39,48 |
38,86 |
38,99 |
Дания |
45,69 |
45,85 |
44,18 |
46,60 |
47,11 |
46,88 |
Израиль |
31,11 |
32,54 |
30,80 |
30,21 |
29,56 |
32,23 |
Ирландия |
23,36 |
22,76 |
22,35 |
21,90 |
19,86 |
21,06 |
Исландия |
50,81 |
37,56 |
36,45 |
34,84 |
36,12 |
35,06 |
Испания |
33,29 |
33,87 |
34,66 |
34,68 |
36,72 |
38,35 |
Италия |
42,31 |
41,91 |
41,73 |
42,42 |
42,65 |
43,29 |
Канада |
33,17 |
33,11 |
33,51 |
33,81 |
34,26 |
33,25 |
Колумбия |
н.д. |
18,98 |
19,27 |
19,70 |
18,79 |
19,50 |
Коста-Рика |
н.д. |
н.д. |
23,19 |
23,58 |
22,65 |
24,25 |
Латвия |
31,20 |
31,39 |
31,14 |
31,24 |
31,76 |
31,22 |
Литва |
29,69 |
29,47 |
30,23 |
30,28 |
30,82 |
32,79 |
Люксембург |
37,94 |
37,61 |
39,47 |
38,95 |
38,10 |
38,57 |
Мексика |
16,62 |
16,10 |
16,15 |
16,35 |
17,76 |
16,70 |
Новая Зеландия |
31,68 |
31,61 |
32,17 |
31,46 |
33,80 |
33,78 |
Норвегия |
38,71 |
38,78 |
39,37 |
39,91 |
38,80 |
42,24 |
Польша |
33,54 |
34,12 |
35,14 |
35,11 |
35,54 |
36,77 |
Португалия |
34,12 |
34,12 |
34,66 |
34,50 |
35,26 |
35,77 |
Словакия |
32,34 |
34,22 |
34,20 |
34,57 |
35,19 |
35,78 |
Словения |
36,51 |
37,13 |
37,27 |
37,17 |
37,18 |
37,43 |
США |
25,87 |
26,74 |
24,89 |
24,97 |
25,75 |
26,58 |
Турция |
25,30 |
24,68 |
23,98 |
23,10 |
23,86 |
22,83 |
Финляндия |
44,03 |
42,93 |
42,39 |
42,25 |
41,85 |
42,99 |
Франция |
45,37 |
46,07 |
45,88 |
44,89 |
45,34 |
45,15 |
Чехия |
34,24 |
34,44 |
34,98 |
34,78 |
34,73 |
33,84 |
Чили |
20,14 |
20,16 |
21,13 |
20,89 |
19,38 |
22,19 |
Швейцария |
27,71 |
28,42 |
26,81 |
27,36 |
27,53 |
27,96 |
Швеция |
44,21 |
44,31 |
43,77 |
42,83 |
42,32 |
42,58 |
Эстония |
33,54 |
32,52 |
33,05 |
33,53 |
33,26 |
33,52 |
Южная Корея |
26,24 |
25,36 |
26,69 |
27,30 |
27,75 |
29,88 |
Япония |
30,73 |
31,38 |
31,55 |
31,41 |
33,16 |
н.д. |
Средняя по ОЭСР |
34,42 |
33,74 |
33,49 |
33,42 |
33,60 |
34,10 |
Россия |
28,64 |
30,35 |
32,72 |
32,51 |
30,58 |
32,01 |
Россия (без учета нефтегазовых доходов) |
22,45 |
23,25 |
23,52 |
24,25 |
25,19 |
23,77 |
Источники данных: данные по ОЭСР - Revenue Statistics 1965-2022
Таблица 5. Налоговая нагрузка на экономику в странах ОЭСР по видам налоговых доходов в 2021 году (оценка)
% ВВП | ||||||||
Страна |
Всего налоговых поступлений |
Налог на доходы (прибыль) корп. |
Налоги на доходы индивид. (НДФЛ) и з/п |
Соц./страх. взносы |
Имущественные налоги |
Налоги на потребление |
Остальные налоговые платежи и сборы* |
|
НДС и налог с продаж |
Акцизы |
|||||||
Мексика |
16,70 |
3,43 |
3,85 |
2,34 |
0,30 |
4,29 |
1,57 |
0,93 |
Польша |
36,77 |
2,62 |
5,92 |
13,01 |
1,28 |
8,70 |
3,70 |
1,54 |
Словакия |
35,78 |
3,03 |
3,91 |
15,70 |
0,48 |
7,76 |
3,05 |
1,86 |
Словения |
37,43 |
1,94 |
5,49 |
16,40 |
0,62 |
8,22 |
2,90 |
1,86 |
США |
26,58 |
1,61 |
11,21 |
6,34 |
3,02 |
2,17 |
0,73 |
1,50 |
Турция |
22,83 |
2,46 |
3,03 |
6,53 |
0,97 |
5,32 |
2,83 |
1,70 |
Финляндия |
42,99 |
2,68 |
12,84 |
11,95 |
1,51 |
9,37 |
3,12 |
1,53 |
Франция |
45,15 |
2,53 |
11,31 |
14,80 |
3,82 |
7,40 |
2,60 |
2,67 |
Южная Корея |
29,88 |
3,83 |
6,18 |
7,83 |
4,50 |
4,30 |
1,73 |
1,52 |
Россия |
32,01 |
4,50 |
3,61 |
6,09 |
1,07 |
6,81 |
0,60 |
9,35 |
Россия (без учета нефтегазовых доходов) |
23,77 |
4,50 |
3,61 |
6,09 |
1,07 |
6,81 |
0,60 |
1,11 |
Источники данных: данные по ОЭСР - Revenue Statistics 1965-2023
------------------------------
* - таможенные платежи, налоги на экспорт, налоги на инвестиционные товары, налоги за использование природных ресурсов (НДПИ) и т.д.
------------------------------
Таблица 6. Налоговая нагрузка на экономику в странах Евразийского экономического союза в 2016-2022 гг.
% налоговых доходов к ВВП | |||||||
Страна |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
Россия |
32,9 |
33,4 |
35,5 |
35,7 |
35,2 |
35,6 |
34,3 |
Средняя по ЕАЭС (кроме России) |
27,6 |
28,3 |
29,0 |
25,0 |
24,7 |
24,6 |
27,2 |
Армения |
21,4 |
21,2 |
22,3 |
23,9 |
25,2 |
24,1 |
24,3 |
Беларусь |
39,0 |
38,7 |
39,6 |
23,9 |
25,2 |
24,1 |
24,3 |
Казахстан |
17,0 |
19,8 |
21,4 |
19,7 |
17,5 |
17,1 |
21,8 |
Киргизия |
33,1 |
33,3 |
32,5 |
32,5 |
30,8 |
33,2 |
38,5 |
Источники данных: Международный валютный фонд (https://www.imf.org/en/Pubhcations/WEO/weo-database/2022/April)
Уровень налоговой нагрузки в России по данным Международного валютного фонда (2022 год - 34,3%) отличается от уровня налоговой нагрузки, рассчитанного в соответствии с методикой, применяемой ОЭСР (2022 год - 31,29%), что связано с различными подходами к определению общей суммы налоговых доходов. В частности, в расчетах могут по-разному учитываться таможенные пошлины, налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, взносы на обязательное социальное страхование.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.