Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 5
к муниципальной программе повышения
эффективности управления
муниципальными финансами
в Инсарском муниципальном районе
Республике Мордовия
Подпрограмма
"Эффективное использование бюджетного потенциала"
Паспорт
подпрограммы "Эффективное использование бюджетного потенциала"
Ответственный исполнитель подпрограммы |
Финансовое управление администрации Инсарского муниципального района |
Соисполнители подпрограммы |
Администрация Инсарского муниципального района, управление по социальной работе администрации Инсарского муниципального района. |
Программно-целевые инструменты подпрограммы |
в рамках подпрограммы не предусмотрена реализация муниципальных целевых программ |
Цели подпрограммы |
обеспечение роста бюджетного потенциала Инсарского муниципального района и эффективности его использования; повышение экономической самостоятельности и устойчивости бюджетной системы Инсарского муниципального района |
Задачи подпрограммы |
1. Совершенствование бюджетных прогнозов, развитие системы бюджетного планирования. 2. Наращивание доходного потенциала, оптимизация расходов. 3. Развитие институтов контроля за соблюдением бюджетного законодательства, финансового менеджмента. 4. Повышение эффективности и оптимизация бюджетных расходов.
|
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы |
Удельный вес расходов бюджета Инсарского муниципального района, формируемых в рамках муниципальных программ, в общем объеме расходов бюджета Инсарского муниципального района; Отклонение исполнения бюджета Инсарского муниципального района по расходам к утвержденному уровню Отклонение исполнения бюджета Инсарского муниципального района по налоговым и неналоговым доходам к утвержденному уровню Соблюдение порядка и сроков составления и утверждения проекта бюджета Инсарского муниципального района Соблюдение установленных законодательством Российской Федерации требований о составе отчетности об исполнении бюджета Инсарского муниципального района Объем просроченной кредиторской задолженности по выплате заработной платы и пособий по социальной помощи населению за счет средств бюджета Инсарского муниципального района Уровень просроченной кредиторской задолженности бюджета Инсарского муниципального района Темп роста налоговых и неналоговых доходов бюджета Инсарского муниципального района (по отношению к предыдущему году) в сопоставимых условиях Соблюдение органами местного самоуправления норм бюджетного законодательства Российской Федерации при подготовке проектов местных бюджетов на очередной финансовый год и плановый период |
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
2024 - 2027 годы. Выделение этапов не предусмотрено |
Объемы финансового обеспечения подпрограммы |
Объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы из средств бюджета Инсарского муниципального района составляет 13786,7 тыс. рублей, в том числе: 2024 год - 3304,6 тыс. рублей; 2025 год - 3390,9 тыс. рублей; 2026 год - 3493,0 тыс. рублей; 2027 год - 3598,2 тыс. рублей.
|
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
повышение качества бюджетного планирования, формирование бюджета Инсарского муниципального района на основе муниципальных программ Инсарского муниципального района; увеличение собственных доходов бюджета Инсарского муниципального района, повышение эффективности использования бюджетных средств, снижение просроченной кредиторской задолженности бюджета Инсарского муниципального района; повышение качества предоставления муниципальных услуг. |
1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Развитие бюджетной системы Инсарского муниципального района осуществлялось в условиях активного реформирования муниципальных финансов как в Республике Мордовия, так и в районе. Формирование механизмов бюджетного регулирования было направлено на создание прочной финансовой основы для долгосрочного устойчивого роста экономики и повышения качества жизни населения района.
В результате бюджетных реформ удалось добиться качественных сдвигов в системе управления муниципальными финансами в Инсарском муниципальном районе, обеспечить устойчивое функционирование бюджетной системы. Осуществлен переход к среднесрочному бюджетному планированию, началось использование принципов бюджетирования, ориентированного на конечный результат. Бюджетные ресурсы были сконцентрированы на ключевых направлениях социально-экономического развития Инсарского муниципального района и структурных реформ, что позволило обеспечить ускоренное развитие общественной инфраструктуры (газификацию сельских населенных пунктов, строительство автомобильных дорог, жилья, объектов коммунального хозяйства, образования, культуры, физической культуры и спорта) и привлечение на эти цели средств Федерального и Республиканского бюджетов.
Современный этап бюджетных реформ направлен на повышение качества оказания муниципальных услуг, внедрение новых финансовых механизмов обеспечения деятельности казенных и бюджетных учреждений Инсарского муниципального района, внедрение и дальнейшее развитие программно-целевых подходов в бюджетном планировании с учетом разрабатываемых муниципальных программ района.
По итогам периода реформирования муниципальных финансов Инсарского муниципального района в муниципальной бюджетной системе произошли следующие изменения:
в местных бюджетах раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных муниципальных полномочий;
внедрены блоки действующих и принимаемых расходных обязательств;
в целях повышения эффективности бюджетных ассигнований на оказание муниципальных услуг усовершенствован правовой статус муниципальных учреждений, а также внедрены новые формы оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг.
По итогам 2022 года бюджет Инсарского муниципального района исполнен по доходам в сумме 306530,0 рублей, план выполнен на 103,3% по отношению к годовым назначениям.
Исполнение по расходам в 2022 году составило 300322,7 тыс. рублей при превышении доходов над расходами в сумме 6207,3 рублей. Бюджет по расходам исполнен на 96,5% по отношению к планируемому уровню и на 107,4 - к уровню 2021 года.
Для обеспечения стратегических целей бюджетной политики в районе активно проводятся мероприятия, направленные на соблюдение эффективного и экономного расходования бюджетных ресурсов, своевременного и обязательного поступления средств в доходную часть бюджета.
Вектор развития современных бюджетных реформ в Инсарском муниципальном районе ориентирован на достижение долгосрочной сбалансированности бюджета, полноценное выполнение всех принятых обязательств.
По итогам реализации подпрограммы планируется обеспечить:
полное исполнение доходных и расходных частей бюджета, повышение доходного потенциала бюджета Инсарского муниципального района, оптимизацию расходных обязательств;
полный переход к программно-целевым методам планирования и исполнения бюджета.
2. Приоритеты политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков и контрольных этапов реализации подпрограммы
Приоритеты реализации подпрограммы соответствуют приоритетам, описанным для Программы в целом.
В сфере реализации подпрограммы сформированы следующие приоритеты государственной политики:
соблюдение установленных бюджетных ограничений при принятии новых расходных обязательств;
увеличение доли расходов, осуществляемых в рамках программ, в их общей структуре, обеспечение взаимосвязи программ с параметрами бюджета по целям и объемам финансирования, планируемым результатам с долгосрочными целями социально-экономической политики района.
Кроме того, в рамках подпрограммы предусмотрена работа по оперативному размещению на официальном сайте Инсарского муниципального района текущей и итоговой информации об исполнении бюджета Инсарского муниципального района, позволяющей создавать и поддерживать системы анализа и мониторинга муниципальных финансов.
Основными целями подпрограммы являются:
обеспечение роста бюджетного потенциала Инсарского муниципального района и эффективности его использования;
повышение экономической самостоятельности и устойчивости бюджетной системы Инсарского муниципального района.
Для достижения целей подпрограммы должно быть обеспечено решение следующих задач:
Совершенствование бюджетных прогнозов, исполнение бюджета при минимальном по значению и максимально обоснованном отклонении от утвержденных решением Совета депутатов Инсарского муниципального района о бюджете параметров, развитие системы бюджетного планирования.
Развитие контроля за соблюдением бюджетного законодательства, целевым и эффективным расходованием бюджетных ресурсов, развитие финансового менеджмента.
Создание дополнительных инструментов наращивания доходного потенциала, оптимизация предоставляемых налоговых льгот, отказ от принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных доходами бюджета Инсарского муниципального района.
Совершенствование предоставления муниципальных услуг.
В результате реализации мероприятий подпрограммы ожидается достижение следующих результатов:
повышение качества бюджетного планирования, формирование бюджета Инсарского муниципального района на основе муниципальных программ Инсарского муниципального района;
увеличение собственных доходов бюджета Инсарского муниципального района;
повышение эффективности использования бюджетных средств, снижение просроченной кредиторской задолженности бюджета Инсарского муниципального района;
Описание целевых индикаторов и показателей подпрограммы:
1. Доля расходов бюджета Инсарского муниципального района, формируемых в рамках муниципальных программ, в общем объеме расходов бюджета Инсарского муниципального района ().
Показатель рассчитывается в процентах с перспективой достижения к сроку окончания реализации Программы 90% и определяется по формуле:
Р п=Р мп/Р план, где
Р мп - объем расходов бюджета Инсарского муниципального района, сформированный в рамках муниципальных программ, в отчетном финансовом году;
Р план - общий объем расходов бюджета Инсарского муниципального района в отчетном финансовом году.
2. Отклонение исполнения бюджета Инсарского муниципального района по расходам к утвержденному уровню (И р).
Показатель рассчитывается в процентах с перспективой сокращения к сроку окончания реализации Программы до уровня 5% и определяется по формуле:
И р=Р факт/Р план, где
Р факт - кассовое исполнение бюджета Инсарского муниципального района за отчетный финансовый год;
Р план - общий объем расходов бюджета Инсарского муниципального района в отчетном финансовом году.
3. Отклонение исполнения бюджета Инсарского муниципального района по налоговым и неналоговым доходам к утвержденному уровню (И д).
Показатель рассчитывается в процентах с перспективой сокращения к сроку окончания реализации Программы до уровня 5% и определяется по формуле:
И д=Д ф/Д п, где
Д ф - фактическое поступление по налоговым и неналоговым доходам в бюджет Инсарского муниципального района;
Д п - сумма запланированных в первоначальном бюджете налоговых и неналоговых доходов бюджета Инсарского муниципального района.
4. Соблюдение порядка и сроков составления и утверждения проекта бюджета Инсарского муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период.
5. Соблюдение установленных законодательством Российской Федерации требований о составе отчетности об исполнении бюджета Инсарского муниципального района.
Выполнение показателей 4 - 5 определяется соблюдением порядка и сроков осуществления бюджетного процесса, установленных бюджетным законодательством, а также требований, предъявляемых к составу бюджетной отчетности.
6. Объем просроченной кредиторской задолженности по выплате заработной платы и пособий по социальной помощи населению за счет средств бюджета Инсарского муниципального района.
Планируется обеспечить нулевое значение показателя на протяжении всего периода реализации Программы.
7. Уровень просроченной кредиторской задолженности бюджета Инсарского муниципального района (Упк).
Показатель рассчитывается в процентах с перспективой достижения к сроку окончания реализации программы уровня 2,5% и рассчитывается по формуле:
Упк = Пк/К, где:
Пк - сумма просроченной кредиторской задолженности по социально значимым и первоочередным расходам;
К - общая сумма кредиторской задолженности.
8. Темп роста налоговых и неналоговых доходов бюджета Инсарского муниципального района (по отношению к предыдущему году) в сопоставимых условиях (Трн).
Показатель определяется по формуле:
Трнр = Но/Нп, где:
Но - сумма фактических поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет Инсарского муниципального района за отчетный год;
Нп - сумма фактических поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет Инсарского муниципального района за предшествующий год.
9. Соблюдение органами местного самоуправления норм бюджетного законодательства Российской Федерации при подготовке проектов местных бюджетов на очередной финансовый год и на плановый период.
Необходимо следование нормам бюджетного законодательства на протяжении каждого бюджетного цикла.
3. Характеристика основных мероприятий подпрограммы
Основные мероприятия подпрограммы направлены на реализацию поставленных целей и задач подпрограммы и Программы в целом. Основные мероприятия подпрограммы подразделяются на отдельные мероприятия, реализация которых позволит обеспечить достижение индикаторов эффективности подпрограммы.
1. Совершенствование бюджетного процесса, формирование бюджета Инсарского муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период.
1.1. Переход к программному бюджету.
Переход к программно-целевому методу бюджетного планирования предполагает проведение работы по приведению бюджета Инсарского муниципального района к программному виду, встраиванию бюджета в программном виде в процедуры бюджетного процесса.
Предполагается приведение в течение 2023 года параметров муниципальных программ в соответствие с бюджетными ассигнованиями.
Также необходима переориентация обоснования бюджетных ассигнований на описание факторов, влияющих на изменение объемов бюджетных ассигнований.
После приведения бюджета к программному виду необходимо обеспечить мероприятия по его интегрированию в организацию составления и исполнения консолидированного бюджета района.
1.2. Совершенствование бюджетного планирования.
В рамках реализации данного мероприятия основные усилия будут сосредоточены на совершенствовании бюджетного планирования. Важным направлением работы станет совершенствование механизмов формирования муниципальных заданий бюджетным и автономным учреждениям Инсарского муниципального района как инструмента повышения эффективности бюджетных расходов и качества оказания муниципальных услуг, уточнение методики расчета нормативных затрат на оказание муниципальных услуг.
В качестве ключевого направления реформирования бюджетного процесса предусматривается формирование бюджета Инсарского муниципального района на основе муниципальных программ Инсарского муниципального района, что потребует внедрения принципиально новых подходов к бюджетному планированию, повышения ответственности главных распорядителей средств бюджета Инсарского муниципального района за рациональное использование бюджетных средств, за обеспечение финансирования предусмотренных бюджетной росписью и лимитами бюджетных обязательств.
1.3. Формирование проекта решения Инсарского муниципального района о бюджете Инсарского муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период, подготовка решений о внесении изменений в утвержденный бюджет на очередной год и плановый период.
В рамках данного мероприятия в соответствии с основными направлениями бюджетной политики Инсарского муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период, на основании одобренного решением Совета депутатов Инсарского муниципального района прогноза социально-экономического развития Инсарского муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период предусматривается осуществление Финансовым управлением администрации Инсарского муниципального района разработки основных характеристик бюджета Инсарского муниципального района, а также распределение расходов бюджета Инсарского муниципального района на исполнение действующих и принимаемых расходных обязательств на очередной финансовый год и на плановый период в "программном" формате.
Мероприятием предусматриваются проведение Финансовым управлением администрации Инсарского муниципального района анализа предложений администрации Инсарского муниципального района и управления по социальной работе Инсарского муниципального района по бюджетным проектировкам, осуществление при необходимости согласительных процедур и формирование проекта Решения Инсарского муниципального района о бюджете Инсарского муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период, документов и материалов к нему.
После проведения согласования проекта решения Инсарского муниципального района о бюджете Инсарского муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период с администрацией Инсарского муниципального района планируется его внесение администрацией Инсарского муниципального района на рассмотрение в Совет депутатов Инсарского муниципального района.
1.4. Совершенствование процедур исполнения бюджета и отчетности о его исполнении.
В рамках данного мероприятия планируются усиление контроля за достижением бюджетными учреждениями Инсарского муниципального района запланированных результатов, предусмотренных муниципальным заданием, проведение постоянного мониторинга администрацией Инсарского муниципального района хода реализации и финансирования муниципальных программ Инсарского муниципального района, своевременного принятия соответствующих корректирующих управленческих решений.
В рамках выполнения данного мероприятия предусматриваются составление и представление бюджетной отчетности Финансовым управлением администрации Инсарского муниципального района в Совет депутатов Инсарского муниципального района.
В соответствии с решением Совета депутатов Инсарского муниципального района от 27.06.2016 г. N 40 "Об утверждении Положения о бюджетном процессе в Инсарском муниципальном районе" годовой отчет об исполнении бюджета Инсарского муниципального района подлежит утверждению решением Совета депутатов Инсарского муниципального района.
Мероприятием планируется подготовка проекта решения Инсарского муниципального района об исполнении бюджета Инсарского муниципального района за отчетный финансовый год, иных документов, представление на рассмотрение в Совет депутатов Инсарского муниципального района с последующим внесением на сессию Совета депутатов Инсарского муниципального района.
В рамках рассмотрения годового отчета об исполнении бюджета Инсарского муниципального района в Совете депутатов Инсарского муниципального района планируется участие в работе постоянных комиссий Инсарского муниципального района, представление доклада об исполнении бюджета Инсарского муниципального района на сессии Совета депутатов Инсарского муниципального района.
В целях обеспечения прозрачности и доступности информации об исполнении бюджета Инсарского муниципального района сведения об исполнении бюджета Инсарского муниципального района ежеквартально размещаются на официальном сайте администрации Инсарского муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Кроме того, в сроки, установленные Министерством финансов Республики Мордовия, предусматривается подготовка и направление в Министерство финансов Республики Мордовия ежемесячного отчета об исполнении консолидированного бюджета Инсарского муниципального района
2. Развитие контроля за соблюдением бюджетного законодательства, развитие институтов финансового менеджмента.
2.1. Осуществление финансового контроля за использованием средств бюджета Инсарского муниципального района.
В целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств данным мероприятием предусматриваются осуществление финансового контроля за использованием средств бюджета Инсарского муниципального района, а также принятие организационных мер, направленных на усиление финансового контроля главными распорядителями бюджетных средств за подведомственными им получателями бюджетных средств, главными администраторами доходов и главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета.
Результатом реализации данного мероприятия будет усиление финансового контроля за исполнением бюджета Инсарского муниципального района, повышение эффективности использования бюджетных средств.
3. Наращивание доходного потенциала, оптимизация бюджетных расходов.
3.1. Оптимизация бюджетных расходов.
Оптимизация бюджетных расходов будет строиться на основе инвентаризации расходных полномочий Инсарского муниципального района, исключения дублирования функций органов местного самоуправления, муниципальных учреждений, установления единых критериев (нормативов) обеспеченности населения муниципальными услугами, расширения применения нормативно-подушевого метода финансирования, учета фактического объема предоставленных муниципальных услуг при определении объема финансирования муниципальных учреждений.
3.2. Наращивание доходного потенциала.
Для обеспечения полного исполнения бюджета Инсарского муниципального района по доходам необходимо создать условия повышения уровня ответственности главных администраторов доходов бюджета за выполнение прогнозных показателей поступления доходов в бюджет Инсарского муниципального района, а также организации эффективного взаимодействия органов местного самоуправления Инсарского муниципального района, для улучшения качества администрирования доходов и увеличения их собираемости.
Работа по выполнению данного мероприятия будет направлена на:
обеспечение поступления штрафных санкций в бюджет Инсарского муниципального района в объеме начислений;
повышение эффективности управления муниципальной собственностью, увеличение поступлений доходов в бюджет Инсарского муниципального района и их использования;
повышение эффективности контрольной работы в отношении организаций, снижающих налогооблагаемую базу, имеющих недоимку по налогам, а также выплачивающих заработную плату с нарушением трудового и налогового законодательства;
С целью полного исполнения бюджета по доходам необходим регулярный анализ поступления налоговых и неналоговых доходов, дебиторской задолженности. Поэтому будет организована работа по ежемесячному мониторингу поступления налоговых и неналоговых доходов, выявлению резервов роста, своевременному погашению образовавшейся задолженности, активизация работы с дебиторами.
4. Характеристика мер правового регулирования
Для реализации всех предусмотренных подпрограммой мероприятий необходимы меры правового регулирования, направленные на методическое обеспечение бюджетного процесса, совершенствование финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств, интеграция в процессы планирования и исполнения бюджета механизмов перехода к программному бюджету.
5. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы
Объем финансового обеспечения реализации подпрограммы за счет средств бюджета Инсарского муниципального района за весь период ее реализации составляет 13786,7 рублей.
6. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками
Реализация мероприятий подпрограммы связана с различными группами рисков, обусловленных как внутренними факторами, зависящими от исполнителя (технологические риски и организационные риски), так и рисками, относящимися к внешним: изменения законодательства и внешней экономической ситуации, риски финансового обеспечения. Оказать существенное влияние на последнюю категорию исполнитель не может, поскольку это выходит за пределы его компетенции.
Комплексная оценка и информация о предполагаемых рисках, полученные на этапе подготовки подпрограммы, в значительной степени упрощают оперативное управление действиями исполнителей и способствуют предупреждению негативных тенденций, связанных с невыполнением поставленных задач.
К внешним факторам могут быть отнесены:
возможные изменения в социально-экономической и политической обстановке Российской Федерации, Республики Мордовия, также в финансово-бюджетной сфере;
изменения федерального и республиканского законодательства, определяющего систему мероприятий.
К внутренним факторам можно отнести:
нарушение сроков реализации как отдельных мероприятий, так и всей подпрограммы в целом;
проблема координации деятельности участников и исполнителей подпрограммы.
Подпрограмма построена исходя из принципа реалистичности реализации мероприятий.
Однако при принятии новых правовых актов, подготовке отчетных материалов либо иных мероприятий в силу временных ограничений и высокой загруженности текущей работой возможны нарушения сроков.
Риски, определенные внутренними факторами, будут минимизироваться путем осуществления организационных, разъяснительных мероприятий.
Для исключения рисков невыполнения задач подпрограммы необходимо:
детально проработать схему взаимодействия участников и исполнителей процессов реализации подпрограммы;
координировать деятельность участников и исполнителей по реализации мероприятий подпрограммы;
контролировать достижение поставленных на определенном этапе задач;
осуществлять проведение аналитических мероприятий;
осуществлять корректировку показателей и мероприятий подпрограммы;
регулярно осуществлять информационную поддержку реализации мероприятий подпрограммы;
проводить повышение квалификации и переподготовку работников, принимающих участие в реализации подпрограммы;
привлекать консультационные организации и экспертов, имеющих опыт проведения работ по повышению эффективности бюджетных расходов и совершенствованию системы управления;
стимулировать деятельность исполнителей подпрограммы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.