Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства
образования и науки
Республики Калмыкия
от 16.12.2021 г. N 1680
Концепция
поддержки школ с низкими образовательными результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных условиях на территории Республики Калмыкия, на 2022 - 2024 г.г.
1. Общие положения
Настоящая Концепция системы обеспечения профессионального развития педагогических работников Республики Калмыкия (далее - Концепция) представляет собой концептуальный документ, определяющий цель, основные направления, приоритетные задачи, и ожидаемые показатели развития поддержки школ с низкими результатами обучения и функционирующих в неблагоприятных социальных условиях Республики Калмыкия (далее - ШНОР и ШНСУ) в соответствии с федеральными тенденциями и требованиями.
Система обеспечения поддержки школ с низкими результатами обучения и функционирующих и неблагоприятных социальных условиях рассматривается на сегодняшний день актуальной составляющей развития региональной системы образования.
Нормативными основами для разработки Концепции выступают представленные ниже документы федерального и регионального уровней.
Федеральный:
- Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации;
- Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
- Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" (с изменениями и дополнениями) (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642);
- Указ Президента РФ от 21 мая 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Указа следует читать как "21 июля 2020 г."
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642 "Об утверждении Государственной программы "Развитие образования";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "распоряжение" имеется в виду "постановление"
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. N 3273-р "Основные принципы национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста";
- распоряжение Министерства просвещения от 6 августа 2020 г. N Р-76 "Об утверждении концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров";
- распоряжение Министерства просвещения от 4 февраля 2021 г. N Р-33 "Об утверждении методических рекомендаций по реализации мероприятий по формированию и обеспечению функционирования единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников";
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2021 г. N 262 "Об утверждении методик расчета показателей федеральных проектов национального проекта "Образование";
- распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 4 февраля 2021 года N Р-33 "Об утверждении методических рекомендаций по реализации мероприятий по формированию и обеспечению функционирования единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров".
Региональный:
- Закон Республики Калмыкия от 15 декабря 2014 г. N 94-V-З "Об образовании в Республике Калмыкия" (с изменениями на 28 июля 2020 г.);
- Постановление Правительства Республики Калмыкия от 27.12.2018 г. N 416-п;
- Приказ Минобрнауки РК от 07.06.2021 N 777 "Об утверждении Концепции системы обеспечения профессионального развития педагогических работников Республики Калмыкия";
- Приказ Минобрнауки РК от 22.07.2021 N 966 "Об утверждении положения о создании и функционировании региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Республики Калмыкия";
- Приказ Минобрнауки РК от 20.12.2021 N 1692 "Об утверждении "Дорожной карты" (региональные мероприятия) по реализации федерального проекта "500+".
Целевая установка и содержание концепции основываются на положении о том, что в современном российском законодательстве четко прослеживается направленность на достижение и поддержание высокого качества образования.
Высокое качество образования проявляется не только в высоких достижениях отдельных образовательных организаций, но и в отсутствии большого разброса в результатах между "слабыми" и "сильными" школами. Чем меньше такой разброс, тем в большей степени можно говорить о преодолении факторов неравенства в предоставлении образовательных возможностей.
Образовательная система высокого качества позволяет каждому обучающемуся достигать высоких результатов, несмотря на условия, в которых его школа реализует образовательную программу. Условия образовательного процесса определяются контекстом и факторами, специфическими для каждой образовательной организации.
Низкие образовательные результаты обучающихся часто являются следствием негативного влияния факторов риска или их сочетания. Среди обобщенных факторов риска низких результатов в образовательной организации можно выделить: низкий кадровый потенциал, дефицит материальных ресурсов, неблагоприятную учебную атмосферу в школе.
Главной задачей в деятельности специалистов в области образования является выявление эффективных способов повышения образовательной результативности в разных социально-экономических условиях функционирования школ и обеспечение их перевода в эффективный режим работы.
2. Актуальность и обоснование создания Концепции
Актуальность темы повышения качества образования в школах с низкими результатами обучения, и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, связана с ростом ценности для граждан образования как общественного блага, повышением их требований к качеству жизни, качеству образования и необходимостью решения проблемы равного доступа к качественному образованию.
Основная проблема неравенства в образовании в настоящее время связана с расслоением школ по образовательным результатам учащихся, когда наряду с успешными и благополучными во всех отношениях школами повышенного уровня (гимназиями и лицеями) формируется целая группа школ с устойчиво низкими результатами учащихся. В таких школах, как правило, концентрируются дети из неблагополучных семей и семей с низким социальным статусом, дети с неродным русским языком и девиантным поведением.
Анализ нормативно-правовой базы показал, что проблема ШНОР и ШНСУ является на сегодняшний день актуальной в развитии региональной системы образования Республики Калмыкия.
Для обоснования указанной Концепции определены следующие шаги:
1. Определены актуальность, цели Концепции и методы ее реализации.
2. Проведена предварительная работа (вводные мониторинга, семинары).
3. Обработка полученной информации. Выявление и устранение недостатков.
4. Начало реализации.
Разработка и реализация концепции в Республике Калмыкия будет способствовать тому, что школы с низкими образовательными результатами смогу добиться улучшения результатов обучения, улучшая, тем самым, общие результаты региональной системы образования.
3. Цели и задачи поддержки школ с низкими образовательными результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных условиях в Республике Калмыкия
Цель поддержки школ с низкими образовательными результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных условиях на территории Республики Калмыкия - повышение качества образования путем реализации комплекса мер поддержки конкретной образовательной организации, разработанного на основании результатов предварительной комплексной диагностики.
В соответствии с целью определены основные направления, приоритетные задачи и ожидаемые показатели системы поддержки школ с низкими результатами и школ, функционирующих в неблагоприятных условиях.
Задачи:
- разработать региональную систему поддержки ШHO и ШНСУ и обеспечить ее реализацию в соответствии с планом "Приказ Минобрнауки РК от 20.12.2021 N 1692 "Об утверждении "Дорожной карты" (региональные мероприятия) по реализации федерального проекта "500+");
- провести идентификацию школ региона, реализующих программы общего образования;
- разработать и реализовать вариативные программы повышения эффективности деятельности ШНОР и ШНСУ;
- разработать механизмы кадровой и методической поддержки школ (приказ Министерства образования и науки Республики Калмыкия N 777 от 07.06.2021 г. "Об утверждении Концепции системы обеспечения профессионального развития педагогических работников Республики Калмыкия");
- организовать сетевое партнерство и обмен опытом между муниципалитетами, школами и учителями по проблематике повышения качества образования в ШНОР и ШНСУ (Приказ Минобрнауки РК от 20.12.2021 г. N 1692 "Об утверждении "Дорожной карты" (региональные мероприятия) по реализации федерального проекта "500+");
- обобщить и систематизировать полученный положительный опыт работы в рамках проекта, в том числе трансляцию инновационного опыта в другие муниципалитеты Республики Калмыкия.
4. Критерии оценки эффективности деятельности школ с низкими образовательными результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных условиях
Комплексная оценка эффективности деятельности школ с низкими образовательными результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных условиях, на территории региона:
Критерий "Устойчивость образовательных результатов обучающихся на уровне начального общего, основного общего и среднего общего образования".
Для оценки по данному критерию используются:
федеральные и региональные процедуры оценки образовательных результатов ГИА (ЕГЭ, ОГЭ), ВПР, НИКО;
региональный рейтинг образовательных организаций Республики Калмыкия;
региональный мониторинг результатов олимпиад;
ВСОКО (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация и др.);
мониторинг уровня сформированности функциональной грамотности обучающихся.
Критерий "Индекс социального благополучия".
Под индексом социального благополучия понимается:
совокупный показатель, характеризующий внешние условия образовательного процесса для конкретной образовательной организации на основе анализа комфортности условий осуществления образовательной деятельности;
социальных характеристик проблемного контингента обучающихся;
характеристик территориального расположения школы;
характерных особенностей семей обучающихся;
характеристик кадрового состава школы.
Источником информации являются социальные паспорта образовательных организаций.
Критерий "Уровень профессиональных компетенций педагогических работников и управленческих кадров".
Модель компетенции педагога может быть представлена как совокупность ключевых (необходимых для любой профессиональной деятельности), профессиональных (отражающих специфику определенной профессиональной деятельности) и специальных (отражающих специфику работы в разных условиях профессиональной деятельности).
Могут быть разработаны дополнительные показатели оценки эффективности деятельности школ с низкими образовательными результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных условиях.
5. Комплекс мероприятий поддержки школ с низкими образовательными результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных условиях
В соответствии с целью определены мероприятия и ожидаемые показатели:
1. Разработка и внедрение региональной модели поддержки школ с низкими образовательными результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных условиях на территории Республики Калмыкия.
Ожидаемые показатели:
Разработана и внедрена региональная модель поддержки школ с низкими образовательными результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных условиях.
2. Проведение идентификации школ с низкими образовательными результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных условиях в соответствии с критериями и показателями оценки эффективности деятельности школ с низкими образовательными результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных условиях, в том числе на основании результатов рейтинга общеобразовательных организаций региона по показателям и критериям, утверждаемых приказами Министерства образования и науки Республики Калмыкия.
Ожидаемые показатели:
Проведена идентификация школ с низкими образовательными результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных условиях на территории республики в соответствии с критериями и показателями оценки эффективности деятельности школ с низкими образовательными результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных условиях, в том числе на основании результатов рейтинга общеобразовательных организаций по показателям и критериям, утверждаемых Министерством образования и науки Республики Калмыкия.
3. Выявление профессиональных потребностей и дефицитов педагогических работников и управленческих кадров.
Ожидаемые показатели:
Выявлены профессиональные потребности и дефициты педагогических работников и управленческих кадров в школах с низкими образовательными результатами обучения и школах, функционирующих в неблагоприятных условиях.
4. Разработка и реализация программ повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров школ с низкими образовательными результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных условиях.
Ожидаемые показатели:
Разработаны и реализованы программы повышения квалификации для педагогических работников и управленческих кадров школ с низкими образовательными результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных условиях.
5. Разработка и реализация муниципальных и школьных программ поддержки школ с низкими образовательными результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных условиях.
Ожидаемые показатели:
Разработаны и реализованы муниципальные и школьные программы поддержки педагогических работников и управленческих кадров школ с низкими образовательными результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных условиях.
6. Создание региональной и муниципальной инфраструктур для оказания информационно-методической помощи школам с низкими образовательными результатами обучения и школам, функционирующих в неблагоприятных условиях.
Ожидаемые показатели:
Созданы региональные и муниципальные инфраструктуры для оказания информационно-методической помощи школам с низкими образовательными результатами обучения и школам, функционирующих в неблагоприятных условиях.
7. Создание системы адресного сопровождения школ с низкими образовательными результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных условиях.
Ожидаемые показатели:
Создана система адресного сопровождения школ с низкими образовательными результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных условиях.
8. Проведение мониторинга реализации муниципальных и школьных программ школ с низкими образовательными результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных условиях и их перевода в эффективный режим.
Ожидаемые показатели:
Проведены мониторинга реализации муниципальных и школьных программ поддержки школ с низкими образовательными результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных условиях и перехода их в эффективный режим.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования и науки Республики Калмыкия от 16 декабря 2021 г. N 1680 "Об утверждении региональной Концепции... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.