Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства
образования и науки
Республики Калмыкия
от 20.08.2019 г. N 1192
Комплекс мер
перевода общеобразовательных организаций с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, в эффективный режим функционирования на период с 2019 - 2020 учебного года по 2023 - 2024 учебный год
Обеспечение высокого качества образования для всех граждан, независимо от места жительства, социального статуса семей в настоящее время является одним из важных приоритетов государственной образовательной политики в Российской Федерации.
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах о реализации государственной политики в области образования и науки", Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 792-р), а также План мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки" (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. N 2620-р), предусматривают мероприятия по разработке и реализации по поддержке школ, работающих в сложных социальных условиях и педагогов, работающих с детьми из неблагополучных семей. В Перечне поручений по итогам заседания Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования, состоявшегося 23 декабря 2015 года, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с Минобрнауки России поручено "разработать и реализовать комплекс мер, направленных на создание условий для получения качественного общего образования в образовательных организациях со стабильно низкими образовательными результатами". Основная проблема неравенства в образовании в настоящее время связана с расслоением школ по образовательным результатам обучающихся, когда наряду с успешными и благополучными во всех отношениях школами повышенного уровня (гимназиями и лицеями) формируется целая группа школ с устойчиво низкими результатами учащихся. К группе школ с низкими образовательными результатами чаще всего относятся и школы, функционирующие в неблагополучных внешних условиях: в отдаленных территориях, в сельской местности. С целью оказания организационно-методической помощи в преодолении неравенства школ путем разработки и апробации модельных программ перевода школ в эффективный режим работы и улучшения образовательных результатов обучающихся Министерство образования и науки Республики Калмыкия разработало и внедряет систему мер по повышению качества работы школ с низкими результатами и функционирующих в неблагоприятных социальных условиях. Программы помощи школам с низкими результатами разработаны на основе использования самых современных педагогических идей, лучшего регионального опыта. Их разработка и реализация в регионе будет способствовать тому, что школы с низкими образовательными результатами, традиционно ориентирующиеся лишь на социализацию учащихся, смогут добиться улучшения результатов обучения, повышая, тем самым, общие результаты региональной системы образования.
Цель Комплекса мер: Повышение качества образовательных результатов обучающихся в школах Республики Калмыкия, показывающих низкие результаты обучения и функционирующих в сложных социальных условиях
Задачи:
1. Разработка и апробация управленческих решений по обеспечению перехода школ в эффективный режим функционирования и развития;
2. Обеспечение повышения уровня квалификации педагогических и управленческих кадров;
3. Разработка и внедрение эффективных механизмов методической помощи школам с низкими результатами обучения и функционирующим в сложных социальных условиях;
4. Активизация деятельности общественно-профессиональных объединений руководителей и педагогов по обмену опытом преодоления внутренних и внешних факторов, обуславливающих низкие образовательные результаты.
5. Разработка и внедрение механизмов мониторинга результативности программ перевода школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, в эффективный режим функционирования.
6. Распространение опыта общеобразовательных организаций по поддержке школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.
Основные мероприятия Комплекса мер:
1. Разработка и внедрение методики выявления школ с низкими образовательными результатами и работающих в неблагоприятных социальных условиях (в том числе школ с большой долей детей с неродным русским языком, с низким социально-экономическим уровнем семей учащихся, расположенных в отдаленных территориях, имеющим дефицит кадровых и материальных ресурсов).
2. Разработка региональных, муниципальных и школьных программ поддержки образовательных организаций, включая "дорожные карты", нормативно-правовые акты и возможные механизмы финансирования.
3. Подготовка методических материалов для руководителей и педагогических работников школ по углубленной диагностике проблем и переводу школ в эффективный режим работы.
4. Разработка специальных программ подготовки педагогов по переводу школ в эффективный режим работы, (ответст. - КРИПКРО).
4.1. повышение квалификации специалистов региональных и муниципальных органов управления образованием по разработке программ помощи школам, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.
5. Сбор данных об эффективных проектах по организации помощи школам с низкими результатами, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, а также школьных проектов улучшения результатов учащихся. Из прошедших экспертизу материалов будет сформирован региональный банк лучших проектов.
5.1. Будет осуществляться постоянное консультирование и сопровождение муниципалитетов и школ по вопросам разработки программ перехода в эффективный режим работы и улучшения образовательных результатов.
Для обеспечения решения данных задач предполагается создание и внедрение многоуровневой региональной модели поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, на основе концепции школьной эффективности, обеспечивающей системные изменения при согласованных действиях и сотрудничестве всего профессионального сообщества. Системообразующими основаниями модели являются:
- внимание к результатам самообследования школы;
- акцент на повышение качества преподавания и развитие педагогического сотрудничества;
- дифференцированное вмешательство на основе учета внешних и внутренних условий функционирования школы.
На региональном уровне реализация модели предполагает, во-первых, разработку и реализацию адресных программ повышения квалификации руководящих и педагогических работников школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в сложных социальных условиях.
Дополнительные профессиональные программы повышения квалификации (ДПП ПК) для руководящих кадров ориентированы на формирование компетенций, необходимых для эффективного управления качеством школьного образования. ДПП ПК для учителей школ с низкими результатами обучения и ДПП ПК для учителей школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, должны учитывать специфику данных школ. Цель ДПП ПК для учителей школ с низкими результатами обучения сформировать такие компетенции, которые позволят учителю модернизировать содержание собственной деятельности посредством критического, творческого ее освоения и применения достижений науки и передового педагогического опыта. Цель ДПП ПК для учителей школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях - "вооружить" учителя:
- умением управлять конфликтами (конструктивное отношение к разногласиям, культура переговоров);
- правовой культурой (знание и соблюдение прав ребенка, основных норм права, регулирующих правовое положение ребенка, умение работать с правовой информацией и источниками права, умение вести правовую просветительскую деятельность с детьми и родителями);
- умением оказывать педагогическую поддержку детям, оказавшимся в социально опасном положении;
- коммуникативной компетентностью (тактичность, толерантность, владение приемами общения, понимание чужих и порождение собственных понятных высказываний);
- умением быстро и грамотно принимать решения в педагогических ситуациях;
- умением оценивать результативность своей деятельности относительно социального контекста функционирования школы.
Во-вторых, разработку и внедрение системы адресной методической, в том числе консультационной помощи. В качестве механизмов работы данной системы использовать возрождение института наставничества через подготовку наставников, консультантов, тьюторов из числа сотрудников муниципальной методической службы и ведущих педагогов школ-лидеров по вопросам повышения качества образования, а также стимулирование профессионального роста руководящих и педагогических работников школ. Методическое сопровождение в форме наставничества, консультирования, тьюторства призвано стать действенным инструментом адресной поддержки и стимулирования профессионального роста управленческих и педагогических кадров школ. Предполагается, что совершенствование методической поддержки будет обеспечиваться использованием технологий сопровождения и развития; разработкой и размещением в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" ресурсов консультационной направленности. А также созданием и активизацией существующих предметных ассоциаций, сетевых сообществ, школьных, муниципальных, межмуниципальных и региональных методических объединений, деятельность которых направлена на совершенствование профессионального мастерства педагогов посредством оказания им помощи в разрешении проблем преподавания.
Эффективным механизмом методической поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в сложных социальных условиях, является вовлечение школ-лидеров в процесс обмена опытом через различные формы методического взаимодействия с педагогами и руководителями менее успешных школ и вовлечение учителей этих школ в инновационные процессы (семинары, мастер-классы, межшкольные методические объединения). Для этого и в целях реализации модели необходима разработка и реализация муниципальных и школьных программ перевода школ в эффективный режим функционирования. Предполагается, что разработка данных программ будет основываться на "модели эффективной школы и эффективного управления" и предусматривать совершенствование системы сетевого взаимодействия школ с разным уровнем качества результатов обучения.
В-третьих, разработку и проведение мониторинга результативности региональной, муниципальных и школьных программ перевода школ в эффективный режим функционирования. Предполагается выполнение ряда мероприятий по разработке материалов, обеспечивающих проведение оценки результативности программ, направленных на улучшение образовательных результатов учащихся школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в сложных социальных условиях:
- разработка входного мониторинга школьных программ повышения качества образования в форме стартовой диагностики качества результатов обучения, качества преподавания, управления и школьной среды;
- проведение мониторинга качества результатов обучения, качества преподавания и управления в форме промежуточной оценки;
- проведение мониторинга результативности программ улучшения результатов обучения в форме итоговой оценки качества результатов обучения, качества преподавания, управления и школьной среды.
В-четвертых, совершенствование государственно-общественного управления в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях. Предполагается вовлечение широких кругов (педагогов, родителей, специалистов органов управления образованием) в реальное стратегическое управление школой при соблюдении эффективного и рационального баланса полномочий между коллегиальным стратегическим управлением и единоличным текущим руководством в образовательной организации; организация и проведение общественного контроля образовательной политики.
Ресурсное обеспечение:
Кадровое: формирование команды преподавателей по реализации Комплекса мер;
Нормативно-правовое: разработка муниципальных и школьных программ по развитию образовательных систем;
Методическое: разработка и реализация разноуровневых программ профессионального роста педагогов, проведение семинаров и консультаций по проблемам повышения качества образования, создание профессиональных сообществ педагогов;
Информационное: размещение информации в СМИ, на сайте Министерства образования и науки Республики Калмыкия;
Материально-техническое: материально-техническое обеспечение, необходимое для реализации Комплекса мер.
Планируемые результаты:
1. Переход школ с низкими результатами в режим эффективного функционирования и развития;
2. Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения;
3. Повышение уровня квалификации педагогических и управленческих кадров школ, повышение эффективности профессиональной деятельности педагогов;
4. Создание системы методической помощи школам с низкими результатами обучения и функционирующим в сложных социальных условиях.
Оценка результативности и эффективности Комплекса мер
Результативность Комплекса мер:
- оценка результативности выполнения плана работы по качеству реализации Комплекса мер (количество выполненных мероприятий)
Эффективность Комплекса мер:
- качественное сравнение достигнутых результатов реализации Комплекса мер с планируемыми;
- полезность Комплекса мер для всех заинтересованных сторон;
- возможность контроля текущего состояния обучения в школах с низкими результатами и функционирующих в сложных социальных условиях.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования и науки Республики Калмыкия от 20 августа 2019 г. N 1192 Об утверждении Комплекса мер по переводу... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.