Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 1 августа 2023 г. N 3а-251/2023
Апелляционным определением СК по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 8 ноября 2023 г. N 66а-2032/2023 настоящее решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения
Именем Российской Федерации
город Казань
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Сафиной М.М. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ушаковым К.Н. с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан Янусика А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Валеева Ильнура Фирдусовича, Марданова Зуфара Музараковича к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о признании недействующими пункта 126 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 22 ноября 2021 года N 3555-р, пункта 125 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2022 года N 3605-р,
установил:
распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 22 ноября 2021 года N 3555-р, зарегистрированным в Министерстве юстиции Республики Татарстан 29 ноября 2021 года за N 8219, опубликованным в первоначальной редакции на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 29 ноября 2021 года, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год (далее - Перечень на 2022 год). Впоследствии в Перечень вносились изменения распоряжениями от 28 декабря 2021 года N 4120-р, от 25 ноября 2022 года N 3616-р, от 12 января 2023 года N 36-р, от 21 февраля 2023 года N 455-р, от 28 апреля 2023 года N 1131-р, от 8 июня 2023 года N 1545-р, от 20 июня 2023 года N 1690-р.
Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2022 года N 3605-р, зарегистрированным в Министерстве юстиции Республики Татарстан 7 декабря 2022 года за N 10149, опубликованным в первоначальной редакции на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 7 декабря 2022 года, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год (далее - Перечень на 2023 год). Впоследствии в Перечень вносились изменения распоряжением от 21 февраля 2023 года N 453-р, от 8 июня 2023 года N 1546-р.
В пункте 126 Перечня на 2022 год, в пункте 125 Перечня на 2023 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, значится здание с кадастровым номером ...., расположенное по адресу: (адрес).
Валеев И.Ф., Марданов З.М., являющиеся собственниками указанного здания, обратились в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 126 Перечня на 2022 год, пункта 125 Перечня на 2023 год, полагая, что включение объекта в перечни противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций", так как объект не входит в категорию торговых центров (комплексов).
В судебном заседании представитель Валеева И.Ф., Марданова З.М. Шамсутдинова Т.М. поддержала административное исковое заявление по изложенным в нем основаниям.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан Сабирзанов М.Т. административный иск не признал, пояснил, что основанием для включения спорного здания в перечни как торгового центра (комплекса) послужило его расположение на земельном участке, вид разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, а также информация Исполнительного комитета муниципального образования города Казани о наименовании и назначении данного объекта.
Министерство юстиции Республики Татарстан, Исполнительный комитет муниципального образования города Казани Республики Татарстан, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителя для участия в судебном заседании не направили.
Выслушав участников судебного разбирательства, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Пунктом "и" части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", действовавшего на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов, в круг полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения включено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Статьей 12 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено право законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения в порядке и пределах, которые предусмотрены данным Кодексом.
В подпункте 6 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации здания, строения, сооружения, помещения, расположенные в пределах муниципального образования, указаны в качестве объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц.
В силу пункта 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных этой же статьей.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в размере, не превышающем 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 названного Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса.
Решением Казанской городской Думы от 20 ноября 2014 года N 3-38 "О налоге на имущество физических лиц" установлен налог на имущество физических лиц на территории муниципального образования города Казани, налоговая база определена исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. Подпунктом 4 пункта 1 данного решения ставка налога в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, установлена в размере 2 процента, тогда как в отношении прочих объектов налогообложения установлена ставка 0,5 процента (подпункт 5 пункта 2).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду подпункт 5 пункта 1 названного решения
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации предписано не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определять на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 этой же статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В силу пункта 1 статьи 378.2 названного Кодекса налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных названной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1);
нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Кодекса административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Условия признания отдельно стоящего нежилого здания (строения, сооружения), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, торговым центром (комплексом) определены пунктом 4 этой же статьи следующим образом:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Как следует из пункта 4.1 статьи 378.2 Кодекса, отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Частью 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон Республики Татарстан) установлено, что налоговая база в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 2000 квадратных метров и помещений в них, расположенных на территориях населенных пунктов с численностью населения более 145 тысяч человек, определяется как их кадастровая стоимость, утвержденная в установленном порядке.
Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в части 1 названной статьи, определяется органом исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченным в области имущественных отношений, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (часть 2 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан).
В силу постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 августа 2007 года N 407 таким органом является Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 ноября 2014 года N 896 утвержден Порядок формирования, ведения, утверждения и опубликования Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Согласно пункту 2 названного Порядка в перечень включаются объекты недвижимого имущества, указанные в части 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ. Перечень утверждается распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 3).
В силу пункта 3.3.86 Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 августа 2007 года N 407, к полномочиям Министерства отнесено определение в установленном порядке перечня объектов недвижимого имущества, указанного в статье 1.1 Закона Республики Татарстан.
По сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, объект недвижимости с кадастровым номером ..., поставленный на государственный кадастровый учет 3 декабря 2013 года, представляет собой нежилое здание с наименованием "2-4-этажное торгово-офисное здание с продовольственным магазином на 1-ом этаже", состоящее из 5-ти этажей (в том числе 1 этаж подземный), площадью 2 913, 9 квадратного метра. Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером ... с видом разрешенного использования "зона Д2 - зона обслуживания населения". В пределах зданиях имеются помещение площадью 329,3 квадратного метра с кадастровым номером ..., поставленное на государственный кадастровый учет 10 января 2014 года, помещения площадью 77,4 квадратного мета с кадастровым номером ... и площадью 98,7 квадратного метра с кадастровым номером ..., поставленные на государственный кадастровый учет 13 января 2014 года.
В материалы дела представлен технический паспорт здания, составленный по состоянию на 18 октября 2013 года федеральным государственным унитарным предприятием "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное БТИ". Согласно экспликации к поэтажному плану строения в здании имеется основная канцелярская площадь 1563,7 квадратного метра (в том числе комната охраны 15,5 квадратного метра, комната приема пищи 18,3 квадратного метра, офисное помещение 597,4 квадратного метра, комната приема пищи 14,5 квадратного метра, офисное помещение площадью 427,7 квадратного метра); вспомогательная канцелярская площадь 843,5 квадратного метра; основная торговая площадь (торговый зал) 506,7 квадратного метра.
Технические паспорта здания также составлялись по состоянию на 3 сентября 2021 года и 1 ноября 2022 года кадастровым инженером общества с ограниченной ответственностью "Центр Кадастровых Работ" Филипповым А.Н. Раздел II "Экспликация площади" содержит сведения о наличии торговой площади 420,3 квадратного метра (в том числе торговый зал "Верный" 381,6 квадратного метра, табачная лавка "Техас" 6 квадратных метров, касса Суши 7,8 квадратного метра, касса 24,9 квадратного метра), вспомогательной площади 2493,6 квадратного метра (в том числе склад 34.3, 3.3, 2.2, 6.4, 7.4, 9.1 квадратного метра, щитовые 2.9, 1.8, 1.8, 1.9 квадратного метра, лестничные клетки 14.1, 11.2, 10.3, 7.9, 6.5, 16.9, 14.6, 16.7, 16.9, 85 квадратных метров, диспетчерская 5.6 квадратного метра, санузлы 1.9, 9.9, 5.1, 4, 10, 4.8, 3.1, 2.6, 4.2, 5.2, 3.2, 2.1, 1.3 квадратного метра, комната охраны 15.5 квадратного метра, тамбуры 5, 3, 4.6, 3.5 квадратного метра, кухни 35.2, 19.3, 6.2, 5.6, 10.4 квадратного метра, кабинеты 21.2, 9.9, 8.6, 45.3, 92.1, 45.6, 102.4, 11.9, 28.4, 42.4, 23.6, 57.9, 12.2, 44.1, 59.4, 10.7, 20.7, 57, 25.6, 27, 17.8, 34.4, 7.4, 28, 33.6, 13.6, 43, 43, 54.5, 11.8, 55.7, 43.2, 22.3, 27.7, 21.2, 12.7 квадратного метра, холлы 15.9, 13.3, 4.7, 61.9, 14.1, 7.2, 61.7, 5, 82.8, 44 квадратных метра, насосная 31.2 квадратного метра, кладовые 9.1, 4.7, 7.9 квадратного метра, вентиляционная 20.1 квадратного метра, душевые 7.6, 9.9 квадратного метра, прачечные 2.6, 1.4 квадратного метра, мужская раздевалка 29.1 квадратного метра, женская раздевалка 31 квадратный метр, раздевалка 3.5 квадратного метра, тренерская 34.6 квадратного метра, зал 17.8 квадратного метра, зал аэробики 57 квадратных метров, гардеробная 11.2 квадратного метра, техническое помещение 11.6 квадратного метра, теплоузел 9.6 квадратного метра, помещение 250.3 квадратного метра).
Технические паспорта распложенных в здании помещений, составленные федеральным государственным унитарным предприятием "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное БТИ" по состоянию на 30 декабря 2013 года, содержат сведения о наличии:
в помещении с кадастровым номером ... основной площади складов 9,7 квадратных метров, основной канцелярской площади (кабинет) 13,5 квадратных метров, вспомогательной канцелярской площади (вентиляционная) 20 квадратных метров, основной торговой площади 259,8 квадратного метра (в том числе торговые залы 243,9 и 15,9 квадратного метра), вспомогательной торговой площади 26,3 квадратного метра (в том числе туалеты 4,8 и 4,8 квадратного метра, склад 13,2 квадратного метра, коридор 13,2 квадратного метра);
в помещении с кадастровым номером ... основной торговой площади 77,4 квадратного метра (в том числе торговые залы 61.8, 7.9, 7.7 квадратного метра);
в помещении с кадастровым номером ... основной промышленной (производственной) площади 91,1 квадратного метра (в том числе горячий цех 52 квадратных метра, моечная 19,3 квадратного метра, мясной цех 7,7 квадратного метра, сервировочная 2,7 квадратного метра, мучной цех 5,9 квадратного метра, овощной цех 3,5 квадратного метра), вспомогательной промышленной (производственной) площади 5,2 квадратного метра (в том числе туалет 1,2 квадратного метра, гардеробная 3,4 квадратного метра, кладовая уборочного инвентаря 0,6 квадратного метра), основной площади складов 2,4 квадратного метра.
Как следует из представленных административными истцами договоров аренды, по состоянию на даты принятия оспариваемых нормативных правовых актов, заключены договоры аренды помещений в здании в целях размещения офисов:
с частным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования "Автошкола "Ягуар" на помещение площадью 47 квадратных метров (договор от 1 марта 2021 года N 17);
с индивидуальным предпринимателем Иматовым Ф.Ф. на помещение площадью 309 квадратных метров (договор от 1 марта 2021 года N 9);
с Халиловой Л.Г. на помещение площадью 32 квадратных метра (договор от 1 марта 2021 года N 16);
с обществом с ограниченной ответственностью "116 СпоРТ" на помещение площадью 37,6 квадратного метра (договор от 1 марта 2021 года N 1);
с обществом с ограниченной ответственностью "АВИАСЕРВИС" на помещение площадью 50 квадратных метров (договор от 1 марта 2021 года N 3);
с обществом с ограниченной ответственностью "Волго-Вятский ПроектСтрой" на помещение площадью 20 квадратных метров (договор от 1 марта 2021 года N 4);
с обществом с ограниченной ответственностью "АА-групп" на помещение площадью 36 квадратных метров (договор от 1 марта 2021 года N 2);
с индивидуальным предпринимателем Губайдуллиным А.Э. на помещение площадью 55 квадратных метров (договор от 1 марта 2021 года N 8);
с индивидуальным предпринимателем Гизатуллиной Л.М. на помещение площадью 35 квадратных метров (договор от 1 августа 2021 года N 94);
с обществом с ограниченной ответственностью "Первая юридическая компания" на помещение площадью 14,5 квадратного метра, с 1 октября 2021 - на 7,7 квадратного метра (договор от 1 марта 2021 года N 14);
с Гарафутдиновым Г.М. на помещение площадью 31 квадратный метр (договор от 1 марта 2021 года N 6);
с индивидуальным предпринимателем Осяниным О.В. на помещение площадью 17,8 квадратного метра (договор от 1 марта 2021 года N 13);
с Трофимовой Д.А. на помещение площадью 43 квадратных метра (договор от 1 марта 2021 года N 15);
с обществом с ограниченной ответственностью "ОРФЕЙ" на помещение площадью 27,15 квадратного метра, с 1 апреля 2022 года - на 42 квадратных метра (договор от 1 марта 2021 года N 12);
с индивидуальным предпринимателем Кудрявцевой С.Р. на помещение площадью 60 квадратных метров (договор от 20 сентября 2021 года N 95);
с Игуменцевой А.Н. на помещение площадью 56,173 квадратного метра (договор от 20 апреля 2022 года N 107);
с Исмагиловой Л.И. на помещение площадью 55 квадратных метров (договор от 8 ноября 2021 года N 98);
с обществом с ограниченной ответственностью "РосМетИндустрия" на помещение площадью 60 квадратных метров (договор от 23 октября 2019 года N 66/1);
с обществом с ограниченной ответственностью "РосМетИндустрия". На помещение площадью 60 квадратных метров (договор от 23 сентября 2020 года N 66/2),
а также договор аренды от 10 января 2018 года N 4026 с обществом с ограниченной ответственностью "Союз Святого Иоанна Воина" на помещение площадью 532, 6 квадратного метра в целях осуществления торговой деятельности.
Истребованные судом из публично-правовой компании "Роскадастр" кадастровые (реестровые) дела объектов недвижимости с кадастровыми номерами ...., ...., ...., .... не содержат каких-либо документов, позволяющих достоверно установить назначение площадей в здании и расположенных в нем помещениях.
Как следует из пояснений представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, основаниями для включения здания в оспариваемые Перечни послужили его расположение на земельном участке с видом разрешенного использования "зона Д2 - зона обслуживания населения", а также предоставленные Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани сведения о наличии торговых объектов площадью свыше 2000 квадратных метров на территории города Казани, в том числе спорного объекта недвижимости.
Назначение площадей в здании по сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, документам технического учета (инвентаризации), Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан не устанавливалось. Вид фактического использования здания в порядке, установленном постановлением Кабинетом Министров Республики Татарстан от 23 декабря 2016 года N 977, не определялся.
Вместе с тем, согласно позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 12 ноября 2020 года N 46-П, подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не предполагает возможности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания (строения, сооружения) исключительно в связи с тем, что один из видов разрешенного использования арендуемого налогоплательщиком земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему недвижимое имущество, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, независимо от предназначения и фактического использования здания (строения, сооружения).
Вопреки требованиям части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возлагающей обязанность доказывания законности оспариваемого нормативного правового акта на принявший его орган, Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан не представлено достоверных доказательств наличия предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций" оснований для включения объекта недвижимости с кадастровым номером ... в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемые нормативные правовые акты имеют ограниченный срок действия (на 2022 год и 2023 год), признание их отдельных положений с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем суд полагает необходимым признать оспариваемые нормы недействующими со дня принятия.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление Валеева Ильнура Фирдусовича, Марданова Зуфара Музараковича удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия:
пункт 126 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 22 ноября 2021 года N 3555-р;
пункт 125 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2022 года N 3605-р.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции.
Судья |
Сафина М.М. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 1 августа 2023 г. N 3а-251/2023
Опубликование:
официальный портал правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 10 ноября 2023 г.
Кассационным определением СК по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 18 апреля 2024 г. N 8а-5525/2024[88а-9278/2024] Апелляционное определение СК по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 8 ноября 2023 г. N 66а-2032/2023 и настоящее решение отменены. По административному делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказано
Апелляционным определением СК по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 8 ноября 2023 г. N 66а-2032/2023 настоящее решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения