Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
Меры налоговой политики по видам налогов
Совершенствование налогового администрирования
1. Установление особенностей порядка вступления в силу нормативных правовых актов муниципальных образований и федеральной территории "Сириус" о местных налогах и сборах, актов законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, направленных на приведение соответствующих актов в соответствие с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, предусматривающих внесение изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации, для которых действующий месячный срок вступления в силу неактуален.
2. В целях совершенствования электронного документооборота между налоговым органом и налогоплательщиком предлагается установление шестидневного срока, по истечении которого документ, направленный налоговым органом налогоплательщику в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, считается полученным налогоплательщиком.
3. Для снижения административной нагрузки на хозяйствующих субъектов предлагается установить обязанность однократного представления упрощенной налоговой декларации и, отменить обязанность ее представления в последующем, в случае отсутствия операций, в результате которых происходит движение денежных средств на счетах в банках (в кассе организации), и в случае отсутствия объектов налогообложения по налогам, по которым представляется эта упрощённая налоговая декларация.
4. Дальнейшее расширение круга потенциальных участников налогового мониторинга путем сокращения "пороговых" требований к ним в части суммы уплаченных ими налогов со 100 млн рублей до 80 млн рублей, полученных ими доходов с 1 млрд рублей до 800 млн рублей и величине их активов с 1 млрд рублей до 800 млн рублей.
5. Предоставление возможности наследникам права распоряжаться суммой денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета умершего (объявленного умершим) налогоплательщика.
6. В целях исключения дальнейшего разночтения состава перечня дополнительных мероприятий налогового контроля, которые могут проводиться на этапе рассмотрения материалов налоговой проверки, предлагается уточнить, что к таким мероприятиям также относится выемка документов.
7. В целях стимулирования резидентов (участников) преференциальных налоговых режимов в увеличении фактических объемов капитальных вложений и (или) НИОКР (для новых резидентов (участников) преференциальных налоговых режимов), в своевременном выполнении контролируемых показателей, сдаче бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также сокращения возможности по переводу действующих производств в преференциальные налоговые режимы предлагается реализация соответствующих мер по совершенствованию налогового регулирования преференциальных налоговых режимов.
Налог на добавленную стоимость
1. Уточнение порядка расчета суммы по налогу на добавленную стоимость, подлежащей восстановлению по объектам недвижимости, операции по реализации (передаче) которых не облагаются налогом на добавленную стоимость, в целях устранения неопределенности расчета восстановляемого налога.
2. В целях предотвращения создания схем по уклонению от уплаты НДС, в том числе в случае, когда товары реализуются хозяйствующими субъектами государств-членов Евразийского экономического союза российским физическим лицам, не являющимся плательщиками НДС, на основании договоров поручения, договоров комиссии, агентских договоров или иных аналогичных договоров предлагается возложить обязанность по исчислению и уплате НДС при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории государств-членов Евразийского экономического союза на организации - посредники.
Акцизы
1. Разработка механизма контроля полноты уплаты акциза на табачную и никотинсодержащую продукцию на основании данных о ее маркировке средствами идентификации, а также отказ от маркировки табачной продукции специальными (федеральными) и акцизными марками.
2. Введение налогового механизма, предусматривающего предоставление производителям синтетического каучука с 1 января 2024 года обратного акциза при заключении ими соглашения с Минэнерго России, предельный срок действия которого составит 10 лет.
В силу отсутствия на внутреннем рынке объективных рыночных котировок величина обратного акциза будет зависеть от биржевых цен на натуральный каучук на сингапурском рынке и на сырье (бутан и бутадиен) на роттердамском рынке.
При неблагоприятных биржевых ценах производители будут получать обратный акциз на синтетический каучук из бюджета. При биржевой конъюнктуре производители будут уплачивать акциз в пределах ранее возмещенного акциза с индексацией, что снизит расходы бюджета на указанную меру поддержи.
3. Увеличение ставок акцизов на различные виды подакцизной алкогольной продукции (вино, игристое вино, виноградосодержащие напитки, плодовые алкогольные напитки и ряд других), никотиносодержащей продукции (табак, табачные изделия, жидкости для электронных систем доставки никотина) и табачной продукции).
Налог на доходы физических лиц
1. Расширение сферы применения налоговой льготы, установленной для семей с детьми в отношении дохода от продажи жилого помещения при улучшении жилищных условий: льгота применяется не только при покупке, в частности, индивидуального жилого дома, но также при строительстве индивидуального жилого дома.
2. Установление возможности уменьшения доходов от продажи жилых помещений и транспортных средств, непосредственно использовавшихся в предпринимательской деятельности, на фактически произведенные и документально подтвержденные расходы на приобретение такого имущества для случаев, когда указанные доходы получены не в рамках осуществления предпринимательской деятельности.
3. Установление порядка определения расходов на приобретение доли участия в уставном капитале общества в случае, если доля участия приобретена налогоплательщиком в результате реорганизации другой организации.
4. Наделение налоговых агентов правом на уменьшение суммы дохода, полученного налогоплательщиком при продаже доли участия в уставном капитале общества, при выходе из участников общества, а также при получении имущества и имущественных прав при ликвидации организации на сумму расходов налогоплательщика на приобретение указанных имущественных прав.
5. В целях повышения определенности предлагается уточнить, что при исчислении налоговым агентом налога на доходы физических лиц в отношении доходов, не являющихся дивидендами, в расчет совокупности налоговых баз для целей применения налоговой ставки, установленной в отношении доходов, получаемых налоговыми резидентами Российской Федерации, не включается налоговая база по дивидендам.
6. В целях расширения круга лиц получателей вычетов предлагается уточнить, что при определении дохода налогоплательщика, исчисленного нарастающим итогом с начала налогового периода для целей предоставления стандартного налогового вычета на детей, учитываются только доходы, относящиеся к основной налоговой базе.
7. При определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц в отношении доходов в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках исключается доход в виде процентов, рассчитанный как произведение одного миллиона рублей и ключевой ставки Банка России (далее - необлагаемый процентный доход). Предлагается дополнительно проработать вопрос об особенностях налогообложения вкладов со сроком действия более 1 года в целях возможности учета суммы необлагаемого процентного дохода, определенного в периодах, за которые начислены проценты по вкладу.
8. Совершенствование налогового стимулирования привлечения денежных средств физических лиц на финансовый рынок на долгосрочной основе, в том числе:
- предоставление в качестве налоговых стимулов налогового вычета по налогу на доходы физических лиц в размере внесенных средств на индивидуальные инвестиционные счета нового типа и (или) на формирование негосударственной пенсии и (или) по договорам долгосрочных сбережений с учетом общего ограничения в размере 400 тыс. рублей за налоговый период;
- освобождение от налогообложения полученного финансового результата по соответствующим финансовым инструментам (продуктам) с установлением предельной величины такого освобождения;
- сохранение права на налоговые льготы при возврате денежных средств ранее 10 летнего периода в случае оплаты дорогостоящего лечения.
9. В целях налогового администрирования предлагается обязать налоговых агентов отражать в документе, содержащем сведения о доходах физических лиц, отдельные виды доходов, освобождаемые от налогообложения (в настоящее время не указываются).
Налог на прибыль организаций
1. Для применения нулевой ставки по налогу на прибыль организаций при реализации акций (долей участия) в целях упрощения администрирования (по аналогии с налогообложением доходов от источников в Российской Федерации) исключить требования о выполнении условия о составе активов эмитента (не более 50% недвижимого имущества) для операций по реализации обращающихся ценных бумаг.
2. Зачисление сумм налога на прибыль организаций, исчисленных с прибыли, полученной от реализации налогоплательщиками акций (долей участия в уставном капитале) дочерних организаций, осуществляющих экспорт природного газа в сжиженном состоянии, в полном объеме в федеральный бюджет.
3. Во исполнение подпункта 2 пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 08.08.2023 N 585 "О приостановлении Российской Федерацией действия отдельных положений международных договоров Российской Федерации по вопросам налогообложения" (далее - Указ) с целью снижения влияния на экономику Российской Федерации последствий приостановления действия отдельных положений международных договоров Российской Федерации по вопросам налогообложения (далее - Договоры) предлагается установить освобождение от налогообложения налогом на прибыль организаций или пониженные ставки налога на прибыль организаций для следующих доходов, выплачиваемых иностранным компаниям, расположенными в иностранных государствах, в отношении которых ранее применялось освобождение от налогообложения у источника или пониженная ставка налога у источника согласно Договорам, действие которых приостановлено Указом:
- процентных доходов, выплачиваемых экспортно-кредитным агентствам, организациям, осуществляющим банковскую деятельность в соответствии с личным законом,
- доходов по договорам лизинга воздушных судов (включая вспомогательные силовые установки и(или) авиационные двигатели), зарегистрированных или подлежащих регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, заключенным до 05.03.2022,
- доходов по договорам об урегулировании страховых и (или) претензионных требований, связанных с заключенными с иностранными компаниями - лизингодателями до 05.03.2022 договорами аренды (лизинга) воздушных судов, зарегистрированных или подлежащих регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, включая вспомогательные силовые установки и (или) авиационные двигатели, при условии, что указанные договоры об урегулировании страховых и (или) претензионных требований предусматривают переход права собственности на такие воздушные суда, вспомогательные силовые установки и (или) авиационные двигатели к российской организации, не являющейся взаимозависимой с указанными иностранными организациями,
- выплаты за предоставление права на трансляцию ведущих международных и иностранных спортивных событий, а также права пользования международным развлекательным и спортивным контентом
- лицензионные платежи по действующим лицензионным договорам за предоставление права пользования программным обеспечением и иными нематериальными активами, не имеющими аналогов на российском рынке,
- доходы от реализации морских судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов и находящихся на территории Российской Федерации. Предлагаемый порядок налогообложения применятся при условии подтверждения наличия у иностранных организаций фактического права на получаемый доход и подтверждения факта отсутствия взаимозависимости между российской организацией, выплачивающей доход и иностранной организацией - получателем дохода.
Налог на добычу полезных ископаемых и налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья
1. Введение особенностей налогообложения добычи драгоценных металлов, содержащихся в качестве попутных компонентов в многокомпонентных комплексных рудах и рудах цветных металлов, в целях рационального недропользования и обеспечения объективной оценки стоимости добытых руд при исчислении НДПИ.
2. Установление особенностей исчисления НДПИ в отношении концентратов, содержащих одновременно золото, серебро и металлы платиновой группы, которые позволят устранить правовую неопределенность, связанную с определением величины рентного коэффициента Крента при добыче указанных драгоценных металлов.
3. Увеличение налога на добычу полезных ископаемых в размере суммы дополнительных доходов газоснабжающих организаций, связанных с опережающим ростом тарифов на природный газ.
4. Уточнение "дисконтов" к цене нефти "North Sea Dated" на рынке северного моря (Brent), используемых при определении налоговой ставки по НДПИ (не более 15 долларов США за баррель в 2024 г., 10 - в 2025 г. и 6 - в 2026 г.)
Специальные налоговые режимы
1. В целях снижения нагрузки на налогоплательщиков предлагается уточнить переходные положения в части учета в составе расходов налога на прибыль организаций стоимости товаров, приобретенных и оплаченных не ранее чем, за 3 года предшествующих году перехода с единого сельскохозяйственного налога или упрошенной системы налогообложения, но реализованных после перехода на общую систему налогообложения.
2. С учетом сложившейся судебной практики и в целях исключения двоякого толкования предлагается уточнить положения о возможности применения упрощенной системы налогообложения (далее - УСН) нотариусами, занимающимися частной практикой, адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований, в случае осуществления иных видов деятельности, не связанных с нотариальной (адвокатской) деятельностью.
3. Установление возможности индивидуальным предпринимателям представлять уточненное заявление на получение патента в связи с изменением количества физических показателей в целях перерасчета суммы налога по патенту.
4. Для снижения административной нагрузки на налогоплательщиков предлагается предоставить возможность физическому лицу самостоятельно определять дату постановки на учет (снятия с учета) в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход (далее - НПД) посредством проставления в заявлении о постановке на учет (снятии с учета) даты, с которой физическое лицо начинает применять режим НПД или завершает его применение, в частности, в связи с переходом на иной специальный налоговый режим.
5. Исключение привлечения налогоплательщиков НПД к ответственности в случае самостоятельного выявления и устранения ими нарушения порядка и (или) сроков передачи сведений о произведенных расчетах или непредставления таких сведений.
6. В целях расширения числа операторов, участвующих в постановке на налоговый учет (снятия с учета) плательщиков НПД и осуществляющих информационный обмен с налоговыми органами предлагается предоставить возможность применения к Евразийскому банку развития положений норм Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" (далее - Закон N 422-ФЗ) как для кредитной организации, в том числе возможности осуществления информационного обмена для целей применения Закона N 422-ФЗ.
Налог на имущество
Уточнение определения понятия объекта бытового обслуживания в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации как объекта недвижимости, используемого для оказания бытовых услуг физическим и (или) юридическим лицам по перечню кодов ОКВЭД и ОКПД, что позволит уйти от сложившейся в настоящее время неоднозначной правоприменительной практики в определении объектов бытового обслуживания.
Страховые взносы
1. Уточнение порядка определения размера дохода для целей уплаты страховых взносов индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами и иными лицами, занимающимися частной практикой, уплачивающими налог на доходы физических лиц.
2. Уточнение порядка, формы и сроков направления в налоговые органы информации, подтверждающей право на освобождение плательщиков страховых взносов от уплаты страховых взносов в совокупном фиксированном размере за периоды, в которых ими не осуществлялась деятельность.
3. Установление для индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой, совокупных фиксированных размеров страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование на 2025 год и последующие годы.
Трансфертное ценообразование
1. Предлагается предусмотреть возможность использования медианного значения интервала рыночных цен (интервала рентабельности) при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках между взаимозависимыми лицами. Введение такой возможности обеспечит справедливое определение цен в сделках между взаимозависимыми лицами для целей налогообложения, а также расширит возможности для достижения взаимного соглашения между федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, и уполномоченным органом исполнительной власти иностранного государства, при заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения.
2. Предлагается распространить внесудебный порядок взыскания налога на случаи, когда обязанность по уплате налога возникла в результате проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Применяемый в настоящее время в указанных случаях судебный порядок взыскания налога введен в 2012 году одновременно с дополнением Налогового кодекса Российской Федерации разделом V.1 в связи с новизной и сложностью положений этого раздела. Однако с учетом результатов анализа правоприменительной практики, которые свидетельствуют об успешной адаптации налогоплательщиков и налоговых органов к положениям раздела V.1 Налогового кодекса Российской Федерации, дальнейшее применение в указанных случаях судебного порядка взыскания налога нецелесообразно.
Прочее
Кроме того, в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах будут вноситься отдельные технические правки, а также поправки, связанные с уточнением терминологии, в целях устранения противоречий с учетом правоприменительной практики и изменений законодательства Российской Федерации.
Повышение эффективности налоговых расходов Российской Федерации
В рамках ежегодной работы по повышению эффективности налоговых расходов Российской Федерации будут подготовлены предложения об уточнении (отмене) налоговых льгот, обуславливающих налоговые расходы Российской Федерации, не соответствующих критериям целесообразности и результативности по итогам оценки, проведенной кураторами налоговых расходов. При необходимости будут вырабатываться предложения по выработке альтернативных мер поддержки в отношении налоговых расходов с отрицательными показателями бюджетной эффективности (недостаточно эффективно работающими налоговыми льготами).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.