Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
к Порядку проведения социально-психологического
обследования граждан, желающих принять
ребенка (детей) на воспитание в семью
Задачи, решаемые специалистами при проведении полуструктурированного интервью и посещения семьи по месту жительства или пребывания в рамках социально-психологического обследования граждан, желающих принять ребенка (детей) на воспитание в семью
1. При проведении полуструктурированного интервью:
1.1. с совершеннолетними членами семьи и кровными и (или) принятыми на воспитание детьми выясняются следующие обстоятельства:
- мотив приема ребенка на воспитание и наличие представлений о ребенке/детях, планируемых к приему на воспитание в семью;
- ценностно-смысловая направленность граждан, изъявивших намерение принять на воспитание ребенка;
- отношение всех членов семьи к приему на воспитание в семью ребенка, степень удовлетворения в семье потребностей кровных и (или) принятых на воспитание детей;
- психологическая диагностика воспитывающихся в семье детей с целью прояснения удовлетворенности базовых потребностей, потребности в физической, психической, экономической безопасности;
- эффективность функционирования семьи (способность в полном объеме выполнять функции, в том числе, дополнительные функции приемной семьи);
- особенности семьи, в которой воспитывались граждане (неблагополучие, социальное сиротство и т.п.);
- понимание психологических и поведенческих особенностей детей-сирот, а также задач развития детей разного возраста;
- стратегия преодоления сложных ситуаций;
- психотравмирующие обстоятельства (утрата собственного ребенка или возможности иметь детей);
- опыт воспитания детей, особенно подросткового возраста или с ограниченными возможностями здоровья;
- способность выстроить перспективу будущего своей семьи, планировать процесс пребывания подопечного ребенка в семье и осуществлять мониторинг достигнутых в процессе воспитания результатов;
- осознание законными представителями или гражданами, желающими принять ребенка (детей) в семью на воспитание, ресурсов своей семьи и имеющихся рисков для воспитания детей;
- умение встать на позицию ребенка;
- умение взаимодействовать со специалистами социальных институтов;
- причины утраты попечения родителей, условия жизни в кровной семье детей, воспитывающихся в семье;
- возраст утраты попечения родителей, наличие ранней депривации (эмоциональное отвержение в семье, пребывания в доме ребенка) детей, воспитывающихся в семье;
- длительность проживания в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наличие травматического опыта у детей, воспитывающихся в семье;
- причина возврата из замещающей семьи (если таковой имел место) детей, ранее воспитывавшихся в семье.
1.2. с несовершеннолетними, утратившими попечение родителей, уже проживающим и в семье, выясняются следующие обстоятельства:
- отношение к проживанию в кровной семье;
- возраст утраты попечения родителей, отношение к проживанию в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- длительность проживания в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наличие травматического опыта;
- отношение к родителям, сохранение контактов с ними или кровными родственниками;
- пребывание в замещающей семье (сколько раз, как длительно, отношение к возврату);
- проявления девиантного поведения (правонарушения, употребление ПАВ и другие зависимости, самовольные уходы);
- отношение к законным представителям, удовлетворенность проживанием в замещающей семье;
- отношение к замещающей семье, намерение поддерживать контакте ее членами после достижения совершеннолетия;
- психологическая диагностика детей с целью прояснения удовлетворенности базовых потребностей, потребности в физической, психической, экономической безопасности, особенностей когнитивного и эмоционального развития;
- особенности состояния здоровья;
- особенности образовательного маршрута;
- уровень развития социальных навыков, наличие и четкость представлений о своем будущем, соответствие этих представлений возможностям ребенка;
- наличие профессионального самоопределения и степень подготовленности к самостоятельной жизни.
2. При проведении обследовании семьи по месту ее фактического проживания предполагается оценка следующих показателей:
- социальный портрет семьи (состав семьи, условия жизни, образование, достижения, количество заключенных браков, состояние здоровья, история приема в семью приемных детей и т.д.);
- тип семьи по принципу разделения власти и ответственности;
- открытость/закрытость семейной системы;
- условия жизни, созданные граждан и ном/гражданами для проживающих в семье детей, соответствие этих условий возрасту и состоянию здоровья детей;
- условия жизни, созданные гражданином/гражданами для детей, планируемых к приему на воспитание в семью, соответствие этих условий возрасту и состоянию здоровья детей;
- особенности взаимодействия между членами семьи в повседневной жизни: нарушение коммуникативных навыков у законных представителей или граждан, желающих принять ребенка (детей) в семью на воспитание;
- правила и традиции семьи, соответствие их возможностям и потребностям детей, уже воспитывающихся в семье;
- стиль воспитания каждого из законных представителей;
- обращение детей за помощью и поддержкой к взрослым членам семьи, способность и желание взрослых членов семьи оказывать помощь и поддержку детям;
- стремление законных представителей контролировать высказывания детей и результаты выполнения ими психологических методик.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.